Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


РЕШЕНИЕ ТОМСКОГО УФАС РФ от 13.02.2008 № 02-11/04-08
<О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2008 г. № 02-11/04-08

О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И.Шевченко,
члены Комиссии: А.М.Павлюк, Н.В.Базарова, Е.П.Фоминых;
рассмотрев дело № 02-11/04-08, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в рекламно-информационном издании "НЕГОЦИАНТъ" № 11(111) за ноябрь 2007 г. обществом с ограниченной ответственностью РИА "БИС-Инфо" рекламы услуг общества с ограниченной ответственностью "Проект-Лесстрой" (юридический адрес: пр. Ленина, 195, 4, г. Томск, 634009; фактический адрес: ул. Ивановского, 6а, г. Томск, 634040), содержащей признак нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - директор ООО "Проект-Лесстрой" Мартов Валерий Иванович, на основании устава; директор ООО РИА "БИС-Инфо" Чупрына Светлана Валентиновна на основании устава и трудового договора с директором ООО "РИА-Инфо" от 13 апреля 2007 г. установила:
при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о рекламе в рекламно-информационном издании "НЕГОЦИАНТъ" № 11(111) за ноябрь 2007 г. обнаружены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые выразились в следующем:
на оборотной стороне второго листа передней части обложки указанного номера издания "НЕГОЦИАНТъ" размещена реклама ООО "Проект-Лесстрой" (юридический адрес: пр. Ленина, 195, 4, г. Томск, 634009; фактический адрес: ул. Ивановского, 6а, г. Томск, 634040) следующего содержания: "ООО "Проект-Лесстрой". Изготовление. Сборка домов, коттеджей, срубов из оцилиндрованного бревна диаметром от 180 до 280 мм. КРЕДИТ. г. Томск, ул. Ивановского, 6а, т. 25-24-95, 33-33-77".
В ходе проведенной сотрудниками управления проверки установлено следующее. Между ООО "Проект-Лесстрой" и ООО РИА "БИС-Инфо" 12 октября 2007 г. заключен договор № 7128/10-Р на рекламные услуги, предметом которого является размещение и распространение рекламной информации в издании "Негоциантъ".
Согласно письму Томского филиала Федерального государственного учреждения "Федеральный лицензионный центр при Росстрое" (вход. № 2993 от 18.10.2007) ООО "Проект-Лесстрой" не имеет лицензии на рекламируемый вид деятельности.
Согласно статье 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании отдельных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности. Согласно пункту 101.2 статьи 17 указанного Закона для осуществления деятельности по строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, требуется лицензия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. № 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства" утверждено "Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом". Указанным Положением определено, что деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает исполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. Согласно указанному перечню к сфере деятельности Росстроя относится лицензирование строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Председателем Госстроя России 7 октября 2002 г. утвержден "Состав видов деятельности по проектированию, строительству и инженерным изысканиям, лицензирование которых отнесено в компетенции Госстроя России". Согласно подразделу "Монтаж деревянных конструкций" (раздел - Строительство) указанного документа сборка деревянных (брусчатых) зданий и сооружений заводского изготовления подлежит лицензированию.
Таким образом, сборка домов, коттеджей, срубов из оцилиндрованного бревна, указанная в рекламе ООО "Проект-Лесстрой", подлежит лицензированию. Лицензию на данный вид деятельности выдает Госстрой России.
Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама ООО "Проект-Лесстрой", распространенная в рекламно-информационном издании "НЕГОЦИАНТъ", содержит признаки нарушения пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе", согласно которому не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 135-ФЗ принят 26.07.2006, а не 27.10.2006.
   ------------------------------------------------------------------

Наряду с указанным признаком нарушения рекламного законодательства, текст рекламы услуг ООО "Проект-Лесстрой" содержит информацию о рекламе финансовых услуг, а именно кредита. Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 27.10.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В пункте 6 статьи 4 указанного Закона содержится исчерпывающий перечень организаций, оказывающих финансовые услуги: финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
ООО "Проект-Лесстрой" не является хозяйствующим субъектом, оказывающим финансовые услуги. В результате проведенной проверки установлено, что рекламируемая услуга кредита является именно финансовой, поскольку между открытым акционерным обществом Акционерным коммерческим банком "Московский БАНК Реконструкции и Развития" и ООО "Проект-Лесстрой" 10 апреля 2007 г. заключено соглашение о сотрудничестве, предметом которого является кредитование Банком клиентов ООО "Проект-Лесстрой" (пункт 1.1 соглашения).
Рекламируя услугу кредита под своим именем, ООО "Проект-Лесстрой" тем самым распространяет недостоверную информацию, совершая действие, содержащее признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара. Недостоверная реклама не допускается согласно части 1 статьи 5 указанного Закона. Согласно пункту 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе" товаром признается продукт деятельности (в том числе работа и услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Кроме того, из текста рекламы следует, что ООО "Проект-Лесстрой", рекламируя услугу, которую не может оказывать, и умалчивая наименование лица, оказывающего услугу кредита, совершает действие, содержащее признаки нарушения части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
На заседаниях Комиссии Томского УФАС России 31 января 2008 г. и 13 февраля 2008 г. генеральный директор ООО "Проект-Лесстрой" В.И.Мартов сообщил, что ООО "Проект-Лесстрой" не занимается строительством. Термин "сборка", используемый в рекламе, подразумевает сборку стеновых элементов на территории предприятия по желанию заказчика для того, чтобы покупатель мог наглядно увидеть качество и собираемость стеновых узлов. ООО "Проект-Лесстрой" занимается изготовлением оцилиндрованных бревен и распиловкой круглого леса на пиломатериал. Договоры подряда со строительными организациями не заключались. ООО "Проект-Лесстрой" арендует производственные площади у ООО "Максима". Клиенты (покупатели) ООО "Проект-Лесстрой" часто становятся клиентами ООО "Максима", заключая договор на строительство домов и коттеджей. ООО "Максима" имеет лицензию на строительство. Директор ООО "Проект-Лесстрой" В.И.Мартов сообщил также, что информация о кредите внесена в рекламный текст, поскольку есть договор с банком. Клиент вносит предоплату в размере 30%, а остальные 70% за счет банковского кредита.
На заседании Комиссии Томского УФАС России 13 февраля 2008 г. директор ООО РИА "БИС-Инфо" С.В.Чупрына пояснила, что слова кредит в тексте рекламы услуг ООО "Проект-Лесстрой" появилось по небрежности редактора издания, осуществлявшего проверку рекламных макетов на предмет их соответствия законодательству о рекламе. Сказался субъективный фактор - редактор была накануне ухода в декретный отпуск. Допущенные нарушения ООО РИА "БИС-Инфо" признало. Слово "кредит" в рекламных модулях и издании сопровождается указанием наименований банков с октября 2007 г. Рассматриваемый модуль - это единичный случай подобного нарушения.
Комиссия Томского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее.
Рассматриваемая публикация подпадает под определение понятия рекламы, указанное в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", согласно которому реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама содержит два объекта рекламирования: услуги ООО "Проект-Лесстрой" по изготовлению, сборке домов, коттеджей, срубов из оцилиндрованного бревна диаметром от 180 до 280 мм и финансовая услуга кредита.
Анализ материалов дела позволил Комиссии определить в качестве рекламодателя, т.е. изготовителя или продавца товара, либо иного определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы лица (пункт 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе"), - ООО "Проект-Лесстрой"; в качестве рекламораспространителя, т.е. лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе"), - ООО РИА "БИС-Инфо".
Претензии к рекламораспространителю по поводу распространения ненадлежащей рекламы рекламодателем не направлялись, что подтверждается актом сдачи-приемки работ (услуг) от 30 ноября 2007 г.
Материалами дела не подтвердилось нарушение в вышеуказанном рекламном модуле пункта 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе", поскольку ООО "Проект-Лесстрой" не предоставляет строительной услуги сборки домов, коттеджей, срубов, предусмотренной законодательством РФ в сфере лицензирования, следовательно, общество не обязано иметь лицензии на осуществление данного вида деятельности, что подтверждается материалами дела, предоставленными ООО "Максима", и договорами купли-продажи, заключенными ООО "Проект-Лесстрой" с клиентами.
Вместе с тем, указанный рекламный модуль нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о природе, составе, способе и дате изготовления, назначения, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы и сроках годности товара. ООО "Проект-Лесстрой", указав в рекламе слово "сборка", трактуемое законом как лицензируемый вид деятельности, распространил недостоверную информацию о предоставляемых обществом услугах.
Кроме того, рассматриваемая реклама нарушает пункт 20 части 3 статьи 5 и часть 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, указанная реклама нарушает пункты 2 и 20 части 3 статьи 5 и часть 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" и согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушения частей 2 - 8 статьи 5 несет рекламодатель. Согласно частям 6 и 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение части 1 статьи 28 указанного Закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Руководствуясь частью 1 статьи 33 и пунктом 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью "Проект-Лесстрой" (юридический адрес: пр. Ленина, 195, 4, г. Томск, 634009; фактический адрес: ул. Ивановского, 6а, г. Томск, 634040) следующего содержания: "ООО "Проект-Лесстрой". Изготовление. Сборка домов, коттеджей, срубов из оцилиндрованного бревна диаметром от 180 до 280 мм. КРЕДИТ. г. Томск, ул. Ивановского, 6а, т. 25-24-95, 33-33-77", опубликованную в рекламно-информационном издании "НЕГОЦИАНТъ" № 11(111) за ноябрь 2007 г. (издатель общество с ограниченной ответственностью РИА "БИС-Инфо"), поскольку указанная реклама нарушает пункты 2 и 20 части 3 статьи 5, пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "Проект-Лесстрой" и ООО РИА "БИС-Инфо" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с устранением нарушений до рассмотрения дела Комиссией Томского УФАС России.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Проект-Лесстрой" и ООО РИА "БИС-Инфо".
Решение изготовлено в полном объеме 28 февраля 2008 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:
Н.В.БАЗАРОВА
А.М.ПАВЛЮК
Е.П.ФОМИНЫХ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru