Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мурманская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2005 г. № 256-ПП/8

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства Мурманской области
от 26.01.2006 № 19-ПП/1, от 14.07.2006 № 283-ПП,
от 25.12.2006 № 526-ПП, от 21.02.2007 № 84-ПП/3,
от 08.08.2007 № 375-ПП, от 14.12.2007 № 606-ПП,
от 02.06.2008 № 250-ПП, от 26.08.2008 № 407-ПП,
от 28.11.2008 № 572-ПП/23, от 04.03.2009 № 108-ПП,
от 30.06.2009 № 275-ПП)

В целях создания организационных основ региональной политики в области образования, в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 и статьей 70 Устава Мурманской области Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа).
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 28.11.2008 № 572-ПП/23)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Утвердить комитет по образованию Мурманской области государственным заказчиком - координатором долгосрочной целевой Программы.
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 28.11.2008 № 572-ПП/23)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) при формировании проекта областного бюджета на очередной год предусматривать средства на реализацию Программы. Финансирование Программы производить в пределах средств, предусмотренных на ее реализацию законом об областном бюджете.
4. Комитету по образованию Мурманской области (Костюкевич В.Ф.) ежегодно представлять Правительству Мурманской области информацию о ходе реализации Программы.
5. Рекомендовать исполнительным органам власти Мурманской области, органам местного самоуправления Мурманской области, Управлению Федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области, Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, Союзу промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области, руководителям учреждений образования, науки, предприятий и организаций Мурманской области принять участие в реализации согласованных мероприятий Программы.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А.

Губернатор
Мурманской области
Ю.А.ЕВДОКИМОВ





Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 26 января 2006 г. № 19-ПП/1


Изменение, внесенное в наименование Программы постановлением Правительства Мурманской области от 28.11.2008 № 272-ПП/23, вступило в силу с 1 января 2009 года.

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА
2006 - 2010 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства Мурманской области
от 28.11.2008 № 572-ПП/23, от 04.03.2009 № 108-ПП,
от 30.06.2009 № 275-ПП)

ПАСПОРТ

Наименование     - "Развитие образования Мурманской области  на 2006 - 2010
программы          годы" (далее - Программа)

Дата принятия    - постановление   Правительства   Мурманской  области   от
решения о          23.12.2004   №  379-ПП/12   "О  разработке  региональной
разработке         целевой   программы   "Развитие  образования  Мурманской
Программы, дата    области на 2006 - 2010 годы";
ее утверждения   - постановление   Правительства   Мурманской   области  от
                   28.06.2005  № 256-ПП/8 "О региональной целевой программе
                   "Развитие  образования Мурманской области на 2006 - 2010
                   годы"

Государственные  - Министерство образования и науки Мурманской области;
заказчики        - Министерство территориального развития,  строительства и
                   жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области

Государственный  - Министерство образования и науки Мурманской области
заказчик -
координатор

Основные         - Министерство образования и науки Мурманской области;
разработчики     - муниципальные органы управления образованием
Программы

Цели и задачи    - основная цель:
Программы          - создание условий для повышения качества, доступности и
                   конкурентоспособности  образования   Мурманской  области
                 - основные задачи:
                   - совершенствование  содержания  и технологий обучения и
                   воспитания;
                   - развитие системы обеспечения качества образования;
                   -  повышение   эффективности    управления   в   системе
                   образования

Важнейшие          Увеличение к 2010 году:
целевые            -  коэффициента  охвата  дошкольным  образованием  детей
индикаторы и       старше 5 лет с 89 % до 93 %;
показатели         - коэффициента   охвата  обучающихся  10  -  11  классов
                   программами  профильного  и углубленного обучения с 52 %
                   до 65 %;
                   -  коэффициента   охвата  обучающихся  и   воспитанников
                   образовательных  учреждений  области  различными формами
                   дополнительного образования детей с 78 % до 82 %;
                   - коэффициента  обновления  основных фондов с 1 % до 1,5
                   %;
                   -  инвестиций  на   материально-техническое  обеспечение
                   обучающегося (воспитанника) в 2,2 раза.
                   Обеспечение  к  2010  году  темпов  роста  регионального
                   норматива расходов на образование не менее 13 % ежегодно

Сроки и этапы    - период с 2006 по 2010 годы:
реализации         I этап: 2006 - 2007 годы;
Программы          II этап: 2008 - 2010 годы

Объемы и           средства  федерального,  областного  и местных бюджетов,
источники          привлеченные средства:
финансирования     всего - 1571665,40 тыс. руб.,
                                                               в том числе:
                   2006 - 445086,80 тыс. руб.
                   2007 - 335637,30 тыс. руб.
                   2008 - 399113,20 тыс. руб.
                   2009 - 162726,10 тыс. руб.
                   2010 - 229102,00 тыс. руб.
                   федеральный бюджет - 489047,60 тыс. руб.,
                                                               в том числе:
                   2006 - 137584,30 тыс. руб.
                   2007 - 145015,30 тыс. руб.
                   2008 - 199448,00 тыс. руб.
                   2009 - 7000,00 тыс. руб.
                   2010 - 0,00 тыс. руб.
                   областной бюджет - 616399,80 тыс. руб.,
                                                               в том числе:
                   2006 - 85112,50 тыс. руб.
                   2007 - 112947,00 тыс. руб.
                   2008 - 139082,20 тыс. руб.
                   2009 - 102281,10 тыс. руб.
                   2010 - 176977,00 тыс. руб.
                   местные бюджеты - 466058,00 тыс. руб.,
                                                               в том числе:
                   2006 - 222310,00 тыс. руб.
                   2007 - 77595,00 тыс. руб.
                   2008 - 60583,00 тыс. руб.
                   2009 - 53445,00 тыс. руб.
                   2010 - 52125,00 тыс. руб.
                   внебюджетные средства - 160,00 тыс. руб.,
                                                               в том числе:
                   2006 - 80,00 тыс. руб.
                   2007 - 80,00 тыс. руб.
                   2008 - 0,00 тыс. руб.
                   2009 - 0,00 тыс. руб.
                   2010 - 0,00 тыс. руб.
(позиция    в    ред.   постановления   Правительства   Мурманской   области
от 30.06.2009 № 275-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Ожидаемые        - расширение  возможности  для получения доступных видов и
конечные           уровней качественного дошкольного,  общего, специального
результаты         и профессионального  образования  населением  Мурманской
реализации         области  и повышение  конкурентоспособности  региона  за
Программы и        счет  укрепления   кадровой   составляющей  экономики  и
показатели         социальной сферы
социально-
экономической
эффективности

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Региональная политика в области образования в период с 2002 по 2005 годы осуществлялась в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, региональной программой "Развитие образования Мурманской области на 2002 - 2005 годы".
В 2006 - 2010 годах системе образования Мурманской области предстоит работать в новых организационных и нормативно-правовых условиях, определенных приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации.
Результатами реализации региональной программы "Развитие образования Мурманской области на 2002 - 2005 годы", других региональных целевых программ стали устойчивая стабилизация и переход к инновационному развитию образовательной системы Мурманской области на основе ее модернизации при сохранении классических традиций и фундаментального характера российского образования.
Сохранена сеть образовательных учреждений Мурманской области, которая позволяет обеспечить конституционные права граждан на получение бесплатного общего и начального профессионального образования.
Охват общественным дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 6 лет составляет 78,5 %. С целью обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования создаются условия для подготовки детей к обучению. В 2004/2005 учебном году лишь 5,1 % обучающихся первых классов общеобразовательных учреждений не получили дошкольной подготовки.
Приняты меры по совершенствованию структуры и содержания дошкольного и общего образования. Преимущественное развитие в области получили дошкольные образовательные учреждения комбинированного и общеразвивающего вида.
Завершен переход общеобразовательных учреждений области на обучение по программе четырехлетней начальной школы. Треть младших школьников обучаются по различным дидактическим системам и учебно-методическим комплектам.
В профильных классах общеобразовательных учреждений области обучаются 39 % старшеклассников. Существенные изменения произошли в структуре профильного обучения, более половины профильных классов реализуют программы физико-математической, математико-технологической и естественно-научной направленности. 60 % обучающихся 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений области получают предпрофильную подготовку, осваивая программы углубленного изучения различных предметов, факультативных курсов и спецкурсов.
Треть общеобразовательных учреждений области реализуют программы повышенного уровня различной направленности.
В целях формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся почти половина обучающихся 2 - 4 классов изучают информатику, из них в трети классов - с использованием компьютерной техники. Завершается переход на обязательное изучение базового курса информатики в основной школе. 92 общеобразовательных учреждения имеют доступ в Интернет. 56 % младших школьников изучают иностранные языки. Второй иностранный язык как предмет учебного плана изучают 6,4 % обучающихся 5 - 11 классов.
В учебные планы 67 % общеобразовательных учреждений области введен третий час физической культуры на всех ступенях общего образования.
Более дифференцированной стала структура специального (коррекционного) образования, все в большей степени интегрируемого в общеобразовательные школы путем создания в них специальных классов и групп, что способствует адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Из 7093 детей с ограниченными возможностями здоровья посещают дошкольные образовательные учреждения и группы компенсирующего назначения 3680 детей, обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, коррекционных классах общеобразовательных школ 3413 детей, половина из них обучается в общеобразовательных учреждениях.
Приняты меры по стандартизации образования. Завершен первый этап апробации проекта регионального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Разработаны и изданы программное и учебно-методическое обеспечение проекта стандарта по всем образовательным областям и учебные пособия для обучающихся начальной и основной школы.
Совершенствованию образовательного процесса в значительной степени способствовала экспериментальная работа, организованная на базе региональных экспериментальных площадок по следующим направлениям: совершенствование структуры и содержания общего образования, введение профильного обучения на старшей ступени общего образования, апробация форм и содержания предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов, введение единого государственного экзамена, технологии оценивания учебных достижений в условиях безотметочного обучения, апробация учебно-методических комплектов для начальной школы, введение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, обучение и воспитание детей с синдромом Дауна, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья, формирование психолого-медико-педагогической службы в системе муниципального образования.
Общеобразовательные учреждения области обеспечивают высокое качество образования, что подтверждается результатами единого государственного экзамена. Средний тестовый балл выпускников общеобразовательных учреждений области находится на уровне и выше среднего балла выпускников школ России. Сохраняется стабильным процент выпускников, награжденных медалями "За особые успехи в учении" (5 %), из них 92 % претендентов на награждение медалью подтверждают свои результаты на едином государственном экзамене. Количество обучающихся, не осваивающих образовательные программы соответствующего уровня, не превышает 0,3 %.
Продолжена работа по созданию условий для обучения детей, имеющих повышенные образовательные потребности. Региональные предметные олимпиады школьников организованы по 17 предметам. Ежегодно в рамках реализации мероприятий Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее" проводятся региональная научная и инженерная выставка "Будущее Севера" и региональное соревнование "Будущее Севера. Юниор". Обеспечена целевая поддержка областной очно-заочной школы дополнительного образования "А-Элита", Центра очно-заочного обучения Академической гимназии Санкт-Петербургского университета.
Остается стабильной сеть учреждений дополнительного образования детей. Более половины учреждений дополнительного образования являются многопрофильными, реализующими от 20 до 160 образовательных программ. В кружках занимаются две трети от общей численности обучающихся (по России - 40,1 %).
Сохранена система начального профессионального образования (НПО). В 2004 году на 10 тыс. человек, проживающих в Мурманской области, приходится 115 обучающихся. В системе НПО обучается 1063 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, примерно 65 % обучающихся составляют дети из малообеспеченных семей.
Созданы условия для получения выпускниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений начального профессионального образования по 9 специальностям (перечень профессий увеличился в 2 раза).
Реальный рост расходов на образование с учетом сложившейся инфляции составил более 15 %. Средняя заработная плата работников образования выросла за четыре года в 1,4 раза и составляет 6440 рублей. Действует региональная система социальной поддержки работников образования.
80 % учебников приобретается за счет средств бюджетов различных уровней, только 20 % - за счет родителей.
К 2004 году оснащены компьютерной техникой все школы и профессиональные училища, на 1 компьютер в среднем приходится 34 обучающихся (по РФ - 40). В 9 сельских школах установлены и функционируют системы спутникового доступа к информационным образовательным ресурсам.
За 4 года привлечено дополнительно федеральных и внебюджетных материальных и денежных ресурсов через целевые программы и проекты в размере около 250 млн. рублей.
Вместе с тем сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения эффективных механизмов и методов.
В 9 из 21 муниципального образования сохраняется очередность на услуги дошкольных образовательных учреждений.
Качество общеобразовательной подготовки выпускников средних школ в отдельных муниципальных образованиях и обучающихся учреждений начального профессионального образования ниже, чем в среднем по области.
Сокращение контингента обучающихся требует принятия мер по оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений.
Введение профильного обучения, переход на новые государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, развитие системы дополнительного образования детей сдерживаются недостаточным ресурсным обеспечением. Не снижаются темпы ветшания материально-технической базы зданий и сооружений образовательных учреждений, их оснащение не в полной мере отвечает современным требованиям.
В области не созданы условия для раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Сохраняется существенная диспропорция по уровням профессионального образования и направлениям подготовки по рабочим специальностям.
Вместе с тем имеющийся потенциал системы образования области позволяет определить приоритетные направления дальнейшего развития. Программа должна стать основой для реализации региональной государственной политики в области образования, обеспечить продолжение предшествующего этапа модернизации региональной системы образования.
Программа определяет общие правовые, экономические и социальные основы развития системы образования Мурманской области, регулирует отношения между Правительством Мурманской области, органами местного самоуправления, организациями и образовательными учреждениями в области образования.
Реализация Программы способствует достижению целей и задач Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системы целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.
Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в модернизации системы образования Мурманской области, а именно в:
- обеспечении введения обязательного общего образования, его доступности и высокого качества;
- осуществлении мер по дальнейшему совершенствованию структуры и содержания всех уровней образования, технологии обучения и воспитания, в повышении доступности дошкольного образования и качества предоставляемых населению услуг;
- обеспечении пожарной безопасности образовательных учреждений, улучшении питания школьников;
- содействии созданию ресурсных центров и учебно-производственных участков на базе начальных и средних профессиональных образовательных учреждений;
- увеличении численности учащихся и студентов, проходящих обучение по двухуровневому учебному плану;
- формировании государственного заказа на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования, адекватного кадровой структуре экономики и социальной сферы области;
- увеличении объемов подготовки по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда.
Решение сформулированных в Программе задач программно-целевыми методами направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления материально-техническими, кадровыми и финансовыми ресурсами системы образования Мурманской области в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования в условиях существующих бюджетных ограничений.
Основным риском, связанным с программно-целевым методом решения проблемы при реализации Программы, может стать недостаточное бюджетное финансирование.
Реализация комплекса мероприятий, затрагивающих систему образования Мурманской области, предусматривает создание централизованных механизмов, координацию и распространение их на муниципальном уровне.
Расшифровка сокращений, принятых в Программе, приведена в приложении № 1.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ
ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

Основной целью Программы является создание условий для повышения качества, доступности и конкурентоспособности образования Мурманской области.
Для достижения указанной выше цели должны быть решены следующие задачи:
1. Совершенствование содержания и технологий обучения и воспитания.
2. Развитие системы обеспечения качества образования.
3. Повышение эффективности управления в системе образования.
Сроки реализации Программы: 2006 - 2010 годы.
Этапы реализации:
1. 2006 - 2007 гг. Завершение переходящих мероприятий региональной программы "Развитие образования Мурманской области на 2002 - 2005 годы" и других целевых региональных программ в сфере образования. Разработка программных мероприятий на последующие годы с учетом принципов и целей государственной политики в сфере образования. Реализация мероприятий 1-го этапа Программы и апробация их результатов.
2. 2008 - 2010 гг. Завершение переходящих мероприятий 1-го этапа и уточнение плана мероприятий 2-го этапа Программы. Реализация мероприятий Программы и распространение результатов. Завершение мероприятий Программы, анализ результатов их реализации и разработка региональной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы.
Целевые индикаторы и показатели:

+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦        Индикаторы, показатели        ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦
¦                                      ¦  г.  ¦  г.  ¦  г.  ¦  г.  ¦  г.  ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Коэффициент охвата дошкольным         ¦  89 %¦  89 %¦  91 %¦  93 %¦  93 %¦
¦образованием детей старше 5 лет       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Удельный вес обучающихся с            ¦  48 %¦  57 %¦  58 %¦  61 %¦  63 %¦
¦ограниченными возможностями здоровья, ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦интегрированных в общеобразовательные ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦учреждения                            ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Коэффициент охвата обучающихся 10 - 11¦  52 %¦  55 %¦  60 %¦  65 %¦  65 %¦
¦классов программами профильного и     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦углубленного обучения                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Доля победителей и призеров           ¦  55 %¦  56 %¦  56 %¦  57 %¦  57 %¦
¦федеральных окружных, всероссийских,  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦международных олимпиад и иных         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦конкурсных мероприятий, по итогам     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦которых присуждаются премии для       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦поддержки талантливой молодежи        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Коэффициент охвата обучающихся и      ¦  78 %¦  79 %¦  79 %¦  79 %¦  79 %¦
¦воспитанников образовательных         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦учреждений области различными формами ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦дополнительного образования детей     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Доля обучающихся в возрасте от 11 лет ¦  15 %¦  17 %¦  20 %¦  25 %¦  30 %¦
¦и старше, вовлеченных в               ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦профилактические антинаркотические    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦мероприятия, по отношению к общей     ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦численности обучающихся этого возраста¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Коэффициент обеспеченности обучающихся¦    15¦  13,2¦    12¦  11,3¦  10,7¦
¦7 - 11 классов общеобразовательных    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦учреждений компьютерной техникой      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦(человек/компьютер)                   ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Темп роста общего объема              ¦  43 %¦19,7 %¦  16 %¦  15 %¦  15 %¦
¦финансирования на образование         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Темп роста регионального норматива    ¦  12 %¦  25 %¦17,8 %¦  13 %¦  13 %¦
¦финансирования системы образования (по¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦городской общеобразовательной школе)  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Коэффициент обновления основных фондов¦1,10 %¦1,20 %¦1,30 %¦1,40 %¦1,50 %¦
¦образовательных учреждений            ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Доля инвестиций на материально-       ¦  2868¦  3100¦  3350¦  3620¦  3900¦
¦техническое обеспечение обучающегося  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦(воспитанника, студента) в год        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦(руб./чел.)                           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Доля образовательных учреждений,      ¦  10 %¦  20 %¦  40 %¦  50 %¦  60 %¦
¦имеющих институты общественного       ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦гражданского участия                  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Соотношение средней заработной платы в¦   1,8¦   2,4¦   2,4¦   2,4¦   2,6¦
¦системе образования к величине        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦прожиточного минимума                 ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния и тенденции развития системы образования за последние пять лет.
Перечень программных мероприятий включает 3 подраздела, сгруппированных по основным направлениям деятельности (приложение № 2).

3.1. Совершенствование содержания
и технологий обучения и воспитания

3.1.1. Развитие системы образования детей старшего дошкольного возраста.
3.1.2. Реализация системы мер по введению новых государственных образовательных стандартов (ГОС).
3.1.3. Введение профильного обучения в старшей общеобразовательной школе.
3.1.4. Реализация системы мер по обеспечению образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.1.5. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей.
3.1.6. Внедрение новых образовательных технологий на основе современных информационно-коммуникационных систем.

3.2. Развитие системы обеспечения качества образования

3.2.1. Развитие государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций).
3.2.2. Завершение эксперимента и переход к поэтапному введению единого государственного экзамена в штатный режим.
3.2.3. Совершенствование системы подготовки, повышения квалификации работников системы образования.
3.2.4. Расширение возможности участия обучающихся образовательных учреждений Мурманской области в системе региональных, всероссийских и международных олимпиад, конкурсов и обменов.
3.2.5. Развитие механизмов поддержки и ресурсного обеспечения деятельности региональных экспериментальных площадок, государственных областных образовательных учреждений.
3.2.6. Модернизация учебного, учебно-производственного оборудования и материально-технической базы учреждений системы образования Мурманской области.
3.2.7. Реализация приоритетного национального проекта "Образование".

3.3. Повышение эффективности управления
в системе образования

3.3.1. Развитие государственно-общественных форм управления в системе образования.
3.3.2. Внедрение организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов, направленных на эффективное использование ресурсов.
3.3.3. Разработка и реализация комплексного проекта модернизации образования Мурманской области на 2007 - 2009 годы.

4. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в формах, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, средств федерального бюджета, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников в рамках двухсторонних договоров, заключаемых государственным заказчиком - координатором.
Объемы финансирования программных мероприятий по годам реализации, источникам финансирования, экономическим статьям расходов представлены в приложении № 3.
Сведения о планируемых мероприятиях по материально-техническому и ресурсному обеспечению решения задач Программы на период до 2010 года приведены в подразделе 2 перечня мероприятий Программы.
Приведенные ниже консолидированные объемы финансирования Программы на 2006 - 2010 годы за счет средств областного бюджета и из других источников носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного и муниципальных бюджетов, бюджетов федеральных целевых программ на соответствующий год.

тыс. руб.
+------------------------+----------+-------------------------------------------------+
¦Источники финансирования¦ Всего за ¦                   в том числе                   ¦
¦                        ¦  2006 -  +---------+---------+---------+---------+---------+
¦                        ¦ 2010 гг. ¦ 2006 г. ¦ 2007 г. ¦ 2008 г. ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. ¦
+------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Областной бюджет        ¦ 616399,80¦ 85112,50¦112947,00¦139082,20¦102281,10¦176977,00¦

]]>
¦         ¦¦доведению бюджетных      ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦средств до               ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦общеобразовательных      ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦учреждений               ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
+---------++-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦ 3.3.3.3 ¦Развитие региональной     ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦системы оценки качества   ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦образования:              ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ++-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦разработка и реализация  ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦механизма участия        ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦общественности в оценке  ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦качества образования     ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦+-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦разработка системы       ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦аттестации               ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦образовательных          ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦учреждений,              ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦педагогических и         ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦управленческих кадров,   ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦учитывающей результаты   ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦оценки качества          ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦образования              ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
+---------++-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦ 3.3.3.4 ¦Развитие сети             ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦общеобразовательных       ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦учреждений региона,       ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦обеспечение условий для   ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦получения качественного   ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦общего образования        ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦независимо от места       ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦жительства:               ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ++-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦разработка и реализация  ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦муниципальных программ   ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦реструктуризации и       ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦оптимизации сети         ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦образовательных          ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦учреждений               ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦+-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦реализация мероприятий по¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦обеспечению соответствия ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦образовательных          ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦учреждений современным   ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦требованиям и нормам,    ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦предъявляемым к условиям ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦осуществления            ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦образовательного процесса¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
+---------++-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦ 3.3.3.5 ¦Расширение общественного  ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦участия в управлении      ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦образованием:             ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ++-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦формирование             ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦попечительских,          ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦наблюдательных и         ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦управляющих советов в    ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦образовательных          ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦учреждениях              ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦+-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦развитие системы         ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦публичной отчетности     ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦органов управления       ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦образованием,            ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦образовательных          ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦учреждений и организаций ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦+-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦реализация мероприятий по¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦обеспечению соответствия ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦образовательных          ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦учреждений современным   ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦требованиям и нормам,    ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦предъявляемым к условиям ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦осуществления            ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         ¦¦образовательного процесса¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
+---------++-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦ИТОГО по подразделу 3.3   ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         +--------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦Всего 2006 - 2010         ¦    3379,9¦   1118,3¦       0¦    2261,6¦   1904,9¦   503,3¦       0¦   1401,6¦       0¦       0¦  0¦       0¦  1315¦   615¦   0¦   700¦   160¦  0¦  0¦   160¦
¦         ++-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦2006 год                 ¦     539,3¦    153,3¦       0¦       386¦    419,3¦   153,3¦       0¦      266¦       0¦       0¦  0¦       0¦    40¦     0¦   0¦    40¦    80¦  0¦  0¦    80¦
¦         ¦+-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦2007 год                 ¦     480,6¦        0¦       0¦     480,6¦    360,6¦       0¦       0¦    360,6¦       0¦       0¦  0¦       0¦    40¦     0¦   0¦    40¦    80¦  0¦  0¦    80¦
¦         ¦+-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦2008 год                 ¦       805¦      280¦       0¦       525¦      345¦       0¦       0¦      345¦       0¦       0¦  0¦       0¦   460¦   280¦   0¦   180¦     0¦  0¦  0¦     0¦
¦         ¦+-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦2009 год                 ¦       745¦      235¦       0¦       510¦      290¦       0¦       0¦      290¦       0¦       0¦  0¦       0¦   455¦   235¦   0¦   220¦     0¦  0¦  0¦     0¦
¦         ¦+-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦2010 год                 ¦       810¦      450¦       0¦       360¦      490¦     350¦       0¦      140¦       0¦       0¦  0¦       0¦   320¦   100¦   0¦   220¦     0¦  0¦  0¦     0¦
+---------++-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦ИТОГО по Программе        ¦          ¦         ¦        ¦          ¦         ¦        ¦        ¦         ¦        ¦        ¦   ¦        ¦      ¦      ¦    ¦      ¦      ¦   ¦   ¦      ¦
¦         +--------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦Всего 2006 - 2010         ¦ 1571665,4¦ 948048,7¦120353,3¦  503263,4¦ 616399,8¦357912,2¦119353,3¦ 139134,3¦489047,6¦131778,5¦  0¦357269,1¦466058¦458358¦1000¦  6700¦   160¦  0¦  0¦   160¦
¦         ++-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦2006 год                 ¦  445086,8¦ 300981,5¦ 10643,7¦  133461,6¦  85112,5¦ 54492,5¦ 10643,7¦  19976,3¦137584,3¦   25419¦  0¦112165,3¦222310¦221070¦   0¦  1240¦    80¦  0¦  0¦    80¦
¦         ¦+-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦2007 год                 ¦  335637,3¦ 186257,3¦ 12473,5¦  136906,5¦ 112947,0¦ 75902,3¦ 11473,5¦  25571,2¦145015,3¦   35000¦  0¦110015,3¦ 77595¦ 75355¦1000¦  1240¦    80¦  0¦  0¦    80¦
¦         ¦+-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦2008 год                 ¦  399113,2¦197824,93¦   34328¦ 166960,27¦ 139082,2¦74262,43¦   34328¦ 30491,77¦  199448¦ 64359,5¦  0¦135088,5¦ 60583¦ 59203¦   0¦  1380¦     0¦  0¦  0¦     0¦
¦         ¦+-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦2009 год                 ¦  162726,1¦    99531¦ 27530,1¦     35665¦ 102281,1¦   40506¦ 27530,1¦    34245¦    7000¦    7000¦  0¦       0¦ 53445¦ 52025¦   0¦  1420¦     0¦  0¦  0¦     0¦
¦         ¦+-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+
¦         ¦¦2010 год                 ¦    229102¦   163454¦   35378¦     30270¦   176977¦  112749¦   35378¦    28850¦       0¦       0¦  0¦       0¦ 52125¦ 50705¦   0¦  1420¦     0¦  0¦  0¦     0¦
+---------++-------------------------+----------+---------+--------+----------+---------+--------+--------+---------+--------+--------+---+--------+------+------+----+------+------+---+---+------+





Приложение № 4
к Программе


Методика вступила в силу с 1 января 2009 года (пункт третий постановления Правительства Мурманской области от 28.11.2008 № 272-ПП/23).

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

1. НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ

Методика оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы предназначена для оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа), определения планируемого вклада результатов Программы в социально-экономическое развитие Мурманской области, обоснования соответствия целей и задач Программы целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системе целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно по окончании отчетного периода.

2. КРИТЕРИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ
ПЛАНИРУЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Для оценки планируемой эффективности Программы применяются следующие критерии:
а) соответствие Программы системе приоритетов социально-экономического развития Мурманской области;
б) уровень проработки целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Программы и их соответствие следующим функциональным критериям: отражение специфики проблем, решаемых Программой, количественные значения показателей, их определяемость на основе статистического наблюдения, зависимость значений показателей от реализации мероприятий Программы, динамичный характер и изменяемость показателей;
в) уровень финансового обеспечения Программы и его структурные параметры.
Обязательным условием оценки планируемой эффективности Программы является успешное полное выполнение запланированных на период ее реализации программных мероприятий.

3. КРИТЕРИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для оценки эффективности реализации Программы применяются следующие критерии:
3.1. Критерии экономической эффективности, которые включают оценку вклада Программы в экономическое развитие области.
3.2. Критерии бюджетной эффективности, которые учитывают сопоставление затрат областного бюджета на реализацию программных мероприятий с возникшими дополнительными доходами соответствующих бюджетов.
Поскольку Программа носит исключительно социальный характер и не предполагает прямого привлечения в областной бюджет денежных средств, бюджетная эффективность Программы может быть оценена лишь по объемам привлечения средств из внебюджетных источников (средства общественных объединений, спонсоров) на реализацию мероприятий Программы, а экономическая эффективность оценивается по степени влияния результатов Программы на достижение целей Стратегии социально-экономического развития Мурманской области в социальной сфере.
3.3. Критерии социальной эффективности Программы.
Социальная эффективность учитывает вклад реализации Программы в показатели социального развития, которые не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Эффективность реализации Программы заключается в достижении следующих результатов:
совершенствование содержания и технологий обучения и воспитания;
развитие системы обеспечения качества образования;
повышение эффективности управления в системе образования.
Социальная эффективность Программы оценивается также по степени достижения целевых значений показателей в социальной сфере, установленных на каждый год реализации Программы.

+---------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦        Индикаторы, показатели         ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦
¦                                       ¦  г.  ¦  г.  ¦  г.  ¦  г.  ¦  г.  ¦
+---------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Коэффициента охвата дошкольным         ¦  89 %¦  89 %¦  91 %¦  93 %¦  93 %¦
¦образованием детей старше 5 лет        ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+---------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Коэффициента охвата обучающихся 10 - 11¦  52 %¦  55 %¦  60 %¦  65 %¦  65 %¦
¦классов программами профильного и      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦углубленного обучения                  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+---------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Коэффициента охвата обучающихся и      ¦  78 %¦  79 %¦  79 %¦  79 %¦  79 %¦
¦воспитанников образовательных          ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦учреждений области различными формами  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦дополнительного образования детей      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+---------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Коэффициента обновления основных фондов¦1,10 %¦1,20 %¦1,30 %¦1,40 %¦1,50 %¦
+---------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Доля инвестиций на материально-        ¦  2868¦  3100¦  3350¦  3620¦  3900¦
¦техническое обеспечение обучающегося   ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦(воспитанника, студента) в год         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦(руб./чел.)                            ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+---------------------------------------+------+------+------+------+------+

Оценка эффективности заключается в сравнении фактически достигнутых показателей за соответствующий период с утвержденными значениями целевых индикаторов.
Социальная эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых значений показателей по формуле:

         1    2          n
        I    I          I
         ф    ф          ф
        -- + -- + ... + --
         1    2          n
        I    I          I
         н    н          н
    Е = ------------------ x 100 %, где:
                n

    Е - эффективность реализации Программы (процентов);
     n
    I  - фактическое  значение  индикатора,  достигнутое  в ходе реализации
     ф   Программы;
     n
    I  - нормативное значение индикатора, утвержденное Программой;
     н
    n - количество индикаторов Программы.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru