| |
Региональное законодательство / Ленинградская область
<ПИСЬМО> Управления ФНС по Ленинградской области от 25.06.2009 № 05-15/10617@
<О НАПРАВЛЕНИИ ОБЗОРА АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ ПО СУДЕБНЫМ АКТАМ ПО ИСКАМ (ЗАЯВЛЕНИЯМ) НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ К НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ, ПРИНЯТЫМ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ В ПОЛЬЗУ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ЗА II КВАРТАЛ 2009 ГОДА>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ФНС РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 25 июня 2009 г. № 05-15/10617@
Управление ФНС России по Ленинградской области направляет для сведения и использования в работе обзор арбитражной практики по судебным актам по искам (заявлениям) налогоплательщиков к налоговым органам, принятым Арбитражным судом в пользу налоговых органов, за II квартал 2009 года.
Заместитель руководителя УФНС РФ
по Ленинградской области
советник государственной
гражданской службы РФ 1 класса
О.В.Голубева
ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму УФНС РФ
по Ленинградской области
от 25.06.2009 № 05-15/10617@
ОБЗОР
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ ПО НАЛОГОВЫМ СПОРАМ
1. Суд отклонил доводы Общества о нарушении инспекцией срока взыскания недоимки вследствие непроведения проверки своевременно представленных справок формы 2-НДФЛ, поскольку последние не являются необходимыми документами для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налога в бюджет и на Инспекцию не возложена обязанность по проверке данных документов
Инспекция провела выездную налоговую проверку Открытого акционерного общества (далее - Общество) по вопросам соблюдения валютного законодательства, правильности исчисления и уплаты налогов за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, в ходе которой выявила ряд правонарушений, отраженных в акте проверки.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекция вынесла решение, которым (по эпизоду, обжалуемому в кассационном порядке) привлекла Общество к налоговой ответственности, установленной статьей 123 НК РФ за невыполнение обязанностей налогового агента по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, в виде штрафа. Также Обществу начислены пени за несвоевременное перечисление этого налога.
Управление, рассмотрев апелляционную жалобу Общества, посчитало, что в данном случае имело место нарушение Обществом сроков перечисления удержанного НДФЛ, что не является основанием для привлечения Общества к ответственности по статье 123 НК РФ. Решением Управление признало необоснованным привлечение Общества к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ.
Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции в части начисления пеней по налогу на доходы физических лиц и требования в части предложения уплатить пени по НДФЛ.
В силу статьи 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ. Такие организации именуются налоговыми агентами.
Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Налоговым кодексом РФ на налогового агента, обязанность по уплате налога считается выполненной с момента удержания его налоговым агентом (пункт 2 статьи 45 НК РФ - в редакции, действовавшей в 2005-2006 годах; пункт 3 статьи 45 НК РФ - в редакции, действующей с 01.01.2007).
Согласно пунктам 3-4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты должны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком. Налоговые агенты обязаны также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Пункт 4 статьи 226 НК РФ также устанавливает обязанность налоговых агентов удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Как следует из пункта 6 статьи 226 НК РФ, налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
В пункте 2 статьи 230 НК РФ указано, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и о начисленных и удержанных в этом налоговом периоде суммах налогов ежегодно - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Спорными в данном случае являются 2004, 2005 и 2006 годы.
Сведения о доходах физических лиц за 2004 год подлежали представлению налоговыми агентами в виде справок № 2-НДФЛ и заполнялись по форме, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.10.2003 № БГ-3-04/583, за 2005 год - по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы России от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@. Сведения о доходах физических лиц за 2006 год подлежали представлению налоговыми агентами в виде справок № 2-НДФЛ, заполненных по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@.
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что Общество представляло в налоговый орган в предписанный законом срок сведения о доходах физических лиц за 2004-2006 годы и о суммах НДФЛ, начисленных и удержанных в указанных налоговых периодах по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, в виде справок по форме 2-НДФЛ, однако налог, удержанный с выплаченных физическим лицам доходов, в бюджет в полном объеме не перечисляло.
В статье 230 НК РФ содержится перечень сведений, подлежащих обязательному сообщению налоговому органу налоговым агентом, - о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов. При этом данной нормой не предусмотрена обязанность налоговых агентов указывать в сведениях, представленных по соответствующей утвержденной форме (справка 2-НДФЛ), сведения о перечисленных суммах налога. Из содержания пункта 2 статьи 230 НК РФ следует, что при представлении справок о доходах налоговые органы не вправе истребовать сведения о перечислении налоговым агентом сумм НДФЛ.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.10.2003 № БГ-3-04/583 "Об утверждении формы отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год" в справке предусмотрен раздел 6.6 "Долг по налогу за налоговым агентом". В 2004 году письмом от 31.12.2004 № ММ-6-04/199@ Федеральная налоговая служба Российской Федерации признала возможным продолжить использование налоговыми агентами в отношении учета доходов физических лиц за 2004 год соответствующих разделов формы 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год", а в отношении представления сведений о доходах физических лиц в налоговые органы на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций - соответствующих разделов приложения к форме 2-НДФЛ "Порядок заполнения и представления справки о доходах физического лица за 2003 год", утвержденной приказом Министерства налоговой службы Российской Федерации от 31.10.2003 № БГ-3-04/583.
Таким образом, в 2004 году форма справки 2-НДФЛ не предусматривала раздела о перечислении сумм НДФЛ в бюджет.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@ утверждена новая форма 2-НДФЛ, раздел 6 которой содержал сведения о перечислении налога в бюджет.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 4221/06 приказ Федеральной налоговой службы от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@ в части включения в справку о доходах физических лиц раздела 6 "Сведения о перечислении налога в бюджет" признан недействующим как не соответствующий пункту 3 статьи 230 НК РФ, поскольку возлагает на налогового агента дополнительные обязанности по отражению в справках о доходах физических лиц сведений о перечислении НДФЛ.
Из положений пунктов 1-3 статьи 69 НК РФ (в редакции спорного периода) следует, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее и соответствующие пени в установленный срок. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, причем независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Следовательно, основанием для направления требования об уплате недоимки по налогам, сборам, штрафам и пеням является выявленная налоговым органом задолженность по налогу.
Пунктом 4 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Сведения, представляемые налоговым агентом в налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 230 НК РФ по форме 2-НДФЛ (что следует из содержания данной формы), не позволяют установить срок уплаты налога, даты выплаты дохода и ряд иных данных, необходимых для оформления требования об уплате налога. Вместе с тем, для выставления в адрес налогового агента требования об уплате налога (что императивно прописано в статье 69 НК РФ) необходимо установить наличие задолженности, ее размер и дату образования путем исследования первичных документов, служащих основанием для исчисления, удержания и перечисления НДФЛ в бюджет, поскольку требование должно содержать достоверные и проверенные сведения о действительной обязанности налогового агента по перечислению налога в бюджет.
Таким образом, в справке по форме 2-НДФЛ отсутствуют необходимые и достаточные сведения для проверки факта перечисления в бюджет НДФЛ, что препятствует выставлению в адрес налогового агента требования об уплате налога и предполагает дополнительную проверку всех документов, связанных с исчислением, удержанием и перечислением НДФЛ в бюджет.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы в соответствии с законодательством о налогах и сборах вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; проводить проверки и взыскивать недоимки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением организациями законодательства о налогах и сборах; вести в установленном порядке учет организаций; обеспечивать учет расчетов налогоплательщиков и налоговых агентов с бюджетами по налогам, сборам, пеням и штрафам; направлять налогоплательщикам или налоговым агентам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, требования об уплате задолженности по налогам.
Пунктом 1 статьи 82 НК РФ установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 87 НК РФ установлено, что налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В силу статьи 88 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Статья 88 НК РФ не предусматривает проверку документов, не служащих основанием для исчисления и перечисления налога. Соответственно, поскольку справки по форме 2-НДФЛ не являются необходимыми документами для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет НДФЛ, указанной нормой на Инспекцию не возложена обязанность по их проверке.
В данном случае неосуществление Инспекцией проверки представленных Обществом справок по форме 2-НДФЛ не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Общества и одновременно не лишает и не ограничивает право налогового органа на проведение выездной налоговой проверки в порядке, предусмотренном статьей 89 НК РФ.
Инспекция законно в пределах предоставленных ей прав провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах, в рамках которой исследовала все первичные документы налогового агента, на основании которых осуществлялось удержание и перечисление в бюджет удержанного НДФЛ, установила конкретную сумму задолженности по налогу, начислила пени и выставила соответствующее требование об их уплате.
В пункте 2 статьи 11 НК РФ указано, что недоимкой, то есть суммой не перечисленного налога, является сумма налога, не уплаченная в установленный срок. Налоговый агент становится должником перед бюджетом только в случае, если он удержал налог из дохода налогоплательщика и не перечислил его в бюджет в установленные законодательством сроки. Обязанность перечислить налог в бюджет возникает у налогового агента только с момента его удержания из выплаченных физическим лицам доходов.
Законодателем определены порядок и сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет налоговых платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ (в редакции, действовавшей в период вынесения оспариваемого решения № 384) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2005-2006 годах) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 70 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 70 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого требования) установлено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
Согласно пункту 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 статьи 101 НК РФ в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Из материалов дела следует, что решение налогового органа по выездной налоговой проверке после его обжалования в апелляционном порядке в Управление утверждено решением последнего и вступило в силу с даты утверждения.
Оспариваемое требование Обществом об уплате налога, пеней и штрафа выставлено Инспекцией на основании решения (в редакции решения Управления), то есть налоговый орган не утратил право на взыскание сумм недоимки и пеней, выявленных в ходе проверки.
Несвоевременное перечисление в проверенном периоде НДФЛ, удержанного у работников, установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налогоплательщиком.
В связи с изложенным доводы Общества о неправомерном доначислении и последующем принятии Инспекцией мер по взысканию 1242241 руб. 07 коп. пеней за несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ подлежат отклонению.
Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.05.2009 № А56-14947/2008 (Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по Ленинградской области).
2. Основанием для отнесения расходов на оплату энергии в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, является заключение договоров с энергоснабжающими организациями или организациями-абонентами, а также наличие обоснованных расчетов фактически потребленной энергии, составленных на основании счетов энергоснабжающих предприятий
Инспекция провела выездную налоговую проверку Организации по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль за период 2005-2006 год.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт и вынесено решение.
В ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что налогоплательщиком в 2005-2006 годах в состав затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, неправомерно включены суммы по оплате электроэнергии, израсходованной при эксплуатации следующих объектов:
- отопление с использованием электронагревательных приборов производственного помещения и прилегающей к нему территории;
- освещение производственного помещения и прилегающей к нему территории;
- использование двух водонагревателей для обеспечения производства горячей воды в целях помывки оборудования, использования в душевых и бытовых помещениях.
В ходе проведения проверки налогоплательщик представил в инспекцию договоры аренды б/н от 01.01.2005 и 01.01.2006, заключенные с ЗАО. Из представленных договоров следует, что арендодатель ЗАО передает, а арендатор принимает во временное пользование нижеперечисленное оборудование:
- автомат для завертки конфет;
- котел варочный;
- барабан обжарочный;
- машина упаковочная;
- дозатор весовой;
- печь кондитерская хлебопекарная электрическая;
- рефрижератор-контейнер морозильный;
- аппарат для варки крема;
- машина для формирования тестовых заготовок;
- машина тестомесительная;
- машина дражировочная.
Кроме того, согласно представленным актам приемки-передачи документации по дополнительным соглашениям к договорам аренды ЗАО передает, а налогоплательщик принимает следующую документацию:
- технические условия, утвержденные ЗАО, и зарегистрированные ГУ Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области от 29.10.2001;
- технологическую инструкцию по производству Восточные сладости типа мягких конфет, колбаска сливочная, утвержденную ЗАО;
- технологическую инструкцию по производству ириса, утвержденную ЗАО.
Таким образом, из представленных документов следует, что налогоплательщик для осуществления своей производственной деятельности арендовал в 2005-2006 годах у ЗАО только оборудование и определенную выше документацию. Ни договор аренды, ни любой другой правоустанавливающий документ на производственное помещение ни в ходе проведения выездной налоговой проверки, ни в суд налогоплательщиком представлено не было.
Следовательно, затраты по отоплению производственного помещения с использованием электронагревательных приборов, а также расходы на освещение указанного помещения и прилегающей к нему территории не могут относиться организацией на затраты производства, так как она не является ни собственником, ни арендатором данного помещения.
В соответствии с п. 3.2 представленных договоров аренды от 01.01.2005 и от 01.10.2006 дополнительно к арендной плате арендатор ежемесячно оплачивает арендодателю стоимость потребленной им электроэнергии, которая учитывается на отдельном приборе учета электроэнергии.
В соответствии со статьей 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными на основании законодательства РФ.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 254 НК РФ к материальным расходам организации, уменьшающим доходы отчетного (налогового) периода, относятся затраты организации на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, а также расходы на услуги по охране имущества.
Основанием для отнесения расходов на оплату энергии в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, является заключение договоров с энергоснабжающими организациями или организациями-абонентами, а также наличие обоснованных расчетов фактически потребленной энергии, составленных на основании счетов энергоснабжающих предприятий.
Поскольку налогоплательщик арендовал в 2005-2006 годах у ЗАО только оборудование, следовательно, согласно п. 3.2 договоров аренды заявитель оплачивает лишь электроэнергию, связанную с использованием вышеуказанного оборудования.
В рассмотрении разногласий по акту выездной налоговой проверки налогоплательщиком были представлены производственные отчеты за 2005-2006 год и расчет расходов электроэнергии на производство 1 кг продукции.
С учетом данных, представленных организацией, Инспекцией была рассчитана стоимость потребленной электроэнергии, израсходованной при эксплуатации оборудования, арендованного налогоплательщиком для осуществления своей производственной деятельности.
Данная сумма была принята Инспекцией в состав затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль и произведено уменьшение вышеуказанного налога.
Относительно затрат по оплате электроэнергии, израсходованной при использовании двух водонагревателей "Термекс" для обеспечения производства горячей водой в целях помывки оборудования, использования в душевых и бытовых помещениях, данные затраты не подлежат списанию на расходы по производству и реализации продукции.
В соответствии со статьей 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными на основании законодательства РФ.
В соответствии с представленными договорами аренды от 01.01.2005 и от 01.01.2006 ЗАО предоставляет в аренду оборудование, в состав которого не входят водонагреватели "Термекс". Указанные обогреватели не значатся и в составе основных средств налогоплательщика, следовательно, фактически отсутствует документальное подтверждение использования данного оборудования в процессе производства, а соответственно отсутствуют и основания для списания на затраты производства расходов по электроэнергии.
Кроме того, согласно статье 539 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения заключается между энергоснабжающей организацией и потребителем-абонентом.
На основании пункта 2 статьи 548 ГК РФ правила договора энергоснабжения, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединительную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекают из существа обязательства.
Таким образом, договор на оказание услуг энергоснабжения может быть заключен сторонами в случае, если в соответствии с действующим законодательством поставщик энергии (тепла) вправе выполнять функции по оказанию услуг энергоснабжения.
В соответствии со статьей 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
Субабонент - это юридическое или физическое лицо, энергоустановки которого присоединены к энергосетям абонента и которое состоит в договорных отношениях с этим абонентом.
В связи с вышеизложенным, законодательство РФ запрещает бесконтрольное присоединение к сетям абонента энергоснабжающей организации других лиц (субабонентов).
Затраты по договору энергоснабжения могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в случае исполнения организацией требований, предъявляемых гражданским и налоговым законодательством.
В данном случае налогоплательщиком не выполнены вышеуказанные требования.
С учетом вышеизложенного инспекция правомерно исключила из состава затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль суммы по оплате электроэнергии, потребленной при отоплении с использованием электронагревательных приборов производственного помещения, электроэнергии, израсходованной при освещении указанного производственного помещения и прилегающей к нему территории, а также электроэнергии, потребленной при использовании двух водонагревателей "Термекс" для обеспечения производства горячей водой.
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2009, постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.06.2009 по арбитражному делу № А56-25768/2008 (Инспекция ФНС России по Лужскому району Ленинградской области).
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|