Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 21.02.2008 № А54-5664/2007-С8
<АРБИТРАЖНЫЙ СУД, УСТАНОВИВ, ЧТО ОСПАРИВАЕМЫЙ НЕНОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ, РЕШЕНИЕ И ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОРГАНОВ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЗАКОНУ ИЛИ ИНОМУ НОРМАТИВНОМУ ПРАВОВОМУ АКТУ И НАРУШАЮТ ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЗАЯВИТЕЛЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕНОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) НЕЗАКОННЫМИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 02.07.2008 № А54-5664/2007С8 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 21 февраля 2008 г. № А54-5664/2007-С8

(извлечение)

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Высокое" (с. Высокое Рязанский район Рязанской области) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области о признании недействительным требования № 13356 от 15.08.2007 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Одновременно заявитель ходатайствует о восстановлении пропущенного трехмесячного срока для предъявления заявления в Арбитражный суд.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, исходя из следующего. Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ не является пресекательным, нарушение срока на оспаривание ненормативного акта налогового органа незначительное. С учетом изложенного, Арбитражный суд считает необходимым в соответствии с положениями части 4 статьи 198 АПК РФ восстановить указанный срок.
Представитель заявителя в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил требование и просит суд признать недействительным требование № 13356 от 15.08.2007 по следующим пунктам: п. 1 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 64059 руб.; 2. п. 2 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ в размере 66610 руб.; п. 3 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ в размере 60679 руб.; п. 4 пени по страховым взносам на обязательное страхование в РФ в размере 86260,97 руб.; п. 5 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 9646 руб.; п. 6 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 9981 руб.; п. 7 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 9364 руб.; п. 8 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 14133,22 руб.; п. 9 пени по ЕСН зачисляемые в ФФОМС в размере 1666,13 руб.; п. 13. пени по ЕСН зачисляемые в ФФОМС в размере 1637,79 руб.; п. 14 пени по ЕСН зачисляемые в ТФОМС в размере 50424,18 руб.; п. 18 пени по ЕСН зачисляемые в ТФОМС в размере 5604,74 руб. В остальной части представитель заявителя указанное требование налогового органа не оспаривает.
Уточнения приняты судом к рассмотрению по существу.
Представитель налогового органа по уточненным требованиям возражает. Считает оспариваемый акт, соответствующим требованиям законодательства РФ о налогах и сборах, правомерным и основанным на законе, а заявление общества необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 23 января 2004 года между Межрайонной ИМНС России № 2 по Рязанской области и СПК "Высокое" было заключено типовое соглашение о реструктуризации долгов по состоянию на 01.01.2004.
31 марта 2004 года Межрайонная ИМНС России № 2 по Рязанской области вынесла решение № 09-26/2423 о списании задолженности по пеням и штрафам, в котором указано списать задолженность на общую сумму 2644926,77 руб., в том числе: по пеням на сумму 2621132,57 руб., по штрафам на сумму 23794,2 руб.
Протоколом расширенного заседания межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей № 30 от 01.06.2007 соглашение о реструктуризации долгов с СПК "Высокое" расторгнуто с 1 мая 2007 года.
15.08.2007 Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области было вынесено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 13356 от 15.08.2007.
СПК "Высокое" в добровольном порядке требование в установленный срок не исполнило, что явилось основанием для вынесения налоговым органом решения от 21.01.2008 № 1240/1 о взыскании задолженности по налогам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках в общей сумме 155586,67 рубля, и постановления от 21.01.2008 № 320/1 о взыскании налогов и пени за счет имущества налогоплательщика в общей сумме 4862659,28 рубля.
Не согласившись частично с требованием Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области № 13356 от 15.08.2007 СПК "Высокое" обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд считает, что заявленное с учетом уточнения требование подлежит частичному удовлетворению. Принимая решение, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования налогоплательщику об уплате налога.
В силу п. 1, п. 2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога (сбора) признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Следовательно, назначение требования заключается, во-первых, в информировании налогоплательщика о его обязанности по уплате конкретной суммы налога за определенный период, во-вторых, в побуждении налогоплательщика к уплате данной суммы в указанный срок, в связи с чем данный документ и именуется требованием.
Таким образом, поскольку требование налогового органа об уплате налога и пени является актом индивидуального регулирования, оно должно соответствовать определенным критериям.
Пунктом 1 ст. 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ.
Порядок оформления и направления требования определен в ст. 69 - 70 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях для взимания налога и ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Таким образом, из содержания требования налогоплательщику должно быть ясно, на каком основании налоговый орган выявил наличие задолженности и (или) неправильную уплату налогов и сборов за прошедшие налоговые периоды.
Не указывая в требовании, направляемом налогоплательщику, основания образования и взимания недоимок, размер недоимки по каждому сроку уплаты налога, ссылки на положения законов о налогах и сборах, налоговый орган нарушает права плательщика, так как тем самым лишает последнего возможности самостоятельно определить, за какой период образовалась недоимка, проверить размер налога, а в случае начисления - и пени за конкретный период.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи.
Как следует из материалов дела, в требовании № 13356 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, показатели недоимки по налогам отсутствуют. При этом в качестве справочной информации в требовании указано лишь то, что по состоянию на 15.08.2007 за организацией числится общая задолженность в сумме 10063942,29 руб., в том числе по налогам (сборам) 7218223,01 руб.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что требование об уплате налога и пени № 13356 от 15.08.2007 не соответствует положениям ст. 69 НК РФ, в требовании отсутствуют данные, за какой период произведено начисление пени, ставка пени; отсутствует указание на сумму недоимки по налогу.
В нарушение ст. 70 НК РФ в указанном требовании суммы задолженности по пени были включены из карточек лицевого счета налогоплательщика и являются суммами, сложившимися за длительные периоды.
Кроме того, инспекцией не приведен расчет взыскиваемой пени, не указана ставка рефинансирования Банка России на дату начисления пени.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что указанное требование не содержит подробных сведений, позволяющих определить правомерность начисления и взимания пеней.
С учетом изложенного, требование об уплате налога и пени № 13356 от 15.08.2007 следует признать недействительным в части следующих сумм:
- п. 9 пени по ЕСН зачисляемые в ФФОМС в размере 1414,56 руб.
- п. 13. пени по ЕСН зачисляемые в ФФОМС в размере 1637,79 руб.
- п. 14 пени по ЕСН зачисляемые в ТФОМС в размере 46126,18 руб.
- п. 18 пени по ЕСН зачисляемые в ТФОМС в размере 5604,10 руб.
Кроме того, из оспариваемого требования усматривается, что в него включены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и суммы недоимки, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) налоговый орган осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное страхование в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, в том числе Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 25 Закона налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Согласно пункту 1 статьи 25.1 Закона до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В пункте 2 статьи 25.1 Закона указано, что в требовании должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.
Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 № 105 при рассмотрении дел, связанных с взысканием недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов либо с обжалованием действий по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2006) следует иметь в виду, что полномочиями по взысканию указанных сумм наделены лишь территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговые органы такими полномочиями не обладают.
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что органом, уполномоченным начислять пени, налагать штрафные санкции и взыскивать их и недоимку по страховым взносам со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ, является территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а налоговые органы, установив факт занижения и неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязан направить соответствующие сведения в органы Пенсионного фонда РФ.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что у налогового органа право направления требования об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд России, отсутствовало.
В соответствии со ст. 23, 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В случае неуплаты налогов в установленные сроки, что является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, обязанность по уплате налога исполняется принудительно в порядке, предусмотренном положениями ст. 45, 46, 47 НК РФ, путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банке, а при недостаточности или отсутствии денежных средств - за счет иного имущества налогоплательщика.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Доводы налоговой инспекции о том, что оспариваемое заявителем требование носит уведомительный характер, следовательно, это лишь напоминание - уведомление об имеющейся задолженности по налогу, суд считает несостоятельными, не предусмотренными налоговым законодательством, поскольку ненормативный акт ответчика требует погашения задолженности по налогу в срок до 03.09.2007 и содержит меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, следовательно, является требованием, предусмотренным ст. 69 НК РФ.
С учетом изложенного, требование об уплате налога и пени № 13356 от 15.08.2007 следует признать недействительным в части следующих сумм:
п. 1 в размере 64059 руб.; п. 2 в размере 66610 руб.; п. 3 в размере 60679 руб.; п. 4 в размере 86260,97 руб.; п. 5 в размере 9646 руб.; п. 6 в размере 9981 руб.; п. 7 в размере 9364 руб.; п. 8 в размере 14133,22 руб.
Как следует из материалов дела, в требование № 13356 об уплате налога, сбора, пени, штрафа включены проценты, начисленные с сумм реструктурированной задолженности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
В соответствии с п. 4 Порядка с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка. Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.
Из содержания данной нормы следует, что начисленные с сумм реструктурированной задолженности проценты - это плата за пользование бюджетными средствами, обязанность их уплаты в установленный срок является необходимым условием для предоставления права на реструктуризацию этой задолженности.
Следовательно, по своей правовой природе подлежащие уплате в связи с предоставлением права на реструктуризацию задолженности проценты за пользование бюджетными средствами относятся к обязательным платежам.
В силу пункта 19 Порядка контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации.
Так как Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002 какого-либо особого порядка взыскания задолженности и процентов не предусмотрено, налоговые органы обязаны руководствоваться ст. 46, 47, 68 НК РФ.
Проанализировав представленные в материалы дела налоговым органом документы, суд считает правомерным включение в требование суммы начисленных процентов на реструктуризированную задолженность - п. 9 - в размере 213, 5 руб., п. 14 - в размере 4298 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом вышеизложенного, Арбитражный суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению частично, а требование № 13356 от 15.08.2007 Межрайонной ИФНС РФ № 6 по Рязанской области об уплате налога, сбора, пени, штрафа следует признать недействительным в части: 64059 руб. (п. 1), 66610 руб. (п. 2), 60679 руб. (п. 3), 86260,97 руб. (п. 4), 9646 руб. (п. 5), 9981 руб. (п. 6), 9364 руб. (п. 7), 14133,22 руб. (п. 8), 1414,56 руб. (п. 9), 1637,79 руб. (п. 13), 46126,18 руб. (п. 14), 5604,1 руб. (п. 18). В остальной части заявленного требования кооператива отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина в сумме 2000 руб. относится на межрайонную инспекцию и подлежит взысканию в пользу кооператива.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Требование № 13356 от 15.08.2007 Межрайонной ИФНС РФ № 6 по Рязанской области об уплате налога, сбора, пени, штрафа, проверенное на соответствие положениям Налогового кодекса РФ, признать недействительным в части: 64059 руб. (п. 1), 66610 руб. (п. 2), 60679 руб. (п. 3), 86260,97 руб. (п. 4), 9646 руб. (п. 5), 9981 руб. (п. 6), 9364 руб. (п. 7), 14133,22 руб. (п. 8), 1414,56 руб. (п. 9), 1637,79 руб. (п. 13), 46126,18 руб. (п. 14), 5604,1 руб. (п. 18).
В остальной части требований, - отказать.
Обязать Межрайонную ИФНС РФ № 6 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СПК "Высокое", вызванные принятием требования в указанной части.
2. Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива "Высокое", расположенного по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Высокое, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026200702428, судебные расходы в сумме 2000 руб.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru