Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Брянская область


БРЯНСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2009 г. № 3-40-6

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА
ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ
УСЛОВИЙ В БРЯНСКОМ РАЙОНЕ

В целях установления единого порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма и за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, выделенных на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, Брянский районный Совет народных депутатов решил:
1. Утвердить Инструкцию о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Брянском районе.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления поселений руководствоваться настоящей Инструкцией в работе при постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
3. Настоящее Решение вступает в силу с момента его опубликования в районной газете "Деснянская правда".
4. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на комитет по бюджету и жилищно-коммунальному хозяйству (Емельяненко).

Глава Брянского
муниципального района
С.Н.КОШАРНЫЙ





Приложение
к Решению
Брянского районного
Совета народных депутатов
от 29.06.2009 № 3-40-6

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ
В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ В БРЯНСКОМ РАЙОНЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Брянской области от 9 июня 2006 г. № 37-З "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области", федеральной и региональной целевых программ "Жилище", федеральной и региональной целевых программ "Социальное развитие села", "Концепции развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации", правовых актов Правительства Российской Федерации, органов государственной власти Брянской области, органов местного самоуправления муниципального района и поселений, принятых в целях выполнения национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и "Развитие агропромышленного комплекса" на территории Брянского района.
1.2. Принятие на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (список № 2), осуществляется при представлении документов, необходимых для признания гражданина малоимущим, в соответствии с требованиями Закона Брянской области от 24 июля 2006 г. № 66-З "О порядке признания граждан Брянской области малоимущими с учетом размера доходов и стоимости их имущества в целях постановки на учет и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".
1.3. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведение учетного делопроизводства, установление очередности на получение жилых помещений, а также снятие с учета осуществляется жилищными комиссиями поселений.
1.4. Лица, виновные в нарушении порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления жилых помещений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Основания для признания граждан нуждающимися
в улучшении жилищных условий

2.1. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются как малоимущие граждане, так и граждане иных категорий и указанных в федеральных законах, правовых актах Правительства Российской Федерации, законах и правовых актах органов государственной власти Брянской области, правовых актах органов местного самоуправления муниципального района и поселений.
2.2. Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются:
а) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
б) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
в) проживающие в помещении (независимо от размера жилой площади), не отвечающем установленным санитарным и техническим нормам и требованиям (т.е. в данном случае имеет значение не количественный, а качественный характер жилого помещения);
г) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, согласно установленному Правительством Российской Федерации перечню соответствующих заболеваний;
д) проживающие в коммунальных квартирах по договорам социального найма;
е) проживающие в общежитиях;
ж) проживающие по две и более семьи в смежных неизолированных комнатах. Но они признаются таковыми, если между семьями нет родственных отношений. Указанные семьи должны приниматься на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади;
з) проживающие в жилом помещении, принадлежащем их родственникам на праве собственности, при представлении всех необходимых документов, предусмотренных Инструкцией, и заверенного нотариусом или местной администрацией договора найма жилого помещения;
и) семьи, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство (при наличии их волеизъявления).
2.3. При наличии у нанимателя жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, и (или) членов его семьи, собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных помещений.
2.4. Не могут быть самостоятельным предметом договора найма помещения, непригодные для проживания, а также подсобные помещения.

3. Документы, необходимые для принятия на учет

3.1. Для принятия на учет гражданин подает заявление в орган местного самоуправления по месту жительства по форме согласно приложению 1 (не приводится) к настоящей Инструкции. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, которая составляется по форме согласно приложению 2 (не приводится) к настоящей Инструкции.
3.2. К заявлению прилагаются:
а) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи, паспорт (на каждого члена семьи);
б) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:
- выписка из домовой книги;
- справка о составе семьи;
- справка с лицевого счета;
- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения);
- выписка из технического паспорта учреждения, осуществляющего техническую инвентаризацию;
- справка органов государственной регистрации и БТИ о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи за прошедшие 5 лет (согласно ст. 53 ЖК РФ), предоставляемая на каждого члена семьи заявителя;
- акт проверки жилищных условий (приложение 3 к настоящей Инструкции - не приводится);
в) иные документы (подтверждающие льготный статус: удостоверение, медицинское заключение и т.д.).
3.3. Все документы рекомендуется предоставлять в копиях с одновременным представлением оригинала. Копию документа после проверки ее соответствия оригиналу рекомендуется заверять лицом, принимающим документы. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в их получении по форме согласно приложению 4 (не приводится) к настоящей Инструкции.
3.4. Граждане имеют право знакомиться с документацией по вопросам постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и распределения жилых помещений органом местного самоуправления, присутствовать на заседаниях, проводимых органом местного самоуправления, знакомиться с его решениями.

4. Учет граждан в качестве нуждающихся
в улучшении жилищных условий

4.1. Принятие на учет граждан и членов их семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится с учетом всех имеющихся в пользовании членов семьи жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями.
4.2. Принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется сельской администрацией по месту жительства гражданина.
4.3. Семья, где супруг(а) зарегистрирован(а) в другом жилом помещении (в том числе расположенном на территории другого муниципального образования), принимается на жилищный учет в сельской администрации по месту фактического проживания семьи в жилом помещении, где зарегистрирован один из супругов.
При этом нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий определяется с учетом суммарной общей площади жилых помещений, принадлежащих членам семьи на праве собственности или по договору социального найма.
4.4. В случаях, когда трудовая деятельность гражданина, зарегистрированного по месту жительства в населенном пункте (городе) другого муниципального образования, связана с организацией агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, учреждением бюджетной сферы и органом местного самоуправления, он может подать заявление о принятии на учет в сельскую администрацию по месту расположения организации, в которой работает.
При этом обязательным условием для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления поселения не по месту своей регистрации является представление документа, подтверждающего изъявление желания гражданина работать в организациях агропромышленного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, учреждениях бюджетной сферы и органах местного самоуправления по трудовому договору не менее 5 лет. В указанном случае нуждаемость граждан в улучшении жилищных условий определяется по месту их регистрации.
4.5. В случае выбытия гражданина, состоящего на жилищном учете по месту жительства (снятия с регистрационного учета, смерти или по иным основаниям), за членами семьи сохраняется право дальнейшего пребывания на жилищном учете. Заявителем в списках жилищного учета становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним заявителем, по общему согласию между членами семьи. За указанными гражданами сохраняется предыдущее время пребывания на жилищном учете и порядковый номер в списках очередности.
4.6. Для принятия решения о замене заявителя в списках жилищного учета один из членов семьи представляет в сельскую администрацию по месту жилищного учета заявление и документы, подтверждающие выбытие заявителя. Если при выбытии гражданина, состоящего на жилищном учете, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи, превышает норму предоставления по Брянскому району, то семья снимается с жилищного учета.
4.7. В случае смерти гражданина, состоящего на жилищном учете, за членами его семьи сохраняется право дальнейшего пребывания на учете.
4.8. Смена заявителя в списках жилищного учета осуществляется распоряжением главы сельской администрации.
4.9. Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений в размере не менее нормы предоставления жилого помещения.
4.10. Если заявитель состоял на жилищном учете вместе с супругом и расторг брак, то учетное дело по заявлению заинтересованных лиц должно быть разделено, и за бывшим супругом сохраняется право пребывания на жилищном учете.
4.11. Граждане, получившие служебную площадь или по договору найма (коммерческого), не могут быть сняты с учета, поскольку эта площадь предоставляется не в порядке улучшения жилищных условий, а в связи с работой и на период трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией.
4.12. За временно отсутствующим заявителем или членом его семьи сохраняется право состоять на учете улучшения жилищных условий:
- призыва на действительную срочную службу, а также призыва офицеров из запаса на действительную военную службу на срок до трех лет - в течение всего периода прохождения указанной военной службы; пребывания на действительной военной службе в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы - в течение первых пяти лет пребывания на действительной военной службе;
- временного выезда из постоянного места жительства по условиям и характеру работы (экипажи судов, работники геологических, изыскательных партий, экспедиций и т.п.) либо в связи с учебой (студенты, аспиранты и т.п.) - в течение всего времени выполнения данной работы или учебы;
- помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам, опекуну или попечителю - в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников, опекуна или попечителя, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи;
- выезда в связи с выполнением обязанностей опекуна (попечителя) - в течение всего времени выполнения этих обязанностей;
- выезда для лечения в лечебно-профилактическом учреждении - в течение всего времени пребывания в нем.

5. Решение о принятии на учет либо
об отказе в принятии на учет

5.1. Заявления и материалы проверки жилищных условий граждан рассматриваются на заседании жилищной комиссии. На основании данных, содержащихся в документах заявителя, готовится Сводная справка о заявителе согласно приложению 5 (не приводится) к настоящей Инструкции для рассмотрения вопроса о постановке на учет на комиссии. Все неточности должны быть устранены на этапе обработки указанной справки до комиссии. Справка подписывается главой поселения и специалистом, ответственным за ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
5.2. Решения комиссии носят рекомендательный характер. Заседания комиссии созываются в соответствии с планом ее работы. Для кворума необходимо присутствие на комиссии не менее половины ее членов. Все вопросы комиссия решает простым большинством голосов.
5.3. Если в день подачи заявления гражданин не приобщил к нему какой-либо из необходимых документов, то заявление следует считать поданным в день приобщения к нему этого документа.
5.4. Решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет оформляется в форме правового акта органа местного самоуправления.
5.5. При внесении предложения об отказе в постановке на очередь на заседание жилищной комиссии при рассмотрении этого вопроса в обязательном порядке приглашается заявитель.
5.6. При отказе в принятии на учет в решении четко должно быть сформулировано основание отказа.
5.7. Решение о принятии на жилищный учет выносят в течение 30 рабочих дней со дня представления гражданином всех необходимых документов. Причем в решении должны быть указаны: дата принятия на учет, состав семьи, зачисленной на учет, основание принятия на учет, вид очередности.
5.8. После принятия решения о постановке на жилищный учет или об отказе в постановке на жилищный учет сельская администрация обязана письменно сообщить заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения дату постановки на учет, вид и номер очереди, а при отказе в принятии на учет четко сформулировать основание отказа.

6. Снятие граждан с учета
в качестве нуждающихся в жилых помещениях

6.1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
а) подачи ими по месту жительства заявления о снятии с учета;
б) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
в) выезда на новое место жительства за пределы данного муниципального образования;
г) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения (бюджетные средства считаются предоставленными с даты перечисления государственным органом или органом местного самоуправления на счет гражданина);
д) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
е) выявления в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
ж) улучшения жилищных условий, если общая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения;
з) расторжения трудового договора в случае, когда принятие на жилищный учет осуществлялось по основаниям п. 4.4 настоящей Инструкции.
6.2. Решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято сельской администрацией не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения. Решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдается или направляется гражданам, в отношении которых принято такое решение, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.
6.3. Обжалование решения о снятии с учета в установленном законом порядке означает, что гражданин, который посчитает, что при снятии его с учета нарушены его права или он снят с учета незаконно, может по общему правилу обжаловать это решение.

7. Регистрация граждан, принятых на учет

7.1. Граждане, принятые на учет, регистрируются в книгах регистрации граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно приложению 6 (не приводится) к настоящей Инструкции (далее - книга регистрации граждан).
7.2. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку (список № 1), из которого одновременно в отдельные списки (списки № 2, № 3) включаются граждане, имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма и внеочередное получение жилого помещения, а именно:
список № 2 - граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и малоимущие граждане;
список № 3 - граждане, имеющие право на внеочередное получение жилого помещения:
- жилые помещения, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанные в предусмотренном пунктом 4 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса (Приказ Минздрава СССР от 28.03.1983 № 330).
7.3. На основании каждого заявления о принятии на учет заводится дело, в котором должны находиться заявление, прилагаемые к нему копии документов, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет, переписка с заявителем. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации граждан.
Учетное дело представляет собой папку (скоросшиватель), заведенную на семью очередника. Каждый лист документов нумеруется. Для каждой части семьи, желающей улучшить свои жилищные условия отдельно от семьи в целом, заводится учетное дело. В учетное дело вносятся сведения обо всех гражданах, зарегистрированных по адресу заявителя, независимо от состава нуждающихся. На лицевой стороне абзаца папки учетного дела указываются:
- год и номер учетного дела (в верхнем левом углу);
- фамилия, имя, отчество (в центре);
- адрес и контактный телефон (под фамилией);
- другая информация (по усмотрению).
На внутренней стороне абзаца папки учетного дела помещаются сведения о распоряжении о постановке на учет и последующих распоряжений об изменениях в учетном деле.
В каждое учетное дело вкладывается лист с описью документов согласно приложению 7 (не приводится) к настоящей Инструкции. Документы в учетном деле располагаются в хронологическом порядке по датам поступления, снизу вверх, нумеруются и вносятся в опись по мере поступления.
7.4. При одновременной постановке на учет нескольких граждан их очередность определяется по дате подачи ими заявления с необходимыми документами.
7.5. При рассмотрении заявлений, поданных несколькими гражданами одновременно (в один день), их очередность рекомендуется определять по времени подачи заявления с полным комплектом необходимых документов.
7.6. Ежегодно в период с 1 октября по 31 декабря сельская администрация проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете. Выявленные при этом изменения в письменном виде сообщаются заинтересованным лицам и в установленном порядке вносятся в учетные дела граждан. Порядок подтверждения сведений следующий:
- в случае если у гражданина за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, рекомендуется оформлять это соответствующей распиской гражданина, которой он подтверждает неизменность ранее представленных им сведений;
- в случае если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин обязан представить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае сельская администрация должна осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающемуся в жилом помещении с учетом новых представленных документов.
7.7. Утвержденный список нуждающихся в улучшении жилищных условий вывешивается для общего обозрения.
7.8. Экземпляр списка нуждающихся в улучшении жилищных условий не позднее 1 марта направляют в жилищную комиссию муниципального района.

8. Последствия намеренного ухудшения гражданами
своих жилищных условий

8.1. Граждане, которые произвели действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, принимаются на учет в качестве нуждающихся в таких жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, приведших к ухудшению жилищных условий.
8.2. Под искусственным ухудшением жилищных условий подразумеваются сознательные целенаправленные действия, в результате которых возникает нуждаемость в жилье.
8.3. Под отчуждением пригодного и достаточного по размеру для проживания жилого дома (части дома) понимается передача в установленном законом порядке права собственности на дом другому лицу (путем продажи, дарения и т.п.).
8.4. Не считается ухудшением жилищных условий (продажа, дарение и т.д.), если в результате не возникла нуждаемость в улучшении жилищных условий.
8.5. Поскольку для отчуждения дома (части дома) не требуется согласия членов семьи собственника (за исключением случая, когда дом является их общей собственностью), то последствия искусственного ухудшения жилищных условий не распространяются на них. Если в случае продажи жилого помещения требовалось согласие совершеннолетних членов семьи, то последствия искусственного ухудшения жилищных условий на них распространяются.
8.6. Не считается ухудшением жилищных условий вселение по месту жительства супруга, детей, престарелых родителей, иных граждан, если по предыдущему месту жительства они:
- не имели жилого помещения на праве собственности;
- имели жилое помещение на праве собственности, но размер жилого помещения либо его доли был менее социальной нормы;
- занимали жилое помещение по договору найма, но не были обеспечены по социальной норме;
- обладали правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по социальной норме.


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru