Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Тюменской областной Думы от 25.06.2009 № 1539
"О РЕКОМЕНДАЦИЯХ "КРУГЛОГО СТОЛА" ПО ТЕМЕ: "СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ"

Официальная публикация в СМИ:
Приложение к газете "Тюменские известия", № 122, 10.07.2009






ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2009 г. № 1539

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ "КРУГЛОГО СТОЛА" ПО ТЕМЕ:
"СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ"

Рассмотрев рекомендации "круглого стола" по теме: "Сельскохозяйственное страхование: проблемы и перспективы", состоявшегося в Тюменской областной Думе 14 мая 2009 года, решение комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области, руководствуясь Стратегией деятельности Тюменской областной Думы четвертого созыва, областная Дума постановляет:
1. Одобрить рекомендации "круглого стола" по теме: "Сельскохозяйственное страхование: проблемы и перспективы" (прилагаются).
2. Создать рабочую группу из представителей Тюменской областной Думы, органов исполнительной власти и страховых компаний в целях выработки предложений, направленных на совершенствование системы сельскохозяйственного страхования.
3. Направить настоящее постановление и указанные рекомендации в Правительство Тюменской области, органы местного самоуправления, страховые компании, занимающиеся агрострахованием в Тюменской области, банки, работающие с сельхозтоваропроизводителями в Тюменской области, Тюменский гидрометеоцентр, федеральное государственное учреждение "Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям (Конев Ю.М.).

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 25.06.2009 № 1539

РЕКОМЕНДАЦИИ
"КРУГЛОГО СТОЛА" ПО ТЕМЕ:
"СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ"

Участники "круглого стола", обсудив вопросы сельскохозяйственного страхования, отмечают следующее.
В Тюменской области, как и в целом в Российской Федерации, система и порядок организации страхования сельскохозяйственных рисков не обеспечивают финансовую устойчивость сельхозпроизводителя. Из-за высокой убыточности операций по добровольному страхованию урожая сельхозкультур подавляющая часть страховых компаний не проводит работу по этому виду страхования. Статистические показатели по агрострахованию в Тюменской области несравнимо меньше среднероссийского уровня.
Общая площадь застрахованных посевов в России составляет менее 20%. Количество сельскохозяйственных организаций, заключивших договоры страхования, сократилось с 9894 (в 2005 году) до 7988 (в 2008 году). Это очень малая доля, так как сельскохозяйственным производством в стране занимается более 28 тыс. организаций, 270 тыс. фермерских хозяйств и 16,0 млн. граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Хотя, по мнению некоторых специалистов, снижение числа заключенных договоров страхования обусловлено отказом страховщиков от "серых" схем, что должно расцениваться как позитивный фактор.
В Тюменской области в настоящее время работают 8 страховых компаний, которые соответствуют требованиям, установленным для страховых организаций Правилами предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1091).
По состоянию на 24 апреля 2009 года страховой организацией ЗАО "Страховая группа "УралСиб" проведено страхование племенного скота в количестве 10674 голов в сельскохозяйственных организациях Тюменской области.
По данным ФГУ "Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного комплекса", в Уральском федеральном округе (далее - УрФО) в 2008 году количество хозяйств, получивших субсидию, составило 48, а количество хозяйств, получивших страховое возмещение, - 7. При этом в соседнем Сибирском федеральном округе аналогичные показатели составили 4083 и 2459 соответственно.
За два года работы Тюменского филиала Россельхозбанка под урожай не выдано ни одного кредита. В то же время следует отметить, что Россельхозбанк успешно работает со страховыми компаниями в других областях России.
В Тюменской области сумма субсидий на агрострахование, предусмотренная областным бюджетом 2008 года, была в несколько раз меньше, чем в других областях УрФО (Тюменская область - 1 млн. руб., Курганская - 2,39 млн. руб., Свердловская - 6 млн. руб., Челябинская - 10 млн. руб.).
В бюджете Тюменской области на 2009 год, а также на плановый период 2010 и 2011 годов субсидии на агрострахование предусмотрены в размере по 1,5 млн. руб. в год.
Объемы господдержки агрострахования в 2009 году снижены. После внесения изменений в федеральный бюджет в связи с экономическим кризисом на цели субсидирования агрострахования федеральный законодатель оставил 2 млрд. руб. вместо первоначально предусмотренных 5,5 млрд. руб.
Крайне низкой остается экономическая эффективность страхования урожая. Повсеместно, за редкими исключениями, за счет страховых выплат возмещается незначительная часть ущерба - в размере 4 - 5% от стоимости урожая, в то время как ущерб в регионах в отдельные годы достигает 20 - 30% стоимости урожая. В результате интерес к услугам страховых компаний у производителей падает. Практически не страхуются риски в таких сложных отраслях, как животноводство, пчеловодство, рыбоводство, и другие.
В этом вопросе Россия значительно отстала от большинства стран мира, которые страхуют урожаи на сенокосах и пастбищах, применяют методы, позволяющие оценить ущерб на каждом конкретном поле.
Одной из причин отказа сельских организаций заключать договоры является то, что в настоящее время при подписании страхового договора страхователь должен полностью выплатить сумму страховых премий. Договоры подписываются до начала весенних работ, сельхозпроизводители не имеют в это время финансовых ресурсов и вынуждены прибегать к привлечению дорогостоящих кредитов, что делает крайне невыгодной такую систему страхования. При этом нужно иметь в виду, что в любом случае страховщику страховые выплаты потребуются не ранее конца августа, значит, более 5 месяцев полученные от страхователя средства (изъятые из сельского хозяйства) страховые организации используют на другие цели.
В этой ситуации совершенно очевидно, что назрела необходимость принятия специального закона, регулирующего вопросы организации сельскохозяйственного страхования.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой" № 157405-5.
Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса под председательством первого вице-премьера В.А.Зубкова 25 февраля 2009 года одобрила проект Концепции совершенствования сельскохозяйственного страхования с господдержкой на период до 2020 года, разработанный рабочей группой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Законы о государственной поддержке агрострахования приняты в Кемеровской области, Приморском крае.
В 2008 году в Волгоградской, Амурской, Новгородской, Кировской, Липецкой и др. областях постановлениями исполнительных органов власти утверждены порядки предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям области за счет средств региональных бюджетов.
В Тюменской области нет закона или иного специального нормативного акта, регулирующего вопросы сельскохозяйственного страхования.
В целях стимулирования сельскохозяйственного страхования участники "круглого стола" рекомендуют:

Тюменской областной Думе:
1. Изучить мнение заинтересованных сторон (страховых компаний, сельхозпроизводителей, банков, органов исполнительной власти области) по вопросу целесообразности поддержки находящегося на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона № 157405-5 "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой".
2. По результатам изучения мнения заинтересованных сторон рассмотреть вопрос об обращении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением ускорить принятие указанного проекта федерального закона.
3. Рассмотреть вопрос о целесообразности разработки проекта закона Тюменской области "О сельскохозяйственном страховании".
4. Ежегодно рассматривать вопросы агрострахования и проводить мероприятия ("круглые столы", дни депутата, семинары, совещания) по данной теме.

Правительству Тюменской области:
1. Продолжить оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям в части предоставления средств бюджета для компенсации части затрат по страхованию сельскохозяйственного производства.
2. Рассмотреть вопрос о возможности оказания консультационных услуг сельхозтоваропроизводителям при заключении договоров сельскохозяйственного страхования, а также при наступлении страхового случая.

Страховым компаниям, работающим в Тюменской области:
1. Создать совет (ассоциацию) страховых компаний, работающих в сфере агрострахования, и выработать консолидированные предложения органам власти Тюменской области по принятию управленческих решений, направленных на улучшение дел в данной сфере.
2. Активнее применять схему перестрахования рисков в сельскохозяйственном производстве.
3. Рассмотреть возможность применения схемы, при которой сельхозтоваропроизводитель, заключая договор страхования, вносил бы аванс в размере 20% от страховой премии, а остальную сумму - к концу первого полугодия.
4. Рассмотреть возможность комплексного страхования растений, животных и техники с применением усредненной величины страховой премии.
5. Активнее пропагандировать сельскохозяйственное страхование среди сельхозтоваропроизводителей.

Банкам, работающим в Тюменской области:
Активнее применять схему кредитования сельхозтоваропроизводителей для целей агрострахования под залог урожая текущего года.

Тюменскому гидрометеоцентру:
Рассмотреть вопрос об обеспечении возможности заинтересованным лицам получать достоверные данные о состоянии погоды в любой период времени в пределах любого из районов Тюменской области.

Федеральному государственному учреждению "Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства":
Интенсифицировать в пределах своей компетенции работу в регионах, в том числе в Тюменской области.

Участники заседания
"круглого стола"
14 мая 2009 года
г. Тюмень


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru