| |
Региональное законодательство / Тюменская область
РЕШЕНИЕ Тобольской городской Думы от 30.09.2008 № 124
"ОБ ИНФОРМАЦИИ "О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОЛНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ТОБОЛЬСКЕ"
Официальная публикация в СМИ:
"Решения Тобольской городской Думы", 21.08.2008, 30.09.2008
ТОБОЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2008 г. № 124
ОБ ИНФОРМАЦИИ "О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ПОЛНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ТОБОЛЬСКЕ"
Рассмотрев представленную администрацией города информацию "О состоянии и перспективах развития системы полного общего образования в городе Тобольске", решение постоянной комиссии по образованию и молодежной политике, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 2, 31 Федерального закона "Об образовании", Законом Тюменской области "Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области", статьями 24, 39 Устава города Тобольска, городская Дума решила:
Принять информацию "О состоянии и перспективах развития системы полного общего образования в городе Тобольске" к сведению (прилагается).
Председатель городской Думы
В.П.НЕЙМЫШЕВ
Приложение
к решению городской Думы
от 30 сентября 2008 г. № 124
ИНФОРМАЦИЯ
О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ПОЛНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ТОБОЛЬСКЕ
Муниципальная система образования города Тобольска достаточно вариативна. В нее входит 51 образовательное учреждение, в том числе: гимназия, лицей, 18 общеобразовательных школ, 1 школа-интернат, 26 дошкольных образовательных учреждений, 4 учреждения дополнительного образования.
В 2007 - 2008 учебном году в городе функционировало 25 учреждений всех типов и видов, реализующих общеобразовательные программы. Численность обучающихся на конец года составила 10971 ученик в 482 классах-комплектах (11432 школьника в 486 классах-комплектах в 2006 - 2007 учебном году).
Из них: 9302 - в 18 МОУ СОШ;
606 - в МОУ ООШ (№ 8, 11);
346 - в центре образования и учебно-консультационном пункте школы № 6;
241 - в двух коррекционных учреждениях (специальная (коррекционная) школа № 19, школа-интернат № 5);
576 - в двух негосударственных школах (ПГ, СШ № 43).
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность обучающихся сократилась на 461 ученика. В течение года из учреждений выбыло 188 школьников. Это повлекло за собой в целом сокращение контингента обучающихся в школах города.
В соответствии с Законом "Об образовании" во всех учреждениях созданы необходимые условия для реализации прав граждан на образование с учетом потребностей и возможностей обучающихся.
Создан городской банк данных детей предшкольного и школьного возраста, проживающих на территории города. Каждым образовательным учреждением разработана программа "Всеобуч". Все дети школьного возраста посещали образовательные учреждения. Комитетом по образованию осуществлялись контрольно-инспекционные выходы в школы с целью проверки организации всеобуча на местах, в системе проводился мониторинг.
Средний показатель общей успеваемости в 2007 - 2008 учебном году увеличился на 0,3%, на 1,7% возросла качественная успеваемость.
По сравнению с прошлым годом при сдаче экзаменов в формате ЕГЭ выпускники школ показали более высокий уровень.
Общая успеваемость по ЕГЭ (с учетом обязательных экзаменов и экзаменов по выбору) составила 94,6% (90,1% - 2007 г.), качественная - 56,6% (52,2% в прошлом году). При сдаче обязательных экзаменов в формате ЕГЭ также прослеживается положительная динамика.
В рамках реализации программы "Одаренные дети" созданы условия для проведения предметных олимпиад школьников всех уровней, а именно:
По итогам олимпиады школьникам города присуждено 24 призовых места (20 в прошлом году). Из них: 1-х мест - 12; 2-х мест - 7; 3-х - 5.
Среди победителей и призеров лидер - гимназия им. Н.Д.Лицмана - 20 призовых мест (15 - в прошлом году). В СШ № 13, 16, 7, 9 по 1 призовому месту. Участники от СШ № 7, лицея и ПГ не заняли призовых мест.
На базе гимназии им Н.Д.Лицмана проводился 4-й областной интеллектуальный марафон учеников-занковцев, по результатам которого было присуждено 2 призовых места (СШ № 16, 9). Победитель областного интеллектуального марафона (СШ № 16) принимал участие во Всероссийском интеллектуальном марафоне.
Комитет осуществляет контроль за соблюдением условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса в школах, за организацией и качеством питания обучающихся. Во всех общеобразовательных учреждениях города осуществляется организованное питание школьников: 100% детей охвачены горячим питанием. Для организации питания школьников были выделены целевые субвенции из областного бюджета в сумме 25959 тыс. рублей. В образовательных учреждениях расписание составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности учащихся и согласовано с территориальным отделом Роспотребнадзора, в учебно-воспитательном процессе педагоги используют здоровьесберегающие технологии.
В настоящее время в сфере дошкольного образования принимается комплекс мер по обеспечению равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе.
Сохраняется сеть образовательных учреждений, предоставляющих услуги дошкольного образования:
-----T--------T------------------------------------¬
¦ ¦Всего ОУ¦из них: ¦
¦ ¦ +-----T------T-----T-----T-----------+
¦ ¦ ¦МАДОУ¦АНО ¦ГДОУ ¦НДО ¦отделение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дошкольного¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования¦
+----+--------+-----+------+-----+-----+-----------+
¦2006¦27 ¦- ¦24 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
+----+--------+-----+------+-----+-----+-----------+
¦2007¦27 ¦- ¦24 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
+----+--------+-----+------+-----+-----+-----------+
¦2008¦27 ¦25 ¦- ¦- ¦1 ¦1 ¦
L----+--------+-----+------+-----+-----+------------
Обеспечение доступного качественного дошкольного образования для всех категорий граждан решается сегодня за счет использования внутренних резервов сети дошкольных образовательных учреждений, которая представлена 26 детскими садами различных форм собственности и дошкольным отделением основной общеобразовательной школы № 8.
В истекшем году изменена организационно-правовая форма собственности 25 учреждений. В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Уставом города Тобольска, "Положением о порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных и унитарных предприятий и муниципальных учреждений", утвержденным решением Тобольской городской Думы от 27.02.2007 № 35, создано 25 муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений.
Показатель охвата детей различными формами дошкольного образования составляет 71% от общей численности детей от 1 до 7 лет, проживающих в городе, и превышает средний показатель Российской Федерации на 9%. Доля детей от 3 до 7 лет, получающих образовательные услуги, составляет 93% от общего числа детей этого возраста и в сравнении с предыдущим годом возросла на 6%. Значительно увеличился (с 81% до 93%) показатель охвата детей от 5 до 7 лет образовательной деятельностью. Увеличение численности детей и процента охвата стало результатом целенаправленной работы руководителей ДОУ по восстановлению и ремонту групповых помещений, занятых ранее под помещения дополнительного образования.
В течение учебного года восстановлено и открыто дополнительно 7 групп на 140 мест. Вместе с тем, в настоящее время образовалась очередность детей на получение места в ДОУ. Так как внутренние резервы на открытие дополнительных групповых помещений исчерпаны, необходимо освобождение площадей детских садов, занятых сторонними организациями: учреждениями культуры, социальной сферы, классами православной гимназии. Особо острая обстановка в обеспечении местами в ДОУ сложилась в детских садах № 12 (подгорная часть города), № 21 (п. Иртышский), № 7, № 38 (4 микрорайон), № 40, 42 (8 микрорайон), № 30 (3Б микрорайон) Кроме того, следует отметить, что в основном не обеспечены местами дети раннего возраста от 1,5 года до 3 лет. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в ближайшие годы необходимо уделить особое внимание именно развитию дошкольного образования детей раннего возраста.
В соответствии с "Концепцией воспитания в Тюменской области на 2006 - 2008 годы" главной целью в 2007 - 2008 учебном году было повышение качества воспитательной работы.
Для ее достижения работа велась в нескольких направлениях:
профилактика асоциального поведения школьников;
повышение эффективности дополнительного образования, занятости обучающихся;
организация летней оздоровительной кампании.
Эффективным способом предупреждения негативных явлений в школьной среде мы считаем организацию внеурочной занятости обучающихся.
Для интересного и полезного проведения свободного времени в ведомстве Комитета по образованию функционирует 4 муниципальных автономных учреждения дополнительного образования детей и 8 школ-центров воспитательной, досуговой работы в микрорайоне (в 2007 году - 6). Географическое расположение этих учреждений позволяет подростку выбрать себе дело по душе и в минимальной отдаленности от дома.
Учащимся предлагают свои услуги 231 объединение на базе МАУ ДОД и 328 кружков и секций в образовательных учреждениях.
Посещают данные учреждения и дети "группы риска", которые отдают предпочтение техническим видам спорта. В кружках МАУ ДОД "Центр детского технического творчества" таких подростков более 300.
Комитет по образованию взаимодействует с сотрудниками внутренних дел, ОДН, КДН, ЦСЗН. В каждой школе составлены планы совместной работы профилактической работы с инспектором ОДН, оформлены уголки правовых знаний.
В целях организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летнее время на базе всех ОУ (всего 20) были открыты пришкольные лагеря с дневным пребыванием детей, в которых отдохнуло около 4 тысяч школьников 6 - 15 лет (более 53%, в 2007 году - 44%).
В июне - июле работала городская многопрофильная школа на базе оздоровительного центра "Олимп" (108 талантливых мальчишек и девчонок занимались любимым делом: хореография, спорт, театр, экология, детское движение). Серьезная работа по формированию смены проведена МАУ ДОД ДДТ, педагогами МОУ СОШ № 9, 11, 14, 18.
Всего в школах города обучается 380 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них воспитываются:
- под опекой (попечительством) - 322;
- в приемных семьях - 68;
- в патронатных семьях - 10.
Данная категория детей остается на особом контроле в образовательных учреждениях.
Распоряжением Главы администрации г. Тобольска № 629 от 21.04.2008 МОУ специальная (коррекционная) школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии была ликвидирована. На 01.04.2008 воспитывалось 50 несовершеннолетних, которые распределены следующим образом: 26 человек переданы на воспитание в замещающие семьи, 7 выпускников продолжают обучение в НПО и 17 человек переведены в интернатные учреждения Тюменской области.
На 01.07.2008 в образовательных учреждениях города работает 2436 человек. Из них педагогических работников - 1307, на 53 человека меньше, чем в прошлом учебном году.
В системе осуществляется кадровая политика.
По стажу педагогической работы отмечается стабильность и увеличение числа молодых педагогов в образовательных учреждениях города.
Средний возраст педагогических работников - 43 года.
Потребность в педагогических работниках на 2008 - 2009 учебный год отсутствует.
На муниципальном уровне определено сетевое взаимодействие учреждений образования по вопросам учебы педагогов с использованием потенциала инновационных школ и лучших учителей города.
Большое внимание ИМЦ в течение учебного года уделял совершенствованию деятельности библиотечной системы. Проведено изучение состояния обеспеченности ОУ учебниками.
Процент выданных новых учебников в начальной школе составил 47%, основной - 28%, средней - 23%. Процент обеспеченности обучающихся за счет имеющихся новых и старых учебников в начальной школе - 81%, основной - 50%, средней - 33%.
В течение года ИМЦ осуществлялась активная работа по реализации ПНПО.
В результате реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 - 2008 учебном году улучшились условия обучения практически во всех школах. Существенным результатом реализации ПНПО стало увеличение роли общественности в оценке профессиональной деятельности школ и учителей. Улучшилась информированность общественности о ситуации в образовании.
Расходы на образование
-----------------------T----------------------------T---------------------¬
¦Бюджет города ¦расход 2 млрд. 997 млн. 270 ¦3 млрд. 891 млн. 984 ¦
¦ ¦ ¦тыс. ¦
+----------------------+----------------------------+---------------------+
¦ ¦628 млн. 856 тыс. ¦757 млн. 003 тыс. ¦
+----------------------+----------------------------+---------------------+
¦ ¦21% ¦19,50% ¦
+----------------------+----------------------------+---------------------+
¦Бюджет города ¦ ¦ ¦
+----------------------+----------------------------+---------------------+
¦Доля от общих расходов¦32 млн. 422 тыс. ¦47 млн. 872 тыс. ¦
+----------------------+----------------------------+---------------------+
¦- областной ¦560 млн. 417 тыс. ¦597 млн. 093 тыс. ¦
+----------------------+----------------------------+---------------------+
¦- местный ¦68 млн. 439 тыс. ¦112 млн. 038 тыс. ¦
L----------------------+----------------------------+----------------------
Распределение по типам образовательных учреждений в 2008 году
------------------------------T-------------T-------------T---------------¬
¦ ¦Общее ¦Дошкольное ¦Дополнительное ¦
¦ ¦образование ¦образование ¦образование ¦
+-----------------------------+-------------+-------------+---------------+
¦- федеральный ¦9036 ¦33836 ¦- ¦
+-----------------------------+-------------+-------------+---------------+
¦- областной ¦360302 ¦174005 ¦2037 ¦
+-----------------------------+-------------+-------------+---------------+
¦- местный ¦47427 ¦22724 ¦23677 ¦
+-----------------------------+-------------+-------------+---------------+
¦Итого ¦415765 ¦235565 ¦25714 ¦
+-----------------------------+-------------+-------------+---------------+
¦Доля от общих плановых затрат¦55% ¦31% ¦3% ¦
L-----------------------------+-------------+-------------+----------------
Платные услуги
-----------------------------------T----------------T---------------------¬
¦ ¦2007 год ¦2008 год ¦
¦ ¦ ¦(I полугодие) ¦
+----------------------------------+----------------+---------------------+
¦Детские сады: ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+----------------+---------------------+
¦- родительская плата ¦29770 ¦26621,1 ¦
+----------------------------------+----------------+---------------------+
¦- доп. образовательные услуги ¦7027,7 ¦2919,7 ¦
+----------------------------------+----------------+---------------------+
¦Школы: ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+----------------+---------------------+
¦- образовательные услуги ¦5839,7 ¦3647,9 ¦
+----------------------------------+----------------+---------------------+
¦Учреждения доп. образования ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+----------------+---------------------+
¦- образовательные услуги ¦ ¦593,4 ¦
L----------------------------------+----------------+----------------------
Укрепление материальной базы
За 2007 - 2008 учебный год общая сумма финансовых средств, затраченных на обновление и пополнение материально-технической базы, составила 15827 тысяч рублей, в том числе за счет средств:
- федерального значения - 4000 тыс. руб.
- областного бюджета - 9127 тыс. руб.
- местного бюджета - 1244 тыс. руб.
- внебюджетных средств - 1456 тыс. руб.
За отчетный период в общеобразовательных учреждениях приобретено:
мебели и классных досок на сумму 484 тыс. руб.,
учебно-наглядных пособий на 1340 тыс. руб.,
компьютерной и офисной техники на 2821 тыс. руб.
В том числе за счет гранта Президента РФ школам-победителям - на 2498 тыс. руб.
В школах улучшается оснащение медицинских кабинетов. Приобретено медицинское оборудование и инвентарь на сумму 600 тысяч рублей. Все образовательные учреждения получили санитарно-эпидемиологические заключения на медицинские пункты для дальнейшего их лицензирования. Для школьных столовых закуплено холодильное и технологическое оборудование на сумму 1629 тысяч рублей.
Государственно-общественное управление
Созданы управляющие структуры на муниципальном уровне, в 19 образовательных учреждениях действуют управляющие советы, в 3-х - попечительские и в 2-х школах - управляющий и попечительский советы. Заслуживает внимание опыт работы управляющих советов гимназии, лицея, сш. № 4, 7, 16. Государственно-общественное управление способствует определению путей развития, как отдельных школ, так и муниципальной системы образования в целом.
Приоритетный национальный проект "Образование" заметно активизировал работу Управляющих советов: претенденты на государственную поддержку выдвигаются органом государственно-общественного управления, критерием отбора школ становится эффективная деятельность советов, гражданские институты привлекаются в качестве участников экспертизы материалов конкурса.
Город принял участие в ноябре 2007 года в областном конкурсе "Лучший управляющий совет образовательного учреждения". Команду участников представляли управляющие советы МОУ СОШ № 4, 7. Призером конкурса стала средняя школа № 4.
Перспективы развития системы образования
В соответствии с проектом "Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики" в городе, как и в целом в стране:
- Будет продолжено совершенствование экономических отношений в образовании (нормативно-подушевое финансирование и новая система оплаты труда).
- Изменения коснутся принципов управления в образовании (общественность будет участвовать в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы), учреждения образования будут регулярно информировать общественность о своей деятельности, в том числе размещать информацию на своем сайте.
- Дальнейшее развитие получит информатизация образования, на всех уровнях образования будет обеспечен доступ к цифровым образовательным ресурсам.
- Кардинальные изменения произойдут и в кадровой политике. Будет совершенствоваться система повышения квалификации, существенно повысится конкурентоспособность квалифицированного учителя.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|