Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Марий Эл республика


МЭР ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2008 г. № 3109

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ "ГОРОД ЙОШКАР-ОЛА"
НА 2009 - 2011 ГОДЫ"

(в ред. Постановления администрации городского округа
"Город Йошкар-Ола" от 18.06.2009 № 1623)

Постановляю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие образования в городском округе "Город Йошкар-Ола" на 2009 - 2011 годы" (далее - Программа).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Йошкар-Ола".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра города Йошкар-Олы Куклина Л.В.

Мэр
города Йошкар-Олы
О.ВОЙНОВ





Утверждена
постановлением
мэра
города Йошкар-Олы
от 2 декабря 2008 г. № 3109

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ "ГОРОД ЙОШКАР-ОЛА"
НА 2009 - 2011 ГОДЫ"

(в ред. Постановления администрации городского округа
"Город Йошкар-Ола" от 18.06.2009 № 1623)

СОДЕРЖАНИЕ

Перечень принятых сокращений
Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие образования в городском округе "Город Йошкар-Ола" на 2009 - 2011 годы"
1. Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения и обоснование необходимости ее решения программными методами на уровне управления образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
2. Определение целей и задач Программы и обоснование их выбора
3. Целевые индикаторы Программы, включая значения показателей по годам
4. Сроки реализации Программы
5. Система программных мероприятий
6. Финансовое обеспечение Программы
7. Организационная схема управления и контроля за реализацией Программы
8. Описание ожидаемых конечных результатов Программы
9. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам ведомственной целевой программы "Развитие образования в городском округе "Город Йошкар-Ола" на 2009 - 2011 годы"

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Программа - ведомственная целевая программа "Развитие образования в городском округе "Город Йошкар-Ола" на 2009 - 2011 годы"
Управление образования - управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
МОУ - муниципальное образовательное учреждение
МДОУ - муниципальное дошкольное образовательное учреждение
МОУДО - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
СОШ - средняя общеобразовательная школа
ПНПО - приоритетный национальный проект "Образование"
ММС - муниципальная методическая служба
ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии
АПС - автоматизированная пожарная сигнализация
ЕГЭ - единый государственный экзамен
МТБ - материально-техническая база
ОГПН МЧС РМЭ - отдел государственного пожарного надзора Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Марий Эл

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ "ГОРОД ЙОШКАР-ОЛА"
НА 2009 - 2011 ГОДЫ"

Паспорт
ведомственной целевой программы
"Развитие образования в городском округе "Город Йошкар-Ола"
на 2009 - 2011 годы"

+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Наименование   ¦Развитие   образования   в   городском   округе    "Город¦
¦Программы      ¦Йошкар-Ола" на 2009 - 2011 годы"                         ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Заказчик       ¦Управление образования  администрации  городского  округа¦
¦Программы      ¦"Город Йошкар-Ола"                                       ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Цели и задачи  ¦Цели:                                                    ¦
¦Программы      ¦Обеспечить  эффективное,  устойчивое   развитие   системы¦
¦               ¦образования городского округа "Город Йошкар-Ола".        ¦
¦               ¦Создать условия для удовлетворения потребностей  граждан,¦
¦               ¦общества и рынка труда в качественном образовании на фоне¦
¦               ¦растущих темпов инновационного развития.                 ¦
¦               ¦Задачи:                                                  ¦
¦               ¦Обеспечение   деятельности    муниципальных    учреждений¦
¦               ¦образования,  расширение  сферы  муниципальных  услуг   в¦
¦               ¦области   образования   в   городском    округе    "Город¦
¦               ¦Йошкар-Ола".                                             ¦
¦               ¦Предоставление возможности для развития интеллектуального¦
¦               ¦и творческого потенциала одаренных и  талантливых  детей,¦
¦               ¦обеспечение их адресной поддержкой.                      ¦
¦               ¦Информатизация системы  общего  образования,  переход  на¦
¦               ¦комплексное использование  современных  информационных  и¦
¦               ¦педагогических    технологий,    обеспечивающих    единое¦
¦               ¦образовательное  пространство.  Повышение   эффективности¦
¦               ¦воспитательной   системы,    вовлечение    родителей    и¦
¦               ¦общественности  в  деятельность  развития   муниципальной¦
¦               ¦системы образования.                                     ¦
¦               ¦Совершенствование    профилактической    работы     среди¦
¦               ¦несовершеннолетних и родителей по вопросам безнадзорности¦
¦               ¦и правонарушений. Сохранение и укрепление здоровья  детей¦
¦               ¦и подростков. Улучшение  рациона  питания  обучающихся  и¦
¦               ¦воспитанников муниципальных  образовательных  учреждений.¦
¦               ¦Повышение  профессионального  уровня   педагогических   и¦
¦               ¦управленческих   кадров.    Обновление    и    укрепление¦
¦               ¦материально-технической  базы  муниципальных   учреждений¦
¦               ¦образования.                                             ¦
¦               ¦Повышение уровня комплексной  безопасности  муниципальных¦
¦               ¦образовательных учреждений с  целью  сохранения  жизни  и¦
¦               ¦защиты здоровья воспитанников, обучающихся  и  работников¦
¦               ¦муниципальных образовательных учреждений.                ¦
¦               ¦Повышение эффективности  расходования  бюджетных  средств¦
¦               ¦путем целевого финансирования мероприятий.               ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Целевые        ¦Численность  воспитанников  в  муниципальных   дошкольных¦
¦индикаторы     ¦образовательных учреждениях.                             ¦
¦Программы и их ¦Удельный вес численности обучающихся 9, 10, 11-х классов,¦
¦значение       ¦занимающихся по программам  предпрофильной  подготовки  и¦
¦               ¦профильного обучения.                                    ¦
¦               ¦Удельный   вес   численности   обучающихся   в    системе¦
¦               ¦дополнительного образования.                             ¦
¦               ¦Доля участников второго этапа Всероссийской олимпиады  от¦
¦               ¦контингента обучающихся  7  -  11  классов  муниципальных¦
¦               ¦общеобразовательных учреждений.                          ¦
¦               ¦Доля участников третьего этапа Всероссийской олимпиады от¦
¦               ¦контингента обучающихся  7  -  11  классов  муниципальных¦
¦               ¦общеобразовательных учреждений.                          ¦
¦               ¦Количество победителей Всероссийской олимпиады           ¦
¦               ¦- второго этапа;                                         ¦
¦               ¦- третьего этапа;                                        ¦
¦               ¦- пятого этапа.                                          ¦
¦               ¦Удельный вес обучающихся 9,  11-х  классов  муниципальных¦
¦               ¦образовательных  учреждений,   получивших   аттестат   об¦
¦               ¦образовании.                                             ¦
¦               ¦Удельный  вес   выпускников,   награжденных   похвальными¦
¦               ¦грамотами  "За  особые  успехи   в   изучении   отдельных¦
¦               ¦предметов", медалями "За особые успехи в учении".        ¦
¦               ¦Удельный вес  муниципальных  образовательных  учреждений,¦
¦               ¦имеющих  лицензию  на   право   ведения   образовательной¦
¦               ¦деятельности.                                            ¦
¦               ¦Удельный вес  муниципальных  образовательных  учреждений,¦
¦               ¦имеющих государственную аккредитацию.                    ¦
¦               ¦Удельный вес  муниципальных  образовательных  учреждений,¦
¦               ¦имеющих доступ к сети Интернет.                          ¦
¦               ¦Количество обучающихся на один компьютер в  муниципальных¦
¦               ¦образовательных учреждениях.                             ¦
¦               ¦Удельный  вес  педагогов  муниципальных   образовательных¦
¦               ¦учреждений,  имеющих  первую  и  высшую  квалификационную¦
¦               ¦категорию.                                               ¦
¦               ¦Удельный вес  муниципальных  образовательных  учреждений,¦
¦               ¦имеющих     формы     самоуправления,      обеспечивающие¦
¦               ¦государственно-общественный характер управления.         ¦
¦               ¦Удельный вес  муниципальных  образовательных  учреждений,¦
¦               ¦работающих по инновационным программам развития.         ¦
¦               ¦Процент посещаемости  детей  в  муниципальных  дошкольных¦
¦               ¦образовательных учреждениях.                             ¦
¦               ¦Процентное  достижение  уровня  комплексной  безопасности¦
¦               ¦муниципального образовательного учреждения.              ¦
¦               ¦Процент   обновления   основных   фондов    муниципальных¦
¦               ¦образовательных учреждений.                              ¦
¦               ¦Коэффициент   обновления   материально-технической   базы¦
¦               ¦муниципального образовательного учреждения.              ¦
¦               ¦Коэффициент обновления технологического,  холодильного  и¦
¦               ¦другого  оборудования   муниципального   образовательного¦
¦               ¦учреждения.                                              ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Сроки          ¦2009 - 2011 годы                                         ¦
¦реализации     ¦                                                         ¦
¦Программы      ¦                                                         ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Перечень       ¦1.   Развитие   и   увеличение   сети   различных   видов¦
¦основных       ¦муниципальных  дошкольных  образовательных  учреждений  с¦
¦мероприятий    ¦учетом потребностей населения города.                    ¦
¦Программы      ¦2. Обеспечение деятельности муниципальных образовательных¦
¦               ¦учреждений,  расширение  сферы  муниципальных   услуг   в¦
¦               ¦области образования.                                     ¦
¦               ¦3. Повышение профессионального  уровня  педагогических  и¦
¦               ¦управленческих кадров.                                   ¦
¦               ¦4.    Повышение    уровня    комплексной     безопасности¦
¦               ¦муниципальных образовательных учреждений.                ¦
¦               ¦5. Обновление и укрепление  материально-технической  базы¦
¦               ¦муниципальных учреждений образования.                    ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Исполнители    ¦Управление образования  администрации  городского  округа¦
¦основных       ¦"Город   Йошкар-Ола",   подведомственные    муниципальные¦
¦мероприятий    ¦учреждения образования                                   ¦
¦Программы      ¦                                                         ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Объемы и       ¦Общий объем финансирования  Программы  осуществляется  за¦
¦источники      ¦счет  средств  федерального,  республиканского  бюджетов,¦
¦финансирования ¦внебюджетных фондов и средств  городского  округа  "Город¦
¦Программы      ¦Йошкар-Ола".                                             ¦
¦               ¦Всего на 2009 - 2011 годы - 222055,1 тыс. руб. из бюджета¦
¦               ¦городского  округа  "Город  Йошкар-Ола",  в  том числе по¦
¦               ¦годам:                                                   ¦
¦               ¦2009 год - 14328,5 тыс. руб.;                            ¦
¦               ¦2010 год - 115610,9 тыс. руб.;                           ¦
¦               ¦2011 год - 92115,7 тыс. руб.                             ¦
¦(в  ред. Постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"¦
¦от 18.06.2009 № 1623)                                                    ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                        ¦
¦               ¦Объемы финансирования Программы за счет  средств  бюджета¦
¦               ¦городского  округа  "Город  Йошкар-Ола"  могут   ежегодно¦
¦               ¦корректироваться    в    соответствии    с    финансовыми¦
¦               ¦возможностями.                                           ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Организационная¦Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола";      ¦
¦схема          ¦Управление образования  администрации  городского  округа¦
¦управления и   ¦"Город Йошкар-Ола"                                       ¦
¦контроля за    ¦                                                         ¦
¦реализацией    ¦                                                         ¦
¦Программы      ¦                                                         ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые      ¦Развитие     муниципальной      системы      образования,¦
¦результаты     ¦соответствующей социальным и  экономическим  потребностям¦
¦реализации     ¦развития города Йошкар-Олы                               ¦
¦Программы      ¦                                                         ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Показатели     ¦Реализация  Программы  позволит  к  2011  году   повысить¦
¦эффективности  ¦качественный уровень образования, что будет выражаться в:¦
¦расходования   ¦-   увеличении   количества   обучающихся   муниципальных¦
¦бюджетных      ¦общеобразовательных учреждений, охваченных предпрофильной¦
¦средств        ¦подготовкой и профильным обучением,                      ¦
¦               ¦до 63%;                                                  ¦
¦               ¦-   создании   условий    для    внедрения    современных¦
¦               ¦образовательных   технологий,    уменьшении    количества¦
¦               ¦обучающихся на 1 компьютер с 23 человек до 20 человек;   ¦
¦               ¦- удовлетворении потребностей учащихся и их  родителей  в¦
¦               ¦дополнительных образовательных услугах до 68%;           ¦
¦               ¦- увеличении охвата  детей  дошкольным  образованием  при¦
¦               ¦условии открытия дополнительных мест за  счет  увеличения¦
¦               ¦сети муниципальных дошкольных образовательных  учреждений¦
¦               ¦до 87%;                                                  ¦
¦               ¦- увеличении удельного веса муниципальных образовательных¦
¦               ¦учреждений,  работающих   по   инновационным   программам¦
¦               ¦развития до 21,5%;                                       ¦
¦               ¦-  расширении   участия   общественности   в   управлении¦
¦               ¦образованием,  увеличении  удельного  веса  муниципальных¦
¦               ¦образовательных учреждений, имеющих формы самоуправления,¦
¦               ¦обеспечивающие    государственно-общественный    характер¦
¦               ¦управления до 35%;                                       ¦
¦               ¦-  повышении   уровня   профессиональной   компетентности¦
¦               ¦педагогов   муниципальных   образовательных   учреждений,¦
¦               ¦увеличении удельного веса педагогов  с  первой  и  высшей¦
¦               ¦квалификационной категорией до 64%;                      ¦
¦               ¦- увеличении охвата  питанием  учащихся  в  муниципальных¦
¦               ¦образовательных учреждениях до 75%;                      ¦
¦               ¦-   обеспечении   качества   и    безопасности    питания¦
¦               ¦воспитанников и обучающихся;                             ¦
¦               ¦-    достижении    уровня    комплексной     безопасности¦
¦               ¦муниципальных образовательных учреждений до 90%;         ¦
¦               ¦-    обновлении     основных     фондов     муниципальных¦
¦               ¦образовательных учреждений до 1%;                        ¦
¦               ¦- улучшении  материально-технической  базы  муниципальных¦
¦               ¦образовательных учреждений до 0,22%;                     ¦
¦               ¦- обновлении  технологического,  холодильного  и  другого¦
¦               ¦оборудования муниципальных образовательных учреждений  на¦
¦               ¦15%.                                                     ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+

1. Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения
и обоснование необходимости ее решения
программными методами на уровне
управления образования администрации
городского округа "Город Йошкар-Ола"

1.1. Реализация предшествующих целевых программ развития образования городского округа "Город Йошкар-Ола" обусловила ряд позитивных перемен, произошедших в системе образования.
В городе Йошкар-Оле функционирует целостная система дошкольного образования с развитой сетью учреждений всех типов и видов, необходимой материально-технической и нормативной базой, позволяющей регулировать взаимоотношения внутри системы образования, а именно: 61 дошкольное образовательное учреждение, в том числе - 53 муниципальных (далее - МДОУ), подведомственных управлению образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", из них 3 сельских; два - ведомственные, два - негосударственные, 4 - здравоохранения, подведомственных управлению здравоохранения администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
К позитивным тенденциям, определяющим состояние системы дошкольного образования, можно отнести:
- сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений различных видов и типов;
- внедрение в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий;
- развитие инновационной деятельности, направленной на совершенствование содержания дошкольного образования, развитие национальной культуры.
Процент охвата детей дошкольным воспитанием составляет 83% от общей численности детей дошкольного возраста.
Вместе с тем остается острая проблема по обеспечению детей местами в детские сады. На 1 сентября 2008 года остались неустроенными 150 детей в возрасте 2 - 3-х лет. Потребность в обеспечении местами в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на три ближайших года составляет около 5 тысяч человек ежегодно.
1.2. Общеобразовательная подготовка школьников осуществляется в муниципальных общеобразовательных учреждениях следующих видов: средние общеобразовательные школы - 22; вечерняя (сменная) - 1, спецшкола "Становление"; учреждения повышенного уровня: лицей - 1, гимназии - 4, школа с углубленным изучением отдельных предметов - 1 с контингентом обучающихся на 01.09.2008 18775 человек.
Как показывают результаты успеваемости, 2007/2008 учебный год завершен достаточно успешно. Итоги следующие:
- общая успеваемость от числа подлежащих аттестации обучающихся - 98,6%;
- количество обучающихся на "4" и "5" составляет 46,2%.
В 2008 году во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях города Йошкар-Олы продолжился эксперимент по проведению ЕГЭ (12 предметов), итоги которого свидетельствуют о повышении качества учебного процесса по литературе, географии, физике, химии.
Продолжилась работа по внедрению учебных планов по переходу на профильное обучение (изучение иностранного языка и информатики со 2 класса, введение предпрофильных и профильных предметов на 2-ой и 3-ей ступенях образования). Педагогическим коллективам и обучающимся предоставлены широкие права по выбору программ, предметов, элективных курсов, методик их преподавания. Одним из направлений эксперимента по введению профильного обучения учащихся в муниципальных, общеобразовательных учреждениях, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 № 334, является разработка и апробация новой формы проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9-х классов.
Проблема заключается в том, что за последние три года медленно происходит обновление содержания образования на всех ступенях общего образования, предусматривающего реализацию качественно новой личностно-ориентированной модели образования на основе развивающих, профильных программ обучения. Не произошло существенного увеличения доли муниципальных образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы развивающего обучения. Одна из немаловажных причин - проблема обеспечения обучающихся учебниками и учебно-методическими комплектами, соответствующими новым государственным образовательным стандартам. Оснащенность школьных библиотек позволяет обеспечить учебниками только около 60% обучающихся. Художественной литературой школьные библиотеки обеспечиваются недостаточно.
Объем бюджетных средств, выделяемых на приобретение учебных изданий, в расчете на одного обучающегося составляет 250 рублей в год. Однако проблема обеспечения учебниками и учебно-наглядными пособиями сохраняется. Учебное лабораторное и демонстрационное оборудование муниципальных общеобразовательных учреждений физически и морально устарело. Свыше 80% учебного оборудования не обновлялось более 20 лет.
1.3. Высокий уровень знаний школьники показывают на всех этапах Всероссийской олимпиады (городском, республиканском и др.). Олимпиада - одно из самых массовых мероприятий в муниципальных образовательных учреждениях города Йошкар-Олы: в городском туре 2007/2008 учебного года приняли участие 1681 обучающийся. Отмечено дипломами 169 призеров (10,05% от всех участников). Ежегодно для успешного проведения Олимпиады Управлением образования проводится большая организационная работа, так, 215 участников городского тура включены в команду города на третий тур Олимпиады 2008 года. Обучающиеся муниципальных общеобразовательных учреждений, получив 76 дипломов, удерживают абсолютное первенство в республике на III республиканском этапе Всероссийской олимпиады.
По существующим оценкам для того, чтобы дети смогли состояться как одаренные личности, необходимо своевременно выявить их талант, создать условия для развития одаренности, в том числе и за счет развития сети дополнительного образования. Несмотря на ежегодное активное участие школьников муниципальных образовательных учреждений в различных олимпиадах и конкурсах остается проблематичным решение вопросов, связанных с эффективной организацией конкурсных и научно-практических мероприятий, способствующих развитию интеллектуального творческого потенциала одаренных детей, и обеспечением их социальной и материальной поддержкой.
1.4. В результате реализации приоритетного национального проекта "Образование" муниципальная система образования получила значительное количество субъектов научно-методической деятельности - лучших педагогов и коллективов лучших школ. Все они являются лидерами образования и представляют важный инновационный ресурс не только города, но и республики.
В 2008 году ресурсные центры, созданные на базе муниципальных образовательных учреждений - победителей конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта "Образование": гимназии № 4 им. А.С.Пушкина, лицея № 11 им. Т.И.Александровой, средних общеобразовательных школ № 27 и № 30, успешно внедряли инновационные программы. Для реализации ключевых направлений муниципального образования базовыми школами определены гимназия № 14, средние общеобразовательные школы № 7, № 9, № 15, № 28.
В рамках реализации ПНПО по направлению "Оснащение школ учебным и учебно-наглядным оборудованием" в муниципальные образовательные учреждения поставлены 4 кабинета химии (СОШ № 30, 7, 28, лицей № 11); 2 кабинета физики (лицей № 11, СОШ № 27); 2 кабинета биологии (гимназия № 4, СОШ № 9); 1 кабинет русского языка и литературы (СОШ № 27), 13 интерактивных досок, 2 автобуса (СОШ № 21, 29.)
По направлению ПНПО "Внедрение современных образовательных технологий" завершена работа по подключению муниципальных образовательных учреждений к сети Интернет. Активно происходит апробация и внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий. В муниципальных образовательных учреждениях проводится еженедельный мониторинг качества Интернет и ежемесячный мониторинг использования сети Интернет в образовательном процессе. За последние три года муниципальные образовательные учреждения существенно обновили компьютерную технику.
Однако уровень информатизации системы общего образования отстает от требований современных учебных программ. Остается проблема недостатка квалифицированных специалистов по сопровождению современных программно-аппаратных средств. Приобретенная компьютерная техника быстро морально устаревает, возникает необходимость обновлять ее с периодичностью не менее 1 раза в 5 лет. Мультимедийные проекторы имеют не все МОУ, не автоматизирована управленческая деятельность администраций муниципальных образовательных учреждений всех типов. По плану Министерства образования Республики Марий Эл необходим 1 компьютер на 25 обучающихся, в муниципальных общеобразовательных учреждениях, по состоянию на 01.09.2008, на 1 компьютер приходится 23 обучающихся, хотя для успешного освоения информационно-коммуникационных технологий необходимо иметь 1 компьютер на 20 обучающихся. Также требуется обновление учебных кабинетов школ учебно-наглядными пособиями, ученической мебелью, классными досками, оргтехникой.
1.5. Система дополнительного образования детей в городском округе "Город Йошкар-Ола" продолжает развиваться и представлена шестью муниципальными учреждениями различной направленности, в которых функционируют 258 творческих объединений, в них занимаются 7702 воспитанника, работают 284 педагога дополнительного образования.
Одними из самых массовых и популярных среди детей и родителей являются: художественно-эстетическое образование (26,4% от всех детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования), спортивно-техническое (17,8%), физкультурно-спортивное (14%), туристско-краеведческое (6,5%). В муниципальных образовательных учреждениях в кружках и спортивных секциях занимаются 13065 детей, что составляет 67,2% от общего количества обучающихся.
Актуальной остается проблема поддержки и развития воспитательной системы и дополнительного образования. Для предоставления широких возможностей развития творческого потенциала одаренных и талантливых детей необходимо увеличение средств на развитие материально-технической базы муниципальных учреждений дополнительного образования, оснащение клубов, центров, детских школ дополнительного образования современной техникой, инвентарем.
1.6. Возникла необходимость активизации профилактической деятельности и повышения эффективности мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленных на выявление родителей, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию своих несовершеннолетних детей, по профилактике социального сиротства. Недостаточно взаимодействие различных ведомств, привлечение родительской общественности, школьного самоуправления в обеспечении задач профилактики правонарушений, социальной помощи детям и подросткам.
1.7. По состоянию на 1.09.2008 общее количество работников отрасли в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях Управления образования составляет 5096 человек.
В условиях модернизации отечественного образования расширяется самостоятельность и ответственность работников образования. Требования к современному педагогу изменяются и усложняются. Повышаются требования к профессиональной компетентности, уровень которой отражает соответствующая квалификационная категория, присвоенная (или подтвержденная) в процессе аттестации, участие в конкурсах и многих других мероприятиях, что имеет для личности педагога важное социально-профессиональное, профессионально-педагогическое и психологическое значение.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в конкурсном отборе лучших учителей на премию Президента Российской Федерации в 2008 году приняли участие 69 педагогов, из них 11 стали победителями.
Семь муниципальных образовательных учреждений приняли участие в конкурсном отборе по направлению "Стимулирование образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы". Лицей № 11 им. Т.И.Александровой, гимназия № 4 им. А.С.Пушкина, СОШ № 28 стали обладателями миллионных грантов из федерального бюджета в 2008 году.
Педагогические коллективы приняли участие в значимых для педагогического сообщества городских конкурсах: "Учитель года", "Вожатый года", "Самый "классный" классный", "Замечательный инспектор", "Лучший социальный педагог", "Сердце отдаю детям".
В Республике Марий Эл создана система грантовой поддержки педагогов. Педагоги муниципальных образовательных учреждений представили свой инновационный опыт на различных республиканских конкурсах профессионального мастерства. В конкурсном движении на получение грантов Президента Республики Марий Эл педагоги города Йошкар-Олы являются лидерами. Учитывая, что большая часть педагогов представляет свой опыт на муниципальном уровне, необходима финансовая поддержка, позволяющая обобщить опыт лучших педагогов, руководителей на высоком научно-методическом уровне для внедрения в массовую практику.
Требуют дополнительного финансового обеспечения традиционные общегородские мероприятия: конкурсы педагогического мастерства (например, "Учитель года", "Воспитатель года" и др.), августовское совещание педагогических и руководящих работников, выпуск методических сборников. Недостаточно стимулируется экспериментальная работа муниципальных образовательных учреждений и педагогических работников, реализующих федеральные, республиканские и муниципальные эксперименты.
1.8. Актуальным для муниципальной системы образования является создание условий, обеспечивающих комфортные и безопасные условия получения образования и сохранение здоровья подрастающего поколения.
Материально-техническая база муниципальных образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов и инженерных коммуникаций. Строительство основной части зданий МОУ и МДОУ приходится на 60 - 70 годы XX века, поэтому особое значение имеет своевременное обеспечение технической безопасности муниципальных учреждений образования.
Санитарно-гигиеническая оценка условий обучения в муниципальных образовательных учреждениях выявила выраженную степень риска целого ряда показателей (недостаточная искусственная освещенность, неблагоприятный воздушно-тепловой режим). Школьная мебель в 70% учебных классов изношена или не соответствует росту учащихся.
Необходимо обновление пищеблоков, технологического оборудования в пищеблоках МОУ. К началу 2008 - 2009 учебного года произведена частичная замена кухонного оборудования на сумму 3650,0 тыс. рублей, но этого крайне недостаточно.
Таким образом, в муниципальной системе образования существуют проблемы, требующие комплексного решения на основе системного подхода и программно-целевого метода:
1. Развитие и увеличение сети различных видов дошкольных образовательных учреждений с учетом потребностей населения города.
2. Обеспечение деятельности муниципальных образовательных учреждений, расширение сферы муниципальных услуг в области образования.
3. Повышение уровня комплексной безопасности муниципальных образовательных учреждений.
4. Обновление и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений образования.
Дальнейшее развитие муниципальной системы образования городского округа "Город Йошкар-Ола" требует постановки стратегической цели и задач с последующим их решением на 2009 - 2011 годы.

2. Определение целей и задач Программы
и обоснование их выбора

Цели Программы:
Обеспечить эффективное, устойчивое развитие системы образования городского округа "Город Йошкар-Ола".
Создать условия для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании на фоне растущих темпов инновационного развития.
Задачи Программы:
Обеспечение деятельности муниципальных учреждений образования, расширение сферы муниципальных услуг в области образования в городском округе "Город Йошкар-Ола".
Предоставление возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала одаренных и талантливых детей, обеспечение их адресной поддержкой.
Информатизация системы общего образования, переход на комплексное использование современных информационных и педагогических технологий, обеспечивающих единое образовательное пространство.
Повышение эффективности воспитательной системы, вовлечение родителей и общественности в деятельность и развитие муниципальной системы образования.
Совершенствование профилактической работы среди несовершеннолетних и родителей по вопросам безнадзорности и правонарушений.
Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.
Обеспечение высокого качества и безопасности питания детей и подростков в муниципальных образовательных учреждениях.
Повышение профессионального уровня педагогических и управленческих кадров.
Обновление и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений образования.
Повышение уровня комплексной безопасности муниципальных образовательных учреждений с целью сохранения жизни и защиты здоровья воспитанников, обучающихся и работников муниципальных образовательных учреждений.
Повышение эффективности расходования бюджетных средств путем целевого финансирования мероприятий.

3. Целевые индикаторы Программы,
включая значения показателей по годам

Таблица 1

+----------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦           Наименование индикатора            ¦2009 год¦2010 год¦2011 год¦
¦                  достижения                  ¦        ¦        ¦        ¦
+----------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦           Развитие муниципальных услуг в области образования,           ¦
¦          совершенствование содержания и технологий образования          ¦
+----------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦численность воспитанников в муниципальных     ¦ 11150  ¦ 11300  ¦ 11500  ¦
¦дошкольных образовательных учреждениях        ¦        ¦        ¦        ¦
+----------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦удельный вес численности обучающихся в 9,  10,¦  62%   ¦  63%   ¦  63%   ¦
¦11-х  классах,  занимающихся   по   программам¦        ¦        ¦        ¦
¦предпрофильной   подготовки   и    профильного¦        ¦        ¦        ¦
¦обучения                                      ¦        ¦        ¦        ¦
+----------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦удельный   вес   численности   обучающихся   в¦ 79,5%  ¦  80%   ¦ 80,5%  ¦
¦муниципальной     системе      дополнительного¦        ¦        ¦        ¦
¦образования                                   ¦        ¦        ¦        ¦
+----------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦доля участников  второго  этапа  Всероссийской¦  18%   ¦ 18,5%  ¦  19%   ¦
¦олимпиады от контингента обучающихся в 7 -  11¦        ¦        ¦        ¦
¦классах   муниципальных    общеобразовательных¦        ¦        ¦        ¦
¦учреждений                                    ¦        ¦        ¦        ¦
+----------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦доля участников третьего  этапа  Всероссийской¦  2,1%  ¦  2,2%  ¦  2,2%  ¦
¦олимпиады от контингента обучающихся в 7 -  11¦        ¦        ¦        ¦
¦классах   муниципальных    общеобразовательных¦        ¦        ¦        ¦
¦учреждений                                    ¦        ¦        ¦        ¦
+----------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦количество победителей Всероссийской олимпиады¦        ¦        ¦        ¦

]]>
¦        Создание условий для обеспечения государственных гарантий        ¦
¦                  доступности качественного образования                  ¦
¦                 на всех его ступенях, расширение сферы                  ¦
¦                          образовательных услуг                          ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Обеспечение      своевременной      процедуры¦        ¦  54,0  ¦  70,0   ¦
¦аккредитации образовательных учреждений:     ¦        ¦        ¦         ¦
¦2009 г. - 20 учреждений                      ¦        ¦        ¦         ¦
¦2010 г. - 9 учреждений                       ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Реализация   мероприятий    по    направлению¦        ¦ 144,0  ¦  153,0  ¦
¦"Одаренные дети", обеспечение  и  организация¦        ¦        ¦         ¦
¦предметных олимпиад различного уровня        ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Разработка  и  внедрение  в  практику  работы¦        ¦        ¦         ¦
¦системы  поощрений  педагогов  за  работу   с¦        ¦        ¦         ¦
¦одаренными детьми                            ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Участие    образовательных    учреждений    в¦        ¦ 6000,0 ¦ 6000,0  ¦
¦инновационной  деятельности;   стимулирование¦        ¦        ¦         ¦
¦муниципальных экспериментальных площадок     ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Награждение выпускников-медалистов           ¦        ¦ 113,4  ¦  126,0  ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Информационно-методическое   обеспечение    и¦        ¦  54,0  ¦  65,0   ¦
¦психологическое   сопровождение   профильного¦        ¦        ¦         ¦
¦обучения   (экспертиза    и    рецензирование¦        ¦        ¦         ¦
¦программ,  элективных  и  профильных  курсов,¦        ¦        ¦         ¦
¦проведение   обучающих   семинаров,   издание¦        ¦        ¦         ¦
¦информационных    сборников,     методических¦        ¦        ¦         ¦
¦рекомендаций)                                ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦              Создание единой муниципальной образовательной              ¦
¦                 информационной среды и компьютеризация                  ¦
¦                         учреждений образования                          ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Поддержка    процесса     развития     единой¦        ¦  54,0  ¦  62,0   ¦
¦образовательной     информационной      среды¦        ¦        ¦         ¦
¦общеобразовательных учреждений               ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦        Развитие воспитательного пространства системы образования        ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Ресурсное       обеспечение        учреждений¦        ¦        ¦         ¦
¦дополнительного образования:                 ¦        ¦        ¦         ¦
¦- обеспечение мебелью;                       ¦        ¦        ¦  35,0   ¦
¦- приобретение компьютеров;                  ¦        ¦ 100,0  ¦  150,0  ¦
¦-  приобретение  спортивного  снаряжения  для¦        ¦        ¦         ¦
¦"ДЮСШ "Олимп"                                ¦        ¦ 210,0  ¦  250,0  ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Организация   и   проведение   конкурсов    и¦        ¦ 187,0  ¦  195,0  ¦
¦фестивалей детского творчества               ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Организация       спортивно-массовых        и¦        ¦ 225,0  ¦  240,0  ¦
¦военно-патриотических мероприятий            ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Проведение слета опекунских семей            ¦        ¦ 295,0  ¦  300,0  ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦          Совершенствование системы профессионального развития           ¦
¦                   педагогических и руководящих кадров                   ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Обеспечение    потребностей    педагогических¦        ¦ 195,0  ¦  210,0  ¦
¦работников МОУ и методистов ММС  в  повышении¦        ¦        ¦         ¦
¦квалификации                                 ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Развитие системы грантовой поддержки успешной¦        ¦  90,0  ¦  100,0  ¦
¦профессиональной  деятельности  педагогов,  в¦        ¦        ¦         ¦
¦том  числе  проведение  городских   конкурсов¦        ¦        ¦         ¦
¦профессионального мастерства                 ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Выявление,   распространение   и    обобщение¦        ¦  8,0   ¦   8,0   ¦
¦инновационного педагогического опыта         ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦                 Укрепление материально-технической базы                 ¦
¦              образовательных учреждений и повышение уровня              ¦
¦           комплексной безопасности образовательных учреждений           ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Приобретение учебников и  учебно-методической¦ 5284,5 ¦ 3800,0 ¦ 4750,0  ¦
¦литературы                                   ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Комплектование     компьютерной      техникой¦ 3750,0 ¦ 2145,0 ¦ 2145,0  ¦
¦общеобразовательных учреждений N№ 3, 6, 7, 9,¦        ¦        ¦         ¦
¦10, 15, 17, 20,  21,  23,  24,  29,  гимназии¦        ¦        ¦         ¦
¦№ 14, гимназии им. С.Радонежского,  ВСШ  № 4,¦        ¦        ¦         ¦
¦"Становление"                                ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Монтаж системы видеонаблюдения в МОУ         ¦        ¦ 1339,0 ¦    -    ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Ремонт и монтаж системы АПС  в  МОУ  согласно¦        ¦ 1000,0 ¦  700,0  ¦
¦предписаниям ОГПН МЧС РМЭ                    ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Монтаж  внутренней  системы  электроосвещения¦        ¦   -    ¦    -    ¦
¦МОУ № 6                                      ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Организация огнезащитной пропитки конструкций¦        ¦ 510,0  ¦  510,0  ¦
¦чердачных  помещений  и  сценических  коробок¦        ¦        ¦         ¦
¦актовых залов                                ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Утилизация   ртутьсодержащих   люминесцентных¦        ¦  74,0  ¦  74,0   ¦
¦ламп                                         ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Реконструкция бассейна МОУ № 19              ¦        ¦ 420,0  ¦    -    ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Открытие медицинского центра при МОУ № 28    ¦        ¦ 500,0  ¦    -    ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Оснащение  оборудованием  и   инструментарием¦        ¦ 350,0  ¦    -    ¦
¦медицинских      кабинетов      муниципальных¦        ¦        ¦         ¦
¦образовательных учреждений                   ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Ремонт  веранд  в  муниципальных   дошкольных¦        ¦ 2280,0 ¦ 2500,0  ¦
¦образовательных учреждениях                  ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Завершение строительства МОУ Школа № 15      ¦        ¦37700,0 ¦ 29500,0 ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Строительство актового зала МОУ Гимназия № 26¦        ¦38700,0 ¦ 25000,0 ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦              Профилактика безнадзорности и правонарушений               ¦
¦                           несовершеннолетних                            ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Проведение    городского    конкурса    среди¦        ¦   -    ¦    -    ¦
¦общеобразовательных  учреждений   на   лучшую¦        ¦        ¦         ¦
¦организацию   профилактической    работы    с¦        ¦        ¦         ¦
¦несовершеннолетними                          ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Проведение  конкурса  воспитательных   систем¦        ¦  15,0  ¦  15,0   ¦
¦общеобразовательных               учреждений,¦        ¦        ¦         ¦
¦совершенствование воспитательного процесса   ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Проведение  городского   конкурса   педагогов¦        ¦  49,0  ¦  51,0   ¦
¦дополнительного  образования  "Сердце   отдаю¦        ¦        ¦         ¦
¦детям"                                       ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Проведение  городского  конкурса   учреждений¦        ¦  32,0  ¦  32,0   ¦
¦дополнительного образования детей            ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Городские   конкурсы   детского   творчества,¦        ¦  40,0  ¦  40,0   ¦
¦шоу-программы с участием  детских,  юношеских¦        ¦        ¦         ¦
¦творческих    коллективов     и     отдельных¦        ¦        ¦         ¦
¦исполнителей                                 ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Проведение слета юных  инспекторов  дорожного¦        ¦  26,0  ¦  30,0   ¦
¦движения "Безопасное колесо"                 ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Проведение   Спартакиады   среди   учреждений¦        ¦  20,0  ¦  20,0   ¦
¦дополнительного образования города           ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦                   Питание обучающихся и воспитанников                   ¦
¦                муниципальных образовательных учреждений                 ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Увеличение  компенсационных  выплат  учащимся¦ 5294,0 ¦ 7856,8 ¦ 8960,0  ¦
¦начальных классов                            ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Улучшение    материально-технической     базы¦        ¦ 5524,7 ¦ 5524,7  ¦
¦пищеблоков   образовательных   учреждений   -¦        ¦        ¦         ¦
¦проведение  капитального   ремонта   столовых¦        ¦        ¦         ¦
¦школ, пищеблоков МДОУ, реконструкция школьных¦        ¦        ¦         ¦
¦буфетов, ремонт или замена электропроводки на¦        ¦        ¦         ¦
¦пищеблоках                                   ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Приобретение  технологического,  холодильного¦        ¦ 5500,0 ¦ 4300,0  ¦
¦оборудования, инвентаря, посуды и тары       ¦        ¦        ¦         ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+
¦Итого по Программе                           ¦14328,5 ¦115610,9¦ 92115,7 ¦
+---------------------------------------------+--------+--------+---------+

7. Организационная схема управления и контроля
за реализацией Программы

Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" несет ответственность за реализацию и достижение конечных результатов Программы, целевое использование средств, выделяемых на ее выполнение, разрабатывает и представляет в финансовое управление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" сводную бюджетную заявку на ассигнования из бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" для финансирования Программы на очередной финансовый год.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств.
В рамках календарного года начальником Управления образования утверждается план мероприятий Программы с указанием объема расходов.
Управление образования ежеквартально осуществляет анализ показателей результативности (целевых индикаторов) реализации Программы. По итогам года проводится мониторинг эффективности выполнения мероприятий Программы, расходования финансовых средств.
Отчет о реализации Программы представляется в отдел экономики и финансовое управление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в срок до 15 января года, следующего за отчетным.
Уточнение (корректировка) целевых индикаторов и других параметров Программы осуществляется Управлением образования с обязательным согласованием корректировок с отделом экономики администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
Внесение изменений в Программу осуществляется постановлением мэра города Йошкар-Олы.

8. Описание ожидаемых конечных результатов Программы

Для оценки эффективности Программы используются целевые индикаторы и показатели, соответствующие разделам Программы и демонстрирующие возможное изменение в результате реализации программных мероприятий по годам реализации Программы.
Оценка эффективности отражает степень достижения показателя результата при фактически достигнутом уровне расходов бюджета за отчетный год.
По результатам оценки эффективности Программы могут быть сделаны выводы о степени эффективности реализации Программы в зависимости от уровня расходования финансовых средств:
- эффективность Программы снизилась по сравнению с предыдущим годом;
- эффективность Программы находится на уровне предыдущего года;
- эффективность Программы повысилась по сравнению с предыдущим годом.

9. Оценка эффективности расходования
бюджетных средств по годам
ведомственной целевой программы
"Развитие образования в городском округе "Город Йошкар-Ола"
на 2009 - 2011 годы"

    Вывод об эффективности Программы               Итоговая сводная оценка
Эффективность Программы снизилась по сравнению
с предыдущим годом                                       менее 10
Эффективность Программы находится на уровне
предыдущего года                                         10
Эффективность Программы повысилась по сравнению
с предыдущим годом                                       более 10



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru