| |
Региональное законодательство / Рязанская область
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 20.02.2008 № А54-365/2008-С5
<АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРЕКРАЩАЕТ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ, ЕСЛИ УСТАНОВИТ, ЧТО ДЕЛО НЕ ПОДЛЕЖИТ РАССМОТРЕНИЮ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2008 г. № А54-365/2008-С5
(извлечение)
В Арбитражный суд Рязанской области обратилась Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области с заявлением о привлечении потребительского кооператива "Торгово-закупочное общество "Доброе" (далее по тексту - ТЗПО "Доброе") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Представитель заявителя вышеуказанное требование поддержал полностью.
Представитель ТЗПО "Доброе" в судебном заседании заявленное требование отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Из материалов дела следует, что 24.01.2008 сотрудниками Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области (на основании поручения налогового органа от 24.01.2008 № 5) проведена проверка магазина, принадлежащего ТЗПО "Доброе", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Зубковой, д. 27, корп. 2, по вопросу соблюдения данным обществом законодательства РФ в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на объектах и соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
В ходе проверки было установлено, что в указанном магазине реализовывалась алкогольная продукция (водка особая "Буфетная" в количестве одной бутылки, объемом 0,5 л., крепостью 40%, производитель ООО "Кристалл" г. Ульяновск, ул. К.Либкнехта, д. 15, дата розлива 25.08.2007) при отсутствии сопроводительных документов, а именно: в приложении к товарно-транспортной накладной в разделе Б отсутствует печать и подпись ТЗПО о получении алкогольной продукции ТЗПО "Доброе". Выявленное сотрудниками Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области правонарушение закреплено в акте проверки от 24.01.2008 № 14-10/32.
На основании протокола изъятия вещей и документов от 24.01.2008 вышеуказанная алкогольная продукция была изъята. Произведен осмотр помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов, что отражено в протоколе.
25.01.2008 в отношении ТЗПО "Доброе" (в присутствии законного представителя ТЗПО "Доброе" - председателя Г.) был составлен протокол об административном правонарушении № 14-10/41 в котором отмечено, что в действиях ТЗПО "Доброе" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ. Копия данного протокола вручена председателю ТЗПО "Доброе" Г. - 25.01.2008, о чем имеется соответствующая отметка.
С целью привлечения ТЗПО "Доброе" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд пришел к выводу, что производство по делу подлежит прекращению. При этом Арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ товарно-транспортная накладная, а также справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации), относятся к числу сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, без наличия которых невозможно осуществление оборота данной продукции.
Согласно пункту 2 названной статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции без предусмотренных статьей 10.2 Закона № 171-ФЗ сопроводительных документов установлен пунктом 2 статьи 16 названного Закона.
Согласно пункту 12 Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: с сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Пунктом 139 названных Правил установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, согласно пунктам 2, 4 и 5 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864, заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции.
Организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел Б справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела Б, заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела Б, подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Таким образом, документы на алкогольную продукцию, подтверждающие ее легальность, в том числе товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним надлежащим образом оформленные справки, должны находиться непосредственно в торговой точке для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с ними.
Арбитражным судом установлено, что разделы Б справок к товарно-транспортным накладным на алкогольную продукцию в момент проведения проверки были оформлены ненадлежащим образом, что не оспаривается Кооперативом.
Указанные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, были дооформлены Кооперативом, надлежащим образом - позднее. При составлении протокола об административном правонарушении они представлены не были, поскольку, как следует из пояснения руководителя Кооператива, он не был поставлен в известность налоговым органом, в связи с каким правонарушением его приглашают в Инспекцию.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товарно-транспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из содержания данной нормы Кодекса следует, что административная ответственность установлена за розничную продажу алкогольной продукции, в том числе и без надлежаще оформленных документов.
Соответственно налоговый орган при составлении протокола мог квалифицировать действия Кооператива только по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Устранение позднее нарушений, составы по которым установлены в ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, (оформление надлежащим образом либо представление в последующем документов, предусмотренных Законом № 171-ФЗ и Правилами), не освобождает лицо от административной ответственности, поскольку любое из правонарушений совершенных непосредственно в момент проверки, как то отсутствие документов оформленных надлежащим образом, либо их непредъявление представителям проверяющего органа, в равной степени образует самостоятельный состав административного правонарушения - нарушение иных правил розничной продажи алкогольной спиртосодержащей продукции (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ).
Единый подход при определении квалификации правонарушения и назначения соответствующего административного наказания отвечает принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также согласуется с его целями (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
В судебном заседании представителем ТЗПО "Доброе" представлены сопроводительные документы на алкогольную продукцию, оформленные надлежащим образом: товарная накладная от 05.09.2007 № 13621; товарно-транспортная накладная от 05.09.2007 № 13621; справки к товарно-транспортной накладной № Ф0013621 от 05.09.2007 раздел Б.
С учетом сложившихся обстоятельств, правонарушение, зафиксированное в материалах административной проверки, следует квалифицировать по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Между тем, дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, Арбитражным судам неподведомственны. Данное положение содержится в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2.
На основании Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности Арбитражного суда, суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в Арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
Частью 2 ст. 23.1 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи Арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе: ч. 1 и 2 ст. 14.16. В остальных случаях дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями.
Пункт 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ содержит норму, согласно которой Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в Арбитражном суде.
Поскольку данный спор не подлежит рассмотрению в Арбитражном суде, то согласно ч. 1 п. 1. ст. 150 АПК РФ производство по настоящему делу подлежит прекращению, а протокол об административном правонарушении от 25.01.2008 № 14-10/41 и приложенные к нему подлинные документы (акт проверки от 24.01.2008 № 14-10/32; протокол осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов от 24.01.2008; протокол изъятия вещей и документов от 24.01.2008), а также копии сопроводительных документов на алкогольную продукцию, оформленные надлежащим образом: товарная накладная от 05.09.2007 № 13621; товарно-транспортная накладная от 05.09.2007 № 13621; справки к товарно-транспортной накладной № Ф0013621 от 05.09.2007 раздел Б - возврату Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области.
Руководствуясь ст. 150, 151, 184 АПК РФ Арбитражный суд
определил:
1. Производство по делу № А54-365/2008 С5 прекратить.
2. Возвратить Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области протокол об административном правонарушении от 25.01.2008 № 14-10/41 в отношении ТЗПО "Доброе" на 1 листе и приложенные к нему подлинные документы (акт сверки от 24.01.2008 № 14-10/32; протокол осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов от 24.01.2008; протокол изъятия вещей и документов от 24.01.2008) - на 3 листах, а также копии сопроводительных документов на алкогольную продукцию, оформленные надлежащим образом: товарная накладная от 05.09.2007 № 13621 - 2 листа; товарно-транспортная накладная от 05.09.2007 № 13621 - 2 листа; справки к товарно-транспортной накладной № Ф0013621 от 05.09.2007 раздел Б - 8 листов.
3. Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|