Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 июля 2009 г. по делу № А47-4353/2009

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2009 года
В полном объеме решение изготовлено 1 июля 2009 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи А.А. Александрова, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя К.Т.Н. (г. Бугуруслан) от 21.05.2009 № б/н к Управлению госавтодорнадзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании недействительным, не подлежащим применению и отмене предписания № 900039-56 от 24.04.2009 и возложении на Управление госавтодорнадзора по Оренбургской области судебных издержек.
При участии представителей сторон:
От заявителя: К.Т. - предприниматель (паспорт); К.Д. - представитель (доверенность от 23.06.2009 № б/н, постоянная).
От заявителя: Н.С. - главный специалист-эксперт (доверенность от 11.01.2009 года № 05/2-05, постоянная); М.А. - исполняющий обязанности главного государственного инспектора перевозок (доверенность от 23.06.2009 № 05/1-1291, постоянная).
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 23.06.2009 объявлялся перерыв до 29.06.2009 до 15 часов 00 минут.

установил:

индивидуальный предприниматель К.Т. (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению госавтодорнадзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ответчик, административный орган) о признании недействительным, не подлежащим применению и отмене предписания № 900039-56 от 24.04.2009 и возложении на Управление госавтодорнадзора по Оренбургской области судебных издержек.
Отводов суду не заявлено.
Заявителем заявлено письменное уточнение заявленных требований.
Уточнение заявленных требований судом принимается на основании ст. 49 АПК РФ.
Заявитель просит признать недействительным оспариваемое предписание в связи с нарушением положений п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах".
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, считает правомерным проведение весового контроля на передвижном пункте весового контроля.
В открытом судебном заседании судом установлено следующее.
Инспектором управления госавтодорнадзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 24.04.2009 на передвижном пункте весового контроля, расположенном на 21 км автомобильной дороги "Оренбург - Илек - граница Республики Казахстан" посредством весового контроля выявил превышение допустимых весовых параметров на транспортном средстве тягач МАЗ 642208-20 государственный номер О072ТО56, полуприцеп МАЗ 93892 государственный номер АН631456, принадлежащем индивидуальному предпринимателю К.Т.
Инспектором составлен акт от 24.04.2009 № 39 о превышении общей массы и осевых нагрузок, вынесено предписание от 24.04.2009 № 900039-56 на устранение нарушений весовых параметров, которым предприниматель обязан произвести оплату компенсации ущерба в размере 33584 рублей, нанесенного федеральным дорогам, при транспортировке тяжеловесных грузов.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
Согласно разделу II "Перечень прочих федеральных дорог" Постановления Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" (ред. от 26.05.2008, с изм. от 08.12.2008), автомобильная дорога Оренбург - Илек до границы с Республикой Казахстан (на Уральск) отнесена к федеральным дорогам, присвоен номер 1Р 335. В соответствии с разделом I "Перечень магистральных дорог" названного Постановления, к федеральным магистральным дорогам относится дорога М-5, включающая в себя, в том числе, "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, подъезды к городам Самара, Оренбург.
Таким образом, передвижной пункт весового контроля расположен на федеральной дороге.
В силу пункта 5.5.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в установленном порядке весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.
В соответствии с п. 6.7 названного положения, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом Российской Федерации 27.05.1996, согласованной с Министерством внутренних дел Российской Федерации и зарегистрированной в Минюсте Российской Федерации 08.08.1996 за № 1146, установлено, что контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции (п. 6.1).
Согласно пункту 6.3 данной Инструкции при выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов сотрудник инспекции принимает меры в соответствии с действующим законодательством.
Приказом Ространснадзора от 22.12.2004 № АН-337фс (с изм. от 03.10.2006) "Об утверждении Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта" утверждено Положение об управлении государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Согласно указанному положению (п. 2.3.3) управление осуществляет весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, на стационарных и передвижных пунктах весового контроля.
В соответствии с п. 1 ст. 10, п. 3 ст. 9, ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", при выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу. Индивидуальные предприниматели, не исполняющие в установленный срок предписания, постановления органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, наличие у ответчика надлежащих полномочий на вынесение оспариваемого предписания, следует считать доказанным в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
Поддерживая заявленное требование, заявитель ссылается на п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах", которым установлено, что на федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.
Однако, указанное Постановление Правительства не содержит запрета на использование передвижных постов весового контроля. При этом, Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не предусматривает, какие посты (стационарные или передвижные) могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач. Из содержания упомянутого Закона не следует, что Правительство Российской Федерации может устанавливать иные правила весового контроля грузовых транспортных средств.
О том, что контроль за осуществлением автомобильных перевозок может осуществляться с использованием как стационарных, так и передвижных пунктов весового контроля, свидетельствует п. 2.1 Распоряжения Министерства транспорта РФ от 04.12.2002 № ОС-1078-р, п. 9.1 Постановления администрации Оренбургской области от 04.07.2002 № 96-п, п. 7, пп. "г" п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1272 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок" (в ред. от 26.06.2008), п. 6.4 Приложения № 2 к областной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Оренбургской области в 2009 - 2012 годах" (утв. Законом Оренбургской области от 07.11.2008 № 2527/550-IV-ОЗ "Об областной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Оренбургской области в 2009 - 2012 годах").
При этом, согласно п. 1.2, 1.7 Приказа Федеральной дорожной службы РФ от 28.05.1999 № 158 "Об организации и функционировании системы весового контроля на федеральных автомобильных дорогах" в систему весового контроля на федеральных автомобильных дорогах входят, в том числе, передвижные (мобильные) пункты весового контроля, обслуживаемые как работниками федеральных и региональных дирекций автомобильных дорог, территориальных органов управления автомобильными дорогами, так и работниками дорожных ремонтно-строительных управлений. Имущество стационарных и передвижных (мобильных) пунктов весового контроля является федеральной собственностью и включается в состав федеральной автомобильной дороги.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 имеет название "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", а не "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти".

Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" упразднено Министерство транспорта Российской Федерации (п. 12), образованы (п. 13):
- Министерство транспорта и связи Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации,
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, передав ей функции по контролю и надзору упраздняемых Министерства путей сообщения Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации, а также функции по техническому надзору за спортивными судами упраздняемого Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту;
В соответствии с разделом № II Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724 (ред. от 14.10.2008) "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" к федеральной службе, руководство деятельностью которой осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации, относит, в том числе, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в тексте Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724 подпункт "а" пункта 4 отсутствует, имеется в виду подпункт "а" пункта 4 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314.

В силу пп. "а" п. 4 Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724 (ред. от 14.10.2008), федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Распоряжением Минтранса РФ от 10.11.2002 № ИС-1004-р "О создании службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации" утвержден регламент функционирования службы весового контроля государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ (Приложение № 3) и Положение о службе весового контроля государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ (Приложение № 2).
В соответствии с п. 2.4, 3.1 и 3.9 названного регламента, на передвижных пунктах весового контроля (далее - ППВК) производится, в том числе, проверка соответствия реальных весовых параметров транспортного средства параметрам, указанным в разрешении.
Согласно п. 5.2, 5.3 положения о службе весового контроля государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ места работы ППВК определяются дорожным органом по согласованию с территориальными подразделениями Госавтоинспекции МВД России. Местом работы ППВК следует считать участок автомобильной дороги или специально оборудованную площадку, на которых проводится измерение весовых параметров транспортных средств.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" к компетенции министерства отнесено установление порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (п. 5.2.53.31).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет, в том числе, специальные разрешительные и контрольные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, на следующие органы:
- органы Российской транспортной инспекции,
- федеральный орган исполнительной власти в области транспорта (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в транспортном комплексе),
- федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
Таким образом, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта переданы функции по контролю и надзору упраздненного Министерства транспорта Российской Федерации, в том числе, осуществляемые ранее службой весового контроля государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ. В связи с чем, территориальные органы федеральной службы по надзору в сфере транспорта на федеральных дорогах осуществляют полномочия по осуществлению весового контроля, в том числе, посредством передвижных пунктов весового контроля.
С учетом изложенного довод заявителя о том, что весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, может производиться только на стационарных пунктах весового контроля, судом отклоняется как основанный на неверном толковании норм права.
Аналогичная правовая позиция закреплена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 11 августа 2003 года (Дело № 87-Г03-5).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 01.01.1996 введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящих тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 № 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" Министерству транспорта Российской Федерации поручено утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.07.1998 № 22-П признал указанные подзаконные нормативные акты не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Расчет суммы, подлежащей уплате индивидуальным предпринимателем в соответствии с оспариваемым предписанием, в материалах дела имеется, соответствует Положению о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам (утв. Минтрансом РФ 30.04.1997) и заявителем не оспаривается.
Доводы заявителя о том, что весы автомобильные переносные возможно были установлены на неровной дороге, судом отклоняются, поскольку носят предположительный характер. При проведении комплексной проверки участка автомобильной дороги "Оренбург - Илек - гр. Р. Казахстан" с 3 км по 130 км (отсчет от г. Оренбург) нарушений требований ГОСТ на 21 км не установлено (акт проверки от 12.05.2009). Акт проверки № 39 от 24.04.2009 подписан водителем предпринимателя без возражений.
При данных обстоятельствах, факт превышения общей массы и осевых нагрузок, а также размер ущерба в размере 33584 рублей, нанесенного федеральным дорогам, при транспортировке тяжеловесных грузов, административным органом с позиции ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, документально подтверждены и его следует считать доказанным в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей относятся на заявителя на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 49, 198, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Уточнение заявленных требований принять.
2. В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем К.Т. (г. Бугуруслан) требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск).
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или ФАС Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).

Судья
А.А.АЛЕКСАНДРОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru