Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


<ПИСЬМО> Управления ФНС по Ленинградской области от 25.06.2009 № 05-15/10617@
<О НАПРАВЛЕНИИ ОБЗОРА АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ ПО СУДЕБНЫМ АКТАМ ПО ИСКАМ (ЗАЯВЛЕНИЯМ) НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ К НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ, ПРИНЯТЫМ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ В ПОЛЬЗУ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ЗА II КВАРТАЛ 2009 ГОДА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ФНС РОССИИ

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 25 июня 2009 г. № 05-15/10617@

Управление ФНС России по Ленинградской области направляет для сведения и использования в работе обзор арбитражной практики по судебным актам по искам (заявлениям) налогоплательщиков к налоговым органам, принятым Арбитражным судом в пользу налоговых органов, за II квартал 2009 года.

Заместитель руководителя УФНС РФ
по Ленинградской области
советник государственной
гражданской службы РФ 1 класса
О.В.Голубева





ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму УФНС РФ
по Ленинградской области
от 25.06.2009 № 05-15/10617@

ОБЗОР
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ ПО НАЛОГОВЫМ СПОРАМ

1. Суд отклонил доводы Общества о нарушении инспекцией срока взыскания недоимки вследствие непроведения проверки своевременно представленных справок формы 2-НДФЛ, поскольку последние не являются необходимыми документами для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налога в бюджет и на Инспекцию не возложена обязанность по проверке данных документов

Инспекция провела выездную налоговую проверку Открытого акционерного общества (далее - Общество) по вопросам соблюдения валютного законодательства, правильности исчисления и уплаты налогов за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, в ходе которой выявила ряд правонарушений, отраженных в акте проверки.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекция вынесла решение, которым (по эпизоду, обжалуемому в кассационном порядке) привлекла Общество к налоговой ответственности, установленной статьей 123 НК РФ за невыполнение обязанностей налогового агента по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, в виде штрафа. Также Обществу начислены пени за несвоевременное перечисление этого налога.
Управление, рассмотрев апелляционную жалобу Общества, посчитало, что в данном случае имело место нарушение Обществом сроков перечисления удержанного НДФЛ, что не является основанием для привлечения Общества к ответственности по статье 123 НК РФ. Решением Управление признало необоснованным привлечение Общества к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ.
Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции в части начисления пеней по налогу на доходы физических лиц и требования в части предложения уплатить пени по НДФЛ.
В силу статьи 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ. Такие организации именуются налоговыми агентами.
Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Налоговым кодексом РФ на налогового агента, обязанность по уплате налога считается выполненной с момента удержания его налоговым агентом (пункт 2 статьи 45 НК РФ - в редакции, действовавшей в 2005-2006 годах; пункт 3 статьи 45 НК РФ - в редакции, действующей с 01.01.2007).
Согласно пунктам 3-4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты должны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком. Налоговые агенты обязаны также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Пункт 4 статьи 226 НК РФ также устанавливает обязанность налоговых агентов удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Как следует из пункта 6 статьи 226 НК РФ, налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
В пункте 2 статьи 230 НК РФ указано, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и о начисленных и удержанных в этом налоговом периоде суммах налогов ежегодно - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Спорными в данном случае являются 2004, 2005 и 2006 годы.
Сведения о доходах физических лиц за 2004 год подлежали представлению налоговыми агентами в виде справок № 2-НДФЛ и заполнялись по форме, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.10.2003 № БГ-3-04/583, за 2005 год - по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы России от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@. Сведения о доходах физических лиц за 2006 год подлежали представлению налоговыми агентами в виде справок № 2-НДФЛ, заполненных по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@.
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что Общество представляло в налоговый орган в предписанный законом срок сведения о доходах физических лиц за 2004-2006 годы и о суммах НДФЛ, начисленных и удержанных в указанных налоговых периодах по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, в виде справок по форме 2-НДФЛ, однако налог, удержанный с выплаченных физическим лицам доходов, в бюджет в полном объеме не перечисляло.
В статье 230 НК РФ содержится перечень сведений, подлежащих обязательному сообщению налоговому органу налоговым агентом, - о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов. При этом данной нормой не предусмотрена обязанность налоговых агентов указывать в сведениях, представленных по соответствующей утвержденной форме (справка 2-НДФЛ), сведения о перечисленных суммах налога. Из содержания пункта 2 статьи 230 НК РФ следует, что при представлении справок о доходах налоговые органы не вправе истребовать сведения о перечислении налоговым агентом сумм НДФЛ.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.10.2003 № БГ-3-04/583 "Об утверждении формы отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год" в справке предусмотрен раздел 6.6 "Долг по налогу за налоговым агентом". В 2004 году письмом от 31.12.2004 № ММ-6-04/199@ Федеральная налоговая служба Российской Федерации признала возможным продолжить использование налоговыми агентами в отношении учета доходов физических лиц за 2004 год соответствующих разделов формы 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год", а в отношении представления сведений о доходах физических лиц в налоговые органы на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций - соответствующих разделов приложения к форме 2-НДФЛ "Порядок заполнения и представления справки о доходах физического лица за 2003 год", утвержденной приказом Министерства налоговой службы Российской Федерации от 31.10.2003 № БГ-3-04/583.
Таким образом, в 2004 году форма справки 2-НДФЛ не предусматривала раздела о перечислении сумм НДФЛ в бюджет.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@ утверждена новая форма 2-НДФЛ, раздел 6 которой содержал сведения о перечислении налога в бюджет.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 4221/06 приказ Федеральной налоговой службы от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@ в части включения в справку о доходах физических лиц раздела 6 "Сведения о перечислении налога в бюджет" признан недействующим как не соответствующий пункту 3 статьи 230 НК РФ, поскольку возлагает на налогового агента дополнительные обязанности по отражению в справках о доходах физических лиц сведений о перечислении НДФЛ.
Из положений пунктов 1-3 статьи 69 НК РФ (в редакции спорного периода) следует, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее и соответствующие пени в установленный срок. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, причем независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Следовательно, основанием для направления требования об уплате недоимки по налогам, сборам, штрафам и пеням является выявленная налоговым органом задолженность по налогу.
Пунктом 4 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Сведения, представляемые налоговым агентом в налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 230 НК РФ по форме 2-НДФЛ (что следует из содержания данной формы), не позволяют установить срок уплаты налога, даты выплаты дохода и ряд иных данных, необходимых для оформления требования об уплате налога. Вместе с тем, для выставления в адрес налогового агента требования об уплате налога (что императивно прописано в статье 69 НК РФ) необходимо установить наличие задолженности, ее размер и дату образования путем исследования первичных документов, служащих основанием для исчисления, удержания и перечисления НДФЛ в бюджет, поскольку требование должно содержать достоверные и проверенные сведения о действительной обязанности налогового агента по перечислению налога в бюджет.
Таким образом, в справке по форме 2-НДФЛ отсутствуют необходимые и достаточные сведения для проверки факта перечисления в бюджет НДФЛ, что препятствует выставлению в адрес налогового агента требования об уплате налога и предполагает дополнительную проверку всех документов, связанных с исчислением, удержанием и перечислением НДФЛ в бюджет.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы в соответствии с законодательством о налогах и сборах вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; проводить проверки и взыскивать недоимки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением организациями законодательства о налогах и сборах; вести в установленном порядке учет организаций; обеспечивать учет расчетов налогоплательщиков и налоговых агентов с бюджетами по налогам, сборам, пеням и штрафам; направлять налогоплательщикам или налоговым агентам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, требования об уплате задолженности по налогам.
Пунктом 1 статьи 82 НК РФ установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 87 НК РФ установлено, что налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В силу статьи 88 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Статья 88 НК РФ не предусматривает проверку документов, не служащих основанием для исчисления и перечисления налога. Соответственно, поскольку справки по форме 2-НДФЛ не являются необходимыми документами для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет НДФЛ, указанной нормой на Инспекцию не возложена обязанность по их проверке.
В данном случае неосуществление Инспекцией проверки представленных Обществом справок по форме 2-НДФЛ не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Общества и одновременно не лишает и не ограничивает право налогового органа на проведение выездной налоговой проверки в порядке, предусмотренном статьей 89 НК РФ.
Инспекция законно в пределах предоставленных ей прав провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах, в рамках которой исследовала все первичные документы налогового агента, на основании которых осуществлялось удержание и перечисление в бюджет удержанного НДФЛ, установила конкретную сумму задолженности по налогу, начислила пени и выставила соответствующее требование об их уплате.
В пункте 2 статьи 11 НК РФ указано, что недоимкой, то есть суммой не перечисленного налога, является сумма налога, не уплаченная в установленный срок. Налоговый агент становится должником перед бюджетом только в случае, если он удержал налог из дохода налогоплательщика и не перечислил его в бюджет в установленные законодательством сроки. Обязанность перечислить налог в бюджет возникает у налогового агента только с момента его удержания из выплаченных физическим лицам доходов.
Законодателем определены порядок и сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет налоговых платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ (в редакции, действовавшей в период вынесения оспариваемого решения № 384) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2005-2006 годах) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 70 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 70 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого требования) установлено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
Согласно пункту 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 статьи 101 НК РФ в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Из материалов дела следует, что решение налогового органа по выездной налоговой проверке после его обжалования в апелляционном порядке в Управление утверждено решением последнего и вступило в силу с даты утверждения.
Оспариваемое требование Обществом об уплате налога, пеней и штрафа выставлено Инспекцией на основании решения (в редакции решения Управления), то есть налоговый орган не утратил право на взыскание сумм недоимки и пеней, выявленных в ходе проверки.
Несвоевременное перечисление в проверенном периоде НДФЛ, удержанного у работников, установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налогоплательщиком.
В связи с изложенным доводы Общества о неправомерном доначислении и последующем принятии Инспекцией мер по взысканию 1242241 руб. 07 коп. пеней за несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ подлежат отклонению.
Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.05.2009 № А56-14947/2008 (Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по Ленинградской области).

2. Основанием для отнесения расходов на оплату энергии в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, является заключение договоров с энергоснабжающими организациями или организациями-абонентами, а также наличие обоснованных расчетов фактически потребленной энергии, составленных на основании счетов энергоснабжающих предприятий

Инспекция провела выездную налоговую проверку Организации по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль за период 2005-2006 год.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт и вынесено решение.
В ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что налогоплательщиком в 2005-2006 годах в состав затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, неправомерно включены суммы по оплате электроэнергии, израсходованной при эксплуатации следующих объектов:
- отопление с использованием электронагревательных приборов производственного помещения и прилегающей к нему территории;
- освещение производственного помещения и прилегающей к нему территории;
- использование двух водонагревателей для обеспечения производства горячей воды в целях помывки оборудования, использования в душевых и бытовых помещениях.
В ходе проведения проверки налогоплательщик представил в инспекцию договоры аренды б/н от 01.01.2005 и 01.01.2006, заключенные с ЗАО. Из представленных договоров следует, что арендодатель ЗАО передает, а арендатор принимает во временное пользование нижеперечисленное оборудование:
- автомат для завертки конфет;
- котел варочный;
- барабан обжарочный;
- машина упаковочная;
- дозатор весовой;
- печь кондитерская хлебопекарная электрическая;
- рефрижератор-контейнер морозильный;
- аппарат для варки крема;
- машина для формирования тестовых заготовок;
- машина тестомесительная;
- машина дражировочная.
Кроме того, согласно представленным актам приемки-передачи документации по дополнительным соглашениям к договорам аренды ЗАО передает, а налогоплательщик принимает следующую документацию:
- технические условия, утвержденные ЗАО, и зарегистрированные ГУ Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области от 29.10.2001;
- технологическую инструкцию по производству Восточные сладости типа мягких конфет, колбаска сливочная, утвержденную ЗАО;
- технологическую инструкцию по производству ириса, утвержденную ЗАО.
Таким образом, из представленных документов следует, что налогоплательщик для осуществления своей производственной деятельности арендовал в 2005-2006 годах у ЗАО только оборудование и определенную выше документацию. Ни договор аренды, ни любой другой правоустанавливающий документ на производственное помещение ни в ходе проведения выездной налоговой проверки, ни в суд налогоплательщиком представлено не было.
Следовательно, затраты по отоплению производственного помещения с использованием электронагревательных приборов, а также расходы на освещение указанного помещения и прилегающей к нему территории не могут относиться организацией на затраты производства, так как она не является ни собственником, ни арендатором данного помещения.
В соответствии с п. 3.2 представленных договоров аренды от 01.01.2005 и от 01.10.2006 дополнительно к арендной плате арендатор ежемесячно оплачивает арендодателю стоимость потребленной им электроэнергии, которая учитывается на отдельном приборе учета электроэнергии.
В соответствии со статьей 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными на основании законодательства РФ.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 254 НК РФ к материальным расходам организации, уменьшающим доходы отчетного (налогового) периода, относятся затраты организации на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, а также расходы на услуги по охране имущества.
Основанием для отнесения расходов на оплату энергии в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, является заключение договоров с энергоснабжающими организациями или организациями-абонентами, а также наличие обоснованных расчетов фактически потребленной энергии, составленных на основании счетов энергоснабжающих предприятий.
Поскольку налогоплательщик арендовал в 2005-2006 годах у ЗАО только оборудование, следовательно, согласно п. 3.2 договоров аренды заявитель оплачивает лишь электроэнергию, связанную с использованием вышеуказанного оборудования.
В рассмотрении разногласий по акту выездной налоговой проверки налогоплательщиком были представлены производственные отчеты за 2005-2006 год и расчет расходов электроэнергии на производство 1 кг продукции.
С учетом данных, представленных организацией, Инспекцией была рассчитана стоимость потребленной электроэнергии, израсходованной при эксплуатации оборудования, арендованного налогоплательщиком для осуществления своей производственной деятельности.
Данная сумма была принята Инспекцией в состав затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль и произведено уменьшение вышеуказанного налога.
Относительно затрат по оплате электроэнергии, израсходованной при использовании двух водонагревателей "Термекс" для обеспечения производства горячей водой в целях помывки оборудования, использования в душевых и бытовых помещениях, данные затраты не подлежат списанию на расходы по производству и реализации продукции.
В соответствии со статьей 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными на основании законодательства РФ.
В соответствии с представленными договорами аренды от 01.01.2005 и от 01.01.2006 ЗАО предоставляет в аренду оборудование, в состав которого не входят водонагреватели "Термекс". Указанные обогреватели не значатся и в составе основных средств налогоплательщика, следовательно, фактически отсутствует документальное подтверждение использования данного оборудования в процессе производства, а соответственно отсутствуют и основания для списания на затраты производства расходов по электроэнергии.
Кроме того, согласно статье 539 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения заключается между энергоснабжающей организацией и потребителем-абонентом.
На основании пункта 2 статьи 548 ГК РФ правила договора энергоснабжения, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединительную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекают из существа обязательства.
Таким образом, договор на оказание услуг энергоснабжения может быть заключен сторонами в случае, если в соответствии с действующим законодательством поставщик энергии (тепла) вправе выполнять функции по оказанию услуг энергоснабжения.
В соответствии со статьей 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
Субабонент - это юридическое или физическое лицо, энергоустановки которого присоединены к энергосетям абонента и которое состоит в договорных отношениях с этим абонентом.
В связи с вышеизложенным, законодательство РФ запрещает бесконтрольное присоединение к сетям абонента энергоснабжающей организации других лиц (субабонентов).
Затраты по договору энергоснабжения могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в случае исполнения организацией требований, предъявляемых гражданским и налоговым законодательством.
В данном случае налогоплательщиком не выполнены вышеуказанные требования.
С учетом вышеизложенного инспекция правомерно исключила из состава затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль суммы по оплате электроэнергии, потребленной при отоплении с использованием электронагревательных приборов производственного помещения, электроэнергии, израсходованной при освещении указанного производственного помещения и прилегающей к нему территории, а также электроэнергии, потребленной при использовании двух водонагревателей "Термекс" для обеспечения производства горячей водой.
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2009, постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.06.2009 по арбитражному делу № А56-25768/2008 (Инспекция ФНС России по Лужскому району Ленинградской области).


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru