Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) от 15.07.2008 по делу № 3-64/08
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РС(Я) ОТ 02.06.1994 З № 17-I "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2008 г. по делу № 3-64/08

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Пуховой Е.В., с участием прокурора Рязанской А.Д., представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Оконешникова В.Ю., при секретаре Петуховой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июля 2008 года в г. Якутске
заявление первого заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. "в" ст. 3, ст. 6, ст. 7, ч. 2 ст. 9, ст. 11, ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 15, п. "в" ч. 1 и ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 18, ч. 2 (в части) ст. 19, ст. 21, ч. 1 (в части) ст. 22, ч. 1 (в части) и ч. 2 ст. 24, ст. 26 (в части), ст. 27 Закона Республики Саха (Якутия) "О пожарной безопасности и пожарной охране в Республике Саха (Якутия)" 3 № 17-I от 02.06.1994 года со дня вступления в силу решения суда,

установил:

12 июня 1994 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) был принят, и, в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации Закон РС(Я) 3 № 17-I "О пожарной безопасности и пожарной охране в Республике Саха (Якутия)".
Первый заместитель Прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. "в" ст. 3, ст. 6, ст. 7, ч. 2 ст. 9, ст. 11, ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 15, п. "в" ч. 1 и ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 18, ч. 2 (в части) ст. 19, ст. 21, ч. 1 (в части) ст. 22, ч. 1 (в части) и ч. 2 ст. 24, ст. 26 (в части), ст. 27 Закона Республики Саха (Якутия) "О пожарной безопасности и пожарной охране в Республике Саха (Якутия)" 3 № 17-I от 02.06.1994 года со дня вступления в силу решения суда.
В судебном заседании представитель прокуратуры Рязанская А.Д. поддержала требования о признании указанных положений Закона РС(Я) противоречащими федеральному законодательству в полном объеме.
Так, п. "в" ст. 3 Закона РС(Я) устанавливает, что к ведению Республики Саха (Якутия) в области пожарной безопасности и пожарной охраны относится ведение государственного статистического учета пожаров и их последствий. Данное положение противоречит ст. 27 Федерального закона "О пожарной безопасности" № 69-ФЗ от 21.12.1994 года, согласно которой, официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба, а также п. 8.3. Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России № 517 от 01.10.2007 года, в соответствии с которым, ведение государственного статистического учета пожаров возложено на управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Ст. ст. 6 и 7 Закона РС(Я), устанавливающие права и обязанности предприятий в сфере обеспечения пожарной безопасности и права и обязанности граждан в области пожарной безопасности, соответственно, противоречат ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, поскольку не содержит весь перечень прав и обязанностей организаций в области пожарной безопасности и не отсылает к федеральному законодательству.
Кроме того, п. 36 ст. 41 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых: законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 122-ФЗ от 22.08.2004 года в наименовании ст. 37 Федеральный закон № 69-ФЗ слово "предприятий" заменено словом "организаций", а в первых абзацах первой и второй частей данной статьи слово "предприятия" заменено словами "руководители организаций".
Ч. 2 ст. 9 Закона РС(Я), которая устанавливает, что требования по обеспечению пожарной безопасности в лесах определяются Законом Республики Саха (Якутия) "О лесе" противоречит ст. 52, ч. 4 ст. 53, ст. 97 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом 69-ФЗ и названным Кодексом, правилами пожарной безопасности в лесах, установленных Правительством Российской Федерации. Более того, ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия), "О признании утратившими силу законодательных актов Республики Саха (Якутия) о лесе Республики Саха (Якутия)" 465-3 № 947-III от 19.06.2007 года, Закон Республики С (Якутия) "О лесе Республики Саха (Якутия)" № 966-ХII от 28.05.1992 года признан утратившим силу. В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона № 69-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности обладают полномочиями по нормативному регулированию в пределах их компетенции.
Ст. 11 Закона РС(Я) устанавливает, что в состав пожарной охраны входит государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия), муниципальная пожарная служба, ведомственная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана, в нарушение ст. 4 Федерального закона № 69-ФЗ, не предусматривает в полном объеме виды пожарной охраны.
Ч. 1 ст. 13 Закона РС(Я) установлено, что органом Государственного пожарного надзора является Управление государственного противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия), которое осуществляет возложенные на него функции через его улусные и городские органы.
Данная норма противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
П. 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О Федеральной противопожарной службе" № 385 от 20.06.2005 года признано утратившим силу Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" № 849 от 23.08.1993 года, предусматривавшее в числе полномочий Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации организацию и осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 69-ФЗ, государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Перечень органов и должностных лиц, полномочных осуществлять в Российской Федерации государственный пожарный надзор, установлен ст. 6 Федерального закона № 69-ФЗ и п. 8 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 820 от 21.12.2004 года, среди которых органы Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации и его структурных подразделений не значатся.
Более того, согласно п.п. 1 п. 5 Положения о Федеральной противопожарной службы, организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации отнесена к одной из основных задач федеральной противопожарной службы.
Ч. 2 ст. 15 Закона РС(Я), во взаимосвязи с п. "в" ч. 1 ст. 17 Закона РС(Я), а также ч. 2 ст. 17 оспариваемого Закона устанавливающих перечень видов действий и ответственности работников пожарных служб, противоречат ст. 22 Федерального закона № 69-ФЗ, согласно которой при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке.
Ч. 1 ст. 18 Закона РС(Я) установлено, что учет и отчетность о пожарах осуществляется органами Государственного пожарного надзора в соответствии с утвержденными по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации едиными Правилами. Данное положение вступает в противоречие со ст. 27 Федерального закона № 69-ФЗ, согласно которой, порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, но согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, и другими заинтересованными органами исполнительной власти, а также с п. 8.3. Административного регламента МЧС России, на основании которого ведение государственного статистического учета пожаров возложено на управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Согласно п. 30 ст. 41 Федерального закона № 122-ФЗ, общие основы противопожарного страхования утратили силу. Кроме того, утратили силу Постановление Правительства Российской Федерации "О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании" № 789 от 12.07.1996 года и Положение о порядке отчислений в фонд пожарной безопасности от сумм страховых премий (взносов) по противопожарному страхованию, осуществляемому страховщиками, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации № 79н от 16.08.2000 года, устанавливавшие порядок отчисления страховыми организациями в фонды пожарной безопасности денежных средств от сумм страховых премий (взносов). В связи с тем, что ранее действующие нормы, регулирующие данные правоотношения, признаны утратившими силу, ст. 21 оспариваемого Закона в части, устанавливающей, что страховые организации (в том числе филиалы, отделения, представительства страховых организаций, находящихся вне Республики Саха (Якутия) по окончании года производят отчисления в размере 20 процентов от фактически исчисленных средств на превентивные мероприятия от видов страхований, по которым может быть нанесен ущерб от пожаров подлежит признанию недействующей.
Ч. 1 ст. 22 Закона РС(Я), устанавливающая, что работники пожарной охраны подлежат обязательному страхованию из средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих от предприятий (объединений), учреждений и организаций, в этой части противоречит ст. 9 Федерального закона № 69-ФЗ, согласно которой сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов.
Ч. 1 ст. 24 оспариваемого Закона установлено, что личному составу Государственной противопожарной охраны служебная жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется местной администрацией, соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями (объединениями), организациями и учреждениями в первоочередном порядке.
Ч. 2 ст. 41 Федерального закона № 122-ФЗ такая гарантия социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, как предоставление в первоочередном порядке жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам, закрепленная в Федеральном законе № 69-ФЗ, признана утратившей силу. При этом оспариваемая норма вступает в противоречие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06.10.2003 года в части реализации принципа самостоятельности исполнительно-распорядительного органа муниципального образования; ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливающей, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений; ст. 10 Федерального закона № 69-ФЗ, согласно которой финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций в соответствии с названным Федеральным законом осуществляется учредителями организаций за счет собственных средств; ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона.
По аналогичным основаниям подлежит признанию противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 2 ст. 19 Закона РС(Я) в части устанавливающей, что служебные помещения с инженерно-коммунальным обеспечением и средствами связи предоставляются органами самоуправления.
Ч. 2 ст. 24 Закона РС(Я) устанавливает, что работникам профессиональной пожарной охраны и членам семей предоставляется 50-процентная скидка по оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива. Применяя такую терминологию, как "профессиональная пожарная охрана", данная норма вступает в противоречие с абзацем 7 ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ, где установлено определение понятия "пожарная охрана", виды которой содержатся в ст. 4 данного Федерального закона.
Ст. 26 оспариваемого Закона противоречит законодательству в части наделения сотрудника Государственной противопожарной службы, направленного в служебную командировку для ликвидации пожара или проведения связанных с ним первоочередных аварийно-восстановительных работ, правом на приобретение вне очереди билетов на все виды транспорта.
Возложение на организации, осуществляющие реализацию билетов на транспорт дополнительных обязательств, является нарушением ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, а их ограничение допускается на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ, которая устанавливает основы законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и п. "к" ст. 71 Конституции Российской Федерации, согласно которой международные договоры Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, ст. 27 Закона РС(Я), определяющая применение правил международного договора в случае, если международным договором с участием Республики Саха (Якутия) по вопросам пожарной безопасности и пожарной охраны установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены оспариваемым Законом, противоречит указанным выше нормам.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 69-ФЗ, нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции
Ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Оконешников В.Ю. заявленные требования признал в полном объеме, подтвердил, что оспариваемые положения Закона РС(Я) вступили в противоречие с федеральным законодательством. В настоящее время принят проект Закона РС(Я) "О пожарной безопасности РС(Я)" в первом чтении 19 июня 2008 года, который учитывает замечания первого заместителя прокурора в полном объеме. Во втором и окончательном чтении данный проект будет рассмотрен на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) 22 июля 2008 года, после подписания Президентом РС(Я) будет опубликован (обнародован) в установленном законом порядке.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, на основании чего заявление первого заместителя прокурора РС(Я) подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 173, 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный суд РС(Я)

решил:

заявление первого заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. "в" ст. 3, ст. 6, ст. 7, ч. 2 ст. 9, ст. 11, ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 15, п. "в" ч. 1 и ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 18, ч. 2 (в части) ст. 19, ст. 21, ч. 1 (в части) ст. 22, ч. 1 (в части) и ч. 2 ст. 24, ст. 26 (в части), ст. 27 Закона Республики Саха (Якутия) "О пожарной безопасности и пожарной охране в Республике Саха (Якутия)" 3 № 17-I от 02.06.1994 года со дня вступления в силу решения суда.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Председательствующий
ПУХОВА Е.В.


Справка: Решение суда вступило в силу 26 июля 2008 года.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru