Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЕШЕНИЕ Чучковской районной Думы Рязанской области от 21.01.2008 № 275
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАНДАРТА БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУК "ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ЧУЧКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА"

Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень", № 1, 25.03.2008






ЧУЧКОВСКАЯ РАЙОННАЯ ДУМА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 21 января 2008 г. № 275

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАНДАРТА
БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУК "ЦЕНТРАЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА ЧУЧКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА"

Рассмотрев ходатайство отдела культуры № 3 от 18 января 2008 года, в целях определения минимального социального стандарта библиотечного обслуживания населения Чучковская районная Дума решила:
1. Утвердить минимальный социальный стандарт библиотечного обслуживания населения МУК "Центральная библиотека Чучковского муниципального района" согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее решение в "Информационном бюллетене".

Глава муниципального образования -
Чучковский район
А.А.КАРПУНИН

Председатель Чучковской районной Думы
А.Н.ШУВАЛОВ





Приложение
к решению
Чучковской районной Думы
от 21 января 2008 г. № 275

МИНИМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУК "ЦЕНТРАЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА ЧУЧКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА"

Основные положения

Муниципальные (публичные) библиотеки обеспечивают городским и сельским жителям бесплатный, свободный доступ к информации, образованию, культуре. Они предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам вне зависимости от пола и возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
В обслуживании населения муниципальные (публичные) библиотеки используют традиционные и новейшие информационные технологии, фонды документов и современные носители информации, обеспечивают доступ в глобальное информационное пространство, содействуют формированию информационного общества.
Библиотеки сотрудничают со всеми секторами общества: государственным, муниципальным, коммерческим и общественным в деле защиты прав пользователей на качественное библиотечное обслуживание. Их деятельность обеспечивается Федеральным и областным законами "О библиотечном деле", финансированием из государственных и муниципальных источников; их развитие подкрепляется долгосрочными и среднесрочными программами в области культуры, образования, информатизации.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

2. Размещение муниципальной (публичной) библиотеки

2.1. Наличие муниципальной (публичной) библиотеки в каждом поселке, городе, районе, сельском поселении является обязательным.
Если в населенном пункте проживает 400 человек в возрасте до 15 лет, организуется детская библиотека.
2.2. В сельских поселениях количество библиотек определяется исходя из расчета: 1 библиотека на 120 жителей.
2.3. В городах и районных центрах с числом жителей до 50 тыс. функционирует Центральная муниципальная библиотека.
Количество городских, поселковых библиотек определяется исходя из расчета: 1 библиотека на 1 - 3 тыс. человек. Для обслуживания детей организуется как минимум 1 специализированная детская библиотека.
2.4. Муниципальная (публичная) библиотека размещается с учетом ее максимальной пространственной доступности (по времени не более 15 - 20 минут, за которые местный житель может добраться до библиотеки), в сельской местности расстояние между близлежащими библиотеками не должно превышать 2 - 3 км.
2.5. Муниципальная (публичная) библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, в блок-пристройке к жилому или общественному зданию.
При размещении на первом этаже жилого здания обеспечивается удобный и свободный подход для пользователей и подъезд для производственных целей самой библиотеки; в одном здании с общеобразовательным учреждением (школой, колледжем) библиотека должна иметь отдельный вход и выход для свободного доступа посетителей; в социокультурном комплексе должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.
2.6. Режим работы муниципальной (публичной) библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения, но он не должен полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения.

3. Ресурсы муниципальной (публичной) библиотеки

3.1. Муниципальная (публичная) библиотека обеспечивает доступ населения к самым разным формам документов (книги, периодические издания, аудио-, видеодокументы, электронные документы, электронные базы данных, в т.ч. базы данных Интернет, озвученные книги, издания шрифтом Брайля и др).
3.2. Основными характеристиками фонда муниципальной (публичной) библиотеки являются:
- необходимый объем;
- информативность: соответствие потребностям граждан;
- постоянная обновляемость.
Объем документного фонда муниципальной публичной библиотеки в сельской местности определяется из расчета: 5 - 7 экз. на одного жителя, в городе - 4 - 6 экз.
3.3. Муниципальная (публичная) библиотека любой территории должна иметь местные газеты и журналы, в том числе: не менее одного названия региональной периодики, не менее одной общегосударственной ежедневной полноформатной газеты.
Объем периодических изданий определяется из расчета: 5 названий на 1000 жителей, базовая обеспеченность периодикой центральной библиотеки - не менее 15 названий.
3.4. Ежегодное пополнение аудио-, видео-, электронных документов - не менее 5 звукозаписей и видеозаписей на 1000 жителей.
3.6. Фонд справочных и библиографических изданий должен составлять не менее 10% к общему фонду, который должен быть доступен любому пользователю в любое время, поэтому преимущественно должен использоваться в стенах библиотеки.
3.7. В составе фонда муниципальной (публичной) библиотеки должно содержаться 20% наименований новых, поступивших за последние пять лет изданий на различных носителях.
Ежегодно количество новых поступлений должно составлять не менее 5% от объема фонда.
Доступ к документам, которые отсутствуют в фонде библиотеки, может быть получен посредством каналов межбиблиотечной связи (МБА, Интернет).

4. Помещение библиотеки.
Организация библиотечного пространства.
Техническое оснащение

4.1. Помещения библиотеки предназначаются для размещения и передвижения пользователей, библиотечных ресурсов, персонала. Размеры площадей определяются в соответствии с установленными нормативами. Так, например:
- площади для размещения абонемента с открытым доступом к фонду определяется из расчета: 4,5 кв. м на 1000 экз. документов; книгохранилища (запасника) - 1,5 кв. м на 1000 экз.;
- площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду - из расчета: 7 кв. м на 1000 томов;
- Центральная, городская, поселковая муниципальная (публичная) библиотека должна иметь читальный зал с числом посадочных мест не менее 30, сельская - не менее 5;
- для размещения выставок площадь одного из основных подразделений библиотеки (абонемент или читальный зал) требует увеличения на 5%.
4.2. Количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 10% от площади читательской зоны.
Площади основных производственных участков определяются в соответствии с их назначением и с установленными нормативами.

5. Персонал муниципальной (публичной) библиотеки

5.1. Сотрудник муниципальной (публичной) библиотеки должен обладать профессиональными знаниями, в своей работе руководствоваться Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря, развивать способность к творческой деятельности.
5.2. Количество сотрудников библиотеки определяется исходя из необходимости обеспечения основных библиотечных процессов, основных показателей деятельности (количество читателей, выдача документов, диапазон услуг, количество структурных подразделений, филиалов, нестационарных форм обслуживания и др.):
- комплектование и обработка документов - из расчета: 1 человек на 2 тыс. поступлений, исключая периодические издания;
- организация книгохранения, ВСО и МБА - из расчета: 1 человек на 100 тыс. единиц хранения общего фонда ЦБС, библиотеки;
- обслуживание пользователей - из расчета: 150 - 300 читателей и 3000 - 10000 выдач на одного работника в сельской местности; в городах и рабочих поселках - из расчета: 500 пользователей и 10000 выдач документов на 1 работника; в детских библиотеках - из расчета: 1 работник на 450 читателей и 8000 выдач документов;
- информационная, библиографическая деятельность - из расчета: 1 работник на 2500 пользователей;
- методическая деятельность - из расчета: 1 работник на 10 библиотек всех ведомств.
При определении численности штатов можно использовать Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
5.3. В штате Центральной муниципальной (публичной) библиотеки должны быть специалисты, обладающие специальными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения различных функциональных обязанностей (художник-оформитель, переплетчик, бухгалтер, экономист, техник, оператор множительной техники).
5.4. Для содержания в надлежащем порядке помещения муниципальной (публичной) библиотеки в ее штат вводятся:
- 0,5 единицы уборщицы в библиотеке, имеющей убираемую площадь до 300 кв. м и до 2 печей;
- 1 единица истопника устанавливается в библиотеке на каждые 150 кв. м убираемой площади.
5.5. В штат центральной муниципальной (публичной) библиотеки для технического обеспечения инженерных коммуникаций библиотек вводятся:
- 1 единица рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий;
- 1 единица слесаря-электромонтера.
(Согласно Нормативам численности рабочих, занятых обслуживанием общественных зданий Центрального бюро нормативов по труду Гос. комитета по труду и социальным вопросам.)
5.6. Уровень оплаты труда должен соответствовать уровню выполняемой работы.
Отнесение муниципальных (публичных) библиотек к группам по оплате труда руководителей и специалистов (повышение, понижение) производится по результатам работы за прошедшие три года в соответствии со статистической отчетностью по приказу руководителя, согласованному с учредителем.
При отнесении к группам по оплате труда библиотек, имеющих филиалы, учитывается общее количество показателей в целом, включая показатели филиалов.
Вновь созданные библиотеки относятся к группам по оплате труда в зависимости от плановых показателей на год.
При снижении показателей работы муниципальной (публичной) библиотеки группа по оплате труда может понижаться на одну группу.
Администрация библиотеки и учредитель должны обеспечивать непрерывное образование всего персонала через разные формы обучения (курсы, семинары, практикумы, стажировки, деловые игры, тренинги и др.). Важен и полезен обмен профессиональными знаниями внутри региона, страны, с зарубежными коллегами.
Каждый работник библиотеки должен 1 раз в 5 лет обновлять свои знания по установленной программе. Сумма финансовых средств, предназначенная для обучения персонала библиотеки, должна быть не менее 0,5% от статей бюджета и включать все расходы на обучение персонала, исключая зарплату.
Администрация обязана заботиться о возможностях профессионального и служебного роста работников.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru