Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства УР от 15.06.2009 № 489-р
"О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИНЫХ ЯЗЫКАХ НАРОДОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 июня 2009 г. № 489-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
И ИНЫХ ЯЗЫКАХ НАРОДОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
НА 2010 - 2014 ГОДЫ

В целях обеспечения конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" на 2010 - 2014 годы.
2. Определить Министерство национальной политики Удмуртской Республики заказчиком и разработчиком проекта Республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" на 2010 - 2014 годы.
3. Министерству национальной политики Удмуртской Республики в срок до 21 июля 2009 года представить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект Республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" на 2010 - 2014 годы.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ





Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 15 июня 2009 г. № 489-р

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
И ИНЫХ ЯЗЫКАХ НАРОДОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
НА 2010 - 2014 ГОДЫ

I. Обоснование соответствия решения проблемы целям
и приоритетным задачам социально-экономического развития
Удмуртской Республики

Концепция Республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" на 2010 - 2014 годы (далее - Программа) содержит систему целей и задач этноязыковой политики Удмуртской Республики, предполагаемые направления деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, иных государственных органов Удмуртской Республики в области сохранения и развития языков народов Удмуртской Республики, а также систему управления и контроля за ходом реализации Программы.
Осуществление программных мероприятий будет способствовать обеспечению конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 68 Конституции Российской Федерации, статья 1 Конституции Удмуртской Республики), реализации гарантий социальной, экономической и юридической защиты государственных языков Удмуртской Республики и иных языков народов Удмуртской Республики, установленных Законом Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" от 6 декабря 2001 года № 60-РЗ (статьи 8, 12). Концепция разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных в проекте Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года.
В современных условиях, когда усиливается тенденция к всеобщей унификации и стандартизации всех сфер человеческой деятельности, в том числе и культуры, язык играет все более фундаментальную роль в формировании, функционировании, сохранении этнической идентичности. Именно язык - в первую очередь, эта закономерность касается народов, находящихся в ситуации этнического меньшинства, - занимает сегодня ключевое местоположение в системе этнических символов, с которыми связываются представления об этнической преемственности. Утрата языка является мощнейшим стимулятором этноассимиляционных процессов, неизбежно ведет в конечном итоге к смене этнического самосознания. Не случайно родной язык, будучи основанием и одним из базовых критериев, своего рода "гарантом" неизменности этнической самобытности, является объектом пристального внимания со стороны национальных общественных объединений.
В этой связи привлекают внимание результаты Всероссийской переписи населения 2002 года, зафиксировавшей интенсификацию процессов языковой ассимиляции народов, находящихся в ситуации этнического меньшинства: в Удмуртии число удмуртов, признавших язык своей национальности родным, сократилось в межпереписной период (1989 - 2002 годы) с 75,7% до 66,5% (сокращение прошло как в городской среде, так и в сельской), татар - с 81,5% до 67%, марийцев - с 78,5% до 66,6%.
Данная проблема фиксируется не только на уровне статистических данных, но и, что особенно важно, осознается, в частности, удмуртской частью населения республики как важнейший из стрессогенных факторов - как показывают этносоциологические исследования 2006, 2007 годов, проблема ассимиляции беспокоит даже больше, чем экономические трудности.
Таким образом, язык является сегодня важнейшим средством самоидентификации, усиливает ее и представляет большую ценность для говорящих на нем.
Исчезновение языка - это не только гуманитарная катастрофа. Утрата языка, вызывая ущербную социализацию, порождает еще и конкретные социально-психологические проблемы - фрустрацию, проявляющуюся в ощущении гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, раздражения, разочарования. Как показывают этносоциологические исследования, лица, вовлеченные в языковую ассимиляцию, в 1,5 раза чаще негативно оценивают ситуацию в сфере межнациональных отношений в республике.
Реализация Программы будет способствовать сохранению этносоциальной и этнополитической стабильности в Удмуртской Республике, созданию условий для сохранения и развития национальных языков, повышению их престижа, расширению сфер функционирования удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики, развитию родного языка, самобытной культуры и межкультурного взаимодействия разных этнических групп, проживающих на территории Удмуртской Республики.

II. Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблемы программно-целевым методом

Программно-целевой метод как метод решения задачи сохранения и развития языковой самобытности народов Удмуртии предусмотрен Законом Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" (статьи 6, 8). Предлагаемая к разработке Программа является логическим продолжением аналогичной Программы, срок действия которой истекает в 2009 году (утверждена постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 30 ноября 2004 года № 377-III). Означенная Программа, будучи первым опытом системной реализации языковой политики в Удмуртской Республике, позволила выявить наиболее эффективные и перспективные направления дальнейшей деятельности по обеспечению языковых прав и потребностей граждан.
Сохранение, функциональное и структурное развитие языка зависит от целенаправленной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, позиции родителей при выборе стратегии языкового воспитания детей и обеспечивается сетью институтов "языкового обслуживания", включающей в себя образовательные учреждения, средства массовой информации, издательства и книготорговые организации, студии звукозаписи, библиотеки, досуговые учреждения, национально-культурные общественные объединения и творческие союзы, научные учреждения, занятые разработкой теоретических и прикладных проблем языка.
Таким образом, разработка и реализация системной государственной этноязыковой политики, решение поставленных проблем является комплексной задачей, требующей системного межотраслевого подхода. Эффективное решение задачи сохранения и развития языковой самобытности народов Удмуртии, эффективное удовлетворение этноязыковых потребностей граждан не могут быть достигнуты в рамках деятельности отдельного исполнительного органа государственной власти. Программа позволит согласовать и координировать совместные действия органов государственной власти, местного самоуправления и других перечисленных выше субъектов этноязыковой политики по эффективному удовлетворению потребностей населения в сфере родного языка.
В связи с комплексным характером для решения проблемы необходима межотраслевая (межведомственная) и межтерриториальная координация, согласованное использование кадровых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлежности для достижения целей и задач Программы.

III. Характеристика и прогноз развития проблемы
без использования программно-целевого метода ее решения

В связи с переходом современного общества на новую фазу информационного развития сохранение языковой самобытности уже не может обеспечиваться только лишь посредством внутрисемейных, ранее автономных от внешнего языкового контекста, коммуникативных стратегий и напрямую зависит сегодня от степени доступности и качества информации на родном языке на разных носителях, в значительной степени определяющей выбор родителей языка или языков общения со своими детьми.
Развитие языков и государственная политика в сфере языка на сегодняшний день являют собой один из наиболее значимых факторов развития межнациональных взаимоотношений. Бессистемная работа в решении задачи удовлетворения этноязыковых потребностей граждан, отказ от использования программно-целевого метода приведут к росту информационного неравенства между основными этническими группами Удмуртской Республики, дальнейшей интенсификации этноассимиляционных процессов (усугубленных демографическими потерями), сокращению численности титульного населения, а также этнических меньшинств, исторически проживающих на территории республики. В свою очередь, данные процессы могут привести как к спекулятивному использованию проблемы различными политическими силами (как внутри республики, так и за ее пределами), так и к формированию недовольства этноязыковой политикой, росту латентной напряженности в межэтнических отношениях, спровоцировать рост межэтнической конфликтности.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы

Реализация государственной политики поддержки и развития языковой самобытности народов Удмуртии без использования программно-целевого подхода представляется нецелесообразной.
Финансирование Программы планируется осуществлять из следующих источников:
за счет средств федерального бюджета (средства федерального бюджета, предусмотренные на мероприятия по реализации государственной национальной политики, предоставляются на конкурсной основе Министерством регионального развития Российской Федерации);
за счет средств бюджета Удмуртской Республики;
за счет иных источников в соответствии с законодательством.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы

Программа рассчитана на период с 2010 года по 2014 год. Этапы Программы не выделяются.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам и показателям эффективности, позволяющим
оценивать ход реализации Программы по годам

Стратегической целью Программы является создание необходимых условий для обеспечения конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение, изучение и самобытное развитие родного языка.
Основные цели Программы:
укрепление статуса государственных языков Удмуртской Республики, формирование необходимых общественно-государственных, социально-культурных гарантий их функционирования;
обеспечение прав граждан на удовлетворение своих языковых потребностей;
развитие двуязычия и многоязычия;
улучшение обеспечения населения республики информацией на родных языках;
формирование позитивного имиджа удмуртского языка в детской и молодежной среде;
создание необходимых условий для изучения языка своей национальности всеми желающими;
оказание государственной финансовой поддержки учреждениям и организациям, деятельность которых связана с изучением, сохранением и развитием государственных языков Удмуртской Республики, иных языков народов Удмуртской Республики.
Мероприятия Программы будут направлены на решение следующих задач:
информационное обеспечение этноязыковых запросов и потребностей граждан через средства массовой информации;
развитие рынка товаров и услуг, направленных на удовлетворение гражданами своих языковых потребностей (расширение - посредством привлечения в отрасль негосударственных инвестиций - возможностей приобретения гражданами продукции и услуг на языке своей национальности);
развитие этнического маркетинга;
обеспечение функционального развития удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики;
формирование инфраструктуры сбыта издательской, аудиовизуальной продукции на языках народов Удмуртии в муниципальных районах и городских округах республики;
развитие сети воскресных школ и курсов изучения языка своей национальности для всех желающих;
методическое обеспечение и содействие органам местного самоуправления в разработке мер по поддержке языковой самобытности народов Удмуртской Республики;
финансирование на конкурсной основе мероприятий программ органов местного самоуправления по поддержке языковой самобытности народов Удмуртской Республики;
разработка приоритетных направлений развития национального книгоиздания в Удмуртской Республике;
увеличение разнообразия ассортимента издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском, удмуртском и русском языках; выпуск издательской продукции на удмуртском языке для дошкольных образовательных учреждений с изучением удмуртского языка;
увеличение тиражей выпускаемой в республике издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском или удмуртском и русском языках до объемов, необходимых для полноценного комплектования фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений;
комплектование издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукцией на татарском, марийском и чувашском языках фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений в местах компактного проживания данных этнических групп на территории Удмуртской Республики посредством формирования и развития механизмов книгообмена;
расширение удмуртскоязычного сектора глобальной сети Интернет;
содействие научному изучению удмуртского (обеспечение исследований всех уровней его системы) и русского языков (исследование диалектологических и локальных фольклорных особенностей);
поддержка социолингвистических исследований современной языковой ситуации в Удмуртской Республике;
расширение спектра услуг на родном языке в досуговых учреждениях (театрах, районных домах культуры, сельских домах культуры и иных клубных и развлекательных центрах).
К показателям достижения целей и эффективности реализации приоритетных направлений Программы могут быть отнесены:
оценка гражданами доступности информации на языке своей национальности (по данным социологических исследований);
оценка гражданами учета в средствах массовой информации своих этноязыковых запросов и потребностей (по данным социологических исследований);
число поселений, жителям которых обеспечен свободный доступ к приобретению в личное пользование издательской продукции на родном национальном языке;
количество наименований книг и иной издательской продукции, выпущенной в рамках Программы;
совокупный тираж книг и иной издательской продукции, выпущенной в рамках Программы;
индекс книгообеспеченности (соответствие нормативным (или программным) требованиям);
количество наименований аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском языке;
совокупный тираж аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском языке;
число театральных постановок на удмуртском языке для детей;
количество интернет-сайтов с контентом на удмуртском языке, число их посещений за отчетный период;
количество теле- и радиопередач, специализированных рубрик в печатных средствах массовой информации, посвященных истории, развитию языков, пропаганде лучших образцов письменной и устной речи, культуре родной речи, нормам литературной речи;
число занимающихся в воскресных школах и на курсах родного языка.

VII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы из средств бюджета Удмуртской Республики составит 77370 тыс. рублей, из средств федерального бюджета - 5000 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 3250 тыс. рублей, в том числе:

тыс. руб.

   -----------------T-----------T------------T---------T-----------T---------¬

¦ Источники ¦ 2010 г. ¦ 2011 г. ¦ 2012 г. ¦ 2013 г. ¦ 2014 г. ¦
¦ финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+-----------+------------+---------+-----------+---------+
¦бюджет УР ¦ 14170,0¦ 15000,0¦ 16000,0¦ 16000,0¦ 16200,0¦
+----------------+-----------+------------+---------+-----------+---------+
¦федеральный ¦ 1000,0¦ 1000,0¦ 1000,0¦ 1000,0¦ 1000,0¦
¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+-----------+------------+---------+-----------+---------+
¦внебюджетные ¦ - ¦ 500,0¦ 750,0¦ 1000,0¦ 1000,0¦
¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+-----------+------------+---------+-----------+----------


Объемы финансирования мероприятий Программы из бюджета Удмуртской Республики носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики. Для выполнения мероприятий Программы могут привлекаться средства из федерального бюджета и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемых вариантов
решения проблемы

Основными показателями социальной эффективности Программы будут являться:
рост языковой компетентности населения республики;
снижение степени интенсивности ассимиляционных (как языковых, так и этнических) процессов (в долгосрочной перспективе);
увеличение количества и повышение качества услуг в сфере удовлетворения этнокультурных запросов населения республики;
расширение сети образовательных учреждений разных типов и видов (в т.ч. воскресных школ и языковых курсов для всех желающих) с изучением национальных языков;
увеличение количества наименований литературы, издаваемой на удмуртском или удмуртском и русском языках;
рост представленности удмуртского языка в киберпространстве, увеличение количества единиц аудиовизуальной продукции, издаваемой на удмуртском языке;
улучшение обеспеченности публичных библиотек и образовательных учреждений литературой на удмуртском, а также татарском, марийском, чувашском языках;
формирование и развитие системы распространения книг, издаваемых в республике (в т.ч. на удмуртском языке);
увеличение количества разрабатываемых и внедряемых пособий, материалов, обучающих программ, творческих и медиапроектов в сфере сохранения и развития родных языков;
пополнение словарного запаса удмуртского языка.

IX. Предложения по разработчикам проекта Программы,
государственным заказчикам Программы (государственным
заказчикам-координаторам) и исполнителям
мероприятий Программы

Разработку проекта Программы предлагается поручить Министерству национальной политики Удмуртской Республики.
В качестве государственного заказчика Программы предлагается утвердить Министерство национальной политики Удмуртской Республики.
Предлагаемые исполнители Программы:
Министерство национальной политики Удмуртской Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики;
Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики;
органы местного самоуправления в Удмуртской Республике в соответствии с законодательством.
К реализации работ по отдельным мероприятиям Программы будут привлекаться институты инфраструктуры "языкового обслуживания" и иные исполнители с соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

X. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы

В качестве основных направлений финансирования расходов, необходимых для реализации задач, предусмотренных Программой, предлагаются:
обеспечение функционального развития удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики;
удмуртский язык в киберпространстве и аудиовизуальной продукции;
языки народов Удмуртии в средствах массовой информации;
языки народов Удмуртии в издательской продукции;
языки народов Удмуртии в образовательном пространстве республики;
пропаганда ценности родного языка в молодежной и детской среде;
научное изучение удмуртского и русского языков;
формирование инфраструктуры сбыта издательской, аудиовизуальной продукции на языках народов Удмуртии в муниципальных районах и городских округах республики.
Выделение бюджетных средств предлагается осуществлять в соответствии с приведенными выше сроками реализации программных мероприятий.

XI. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы

Программа должна представлять собой систему мер, призванных обеспечить конституционные гарантии права народов Удмуртии на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
К разработке разделов Программы, касающихся основных направлений языковой политики в Удмуртской Республике, будут привлекаться исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики, органы местного самоуправления в Удмуртской Республике, а также институты гражданского общества.
При формировании плана мероприятий Программы будет использован положительный опыт реализации программ по сохранению языковой самобытности в других субъектах Российской Федерации.

XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы

С целью выработки предложений и рекомендаций по определению проектных мероприятий и формированию организационно-финансовых планов Программы государственным заказчиком Программы будет создан Общественный совет Программы.
Государственный заказчик Программы осуществляет:
управление реализацией Программы;
методическое обеспечение реализации Программы;
реализацию программных мероприятий;
внесение предложений по формированию бюджета Удмуртской Республики в части реализации мероприятий Программы;
в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики контроль за ходом реализации Программы;
размещение в средствах массовой информации и (или) сети Интернет данных о Программе и ходе ее реализации.
Государственным заказчиком Программы ежегодно направляется в Министерство экономики Удмуртской Республики информация о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru