Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


РЕШЕНИЕ Тобольской городской Думы от 30.09.2008 № 124
"ОБ ИНФОРМАЦИИ "О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОЛНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ТОБОЛЬСКЕ"

Официальная публикация в СМИ:
"Решения Тобольской городской Думы", 21.08.2008, 30.09.2008






ТОБОЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2008 г. № 124

ОБ ИНФОРМАЦИИ "О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ПОЛНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ТОБОЛЬСКЕ"

Рассмотрев представленную администрацией города информацию "О состоянии и перспективах развития системы полного общего образования в городе Тобольске", решение постоянной комиссии по образованию и молодежной политике, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 2, 31 Федерального закона "Об образовании", Законом Тюменской области "Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области", статьями 24, 39 Устава города Тобольска, городская Дума решила:
Принять информацию "О состоянии и перспективах развития системы полного общего образования в городе Тобольске" к сведению (прилагается).

Председатель городской Думы
В.П.НЕЙМЫШЕВ





Приложение
к решению городской Думы
от 30 сентября 2008 г. № 124

ИНФОРМАЦИЯ
О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ПОЛНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ТОБОЛЬСКЕ

Муниципальная система образования города Тобольска достаточно вариативна. В нее входит 51 образовательное учреждение, в том числе: гимназия, лицей, 18 общеобразовательных школ, 1 школа-интернат, 26 дошкольных образовательных учреждений, 4 учреждения дополнительного образования.
В 2007 - 2008 учебном году в городе функционировало 25 учреждений всех типов и видов, реализующих общеобразовательные программы. Численность обучающихся на конец года составила 10971 ученик в 482 классах-комплектах (11432 школьника в 486 классах-комплектах в 2006 - 2007 учебном году).
Из них: 9302 - в 18 МОУ СОШ;
606 - в МОУ ООШ (№ 8, 11);
346 - в центре образования и учебно-консультационном пункте школы № 6;
241 - в двух коррекционных учреждениях (специальная (коррекционная) школа № 19, школа-интернат № 5);
576 - в двух негосударственных школах (ПГ, СШ № 43).
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года численность обучающихся сократилась на 461 ученика. В течение года из учреждений выбыло 188 школьников. Это повлекло за собой в целом сокращение контингента обучающихся в школах города.
В соответствии с Законом "Об образовании" во всех учреждениях созданы необходимые условия для реализации прав граждан на образование с учетом потребностей и возможностей обучающихся.
Создан городской банк данных детей предшкольного и школьного возраста, проживающих на территории города. Каждым образовательным учреждением разработана программа "Всеобуч". Все дети школьного возраста посещали образовательные учреждения. Комитетом по образованию осуществлялись контрольно-инспекционные выходы в школы с целью проверки организации всеобуча на местах, в системе проводился мониторинг.
Средний показатель общей успеваемости в 2007 - 2008 учебном году увеличился на 0,3%, на 1,7% возросла качественная успеваемость.
По сравнению с прошлым годом при сдаче экзаменов в формате ЕГЭ выпускники школ показали более высокий уровень.
Общая успеваемость по ЕГЭ (с учетом обязательных экзаменов и экзаменов по выбору) составила 94,6% (90,1% - 2007 г.), качественная - 56,6% (52,2% в прошлом году). При сдаче обязательных экзаменов в формате ЕГЭ также прослеживается положительная динамика.
В рамках реализации программы "Одаренные дети" созданы условия для проведения предметных олимпиад школьников всех уровней, а именно:
По итогам олимпиады школьникам города присуждено 24 призовых места (20 в прошлом году). Из них: 1-х мест - 12; 2-х мест - 7; 3-х - 5.
Среди победителей и призеров лидер - гимназия им. Н.Д.Лицмана - 20 призовых мест (15 - в прошлом году). В СШ № 13, 16, 7, 9 по 1 призовому месту. Участники от СШ № 7, лицея и ПГ не заняли призовых мест.
На базе гимназии им Н.Д.Лицмана проводился 4-й областной интеллектуальный марафон учеников-занковцев, по результатам которого было присуждено 2 призовых места (СШ № 16, 9). Победитель областного интеллектуального марафона (СШ № 16) принимал участие во Всероссийском интеллектуальном марафоне.
Комитет осуществляет контроль за соблюдением условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса в школах, за организацией и качеством питания обучающихся. Во всех общеобразовательных учреждениях города осуществляется организованное питание школьников: 100% детей охвачены горячим питанием. Для организации питания школьников были выделены целевые субвенции из областного бюджета в сумме 25959 тыс. рублей. В образовательных учреждениях расписание составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности учащихся и согласовано с территориальным отделом Роспотребнадзора, в учебно-воспитательном процессе педагоги используют здоровьесберегающие технологии.
В настоящее время в сфере дошкольного образования принимается комплекс мер по обеспечению равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе.
Сохраняется сеть образовательных учреждений, предоставляющих услуги дошкольного образования:

   -----T--------T------------------------------------¬

¦ ¦Всего ОУ¦из них: ¦
¦ ¦ +-----T------T-----T-----T-----------+
¦ ¦ ¦МАДОУ¦АНО ¦ГДОУ ¦НДО ¦отделение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дошкольного¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования¦
+----+--------+-----+------+-----+-----+-----------+
¦2006¦27 ¦- ¦24 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
+----+--------+-----+------+-----+-----+-----------+
¦2007¦27 ¦- ¦24 ¦1 ¦1 ¦1 ¦
+----+--------+-----+------+-----+-----+-----------+
¦2008¦27 ¦25 ¦- ¦- ¦1 ¦1 ¦
L----+--------+-----+------+-----+-----+------------


Обеспечение доступного качественного дошкольного образования для всех категорий граждан решается сегодня за счет использования внутренних резервов сети дошкольных образовательных учреждений, которая представлена 26 детскими садами различных форм собственности и дошкольным отделением основной общеобразовательной школы № 8.
В истекшем году изменена организационно-правовая форма собственности 25 учреждений. В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Уставом города Тобольска, "Положением о порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных и унитарных предприятий и муниципальных учреждений", утвержденным решением Тобольской городской Думы от 27.02.2007 № 35, создано 25 муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений.
Показатель охвата детей различными формами дошкольного образования составляет 71% от общей численности детей от 1 до 7 лет, проживающих в городе, и превышает средний показатель Российской Федерации на 9%. Доля детей от 3 до 7 лет, получающих образовательные услуги, составляет 93% от общего числа детей этого возраста и в сравнении с предыдущим годом возросла на 6%. Значительно увеличился (с 81% до 93%) показатель охвата детей от 5 до 7 лет образовательной деятельностью. Увеличение численности детей и процента охвата стало результатом целенаправленной работы руководителей ДОУ по восстановлению и ремонту групповых помещений, занятых ранее под помещения дополнительного образования.
В течение учебного года восстановлено и открыто дополнительно 7 групп на 140 мест. Вместе с тем, в настоящее время образовалась очередность детей на получение места в ДОУ. Так как внутренние резервы на открытие дополнительных групповых помещений исчерпаны, необходимо освобождение площадей детских садов, занятых сторонними организациями: учреждениями культуры, социальной сферы, классами православной гимназии. Особо острая обстановка в обеспечении местами в ДОУ сложилась в детских садах № 12 (подгорная часть города), № 21 (п. Иртышский), № 7, № 38 (4 микрорайон), № 40, 42 (8 микрорайон), № 30 (3Б микрорайон) Кроме того, следует отметить, что в основном не обеспечены местами дети раннего возраста от 1,5 года до 3 лет. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в ближайшие годы необходимо уделить особое внимание именно развитию дошкольного образования детей раннего возраста.
В соответствии с "Концепцией воспитания в Тюменской области на 2006 - 2008 годы" главной целью в 2007 - 2008 учебном году было повышение качества воспитательной работы.
Для ее достижения работа велась в нескольких направлениях:
профилактика асоциального поведения школьников;
повышение эффективности дополнительного образования, занятости обучающихся;
организация летней оздоровительной кампании.
Эффективным способом предупреждения негативных явлений в школьной среде мы считаем организацию внеурочной занятости обучающихся.
Для интересного и полезного проведения свободного времени в ведомстве Комитета по образованию функционирует 4 муниципальных автономных учреждения дополнительного образования детей и 8 школ-центров воспитательной, досуговой работы в микрорайоне (в 2007 году - 6). Географическое расположение этих учреждений позволяет подростку выбрать себе дело по душе и в минимальной отдаленности от дома.
Учащимся предлагают свои услуги 231 объединение на базе МАУ ДОД и 328 кружков и секций в образовательных учреждениях.
Посещают данные учреждения и дети "группы риска", которые отдают предпочтение техническим видам спорта. В кружках МАУ ДОД "Центр детского технического творчества" таких подростков более 300.
Комитет по образованию взаимодействует с сотрудниками внутренних дел, ОДН, КДН, ЦСЗН. В каждой школе составлены планы совместной работы профилактической работы с инспектором ОДН, оформлены уголки правовых знаний.
В целях организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летнее время на базе всех ОУ (всего 20) были открыты пришкольные лагеря с дневным пребыванием детей, в которых отдохнуло около 4 тысяч школьников 6 - 15 лет (более 53%, в 2007 году - 44%).
В июне - июле работала городская многопрофильная школа на базе оздоровительного центра "Олимп" (108 талантливых мальчишек и девчонок занимались любимым делом: хореография, спорт, театр, экология, детское движение). Серьезная работа по формированию смены проведена МАУ ДОД ДДТ, педагогами МОУ СОШ № 9, 11, 14, 18.
Всего в школах города обучается 380 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них воспитываются:
- под опекой (попечительством) - 322;
- в приемных семьях - 68;
- в патронатных семьях - 10.
Данная категория детей остается на особом контроле в образовательных учреждениях.
Распоряжением Главы администрации г. Тобольска № 629 от 21.04.2008 МОУ специальная (коррекционная) школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии была ликвидирована. На 01.04.2008 воспитывалось 50 несовершеннолетних, которые распределены следующим образом: 26 человек переданы на воспитание в замещающие семьи, 7 выпускников продолжают обучение в НПО и 17 человек переведены в интернатные учреждения Тюменской области.
На 01.07.2008 в образовательных учреждениях города работает 2436 человек. Из них педагогических работников - 1307, на 53 человека меньше, чем в прошлом учебном году.
В системе осуществляется кадровая политика.
По стажу педагогической работы отмечается стабильность и увеличение числа молодых педагогов в образовательных учреждениях города.
Средний возраст педагогических работников - 43 года.
Потребность в педагогических работниках на 2008 - 2009 учебный год отсутствует.
На муниципальном уровне определено сетевое взаимодействие учреждений образования по вопросам учебы педагогов с использованием потенциала инновационных школ и лучших учителей города.
Большое внимание ИМЦ в течение учебного года уделял совершенствованию деятельности библиотечной системы. Проведено изучение состояния обеспеченности ОУ учебниками.
Процент выданных новых учебников в начальной школе составил 47%, основной - 28%, средней - 23%. Процент обеспеченности обучающихся за счет имеющихся новых и старых учебников в начальной школе - 81%, основной - 50%, средней - 33%.
В течение года ИМЦ осуществлялась активная работа по реализации ПНПО.
В результате реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 - 2008 учебном году улучшились условия обучения практически во всех школах. Существенным результатом реализации ПНПО стало увеличение роли общественности в оценке профессиональной деятельности школ и учителей. Улучшилась информированность общественности о ситуации в образовании.

Расходы на образование

   -----------------------T----------------------------T---------------------¬

¦Бюджет города ¦расход 2 млрд. 997 млн. 270 ¦3 млрд. 891 млн. 984 ¦
¦ ¦ ¦тыс. ¦
+----------------------+----------------------------+---------------------+
¦ ¦628 млн. 856 тыс. ¦757 млн. 003 тыс. ¦
+----------------------+----------------------------+---------------------+
¦ ¦21% ¦19,50% ¦
+----------------------+----------------------------+---------------------+
¦Бюджет города ¦ ¦ ¦
+----------------------+----------------------------+---------------------+
¦Доля от общих расходов¦32 млн. 422 тыс. ¦47 млн. 872 тыс. ¦
+----------------------+----------------------------+---------------------+
¦- областной ¦560 млн. 417 тыс. ¦597 млн. 093 тыс. ¦
+----------------------+----------------------------+---------------------+
¦- местный ¦68 млн. 439 тыс. ¦112 млн. 038 тыс. ¦
L----------------------+----------------------------+----------------------


Распределение по типам образовательных учреждений в 2008 году

   ------------------------------T-------------T-------------T---------------¬

¦ ¦Общее ¦Дошкольное ¦Дополнительное ¦
¦ ¦образование ¦образование ¦образование ¦
+-----------------------------+-------------+-------------+---------------+
¦- федеральный ¦9036 ¦33836 ¦- ¦
+-----------------------------+-------------+-------------+---------------+
¦- областной ¦360302 ¦174005 ¦2037 ¦
+-----------------------------+-------------+-------------+---------------+
¦- местный ¦47427 ¦22724 ¦23677 ¦
+-----------------------------+-------------+-------------+---------------+
¦Итого ¦415765 ¦235565 ¦25714 ¦
+-----------------------------+-------------+-------------+---------------+
¦Доля от общих плановых затрат¦55% ¦31% ¦3% ¦
L-----------------------------+-------------+-------------+----------------


Платные услуги

   -----------------------------------T----------------T---------------------¬

¦ ¦2007 год ¦2008 год ¦
¦ ¦ ¦(I полугодие) ¦
+----------------------------------+----------------+---------------------+
¦Детские сады: ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+----------------+---------------------+
¦- родительская плата ¦29770 ¦26621,1 ¦
+----------------------------------+----------------+---------------------+
¦- доп. образовательные услуги ¦7027,7 ¦2919,7 ¦
+----------------------------------+----------------+---------------------+
¦Школы: ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+----------------+---------------------+
¦- образовательные услуги ¦5839,7 ¦3647,9 ¦
+----------------------------------+----------------+---------------------+
¦Учреждения доп. образования ¦ ¦ ¦
+----------------------------------+----------------+---------------------+
¦- образовательные услуги ¦ ¦593,4 ¦
L----------------------------------+----------------+----------------------


Укрепление материальной базы

За 2007 - 2008 учебный год общая сумма финансовых средств, затраченных на обновление и пополнение материально-технической базы, составила 15827 тысяч рублей, в том числе за счет средств:
- федерального значения - 4000 тыс. руб.
- областного бюджета - 9127 тыс. руб.
- местного бюджета - 1244 тыс. руб.
- внебюджетных средств - 1456 тыс. руб.
За отчетный период в общеобразовательных учреждениях приобретено:
мебели и классных досок на сумму 484 тыс. руб.,
учебно-наглядных пособий на 1340 тыс. руб.,
компьютерной и офисной техники на 2821 тыс. руб.
В том числе за счет гранта Президента РФ школам-победителям - на 2498 тыс. руб.
В школах улучшается оснащение медицинских кабинетов. Приобретено медицинское оборудование и инвентарь на сумму 600 тысяч рублей. Все образовательные учреждения получили санитарно-эпидемиологические заключения на медицинские пункты для дальнейшего их лицензирования. Для школьных столовых закуплено холодильное и технологическое оборудование на сумму 1629 тысяч рублей.

Государственно-общественное управление

Созданы управляющие структуры на муниципальном уровне, в 19 образовательных учреждениях действуют управляющие советы, в 3-х - попечительские и в 2-х школах - управляющий и попечительский советы. Заслуживает внимание опыт работы управляющих советов гимназии, лицея, сш. № 4, 7, 16. Государственно-общественное управление способствует определению путей развития, как отдельных школ, так и муниципальной системы образования в целом.
Приоритетный национальный проект "Образование" заметно активизировал работу Управляющих советов: претенденты на государственную поддержку выдвигаются органом государственно-общественного управления, критерием отбора школ становится эффективная деятельность советов, гражданские институты привлекаются в качестве участников экспертизы материалов конкурса.
Город принял участие в ноябре 2007 года в областном конкурсе "Лучший управляющий совет образовательного учреждения". Команду участников представляли управляющие советы МОУ СОШ № 4, 7. Призером конкурса стала средняя школа № 4.

Перспективы развития системы образования

В соответствии с проектом "Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики" в городе, как и в целом в стране:
- Будет продолжено совершенствование экономических отношений в образовании (нормативно-подушевое финансирование и новая система оплаты труда).
- Изменения коснутся принципов управления в образовании (общественность будет участвовать в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы), учреждения образования будут регулярно информировать общественность о своей деятельности, в том числе размещать информацию на своем сайте.
- Дальнейшее развитие получит информатизация образования, на всех уровнях образования будет обеспечен доступ к цифровым образовательным ресурсам.
- Кардинальные изменения произойдут и в кадровой политике. Будет совершенствоваться система повышения квалификации, существенно повысится конкурентоспособность квалифицированного учителя.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru