РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ МО "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ГОРОД НАРЬЯН-МАР"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2009 г. № 842
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ "ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ АДМИНИСТРАЦИИ МО "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
"ГОРОД НАРЬЯН-МАР" И ИХ ПРОЕКТОВ" И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
АДМИНИСТРАЦИИ МО "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ГОРОД НАРЬЯН-МАР"
И ИХ ПРОЕКТОВ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" постановляю:
1. Утвердить Положение
об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и их проектов в новой редакции (Приложение № 1).
2. Утвердить Методику
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и их проектов в новой редакции (Приложение № 2).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. главы Администрации МО
"Городской округ "Город Нарьян-Мар"
О.И.МАЛЫГИНА
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов "№ 843" следует читать "№ 842".
Приложение № 1
Утверждено
постановлением и.о. главы
Администрации МО "Городской
округ "Город Нарьян-Мар"
от 01.06.2009 № 843
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
МО "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ГОРОД НАРЬЯН-МАР" И ИХ ПРОЕКТОВ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и их проектов (далее - Положение), а также условия и порядок проведения антикоррупционной экспертизы указанных актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
2. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с Методикой
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и их проектов (далее - Методика) в отношении:
- проектов постановлений и распоряжений Администрации города Нарьян-Мара;
- проектов постановлений Главы города Нарьян-Мара, разрабатываемых для внесения в Совет городского округа "Город Нарьян-Мар" Главой города Нарьян-Мара в порядке правотворческой инициативы;
- действующих постановлений и распоряжений Администрации "Городской округ "Город Нарьян-Мар", при разработке которых антикоррупционная экспертиза не проводилась.
3. Администрация города Нарьян-Мара, структурные подразделения Администрации города Нарьян-Мара - разработчики проекта правовых актов (далее - разработчики) обязаны принимать меры по недопущению включения коррупциогенных норм в разрабатываемые ими правовые акты. Разработанный проект правового акта подлежит проверке на коррупциогенность, проводимой разработчиком. В случае обнаружения в проекте коррупционных факторов они должны быть исключены разработчиком из проекта правового акта.
II. Антикоррупционная экспертиза
1. Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов и действующих правовых актов Администрации города Нарьян-Мара осуществляется юридическим отделом Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - юридический отдел).
2. Антикоррупционная экспертиза проводится юридическим отделом в соответствии с Положением о юридическом отделе Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
3. Результаты антикоррупционной экспертизы оформляются в соответствии с Методикой
и отражаются в заключении, составленном по итогам юридической экспертизы проектов правовых актов. В отношении правовых актов и их проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, антикоррупционная экспертиза не проводится.
III. Учет результатов антикоррупционной
экспертизы и контроль ее проведения
1. По результатам антикоррупционной экспертизы действующих правовых актов Администрации города Нарьян-Мара составляются экспертные заключения, которые направляются уполномоченным в соответствующей сфере структурным подразделениям Администрации города Нарьян-Мара, принимавшим участие в разработке данного правового акта, и в комиссию по борьбе с коррупцией.
Структурные подразделения Администрации города Нарьян-Мара в течение месяца со дня получения экспертного заключения, в котором отражены сведения о наличии в правовом акте коррупционных факторов, обязаны принять меры по их устранению и представить информацию об этом в комиссию по борьбе с коррупцией.
2. Положения проекта правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные юридическим отделом во время проведения антикоррупционной экспертизы, устраняются разработчиком на стадии доработки проекта правового акта.
3. В случае несогласия разработчика с результатами антикоррупционной экспертизы, свидетельствующей о наличии в проекте правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, разработчик вносит указанный проект на рассмотрение главы Администрации города Нарьян-Мара с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.
К проекту правового акта, вносимому разработчиком на рассмотрение главы Администрации города Нарьян-Мара, прилагается поступившее экспертное заключение, составленное по итогам антикоррупционной экспертизы.
4. В случае получения информации о наличии в действующем правовом акте Администрации города Нарьян-Мара, прошедшем антикоррупционную экспертизу положений, способствующих проявлениям коррупции, руководителем аппарата Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" принимается решение о проведении повторной антикоррупционной экспертизы.
Для проведения повторной антикоррупционной экспертизы указанный правовой акт направляется в юридический отдел.
5. С целью организации учета и контроля за проведением работы по осуществлению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов руководители структурных подразделений Администрации города Нарьян-Мара ежегодно в срок до 20 января направляют Главе Администрации города Нарьян-Мара информацию по итогам прошедшего года:
- о количестве и перечне проведенных антикоррупционных экспертиз проектов правовых актов Администрации города Нарьян-Мара;
- о проведенных антикоррупционных экспертизах действующих правовых актов Администрации города Нарьян-Мара;
- о количестве и динамике случаев выявления в результате проведения антикоррупционных экспертиз каждого коррупционного фактора;
- о количестве и составе (перечне) поступивших заключений по результатам проведения антикоррупционной экспертизы;
- об устранении (случаях неустранения) выявленных коррупционных факторов.
Приложение № 2
Утверждена
постановлением и.о. главы
Администрации МО "Городской
округ "Город Нарьян-Мар"
от 01.06.2009 № 842
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ АДМИНИСТРАЦИИ МО "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
"ГОРОД НАРЬЯН-МАР" И ИХ ПРОЕКТОВ
I. Общие положения
1. Настоящая Методика определяет правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии правовых актов Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", а также в действующих правовых актах коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
2. Коррупционными факторами признаются положения правовых актов и их проектов (далее - правовые акты), которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения правовых актов, содержащие коррупционные факторы.
3. Основной задачей применения настоящей Методики является обеспечение проведения экспертизы правовых актов Администрации города Нарьян-Мара в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращение включения в них указанных положений либо исключение их из действующих правовых актов (далее - антикоррупционная экспертиза).
II. Основные правила проведения антикоррупционной экспертизы
1. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
3. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц акта (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов. К экспертному заключению прилагается таблица коррупционных факторов, выявленных в правовом акте, по форме согласно приложению
к настоящей Методике.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в правовом акте выявленных коррупционных факторов.
4. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.
5. В экспертном заключении в обязательном порядке предусматриваются рекомендации по доработке проекта правового акта (внесению изменений в нормативный правовой акт), в котором выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции.
III. Коррупционные факторы
1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией Администрацией города Нарьян-Мара полномочий;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
2. Факторы, связанные с реализацией Администрации города Нарьян-Мара полномочий, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий должностных лиц;
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения Администрацией города Нарьян-Мара (должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям. О предъявлении завышенных требований свидетельствует наличие открытых (неисчерпывающих) перечней документов, подаваемых заявителем или оснований для отказа ему, использование субъективно-оценочных формулировок оснований для отказа в реализации права;
г) злоупотреблении правом заявителя Администрацией города Нарьян-Мара (должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) в выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению Администрации города Нарьян-Мара (должностных лиц);
е) наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию дополнительных правовых актов;
ж) принятии правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции Администрации города Нарьян-Мара (должностных лиц) при принятии правовых актов;
з) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;
3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в правовом акте и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в правовом акте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения Администрацией города Нарьян-Мара (должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для Администрации города Нарьян-Мара (должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности Администрации города Нарьян-Мара (должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности муниципальных служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за Администрацией города Нарьян-Мара (должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями Администрации города Нарьян-Мара (должностных лиц, муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности Администрации города Нарьян-Мара (должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе нормативного правового акта.
К ним относятся:
а) ложные цели и приоритеты.
Правовой акт должен иметь ясные цели и приоритеты, отвечающие реальным потребностям правового регулирования.
На данный фактор могут указывать объективная нецелесообразность принятия правового акта, избыточность регулирования вопроса, несоответствие положений правового акта продекларированным им целям;
б) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для Администрации города Нарьян-Мара (должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Приложение
к Методике проведения
антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов
Администрации МО "Городской
округ "Город Нарьян-Мар"
и их проектов
ТАБЛИЦА
коррупционных факторов, выявленных
в правовых актах и их проектах
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦ Коррупционный фактор ¦ Норма (части, главы, статьи, ¦
¦ ¦ разделы, пункты, подпункты, ¦
¦ ¦абзацы) правового акта, в которой¦
¦ ¦ обнаружен коррупционный фактор ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦ 1. Коррупционные факторы, связанные с реализацией полномочий ¦
¦ Администрацией города Нарьян-Мара ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦1) широта дискреционных полномочий ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦2) определение компетенции по формуле ¦ ¦
¦"вправе" ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦3) завышенные требования к лицу, ¦ ¦
¦предъявляемые для реализации ¦ ¦
¦принадлежащего ему права ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦4) злоупотребление правом заявителя ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦5) выборочное изменение объема прав ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦6) наличие бланкетных и отсылочных норм¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦7) принятие правового акта сверх ¦ ¦
¦компетенции ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦8) заполнение правовых пробелов иными ¦ ¦
¦правовыми актами ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦9) юридико-лингвистическая ¦ ¦
¦неопределенность ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦ 2. Коррупционные факторы, связанные с правовыми пробелами ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦1) наличие пробела в правовом ¦ ¦
¦регулировании ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦2) отсутствие административных процедур¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦3) отказ от конкурсных (аукционных) ¦ ¦
¦процедур ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦4) отсутствие запретов и ограничений ¦ ¦
¦Администрации города Нарьян-Мара ¦ ¦
¦(должностных лиц) ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦5) отсутствие мер ответственности ¦ ¦
¦Администрации города Нарьян-Мара ¦ ¦
¦(должностных лиц) ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦6) отсутствие указаний на формы, виды ¦ ¦
¦контроля за Администрацией города ¦ ¦
¦Нарьян-Мара (должностными лицами) ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦7) нарушение режима прозрачности ¦ ¦
¦информации ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦ 3. Коррупционные факторы системного характера ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦1) ложные цели и приоритеты ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+
¦2) нормативные коллизии ¦ ¦
+---------------------------------------+---------------------------------+