| |
Региональное законодательство / Рязанская область
РЕШЕНИЕ Чучковской районной Думы Рязанской области от 21.01.2008 № 275
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАНДАРТА БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУК "ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ЧУЧКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА"
Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень", № 1, 25.03.2008
ЧУЧКОВСКАЯ РАЙОННАЯ ДУМА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 21 января 2008 г. № 275
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАНДАРТА
БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУК "ЦЕНТРАЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА ЧУЧКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА"
Рассмотрев ходатайство отдела культуры № 3 от 18 января 2008 года, в целях определения минимального социального стандарта библиотечного обслуживания населения Чучковская районная Дума решила:
1. Утвердить минимальный социальный стандарт библиотечного обслуживания населения МУК "Центральная библиотека Чучковского муниципального района" согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее решение в "Информационном бюллетене".
Глава муниципального образования -
Чучковский район
А.А.КАРПУНИН
Председатель Чучковской районной Думы
А.Н.ШУВАЛОВ
Приложение
к решению
Чучковской районной Думы
от 21 января 2008 г. № 275
МИНИМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУК "ЦЕНТРАЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА ЧУЧКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА"
Основные положения
Муниципальные (публичные) библиотеки обеспечивают городским и сельским жителям бесплатный, свободный доступ к информации, образованию, культуре. Они предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам вне зависимости от пола и возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
В обслуживании населения муниципальные (публичные) библиотеки используют традиционные и новейшие информационные технологии, фонды документов и современные носители информации, обеспечивают доступ в глобальное информационное пространство, содействуют формированию информационного общества.
Библиотеки сотрудничают со всеми секторами общества: государственным, муниципальным, коммерческим и общественным в деле защиты прав пользователей на качественное библиотечное обслуживание. Их деятельность обеспечивается Федеральным и областным законами "О библиотечном деле", финансированием из государственных и муниципальных источников; их развитие подкрепляется долгосрочными и среднесрочными программами в области культуры, образования, информатизации.
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа.
------------------------------------------------------------------
2. Размещение муниципальной (публичной) библиотеки
2.1. Наличие муниципальной (публичной) библиотеки в каждом поселке, городе, районе, сельском поселении является обязательным.
Если в населенном пункте проживает 400 человек в возрасте до 15 лет, организуется детская библиотека.
2.2. В сельских поселениях количество библиотек определяется исходя из расчета: 1 библиотека на 120 жителей.
2.3. В городах и районных центрах с числом жителей до 50 тыс. функционирует Центральная муниципальная библиотека.
Количество городских, поселковых библиотек определяется исходя из расчета: 1 библиотека на 1 - 3 тыс. человек. Для обслуживания детей организуется как минимум 1 специализированная детская библиотека.
2.4. Муниципальная (публичная) библиотека размещается с учетом ее максимальной пространственной доступности (по времени не более 15 - 20 минут, за которые местный житель может добраться до библиотеки), в сельской местности расстояние между близлежащими библиотеками не должно превышать 2 - 3 км.
2.5. Муниципальная (публичная) библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, в блок-пристройке к жилому или общественному зданию.
При размещении на первом этаже жилого здания обеспечивается удобный и свободный подход для пользователей и подъезд для производственных целей самой библиотеки; в одном здании с общеобразовательным учреждением (школой, колледжем) библиотека должна иметь отдельный вход и выход для свободного доступа посетителей; в социокультурном комплексе должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.
2.6. Режим работы муниципальной (публичной) библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения, но он не должен полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения.
3. Ресурсы муниципальной (публичной) библиотеки
3.1. Муниципальная (публичная) библиотека обеспечивает доступ населения к самым разным формам документов (книги, периодические издания, аудио-, видеодокументы, электронные документы, электронные базы данных, в т.ч. базы данных Интернет, озвученные книги, издания шрифтом Брайля и др).
3.2. Основными характеристиками фонда муниципальной (публичной) библиотеки являются:
- необходимый объем;
- информативность: соответствие потребностям граждан;
- постоянная обновляемость.
Объем документного фонда муниципальной публичной библиотеки в сельской местности определяется из расчета: 5 - 7 экз. на одного жителя, в городе - 4 - 6 экз.
3.3. Муниципальная (публичная) библиотека любой территории должна иметь местные газеты и журналы, в том числе: не менее одного названия региональной периодики, не менее одной общегосударственной ежедневной полноформатной газеты.
Объем периодических изданий определяется из расчета: 5 названий на 1000 жителей, базовая обеспеченность периодикой центральной библиотеки - не менее 15 названий.
3.4. Ежегодное пополнение аудио-, видео-, электронных документов - не менее 5 звукозаписей и видеозаписей на 1000 жителей.
3.6. Фонд справочных и библиографических изданий должен составлять не менее 10% к общему фонду, который должен быть доступен любому пользователю в любое время, поэтому преимущественно должен использоваться в стенах библиотеки.
3.7. В составе фонда муниципальной (публичной) библиотеки должно содержаться 20% наименований новых, поступивших за последние пять лет изданий на различных носителях.
Ежегодно количество новых поступлений должно составлять не менее 5% от объема фонда.
Доступ к документам, которые отсутствуют в фонде библиотеки, может быть получен посредством каналов межбиблиотечной связи (МБА, Интернет).
4. Помещение библиотеки.
Организация библиотечного пространства.
Техническое оснащение
4.1. Помещения библиотеки предназначаются для размещения и передвижения пользователей, библиотечных ресурсов, персонала. Размеры площадей определяются в соответствии с установленными нормативами. Так, например:
- площади для размещения абонемента с открытым доступом к фонду определяется из расчета: 4,5 кв. м на 1000 экз. документов; книгохранилища (запасника) - 1,5 кв. м на 1000 экз.;
- площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду - из расчета: 7 кв. м на 1000 томов;
- Центральная, городская, поселковая муниципальная (публичная) библиотека должна иметь читальный зал с числом посадочных мест не менее 30, сельская - не менее 5;
- для размещения выставок площадь одного из основных подразделений библиотеки (абонемент или читальный зал) требует увеличения на 5%.
4.2. Количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 10% от площади читательской зоны.
Площади основных производственных участков определяются в соответствии с их назначением и с установленными нормативами.
5. Персонал муниципальной (публичной) библиотеки
5.1. Сотрудник муниципальной (публичной) библиотеки должен обладать профессиональными знаниями, в своей работе руководствоваться Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря, развивать способность к творческой деятельности.
5.2. Количество сотрудников библиотеки определяется исходя из необходимости обеспечения основных библиотечных процессов, основных показателей деятельности (количество читателей, выдача документов, диапазон услуг, количество структурных подразделений, филиалов, нестационарных форм обслуживания и др.):
- комплектование и обработка документов - из расчета: 1 человек на 2 тыс. поступлений, исключая периодические издания;
- организация книгохранения, ВСО и МБА - из расчета: 1 человек на 100 тыс. единиц хранения общего фонда ЦБС, библиотеки;
- обслуживание пользователей - из расчета: 150 - 300 читателей и 3000 - 10000 выдач на одного работника в сельской местности; в городах и рабочих поселках - из расчета: 500 пользователей и 10000 выдач документов на 1 работника; в детских библиотеках - из расчета: 1 работник на 450 читателей и 8000 выдач документов;
- информационная, библиографическая деятельность - из расчета: 1 работник на 2500 пользователей;
- методическая деятельность - из расчета: 1 работник на 10 библиотек всех ведомств.
При определении численности штатов можно использовать Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
5.3. В штате Центральной муниципальной (публичной) библиотеки должны быть специалисты, обладающие специальными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения различных функциональных обязанностей (художник-оформитель, переплетчик, бухгалтер, экономист, техник, оператор множительной техники).
5.4. Для содержания в надлежащем порядке помещения муниципальной (публичной) библиотеки в ее штат вводятся:
- 0,5 единицы уборщицы в библиотеке, имеющей убираемую площадь до 300 кв. м и до 2 печей;
- 1 единица истопника устанавливается в библиотеке на каждые 150 кв. м убираемой площади.
5.5. В штат центральной муниципальной (публичной) библиотеки для технического обеспечения инженерных коммуникаций библиотек вводятся:
- 1 единица рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий;
- 1 единица слесаря-электромонтера.
(Согласно Нормативам численности рабочих, занятых обслуживанием общественных зданий Центрального бюро нормативов по труду Гос. комитета по труду и социальным вопросам.)
5.6. Уровень оплаты труда должен соответствовать уровню выполняемой работы.
Отнесение муниципальных (публичных) библиотек к группам по оплате труда руководителей и специалистов (повышение, понижение) производится по результатам работы за прошедшие три года в соответствии со статистической отчетностью по приказу руководителя, согласованному с учредителем.
При отнесении к группам по оплате труда библиотек, имеющих филиалы, учитывается общее количество показателей в целом, включая показатели филиалов.
Вновь созданные библиотеки относятся к группам по оплате труда в зависимости от плановых показателей на год.
При снижении показателей работы муниципальной (публичной) библиотеки группа по оплате труда может понижаться на одну группу.
Администрация библиотеки и учредитель должны обеспечивать непрерывное образование всего персонала через разные формы обучения (курсы, семинары, практикумы, стажировки, деловые игры, тренинги и др.). Важен и полезен обмен профессиональными знаниями внутри региона, страны, с зарубежными коллегами.
Каждый работник библиотеки должен 1 раз в 5 лет обновлять свои знания по установленной программе. Сумма финансовых средств, предназначенная для обучения персонала библиотеки, должна быть не менее 0,5% от статей бюджета и включать все расходы на обучение персонала, исключая зарплату.
Администрация обязана заботиться о возможностях профессионального и служебного роста работников.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|