КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2009 г. по делу № 33-644
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда, рассмотрев в судебном заседании по докладу Г. дело по иску Ф. к комитету социальной защиты населения по городскому округу г. Кострома, департаменту социальной защиты населения Костромской области, ОГУ "Центр социальных выплат" о признании права на получение единовременного пособия, об обязании назначить и выплатить единовременное пособие при передаче ребенка в приемную семью,
установила:
постановлениями Главы г. Костромы от 25.05.2006 № 1379, 1381 Ф. назначена опекуном несовершеннолетних Ф.Г. и Ф.Н.
Приказом комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома от 01.10.2008 № 1515 Ф., проживающей по адресу: г. Кострома, ул. Коммунальная, разрешено образование приемной семьи. Несовершеннолетние Ф.Г и Ф.Н. переданы на воспитание в приемную семью Ф.
Ф. обратилась в суд с иском к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, комитету социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома о признании за нею права на получение единовременного пособия при передаче на воспитание в приемную семью несовершеннолетних Ф.Г. и Ф.Н., обязании начислить и выплатить ей проиндексированное единовременное пособие при передаче детей на воспитание в семью в сумме 19184,06 руб., мотивируя свои требования тем, что согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 при передаче ребенка в семью одному из приемных родителей назначается и выплачивается единовременное пособие в размере 8000 руб. на каждого ребенка. На ее заявление о назначении и выплате такого пособия ответчик ответил отказом. Исходя из положений раздела 6 СК РФ, отказ является необоснованным, поскольку на момент оформления ею приемной семьи указанное Постановление Правительства РФ действовало и она имеет право на получение единовременного пособия на каждого ребенка. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ определяет, что данное пособие подлежит индексации, размеры которой установлены федеральными законами о бюджете на 2008 год, на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. Исходя из этого, размер пособия на сегодняшний день составляет 9592,03 руб. на одного ребенка.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОГУ "Центр социальных выплат".
В ходе судебного разбирательства Ф. увеличила исковые требования, просила взыскать с ответчиков сумму пособия в размере 19485,38 руб., рассчитав ее исходя из размера пособия на момент обращения за выплатой - 8840,58 руб. на одного ребенка с применением индекса потребительских цен по Костромской области с октября 2008 года по апрель 2009 года.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 7 мая 2009 года за Ф. признано право на получение единовременного пособия при передаче на воспитание в приемную семью несовершеннолетних Ф.Г. и Ф.Н.; комитет социальной защиты населения по городскому округу г. Кострома обязан назначить, а ОГУ "Центр социальных выплат" выплатить Ф. единовременное пособие при передаче на воспитание в приемную семью несовершеннолетних Ф.Г. и Ф.Н. с индексацией в сумме 18706,62 руб. В удовлетворении иска Ф. к департаменту социальной защиты населения Костромской области об обязании назначить и выплатить единовременное пособие отказано.
В кассационной жалобе заместитель председателя комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, поскольку в соответствии с действующим законодательством единовременное пособие при образовании приемной семьи Ф. назначению и выплате не подлежит. 02.02.2009 в комитет поступило заявление Ф. от 30.01.2009 с просьбой выплатить указанное пособие, в связи с чем сделан запрос в департамент социальной защиты населения Костромской области. В ответе от 12.02.2009 департамент указал, что если при установлении опеки пособие было выплачено, то при образовании приемной семьи повторно не выплачивается. Изучив документы личного дела, заявление Ф. и ответ департамента, комитет пришел к выводу, что основания для назначения пособия отсутствуют. Раздел V Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, носит название "Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью". Несовершеннолетние дети переданы на воспитание в семью Ф-вых (под опеку) 25 мая 2006 года. На основании заявления истицы 01.10.2008 с ней заключен договор о передаче несовершеннолетних Ф-вых на воспитание в приемную семью. Дети остались в той же семье, в которую фактически переданы и в которой воспитываются с 2006 года. Изменилась лишь юридическая форма устройства несовершеннолетних: опека преобразовалась в приемную семью, которая является одной из форм опеки. Последнее подтверждено Верховным Судом РФ в решении от 13.01.2009 № ГКПИ08-2132. В момент первоначальной (фактической) передачи несовершеннолетних в семью Ф. законодательством не была предусмотрена выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Постановление Правительства от 30.12.2006 № 865 распространяется на правоотношения, возникшие лишь с 1 января 2007 года. Комитет не подвергает сомнению вывод суда о самостоятельном правовом статусе такой формы устройства детей как приемная семья, ее различии с другими формами устройства (усыновлением и опекой), но суд, вынося решение, не дал соответствующую оценку доводам ответчиков о том, что дети фактически остались в той же семье, передача детей в приемную семью носит в данном случае формальный характер. Дети переданы на воспитание в семью истицы (под опеку) в 2006 году, а на тот момент выплата единовременного пособия не предусматривалась. Основания для выплаты пособия имелись бы в случае установления опеки над несовершеннолетними Ф-выми в период с 01.01.2007 и невыплаты истцу рассматриваемого пособия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома М., а также Ф. и ее представителя В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Признавая за Ф. право на получение единовременного пособия при передаче на воспитание в приемную семью несовершеннолетних Ф.Г. и Ф.Н., суд исходил из того, что с момента создания приемной семьи Ф. на основании приказа комитета СЗН, опеки и попечительства от 01.10.2008 возник иной, самостоятельный, правовой статус формы устройства детей в семью истицы, поэтому она имеет право на получение указанного пособия, выплата которого предусмотрена утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и материалам дела, оснований для признания его неправильным не имеется.
Довод кассационной жалобы о том, что пособие не может быть назначено, т.к. при передаче несовершеннолетних Ф-вых на воспитание в приемную семью дети фактически остались в той же семье, является несостоятельным, т.к. законодатель не связывает момент возникновения права на выплату пособия с началом фактического выполнения обязанностей по воспитанию детей и уходу за ними.
Пунктом 55 вышеуказанного Положения предусмотрено, что единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
Довод кассационной жалобы со ссылкой на решение Верховного Суда РФ от 13.01.2009 № ГКПИ08-2132 не является основанием к отмене решения, поскольку Верховным Судом РФ был разрешен вопрос о соответствии федеральному законодательству конкретной нормы Разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Фонда социального страхования РФ от 16.04.2008 № 177н/91, которая не подлежит применению при рассмотрении настоящего дела. Кроме того, не имеется оснований считать, что выводы суда по настоящему делу противоречат выводам, содержащимся в упомянутом решении Верховного Суда РФ.
Таким образом, при рассмотрении возникшего спора судом правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Вместе с тем во втором абзаце резолютивной части решения судом допущена описка, которая подлежит исправлению: после слов "единовременное пособие" пропущено слово "при".
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 7 мая 2009 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя председателя комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома Б. - без удовлетворения.
Дополнить абзац второй резолютивной части решения после слов "единовременное пособие" словом "при" и далее по тексту.