Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2009 г. по делу № 33-644

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда, рассмотрев в судебном заседании по докладу Г. дело по иску Ф. к комитету социальной защиты населения по городскому округу г. Кострома, департаменту социальной защиты населения Костромской области, ОГУ "Центр социальных выплат" о признании права на получение единовременного пособия, об обязании назначить и выплатить единовременное пособие при передаче ребенка в приемную семью,

установила:

постановлениями Главы г. Костромы от 25.05.2006 № 1379, 1381 Ф. назначена опекуном несовершеннолетних Ф.Г. и Ф.Н.
Приказом комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома от 01.10.2008 № 1515 Ф., проживающей по адресу: г. Кострома, ул. Коммунальная, разрешено образование приемной семьи. Несовершеннолетние Ф.Г и Ф.Н. переданы на воспитание в приемную семью Ф.
Ф. обратилась в суд с иском к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, комитету социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома о признании за нею права на получение единовременного пособия при передаче на воспитание в приемную семью несовершеннолетних Ф.Г. и Ф.Н., обязании начислить и выплатить ей проиндексированное единовременное пособие при передаче детей на воспитание в семью в сумме 19184,06 руб., мотивируя свои требования тем, что согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 при передаче ребенка в семью одному из приемных родителей назначается и выплачивается единовременное пособие в размере 8000 руб. на каждого ребенка. На ее заявление о назначении и выплате такого пособия ответчик ответил отказом. Исходя из положений раздела 6 СК РФ, отказ является необоснованным, поскольку на момент оформления ею приемной семьи указанное Постановление Правительства РФ действовало и она имеет право на получение единовременного пособия на каждого ребенка. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ определяет, что данное пособие подлежит индексации, размеры которой установлены федеральными законами о бюджете на 2008 год, на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. Исходя из этого, размер пособия на сегодняшний день составляет 9592,03 руб. на одного ребенка.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОГУ "Центр социальных выплат".
В ходе судебного разбирательства Ф. увеличила исковые требования, просила взыскать с ответчиков сумму пособия в размере 19485,38 руб., рассчитав ее исходя из размера пособия на момент обращения за выплатой - 8840,58 руб. на одного ребенка с применением индекса потребительских цен по Костромской области с октября 2008 года по апрель 2009 года.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 7 мая 2009 года за Ф. признано право на получение единовременного пособия при передаче на воспитание в приемную семью несовершеннолетних Ф.Г. и Ф.Н.; комитет социальной защиты населения по городскому округу г. Кострома обязан назначить, а ОГУ "Центр социальных выплат" выплатить Ф. единовременное пособие при передаче на воспитание в приемную семью несовершеннолетних Ф.Г. и Ф.Н. с индексацией в сумме 18706,62 руб. В удовлетворении иска Ф. к департаменту социальной защиты населения Костромской области об обязании назначить и выплатить единовременное пособие отказано.
В кассационной жалобе заместитель председателя комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, поскольку в соответствии с действующим законодательством единовременное пособие при образовании приемной семьи Ф. назначению и выплате не подлежит. 02.02.2009 в комитет поступило заявление Ф. от 30.01.2009 с просьбой выплатить указанное пособие, в связи с чем сделан запрос в департамент социальной защиты населения Костромской области. В ответе от 12.02.2009 департамент указал, что если при установлении опеки пособие было выплачено, то при образовании приемной семьи повторно не выплачивается. Изучив документы личного дела, заявление Ф. и ответ департамента, комитет пришел к выводу, что основания для назначения пособия отсутствуют. Раздел V Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, носит название "Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью". Несовершеннолетние дети переданы на воспитание в семью Ф-вых (под опеку) 25 мая 2006 года. На основании заявления истицы 01.10.2008 с ней заключен договор о передаче несовершеннолетних Ф-вых на воспитание в приемную семью. Дети остались в той же семье, в которую фактически переданы и в которой воспитываются с 2006 года. Изменилась лишь юридическая форма устройства несовершеннолетних: опека преобразовалась в приемную семью, которая является одной из форм опеки. Последнее подтверждено Верховным Судом РФ в решении от 13.01.2009 № ГКПИ08-2132. В момент первоначальной (фактической) передачи несовершеннолетних в семью Ф. законодательством не была предусмотрена выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Постановление Правительства от 30.12.2006 № 865 распространяется на правоотношения, возникшие лишь с 1 января 2007 года. Комитет не подвергает сомнению вывод суда о самостоятельном правовом статусе такой формы устройства детей как приемная семья, ее различии с другими формами устройства (усыновлением и опекой), но суд, вынося решение, не дал соответствующую оценку доводам ответчиков о том, что дети фактически остались в той же семье, передача детей в приемную семью носит в данном случае формальный характер. Дети переданы на воспитание в семью истицы (под опеку) в 2006 году, а на тот момент выплата единовременного пособия не предусматривалась. Основания для выплаты пособия имелись бы в случае установления опеки над несовершеннолетними Ф-выми в период с 01.01.2007 и невыплаты истцу рассматриваемого пособия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома М., а также Ф. и ее представителя В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Признавая за Ф. право на получение единовременного пособия при передаче на воспитание в приемную семью несовершеннолетних Ф.Г. и Ф.Н., суд исходил из того, что с момента создания приемной семьи Ф. на основании приказа комитета СЗН, опеки и попечительства от 01.10.2008 возник иной, самостоятельный, правовой статус формы устройства детей в семью истицы, поэтому она имеет право на получение указанного пособия, выплата которого предусмотрена утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и материалам дела, оснований для признания его неправильным не имеется.
Довод кассационной жалобы о том, что пособие не может быть назначено, т.к. при передаче несовершеннолетних Ф-вых на воспитание в приемную семью дети фактически остались в той же семье, является несостоятельным, т.к. законодатель не связывает момент возникновения права на выплату пособия с началом фактического выполнения обязанностей по воспитанию детей и уходу за ними.
Пунктом 55 вышеуказанного Положения предусмотрено, что единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
Довод кассационной жалобы со ссылкой на решение Верховного Суда РФ от 13.01.2009 № ГКПИ08-2132 не является основанием к отмене решения, поскольку Верховным Судом РФ был разрешен вопрос о соответствии федеральному законодательству конкретной нормы Разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Фонда социального страхования РФ от 16.04.2008 № 177н/91, которая не подлежит применению при рассмотрении настоящего дела. Кроме того, не имеется оснований считать, что выводы суда по настоящему делу противоречат выводам, содержащимся в упомянутом решении Верховного Суда РФ.
Таким образом, при рассмотрении возникшего спора судом правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Вместе с тем во втором абзаце резолютивной части решения судом допущена описка, которая подлежит исправлению: после слов "единовременное пособие" пропущено слово "при".
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Костромы от 7 мая 2009 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя председателя комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома Б. - без удовлетворения.
Дополнить абзац второй резолютивной части решения после слов "единовременное пособие" словом "при" и далее по тексту.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru