Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(апрель - июнь 2009 г.):

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Руководство по учету обособленных
подразделений в налоговых органах

Прежде чем изложить порядок налогового учета обособленных подразделений, необходимо рассмотреть, что включает гражданское и налоговое законодательство в понятие "обособленное подразделение юридического лица". Это поможет определить предмет обсуждения и отдельные ошибки, которые возникают у должностных лиц организаций, т.к. некоторое непонимание находит отражение в неправильном оформлении, как в организационно-распорядительных документах организации, так и в формах заявления и сообщения для налогового учета обособленных подразделений, направляемых в налоговые органы.
Статья 55 Гражданского кодекса Российской Федерации выделяет следующие виды обособленных подразделений: филиалы и представительства. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Законодательство Российской Федерации не содержит обязанности организации создавать структурно обособленные подразделения только лишь в форме филиала или представительства. Это означает, что обособленное подразделение не всегда выступает исключительно в роли филиала (представительства) организации.
Вследствие этого Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет свой подход к понятию "обособленное подразделение организации" (п. 2 ст. 11 Кодекса). Так, под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от головной организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Таким образом, филиал, представительство и иное структурное подразделение юридического лица признается для целей Кодекса обособленным подразделением организации при наличии у них соответствующих критериев, предусмотренных п. 2 ст. 11 Кодекса.
В соответствии с Кодексом наличие обособленного подразделения у организации влечет для налогоплательщика и для налоговых органов определенные законодательством права и обязанности, в первую очередь своевременную постановку на налоговый учет организации по месту осуществления деятельности через свое обособленное подразделение.

Создание обособленного подразделения и постановка его на налоговый учет

Создать обособленное подразделение на порядок проще, чем представительство или филиал, т.к. открытие обособленного подразделения находится в компетенции исполнительного органа (директора), оформляется приказом о создании и не требует внесения в учредительные документы, что влияет на пакет документов, представляемый в налоговый орган.
Положения статей 83 и 84 Кодекса обязывают организацию, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. В соответствии с п. 4 ст. 83 Кодекса организация должна подать в налоговый орган по месту нахождения своего обособленного подразделения в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения заявление по форме № 1-2-Учет (утверждена Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц"), если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения. Обратите внимание на последнее положение, так называемый "упрощенный" порядок постановки на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений. В этом случае постановка на учет может осуществляться на основании сообщений в письменной форме (№ С-09-3, утвержденной Приказом ФНС России от 17.01.2008 № ММ-3-09/11@), представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 Кодекса в налоговый орган по месту своего нахождения, а не по месту нахождения обособленного подразделения.
В заявлении указываются:
- наименование российской организации, соответствующее наименованию, указанному в ее учредительных документах, в т.ч. при наличии в наименовании латинской транскрипции, таковая указывается;
- наименование обособленного подразделения, при его наличии;
- адрес места нахождения обособленного подразделения указывается в следующей последовательности: почтовый индекс, наименование субъекта Российской Федерации, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владение), корпус (строение), квартира (офис);
- дата создания обособленного подразделения.
Заявление подписывается должностным лицом, имеющим право действовать от имени российской организации без доверенности. Заявление может быть представлено уполномоченным представителем российской организации, что должно быть подтверждено доверенностью, оформленной в установленном порядке.
Согласно п. 1 ст. 84 Кодекса одновременно с заявлением о постановке на учет представляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. В зависимости от вида обособленного подразделения, в качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены:
- для представительства и филиала - учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении либо выписка из ЕГРЮЛ, включая положение об обособленном подразделении;
- для иного обособленного подразделения - приказ (распоряжение) о его создании.
Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов осуществить постановку обособленного подразделения на учет и выдать организации соответствующее уведомление.
Помимо обязанностей, предусмотренных статьями 83 и 84 Кодекса об учете обособленных подразделений, на налогоплательщика - организацию в п. 2 ст. 23 Кодекса возлагается еще обязанность письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения) об этих изменениях. Требование к заполнению сообщения аналогично заявлению о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения. В связи с тем, что сообщение подается в налоговый орган по месту учета организации, то, следовательно, документы о представительствах и филиалах уже имеются у налогового органа, поэтому, с нашей точки зрения, организация может к сообщению приложить только копию распорядительного документа о создании своего обособленного подразделения. В практике налоговых органов встречаются случаи, когда к сообщению прилагают только копию уведомления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, которое не относится к официальному управленческому документу организации о создании своего обособленного подразделения.
Таким образом, принимая во внимание содержание п. 2 ст. 11 Кодекса, следует, что моментом создания обособленного подразделения является создание и оборудование стационарных рабочих мест. Вследствие чего срок, установленный в п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 Кодекса для представления сообщения и подачи заявления, исчисляется с момента оборудования организацией территориально обособленного стационарного места.
Налоговый кодекс не устанавливает очередность выполнения подачи заявления о постановке на учет и представления сообщения о создании обособленного подразделения организации, главное, чтобы эти действия уложились в установленный законодательством срок в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения.
Обособленному подразделению, филиалу или представительству не присваивается отдельный от головной организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), так как обособленное подразделение не является самостоятельным налогоплательщиком. В документообороте обособленное подразделение использует непосредственно ИНН головной организации. Однако обособленному подразделению будет присвоен свой, отличный от головной организации, код причины постановки на учет (КПП). Он будет указан в уведомлении о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.

Закрытие обособленного подразделения и снятие его с налогового учета

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) обособленного подразделения организация обязана в течение одного месяца со дня закрытия письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения (п. 2 ст. 23 Кодекса). К такому сообщению прилагаются копии документов, подтверждающих закрытие обособленного подразделения. Также сообщение может подписать не только руководитель, но и законный (уполномоченный) представитель организации, но в этом случае прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя.
Согласно п. 5 ст. 84 Кодекса, в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения, снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения. Заявление о снятии с налогового учета подается по форме № 1-4-Учет, утвержденной Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@.
Буквальное значение норм, изложенных в п. 5 ст. 84 Кодекса, означает, что снятие с учета осуществляется только на основании заявления, т.к. в этом случае не действует упрощенный порядок, как при постановке на учет по сообщению налогоплательщика, и срок снятия с учета может быть увеличен до окончания выездной налоговой проверки.

Порядок действий от создания
до ликвидации юридического лица

Согласно ст. 34 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на "свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".
Законодательство России предоставляет физическим лицам право самостоятельно определиться с формой предпринимательства.

Подготовительный этап - учреждение юридического лица

Прежде, чем создать организацию, учредителям необходимо осуществить следующие действия:
а) подготовка проектов учредительного договора и устава организации;
б) подготовка и проведение собрания учредителей для заключения учредительного договора и утверждения устава организации, утверждения денежной и другой оценки вкладов участников и прочих решений;
в) внесение части вкладов в уставный капитал в соответствии с учредительным договором;
г) оплата государственной пошлины и представление документов в регистрирующий орган.
Уполномоченным органом власти, осуществляющим регистрацию юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы является Федеральная налоговая служба РФ.

Порядок регистрации - общие положения

Общие правила регистрации установлены в ст. 51 ГК РФ, в порядке, определяемом Федеральным законом № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление Правительства РФ № 439).
В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Документы можно представить лично или направить по почте с описью вложения. Если заявление для регистрации передано лично заявителем, то работник инспекции обязан в день получения документов выдать расписку.
Налоговые органы имеют право отказать в регистрации, если представлены не все документы, в остальных случаях в соответствии со ст. 8 Закона № 129-ФЗ в течение пяти рабочих дней со дня представления документов обязаны зарегистрировать юридическое лицо по месту нахождения его исполнительного органа и внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ.
С моментом государственной регистрации связано не только возникновение прав, но и возникновение обязанностей.

Состав и требования к оформлению документов

По общему правилу каждый документ, содержащий более одного листа, должен быть прошит и пронумерован. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки. Заявления заполняются на русском языке, за исключением предусмотренных случаев.
Заявления, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом. Если раздел (пункт) не содержит сведений, то в них проставляется прочерк. Если не заполняются листы приложений, представлять их не нужно. Подпись заявителя должна быть засвидетельствована у нотариуса.

Регистрация создания юридического лица

При создании юридического лица подается Заявление по форме № Р11001, в котором подтверждается соответствие представленных документов требованиям законодательства РФ, что сведения, в них содержащиеся, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент регистрации, и согласованы с соответствующими органами.
Вместе с заявлением представляются:
1. Решение о создании юридического лица.
2. Учредительные документы юридического лица (подлинники или заверенные у нотариуса).
3. Доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя.
4. Документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование и заполнение формы начинается с наименования.
При использовании в наименовании слов "Россия", "Российская Федерация", образованных на их основе словосочетаний в наименованиях юридических лиц уплачивается госпошлина в размере 10000 рублей.
Адрес (место нахождения) юридического лица указывается в соответствии с его учредительными документами.
При изменениях организационно-правовой формы (в форме преобразования, слияния, разделения, выделения и присоединения) представляется Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме № Р12001.
Порядок реорганизации юридических лиц регулируется статьями 57 - 60 ГК РФ, статьями 14 - 16, 17 Закона № 129-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110, иными нормативными актами.
Перед регистрацией реорганизации заявители обязаны в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации сообщить в письменной форме в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения. Форма уведомления указана в письме ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/64@.
В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации.
Помимо этого, реорганизуемые обязаны после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды опубликовать в СМИ от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц сведения о реорганизации с периодичностью один раз в месяц.

Регистрация изменений

Форма заполняемого заявления зависит от причины изменений.
Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме № Р13001 представляется при следующих изменениях:
- организационно-правовой формы, наименования, адреса юридического лица;
- увеличении или уменьшении уставного капитала;
- создании или прекращении деятельности филиала;
- по внесению в ЕГРЮЛ новых или исключению видов экономической деятельности;
- иных изменениях положений учредительных документов.
Вместе с заявлением представляются: решение о внесении изменений; изменения, вносимые в учредительные документы (в форме изменений или новой редакции); документ об уплате пошлины.
С 1 июля 2009 года вступает в силу Федеральный закон № 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации ...", где указано, что сделка по отчуждению доли (ее части) уставного капитала должна быть заверена нотариально.
В случаях: изменения сведений, не связанных с изменением учредительных документов; принятия решения об отмене ликвидации (заверенная копия решения об отмене прикладывается к заявлению); изменения сведений о юридическом лице при допущенных заявителем ошибках в ранее представленных документах представляется Заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме № Р14001.
При изменении в уставе сведений о филиалах представляется Уведомление о внесении изменений в учредительные документы по форме № Р13002 и они вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях регистрирующего органа.

Ликвидация юридического лица

Первый этап ликвидации юридического лица - это принятие учредителями или органом, уполномоченным на принятие такого решения.
По правилам, определенным в п. 1 ст. 20 Закона № 129-ФЗ учредители (участники) или орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны в трехдневный срок уведомить об этом регистрирующий орган в письменной форме с приложением решения о ликвидации юридического лица (форма № Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица").
С момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в реестр для ликвидируемого юридического лица наступают специальные ограничения, которые делают невозможным проведение регистрации:
1) изменений, вносимых в его учредительные документы;
2) создания юридического лица, учредителем которого выступает ликвидируемое юридическое лицо;
3) юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица.
На следующем этапе учредители или орган, уполномоченный на то, принявшие решение о ликвидации, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) по форме № Р15002 "Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора".
Данное уведомление содержит сведения о лице (лицах), осуществляющем ликвидацию, сведения о ликвидационной комиссии (конкурсном управляющем), которые представляются дополнительно. Ликвидационная комиссия начинает свою деятельность с публикации в органах печати данных о его ликвидации, о порядке заявления требований кредиторами.
По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшими решение о ликвидации. При этом ликвидационная комиссия представляет уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме № Р15003.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. Этим завершается "подготовительная стадия" ликвидации юридического лица.
Для добровольной ликвидации юридического лица в течение двух месяцев с момента помещения в органах печати сообщения о ликвидации (в "Вестнике государственной регистрации") в регистрирующий орган необходимо представить:
1) заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма № Р16001);
2) ликвидационный баланс;
3) документ об уплате государственной пошлины (20% от размера пошлины, взимаемой за регистрацию создания юридического лица, т.е. 400 руб.);
4) документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
На ликвидацию юридического лица в случае применения процедуры банкротства распространяется специальное правило: вместо всех перечисленных документов в регистрирующий орган необходимо представить лишь определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
В ст. 10 Закона № 129-ФЗ определен специальный порядок регистрации отдельных юридических лиц (политические партии и другие общественные организации, профессиональные союзы, религиозные организации и др.), которую осуществляет Министерство юстиции РФ.


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru