| |
Региональное законодательство / Якутия (Саха)
ЗАКОН Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 688-З № 267-IV
"ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
(принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 23.04.2009 З № 268-IV)
Официальная публикация в СМИ:
"Якутские ведомости", № 29, 20.05.2009,
"Ил Тумэн", № 22, 11.06.2009
Вступил в силу со дня официального опубликования, за исключением части 3 статьи 4 и статьи 11, вступающих в силу с 1 июля 2009 года (статья 21 данного документа).
------------------------------------------------------------------
Обнародован Указом Президента РС(Я) от 13.05.2009 № 1428 (688-З № 267-IV).
23 апреля 2009 года 688-З № 267-IV
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 23.04.2009 З № 268-IV
Настоящий закон регулирует отношения в области обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы) на территории Республики Саха (Якутия) в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду и направлен на уменьшение образования отходов, повышение эффективности их использования в процессе хозяйственной деятельности.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем законе используются те же основные понятия, что и в Федеральном законе от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также следующие основные понятия:
1) вторичное сырье - переработанные (обработанные) вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность их использования;
2) санкционированные свалки - разрешенные уполномоченными органами исполнительной власти территории (существующие площади) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии со строительными нормами и правилами, санитарными правилами. Являются временными, подлежат обустройству или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям санитарных норм и правил.
Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
1. Правовое регулирование в области обращения с отходами в Республике Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом, иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), а также муниципальными нормативными правовыми актами.
2. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты в области обращения с отходами с учетом особенностей Республики Саха (Якутия), обусловленных наличием:
1) территорий, расположенных на многолетних мерзлых грунтах;
2) сложной транспортной схемы;
3) наличием котельных, отапливаемых углем.
Статья 3. Основные принципы управления в области обращения с отходами
Основными принципами управления в области обращения с отходами на территории Республики Саха (Якутия) являются:
1) охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
2) научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
3) прогнозирование перспективных направлений развития предприятий по обращению с отходами, содействие внедрению прогрессивных, высокоэкологичных технологий обращения с отходами с учетом особенностей Республики Саха (Якутия);
4) комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
5) использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
6) экологический контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами норм экологической безопасности при обращении с отходами.
Статья 4. Отходы как объект права собственности
1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
------------------------------------------------------------------
Часть 3 статьи 4 вступает в силу с 1 июля 2009 года (часть 2 статьи 21 данного документа).
------------------------------------------------------------------
3. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области обращения с отходами
К полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области обращения с отходами относятся:
1) участие в проведении государственной политики Российской Федерации в области обращения с отходами на территории Республики Саха (Якутия);
2) принятие в соответствии с федеральным законодательством законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), контроль за их исполнением;
3) разработка и реализация республиканских целевых программ в области обращения с отходами, контроль за их исполнением;
4) участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
5) осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
6) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
7) ведение республиканского кадастра отходов;
8) участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами;
9) установление лимитов на размещение отходов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
10) осуществление иных полномочий в области обращения с отходами.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами
1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
Статья 7. Требования к объектам размещения отходов
1. Размещение отходов, проектирование, строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, производятся в соответствии с требованиями федерального законодательства.
2. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.
3. Определение места строительства объектов размещения отходов на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном федеральным законодательством.
4. Размещение отходов должно производиться способами, исключающими угрозу здоровью и жизни людей, ухудшение состояния окружающей среды, причинение другого ущерба, а также с соблюдением условий, обеспечивающих возможность использования отходов.
5. Отдельному учету, раздельному (селективному) складированию и хранению подлежат отходы, которые:
1) по своим компонентам (вещественному составу) и перспективности использования в качестве вторичного сырья могут быть переработаны по определенной технологии, подлежащей внедрению;
2) по своим характеристикам соответствуют нормативным требованиям к техногенным (вторичным) месторождениям;
3) по своим физико-химическим свойствам не могут храниться совместно или в непосредственной близости друг от друга.
6. Утилизация, обезвреживание и захоронение отходов осуществляются в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.
7. Обезвреживание и захоронение биологических, пищевых, медицинских отходов (трупов павших животных, конфискатов, отходов ветеринарных лечебниц, мясокомбинатов) производятся в соответствии с действующими правилами ветеринарно-санитарной службы и санитарно-эпидемиологическим заключением.
8. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации обязаны принимать эффективные меры по хранению, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические нормы и правила при управлении отходами.
9. Объекты размещения отходов вносятся в республиканский кадастр отходов. Ведение республиканского кадастра отходов осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
Статья 8. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований
1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
2. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
3. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 9. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению
Обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждение осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 10. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами
Лица, допущенные к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку или пройти курс на право работы с опасными отходами.
Глава 4. НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ,
КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
------------------------------------------------------------------
Статья 11 вступает в силу с 1 июля 2009 года (часть 2 статьи 21 данного документа).
------------------------------------------------------------------
Статья 11. Нормирование в области обращения с отходами
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Статья 12. Учет и отчетность в сфере обращения с отходами
1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статья 13. Республиканский кадастр отходов
1. Республиканский кадастр отходов включает в себя реестр объектов размещения, обезвреживания и переработки отходов, банк данных об отходах и о технологиях их использования и обезвреживания.
2. Порядок ведения республиканского кадастра отходов определяется Правительством Республики Саха (Якутия).
3. Ведение республиканского кадастра отходов осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области обращения с отходами.
4. Республиканский кадастр отходов формируется на основании данных, представляемых органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами.
Статья 14. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами
1. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии со своей компетенцией.
2. Решения органов, осуществляющих государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 15. Производственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами
1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований федерального законодательства в области обращения с отходами.
2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами на территории Республики Саха (Якутия) определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Статья 16. Общественный контроль за деятельностью в области обращения с отходами
Общественный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, с целью проверки выполнения требований настоящего закона органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, должностными лицами и гражданами.
Глава 5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 17. Основные направления экономического регулирования в области обращения с отходами
1. Экономическое регулирование в области обращения с отходами на территории Республики Саха (Якутия) направлено на:
1) уменьшение количества образуемых отходов;
2) увеличение объемов отходов, вовлеченных в хозяйственную деятельность;
3) уменьшение объемов захоронения отходов;
4) применение для переработки и размещения отходов экологически приемлемых технологий;
5) обеспечение индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм равных возможностей для деятельности в области обращения с отходами;
6) компенсацию негативного воздействия отходов на окружающую среду;
7) создание и развитие производств, использующих вторичное сырье;
8) повышение ответственности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, граждан за загрязнение отходами окружающей среды.
2. Механизм экономического регулирования в области обращения с отходами должен предусматривать:
1) целевое финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов;
2) предоставление инвестиций индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами.
3. Налоговые льготы устанавливаются законом Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
4. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе предоставлять налоговые и иные льготы субъектам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 18. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами
1. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:
1) понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
2) применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
2. Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами осуществляются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 19. Плата за размещение отходов
Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с федеральным законодательством.
Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 20. Виды ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами
Неисполнение или ненадлежащее исполнение федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. Вступление в силу настоящего закона
1. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 3 статьи 4 и статьи 11 настоящего закона.
2. Часть 3 статьи 4 и статья 11 настоящего закона вступают в силу с 1 июля 2009 года.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
г. Якутск
23 апреля 2009 года
688-З № 267-IV
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|