Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(апрель - июнь 2009 г.):

ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Свежий взгляд на решение проблемы
зачетов (возвратов) страховых взносов

Долгое время не решался вопрос по поводу зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Статья 78 Налогового кодекса РФ предусматривает возможность зачета сумм излишне уплаченного налога, сбора, пени и штрафа в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам либо возврату налогоплательщику.
Но ст. 78 НК РФ применяется в отношении налогов и сборов, понятие которых дано в ст. 8 НК РФ.
Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ, согласно которому страховые взносы - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии (ст. 3 Закона № 167-ФЗ).
Четкий механизм проведения зачета по взносам в ПФР действующим законодательством не прописан, и налоговые органы не находили правовых оснований для указанной операции.
Проблема состояла в том, что в Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" отсутствовала норма, определяющая орган, который должен производить возврат (зачет) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (налоговый орган или Пенсионный фонд). Данный вопрос решался через судебные тяжбы, в которых суды указывали, что обязанность осуществлять зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов возлагается на налоговые органы, так как они являются администраторами поступлений в бюджеты РФ по страховым взносам.
Несмотря на всю сложность и спорность вопроса о зачете данных платежей, Минфин РФ высказал свежее решение указанной проблемы в своем письме от 12.05.2008 № 03-02-07/2-87, сделав вывод о том, что до внесения необходимых изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и бюджетное законодательство Российской Федерации налоговые органы вправе осуществлять свои бюджетные полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.
Минфином России согласовано Письмо ФНС России о порядке зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (копия прилагается), которое доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 01.12.2008 № ММ-6-1/873@.
Как указано в данном порядке, зачет (возврат) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в счет погашения недоимки по уплате страховых взносов за предыдущие отчетные (расчетные) периоды и (или) задолженности по пеням, штрафам, а также в счет предстоящих платежей производится по решению налогового органа на основании письменного заявления страхователя, согласованного с территориальным органом Пенсионного фонда РФ.
Сумма излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит возврату на основании письменного заявления страхователя, согласованного с территориальным органом Пенсионного фонда РФ, в течение одного месяца со дня получения налоговым органом указанного заявления.
Таким образом, для зачета (возврата) излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов плательщику необходимо, прежде всего, написать заявление и согласовать с территориальным органом ПФ РФ.
В случае, если налоговый орган отказал в осуществлении зачета (возврата) излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов, то указанные действия можно обжаловать в соответствии с п. 1, 2 ст. 139 Налогового кодекса Российской Федерации путем направления соответствующей жалобы в Управление ФНС России по Алтайскому краю в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (т.е. со дня, когда получено решение об отказе) или обратиться в суд. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы (копия заявления о возврате, согласованного с ПФ, решение об отказе и др.).
При отмене решения налогового органа об отказе в зачете (возврате) излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов подача повторного заявления от плательщика не требуется.
В том случае, если пропущен срок для обжалования, всегда остается возможность вновь направить в налоговый орган заявление о зачете (возврате) излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, согласованное с территориальным отделением ПФ РФ.
Учитывая сложившуюся судебную практику, разъяснения Минфина России и письмо ФНС России "О механизме действия по осуществлению зачетов (возвратов) ..." возврат или зачет излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов перестал быть проблемой.

Об уплате фиксированного платежа

Согласно ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" индивидуальные предприниматели (в т.ч. главы КФХ), адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.
В п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 № 79 указано, что индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет. Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
При этом, размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 № 148 (далее - Правила), установлено, что размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ, на 12.
Согласно пункту 4 Правил фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года.
В силу пункта 5 Правил, уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети от суммы фиксированного платежа направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Стоимость страхового года на 2008 год составляла 3864 руб. (постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 246).
На 2009 год стоимость страхового года утверждена в размере 7274 руб. 40 коп. (постановление Правительства РФ от 27.10.2008 № 799).
Для уплаты на 2009 год эти суммы составляют: на финансирование страховой части трудовой пенсии - 4849 руб. 60 коп., на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 2424 руб. 80 коп.
В случае, если страхователь уплачивает страховые взносы ежемесячно, он должен платить по 606 руб. 20 коп., из них 404 руб. 13 коп. - на финансирование страховой части трудовой пенсии и 202 руб. 07 коп. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Пунктом 4 ст. 243 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая перечислению в федеральный бюджет и соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля. Аналогичные рекомендации по округлению сумм содержатся в п. 3.3 Временных методических рекомендаций по организации работы по взысканию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней, штрафов, утвержденных постановлением Правления ПФР от 21.01.2008 № 11п.
При этом, в письме Исполнительной дирекции ПФР от 13.02.2009 № 08-25/1219 указано, что в целях исключения недоплаты страхователем страховых взносов в виде фиксированного платежа из-за наличия копеек, возможна уплата ежемесячного платежа в течение 11 месяцев в размере 404 руб. на страховую часть пенсии и 202 руб. - на накопительную часть пенсии, за декабрь 2009 года платеж должен составить 406 руб. и 203 руб. (с учетом недоплаченных сумм в копейках) на страховую и накопительную часть соответственно.
Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, на целесообразность снятия с учета в качестве индивидуального предпринимателя с целью освобождения от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа, т.к. государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя составляет 80 руб., за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - 400 руб. (п. 8 ст. 333.33 НК РФ).


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru