Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2009 г. № 724-ПП

О ЕЖЕГОДНОМ ДОКЛАДЕ "О СОСТОЯНИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" В 2008 ГОДУ

В соответствии со статьей 18 Областного закона от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ("Областная газета", 1998, 22 июля, № 124) с изменениями, внесенными Законами Свердловской области от 23 июня 2004 года № 16-ОЗ ("Областная газета", 2004, 26 июня, № 162), от 27 декабря 2004 года № 225-ОЗ ("Областная газета", 2004, 29 декабря, № 356-359), от 14 июня 2005 года № 54-ОЗ ("Областная газета", 2005, 15 июня, № 170-171), от 7 марта 2006 года № 9-ОЗ ("Областная газета", 2006, 11 марта, № 69-70), от 27 апреля 2007 года № 32-ОЗ ("Областная газета", 2007, 2 мая, № 142-143), от 29 октября 2007 года № 110-ОЗ ("Областная газета", 2007, 31 октября, № 370-375), от 21 декабря 2007 года № 161-ОЗ ("Областная газета", 2007, 26 декабря, № 455-457), от 4 февраля 2008 года № 9-ОЗ ("Областная газета", 2008, 5 февраля, № 34-37), от 27 июня 2008 года № 39-ОЗ ("Областная газета", 2008, 30 июня, № 209-212), от 19 ноября 2008 года № 108-ОЗ ("Областная газета", 2008, 22 ноября, № 366-367), от 19 декабря 2008 года № 123-ОЗ ("Областная газета", 2008, 20 декабря, № 396-405), заслушав подготовленный Министерством общего и профессионального образования Свердловской области ежегодный доклад "О состоянии системы образования в Свердловской области" в 2008 году, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Принять к сведению ежегодный доклад "О состоянии системы образования в Свердловской области" в 2008 году (прилагается).
2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Соболев А.Б.) обеспечить информирование органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений, общественных организаций и населения Свердловской области о состоянии системы образования в Свердловской области в 2008 году.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на министра общего и профессионального образования Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Соболева А.Б.

Председатель Правительства
Свердловской области
В.А.КОКШАРОВ





К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 24 июня 2009 г. № 724-ПП

О СОСТОЯНИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2008 ГОДУ

ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

Ежегодный доклад "О состоянии системы образования Свердловской области в 2008 году" (далее - Доклад) подготовлен Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в соответствии со статьей 19 Областного закона от 16 июля 1998 года № 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ("Областная газета", 1998, 22 июля, № 124).
Основная цель Доклада - предоставление информационной базы для общественного диалога по вопросам образования и обоснования решений, касающихся определения направлений и принятия конкретных мер развития системы образования Свердловской области.
Актуальной задачей развития образования является совершенствование системы управления образованием с точки зрения усиления его ориентации на результат. Одним из основных условий принятия адекватных политико-управленческих решений является наличие полной и достоверной информации о состоянии системы образования. С этих позиций Доклад представляет собой аналитическое описание системы образования Свердловской области на основе совокупности индикаторов (расчетных аналитических показателей), содержательно характеризующих актуальное состояние и тенденции ее развития.
В Докладе использованы данные государственной статистической отчетности (статистика образования, демографическая статистика, статистика занятости), которые обеспечивают надежность и достоверность расчетов. Вместе с тем Доклад не является статистическим сборником. Его задача - не столько предоставление статистической информации, сколько ее анализ и интерпретация с целью выявления состояния и тенденций развития системы образования, существующих проблем и оценки эффективности мер, предпринимаемых для их решения.
Анализ состояния областной системы образования осуществлялся с учетом принципов, ценностей и целей, определенных федеральным и областным законами об образовании.
В Докладе представлены результаты функционирования и развития системы образования Свердловской области в 2008 году, рассмотрено состояние каждой подсистемы образования в динамике и в сравнении со средними показателями по Российской Федерации, обозначены основные проблемы с целью определения мер по повышению эффективности управления системой образования и уровня гражданского участия в реализации государственной образовательной политики в Свердловской области.
Содержание ежегодного доклада основывается также на аналитических, статистических (приложение к Докладу), социологических данных, полученных Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в течение 2008 года. В подготовке Доклада участвовали специалисты Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, государственного образовательного учреждения "Институт развития регионального образования Свердловской области" (далее - ИРРО).
Доклад адресован органам государственной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, образовательным и общественным организациям, населению Свердловской области.
Новые организационно-экономические механизмы управления системой образования, повышение экономической самостоятельности образовательных учреждений, изменение системы их финансирования, создание государственно-общественных институтов участия в управлении системой образования в совокупности с изменением запроса на образовательные услуги неизбежно приводят к необходимости пересмотра принципов взаимодействия общества и системы образования на всех ее уровнях.
Участие общества в управлении образованием, привлечение различных социальных групп к управлению системой образования требует адекватного информационного обеспечения. Для достижения нового качества диалога общества и системы образования на всех ее уровнях необходимо обеспечить регулярное информирование всех заинтересованных сторон, используя объективные сопоставимые данные о состоянии и результатах деятельности системы.
Мировой опыт свидетельствует о том, что широкий общественный диалог может стать предметным, если образовательная политика выражена не только в перечне целей и задач, которые необходимо решить, но и в конкретных цифрах, которые характеризуют текущее состояние системы образования и результаты реализации управленческих решений по ее развитию на всех уровнях управления.
Реализация государственной образовательной политики в Свердловской области в 2008 году осуществлялась по направлениям, определенным:
1) планами мероприятий Министерства общего и профессионального образования Свердловской области по реализации приоритетного национального проекта "Образование", комплексного проекта модернизации образования в Свердловской области, разработанными на основе соответствующих постановлений, распоряжений Правительства Свердловской области;
2) областной государственной целевой программой "Развитие материально-технического обеспечения системы государственных образовательных учреждений Свердловской области на 2006 - 2008 годы", утвержденной Законом Свердловской области от 15 июля 2005 года № 74-ОЗ "Об областной государственной целевой программе "Развитие материально-технического обеспечения системы государственных образовательных учреждений Свердловской области" на 2006 - 2008 годы" ("Областная газета", 2005, 19 июля, № 214-215) с изменениями, внесенными Законом Свердловской области от 12 июля 2007 года № 68-ОЗ ("Областная газета", 2007, 17 июля, № 232-249);
3) планом организационных мероприятий Министерства общего и профессионального образования Свердловской области на 2008 год.
Основными задачами в области развития образования Свердловской области в 2008 году являлись:
1) обеспечение организационного сопровождения реализации приоритетного национального проекта "Образование", комплексного проекта модернизации образования в Свердловской области;
2) обеспечение исполнения бюджетных обязательств Свердловской области по осуществлению расходов областного бюджета на содержание областной образовательной системы в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года № 101-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" ("Областная газета", 2007, 31 октября, № 370-375) с изменениями, внесенными Законами Свердловской области от 3 декабря 2007 года № 144-ОЗ ("Областная газета", 2007, 4 декабря, № 423-428), от 4 февраля 2008 года № 1-ОЗ ("Областная газета", 2008, 5 февраля, № 34-37), от 27 июня 2008 года № 45-ОЗ ("Областная газета", 2008, 30 июня, № 209-212), от 19 декабря 2008 года № 120-ОЗ ("Областная газета", 2008, 20 декабря, № 396-405), и контроль за использованием бюджетных средств;
3) обеспечение выполнения областной государственной целевой программы "Развитие материально-технического обеспечения системы государственных образовательных учреждений Свердловской области" на 2006 - 2008 годы в целом за три года;
4) обеспечение системы областных организационных мероприятий по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей и подростков, полному охвату детей дошкольного, школьного возраста различными видами образовательных услуг, профилактике беспризорности и бродяжничества, комплексной безопасности образовательных учреждений;
5) проектирование и оценка социальных эффектов реализации приоритетного национального проекта "Образование" через реализацию областных образовательных проектов;
6) обеспечение гарантий получения образования в соответствии с критериями качества, определенными федеральными и областными нормативными актами, независимо от места жительства обучающихся;
7) организационно-содержательное сопровождение реализации инновационных социально и экономически значимых проектов в сфере профессионального образования;
8) совершенствование механизма формирования государственного задания Свердловской области на подготовку специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования на основе процедур, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием;
9) переход от управления функционированием системы аттестации и лицензионной экспертизы к управлению ее развитием через выстраивание региональной системы оценки качества образования в рамках комплексного проекта модернизации образования в Свердловской области, развитие комплексной оценки результатов деятельности в межаттестационный период, развитие форм общественного участия в аттестационно-лицензионных процессах;
10) обеспечение организационно-содержательных и информационных условий процесса реорганизации сети учреждений специального (коррекционного) образования и государственного воспитания.

Раздел 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1. ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Интегральной характеристикой уровня социально-экономического развития страны или региона все чаще выступает индекс развития человеческого потенциала (далее - ИРЧП) - синтетический показатель, который рассчитывается на основе трех составляющих:
долголетия, измеряемого при рождении как продолжительность предстоящей жизни;
достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения (вес в 2/3) и совокупной доли учащихся, поступивших в учебные заведения I, II, III уровней (вес в 1/3);
уровня жизни, измеряемого на базе реального валового внутреннего продукта (далее - ВВП) на душу населения с поправкой на паритет покупательной способности (далее - ППС) (в долларах США).
Показатели рассчитываются Программой развития Организации Объединенных Наций (далее - ПРООН) один раз в два года для более ста семидесяти стран мира и публикуются в Докладе о развитии человека. Представительство ПРООН в Российской Федерации также готовит ежегодный Доклад о развитии человека в России, в котором приводится ИРЧП по субъектам Федерации.
В таблице 1 представлены сравнительные данные по ИРЧП Свердловской области по отношению к средним показателям по Российской Федерации.

Таблица 1

ИНДЕКС
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в сравнении с Российской Федерацией)

+------------------------------+----------+------------+
¦   Наименование показателя    ¦Российская¦Свердловская¦
¦                              ¦Федерация ¦  область   ¦
+------------------------------+----------+------------+
¦              1               ¦    2     ¦     3      ¦
+------------------------------+----------+------------+
¦Индекс доходов                ¦   0,73   ¦    0,69    ¦
+------------------------------+----------+------------+
¦Индекс долголетия             ¦   0,66   ¦    0,65    ¦
+------------------------------+----------+------------+
¦Индекс образования            ¦   0,9    ¦    0,9     ¦
+------------------------------+----------+------------+
¦ИРЧП                          ¦   0,77   ¦    0,75    ¦
+------------------------------+----------+------------+
¦Место в Российской Федерации: ¦          ¦            ¦
+------------------------------+----------+------------+
¦2003 год                      ¦    -     ¦     35     ¦
+------------------------------+----------+------------+
¦2004 год                      ¦    -     ¦     28     ¦
+------------------------------+----------+------------+
¦2005 год                      ¦    -     ¦     33     ¦
+------------------------------+----------+------------+

Данные Доклада о развитии человека в России свидетельствуют о том, что ИРЧП Свердловской области находится в границах средних показателей по Российской Федерации. Доминирующим выступает индекс образования, так как оно становится системообразующим фактором развития новой социальной политики.

Глава 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Численность населения Свердловской области за период с 2005 года по 2008 год сократилась на 15,1 тыс. человек и составила на 1 января 2009 года 4394,6 тыс. человек. В общей структуре населения Свердловской области происходит снижение удельного веса населения моложе трудоспособного возраста (-1,7 процента в период 2006 - 2007 годов), несколько снижается удельный вес группы трудоспособного населения (-0,3 процента за тот же период) и увеличивается группа населения старше трудоспособного населения (+1,2 процента).
Демографическая ситуация в 2008 году в целом складывалась положительно для Свердловской области (таблица 2).

Таблица 2

РОЖДАЕМОСТЬ, СМЕРТНОСТЬ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ
НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ТЫС. ЧЕЛОВЕК)

+----+------------+------------+-------------------+
¦Годы¦  Родилось, ¦   Умерло,  ¦     Динамика      ¦
¦    ¦тыс. человек¦тыс. человек¦естественной убыли,¦
¦    ¦            ¦            ¦     процентов     ¦
+----+------------+------------+-------------------+
¦2006¦   47,324   ¦   67,273   ¦       100         ¦
+----+------------+------------+-------------------+
¦2007¦   50,353   ¦   64,448   ¦       -29,3       ¦
+----+------------+------------+-------------------+
¦2008¦   49,6     ¦   59,5     ¦       -24,6       ¦
+----+------------+------------+-------------------+

Сокращение естественной убыли населения Свердловской области на протяжении последних лет позволяет сделать вывод о том, что численность детского населения будет увеличиваться. Статистика свидетельствует о том, что 2007 год фактически является последним годом снижения численности детского населения. Поэтому численность обучающихся дневных общеобразовательных школ начиная с 2008/2009 учебного года по прогнозам должна расти в связи с ежегодным увеличением числа первоклассников:
2006/2007 учебный год - 36458 человек;
2007/2008 учебный год - 39429 человек;
2008/2009 учебный год - 43122 человек;
2009/2010 учебный год - 45799 человек.
Данные приема в 1 классы в 2008 году (39648 человек) подтверждают положительную динамику, хотя и расходятся с прогнозом в конкретных цифрах.

Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Данные о динамике основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Свердловской области свидетельствуют о положительных тенденциях ее развития (таблица 3).

Таблица 3

ДИНАМИКА
ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

+-------------------------------------+-----------+-------------+
¦       Наименование показателя       ¦ 2007 год  ¦Среднегодовой¦
¦                                     ¦к 2000 году¦ темп роста  ¦
¦                                     ¦           ¦  в 2000 -   ¦
¦                                     ¦           ¦ 2007 годах  ¦
+-------------------------------------+-----------+-------------+
¦Валовый региональный продукт         ¦   179,1   ¦    108,7    ¦
¦Свердловской области                 ¦           ¦             ¦
+-------------------------------------+-----------+-------------+
¦Индекс промышленного производства    ¦   172,3   ¦    108,1    ¦
+-------------------------------------+-----------+-------------+
¦Номинальная начисленная              ¦   608,5   ¦    129,6    ¦
¦среднемесячная заработная плата      ¦           ¦             ¦
¦одного работника в экономике         ¦           ¦             ¦
+-------------------------------------+-----------+-------------+
¦Реальная заработная плата (за период)¦   250,8   ¦    114,1    ¦
+-------------------------------------+-----------+-------------+

На протяжении последних лет объем финансирования сферы образования является стабильным. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, доля расходов регионального консолидированного бюджета на образование за период 2004 - 2007 годов выросла с 21,7 процента до 24,2 процента.
В диаграммах 1, 2 (не приводятся) представлены расходы регионального консолидированного бюджета Свердловской области на образование в сравнении со средними показателями по Российской Федерации.
В 2007 году расходы регионального консолидированного бюджета Свердловской области на образование в расчете на душу населения (с учетом коэффициента удорожания условной единицы бюджетных услуг, без учета расходов на начальное профессиональное образование) составили 2624 рубля (80 процентов от средних показателей по Российской Федерации). Тем не менее темпы роста в Свердловской области выше, чем в среднем по Российской Федерации: если в России темпы роста к 2007 году составили 49,5 процента по сравнению с 2005 годом и 31,8 процента по сравнению с 2006 годом, то в Свердловской области эти показатели были соответственно 62,9 процента по сравнению с 2005 годом и 40 процентов по сравнению с 2006 годом (диаграммы 3, 4 - не приводятся).
Данные о структуре расходов регионального консолидированного бюджета Свердловской области по уровням образования свидетельствуют о том, что расходы на дошкольное, общее и среднее профессиональное образование соотносятся с уровнем средних показателей по Российской Федерации, а на начальное профессиональное образование Свердловская область тратит в 3 раза больше, чем в среднем по России (диаграмма 5 - не приводится). Одной из причин этого является то, что Свердловской области удалось сохранить систему начального профессионального образования, в то время как в целом по России происходило постоянное сокращение образовательных учреждений начального профессионального образования.

Глава 4. РЫНОК ТРУДА

В течение ряда последних лет экономический подъем, наблюдаемый в Свердловской области, стимулировал рост экономической активности населения и привел к увеличению численности занятых в экономике области. Уровень экономической активности возрос с 65,6 процента в 2002 году до 70,3 процента в 2007 году.
По состоянию на 1 января 2009 г. рынок труда Свердловской области можно охарактеризовать следующими показателями:
численность занятых во всех отраслях экономики - 2088 тыс. человек;
численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения Свердловской области, возросла на 45 процентов и составила 38,4 тыс. человек;
уровень регистрируемой безработицы - 1,58 процента;
заявленная работодателями потребность в работниках - 17,9 тыс. человек;
численность безработных, определяемая по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), - 137,9 тыс. человек;
уровень безработицы, определяемый по методологии МОТ, - 5,8 процента.
В связи с развивающимся мировым финансовым кризисом, оказывающим сдерживающее влияние на экономику Свердловской области, ряд промышленных предприятий оказался в затруднительной ситуации.
Снижение объемов производства повлияло на изменение основных показателей рынка труда в Свердловской области.
Количество заявленных вакансий снизилось в 2,6 раза (с 46834 до 17866 вакансий).
66 предприятий области заявили о предстоящих массовых увольнениях 11857 работников.
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, на 1 января 2009 года составила 49071 человек, из них безработных - 38362 человека.
Неблагоприятное воздействие на возможность предоставления услуг по трудоустройству будет оказывать сокращение в последнее время числа заявляемых организациями в центры занятости вакансий, а также их отзыв. Сложнее будет трудоустроиться гражданам, не имеющим профессии, низкоквалифицированным и малоопытным работникам, выпускникам.
Растущая безработица негативно сказывается на социальном самочувствии как родителей, так и обучающихся, что в свою очередь приводит к социальной напряженности в обществе и отражается в первую очередь на выпускниках системы начального и среднего профессионального образования.
Анализ структуры занятого населения Свердловской области по уровням образования (диаграмма 6 - не приводится) показывает, что за последнее время выросла доля населения с высшим профессиональным образованием (в 2007 году - 18,5 процента от общего количества занятого населения) и начальным профессиональным образованием (2007 год - 22,3 процента). При этом наблюдается сокращение доли занятого населения со средним профессиональным образованием (на 5 процентов в 2007 году по сравнению с 2005 годом), лиц со средним общим образованием (на 0,4 процента в 2007 году по сравнению с 2005 годом), лиц с основным общим образованием и ниже (на 7,1 процента в 2007 году по сравнению с 2005 годом). Представленные данные свидетельствуют о востребованности специалистов, получивших профессиональное образование.

Раздел 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ ИЗМЕНЕНИЙ

Состояние и развитие сети образовательных учреждений Свердловской области обусловливается, с одной стороны, социально-экономическими и демографическими факторами, с другой - задачами, стоящими перед самой системой образования.
Сеть образовательных учреждений Свердловской области представлена образовательными учреждениями дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также специальными (коррекционными) учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Глава 1. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Дошкольное образование в России не является обязательным. Однако важность такого показателя, как охват детей дошкольным образованием, обусловлена следующими причинами.
Во-первых, в условиях повышенного уровня социальной дифференциации населения необходимо обеспечить детям равные стартовые условия для обучения в школе вне зависимости от благосостояния их семей или места проживания. Расширение доступа к дошкольному образованию является одним из ключевых средств решения проблемы социальной мобильности и снижения потенциальной социальной напряженности в обществе.
Во-вторых, в России продолжительность обучения на ступенях начального, основного и среднего образования короче, чем в большинстве развитых стран, а возраст поступления выше. В связи с этим дошкольное образование становится важным фактором повышения общего уровня образования населения.
Данные о сети и контингенте дошкольных образовательных учреждений Свердловской области представлены в таблице 4.

Таблица 4

СЕТЬ И КОНТИНГЕНТ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

+--------------------------------------+----------------------------------+
¦       Наименование показателя        ¦               Годы               ¦
¦                                      +------+------+------+------+------+
¦                                      ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Количество дошкольных образовательных ¦  1507¦  1449¦  1456¦  1462¦  1424¦
¦учреждений (с учетом ведомственных    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦образовательных учреждений)           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+
¦Количество детей, посещающих          ¦151334¦154978¦162115¦168845¦172576¦
¦дошкольные образовательные учреждения ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦(человек)                             ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+--------------------------------------+------+------+------+------+------+

Количество дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 2007 годом сократилось на 2,6 процента, а по сравнению с 2004 годом - на 5,5 процента.
Снижение количества дошкольных образовательных учреждений по отношению к уровню 2004 года происходило в основном за счет снижения доли ведомственных дошкольных образовательных учреждений, изменения статуса отдельных дошкольных образовательных учреждений (преобразование в филиалы и структурные подразделения). Одновременно фиксировался рост числа детей в дошкольных образовательных учреждениях.
По состоянию на 1 сентября 2008 года в Свердловской области проживало 282918 детей дошкольного возраста (от 0 до 7 лет включительно). Из них посещали дошкольные образовательные учреждения 172576 детей.
По данным исследований, дети из малообеспеченных и неблагополучных семей в меньшей степени вовлечены в дошкольное образование. Неравенство доступа к дошкольному образованию означает в первую очередь усиление неравенства стартовых возможностей для детей, проживающих в сельской местности, и детей из менее благополучных семей. Во многих случаях это означает, что ребенок не готов к школе, не справится с программой и в дальнейшем не получит качественного образования. Таким образом, закладывается основа усиления дифференциации в возможности получения качественного образования по социальным и территориальным основаниям.
Охват детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными учреждениями в целом по Свердловской области составлял на 1 сентября 2008 года 65,3 процента (диаграмма 7 - не приводится).
По показателям охвата и доступности дошкольного образования Свердловская область превышает средние показатели по Российской Федерации и занимает высокие позиции в группе регионов, сопоставимых с ней по социально-экономическим показателям. Тем не менее проблема обеспечения общедоступного дошкольного образования в Свердловской области стоит еще достаточно остро, особенно в крупных городах.
В целом охват детей дошкольными образовательными учреждениями за последние три года стабильно сохраняется (диаграмма 8 - не приводится). Существенной причиной, влияющей на доступность дошкольного образования, является сохранение сети дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы в области получили развитие разнообразные гибкие формы пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях ("предшкола", "неполная неделя", "неполный день", другие формы). Однако реальное решение проблемы возможно за счет расширения действующей сети дошкольных учреждений - строительства новых и возвращения ранее перепрофилированных учреждений в систему дошкольного образования.
Сравнительный анализ показывает, что потребность нуждающихся в дошкольных образовательных учреждениях в Свердловской области выше, чем в среднем по России, и продолжает расти. В очереди на устройство в дошкольные образовательные учреждения находятся более 57 тысяч детей.
Очередь в детские сады растет более быстрыми темпами, чем количество получивших путевки. Показатели охвата детей дошкольными образовательными учреждениями существенно различаются в различных муниципальных образованиях. Так, обеспеченность детей в возрасте 1 - 6 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях колеблется от 361 места на 1000 детей в Серовском районе до 812 - в Алапаевском районе.
Своевременное обеспечение всех детей дошкольного возраста местами в детских дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с запросами родителей является одним из приоритетов развития системы образования Свердловской области.
Для решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях Правительством Свердловской области приняты два нормативных правовых акта:
1) Постановление Правительства Свердловской области от 15.03.2007 № 184-ПП "О приросте сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области в 2007 - 2009 годах" (Собрание законодательства Свердловской области, 2007, № 3-1, ст. 374), которым установлены задания администрациям муниципальных образований в Свердловской области по увеличению количества мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет возврата в систему образования ранее закрытых или переданных другим ведомствам и организациям зданий дошкольных образовательных учреждений;
2) Распоряжение Правительства Свердловской области от 21.12.2007 № 1542-РП "О перечнях муниципальных образовательных учреждений, требующих проведения капитального ремонта, реконструкции и сноса зданий, а также потребности в строительстве новых объектов для муниципальных образовательных учреждений в Свердловской области на 2009 - 2011 годы". Распоряжение предполагает для муниципальных органов самоуправления льготное софинансирование по ремонту дошкольных образовательных учреждений, включенных в перечень.
По итогам реализации данных документов ожидается увеличение количества мест в детских садах на 54 тысячи, что позволит максимально решить проблему общедоступности дошкольного образования в Свердловской области.
Обеспечение доступности дошкольного образования предполагает также создание условий для детей дошкольного возраста с особенностями физического и психического развития (таблица 5). Так, в системе дошкольных образовательных учреждений Свердловской области 83 детских сада компенсирующего вида и 301 - комбинированного вида, в которых осуществляется поддержка семьи в воспитании детей, имеющих различные нарушения в состоянии здоровья.

Таблица 5

ЧИСЛЕННОСТЬ
ДЕТЕЙ В ГРУППАХ РАЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ЧЕЛОВЕК

+-------------------------------------------+-----------------------------+
¦                Виды групп                 ¦            Годы             ¦
¦                                           +-----+-----+-----+-----+-----+
¦                                           ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Компенсирующие группы                      ¦15256¦17528¦16951¦17705¦16120¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Группы ухода, присмотра, оздоровления      ¦ 3250¦ 3942¦ 4073¦ 4336¦ 6015¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Группы с 24-часовым пребыванием детей      ¦ 2274¦ 2803¦ 2696¦ 2549¦ 2445¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Группы с кратковременным пребыванием детей ¦  918¦  620¦  677¦  597¦  600¦
+-------------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+

Группы кратковременного пребывания детей обеспечивают различные потребности семьи: адаптационные, реабилитации детей-инвалидов, развития и подготовки детей к школе, физкультурно-оздоровительные, медико-социально-педагогической реабилитации и иные.
Удельный вес детей, посещающих группы кратковременного пребывания детей, в общей численности детей в дошкольных образовательных учреждениях сохраняется в течение последних трех лет на уровне 0,4.

Глава 2. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Общее образование является обязательным в России. Исследования показывают, что уровень охвата населения на всех ступенях общего образования (начальной, основной и средней (полной)) обусловлен в первую очередь социальными причинами, не связан с уровнем экономического развития региона или муниципального образования, демографической структурой населения и зависит от эффективности деятельности муниципального уровня власти по обеспечению всеобуча.
В таблице 6 представлена динамика сети дневных общеобразовательных учреждений за период с 2005 по 2008 годы в соответствии с формой № 76-РИК федерального статистического наблюдения "Сведения о дневных общеобразовательных учреждениях на начало 2008/2009 учебного года".

Таблица 6

ДИНАМИКА
СЕТИ ДНЕВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЗА ПЕРИОД С 2004 ПО 2008 ГОД

+----------------------+---------+---------+---------+---------+----------+

]]>
¦ 9.¦Французский язык¦    57    ¦     1    ¦    1,75 ¦     1    ¦     1,75 ¦   100,0  ¦
+---+----------------+----------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦   ¦ИТОГО           ¦ 64628    ¦  1070    ¦    1,66 ¦   163    ¦     0,25 ¦    15,23 ¦
+---+----------------+----------+----------+---------+----------+----------+----------+

Таблица 21

АПЕЛЛЯЦИЯ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЕГЭ (ИЮЛЬ 2008 ГОДА)

+---+----------------+----------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦ № ¦  Наименование  ¦Количество¦Количество¦ Процент ¦Количество¦ Процент  ¦ Процент  ¦
¦п/п¦    предмета    ¦участников¦апелляций ¦апелляций¦удовлетво-¦удовлетво-¦удовлетво-¦
¦   ¦                ¦(человек) ¦ (единиц) ¦         ¦  ренных  ¦  ренных  ¦  ренных  ¦
¦   ¦                ¦          ¦          ¦         ¦апелляций ¦ от числа ¦ от числа ¦
¦   ¦                ¦          ¦          ¦         ¦ (единиц) ¦участников¦апелляций ¦
+---+----------------+----------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦ 1.¦Русский язык    ¦   3840   ¦    13    ¦  0,34   ¦     1    ¦   0,03   ¦    7,69  ¦
+---+----------------+----------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦ 2.¦Математика      ¦   1520   ¦    14    ¦  0,92   ¦     2    ¦   0,13   ¦   14,29  ¦
+---+----------------+----------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦ 3.¦Биология        ¦    967   ¦     0    ¦  0,00   ¦     0    ¦   0,00   ¦    0,00  ¦
+---+----------------+----------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦ 4.¦География       ¦    164   ¦     1    ¦  0,61   ¦     0    ¦   0,00   ¦    0,00  ¦
+---+----------------+----------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦ 5.¦Информатика     ¦    292   ¦     2    ¦  0,68   ¦     0    ¦   0,00   ¦    0,00  ¦
+---+----------------+----------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦ 6.¦Литература      ¦    696   ¦    13    ¦  1,87   ¦     4    ¦   0,57   ¦   30,77  ¦
+---+----------------+----------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦ 7.¦Английский язык ¦    381   ¦     8    ¦  2,10   ¦     3    ¦   0,79   ¦   37,50  ¦
+---+----------------+----------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦ 8.¦Немецкий язык   ¦     39   ¦     0    ¦  0,00   ¦     0    ¦   0,00   ¦    0,00  ¦
+---+----------------+----------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦ 9.¦Французский язык¦     23   ¦     0    ¦  0,00   ¦     0    ¦   0,00   ¦    0,00  ¦
+---+----------------+----------+----------+---------+----------+----------+----------+
¦   ¦ИТОГО           ¦   7922   ¦    51    ¦  0,64   ¦    10    ¦   0,13   ¦   19,61  ¦
+---+----------------+----------+----------+---------+----------+----------+----------+

Таблица 22

ПРИЕМ
В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ ПО ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ

+-----------------------+-----+--------+------------+---------+
¦Наименование показателя¦Всего¦ Очное  ¦Очно-заочное¦Заочное и¦
¦                       ¦     ¦обучение¦ (вечернее) ¦экстернат¦
+-----------------------+-----+--------+------------+---------+
¦Численность принятых,  ¦41999¦ 19737  ¦    1735    ¦  20527  ¦
¦человек                ¦     ¦        ¦            ¦         ¦
+-----------------------+-----+--------+------------+---------+
¦Удельный вес лиц,      ¦34,4 ¦  65,0  ¦    10,7    ¦   6,9   ¦
¦принятых в вузы        ¦     ¦        ¦            ¦         ¦
¦с учетом результатов   ¦     ¦        ¦            ¦         ¦
¦ЕГЭ в общей численности¦     ¦        ¦            ¦         ¦
¦принятых, процентов    ¦     ¦        ¦            ¦         ¦
+-----------------------+-----+--------+------------+---------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru