Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 26.02.2008 № А54-110/2008
<ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ СУДОМ НЕСООТВЕТСТВИЯ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗАКОНУ ИЛИ ИНОМУ НОРМАТИВНОМУ ПРАВОВОМУ АКТУ И НАРУШЕНИЯ ПРИ ЭТОМ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЗАЯВИТЕЛЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ТАКИХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) НЕЗАКОННЫМИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2008 г. № А54-110/2008

(извлечение)

Индивидуальный предприниматель П., проживающая по адресу: г. Рязань, обратилась в Арбитражный суд с заявлением к администрации г. Рязани о признании недействительным Постановления администрации от 07.11.2007 № 4063.
Администрация в отзыве не признала заявление предпринимателя, указав на отсутствие оснований для оспаривания принятого постановления.
В заседании Арбитражного суда представитель предпринимателя поддержала заявленные требования.
Представитель Администрации не признала заявление, пояснив свою позицию нарушением предпринимателем П. условий перевода жилого помещения в нежилое, так как доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, одновременно обеспечивающих доступ к жилым помещениям.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено:
Индивидуальный предприниматель П. является собственником жилого помещения - квартиры № 8, расположенной на втором этаже жилого дома № 21/24, расположенного по Первомайскому проспекту г. Рязани. Предприниматель 29.03.2007 обратилась в Администрацию г. Рязани с заявлением о переводе квартиры в нежилое помещение. Постановлением Администрации г. Рязани от 2 августа 2007 г. № 2652 предпринимателю был разрешен перевод принадлежащей ей на праве собственности квартиры общей площадью 118,2 кв. метра в нежилое помещение для использования его в последующем в качестве торгово-офисного помещения. Собственнику помещения данным постановлением предписано провести работы по перепланировке и переустройству помещения и завершение этих работ оформить актом приемочной комиссии.
За период с 12 ноября 2006 г. по 15 сентября 2007 г. предприниматель П. выполнила комплекс работ по изготовлению проекта перепланировки квартиры под торгово-офисное помещение, по реконструкции и отделке помещения, изготовлению лестничного ограждения, технической инвентаризации объекта. Общий размер фактически понесенных предпринимателем затрат составил 655332 руб., в том числе:
оплата проектных работ - 27000 руб.;
оплата общестроительных работ - 584792 руб.;
оплата работ по лестничному ограждению - 37396 руб.;
оплата услуг по технической инвентаризации - 6144 руб.
Затраты предпринимателя подтверждены представленными в материалы дела договорами на выполнение работ и платежными документами.
После выполнения комплекса работ по перепланировке и переустройству жилого помещения в нежилое предприниматель П. 17 сентября 2007 г. направила полномочному органу Администрации - муниципальному предприятию г. Рязани "Бюро по обмену и бронированию жилой площади" заявление о готовности объекта к эксплуатации и выдаче подтверждающего акта приемочной комиссии. Ответа на свое заявление предприниматель не получила.
Администрацией г. Рязани в порядке окончательного решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое 7 ноября 2007 г. принято Постановление № 4063 "Об отмене Постановления главы администрации г. Рязани от 02.08.2007 № 2652 "О переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Рязань, Первомайский проспект, д. 21/24, кв. 8, в нежилое помещение" и об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Рязань, Первомайский проспект, д. 21/24, кв. 8, в нежилое помещение". Причиной отказа в переводе помещения в категорию нежилого послужил довод администрации о необходимости соблюдения требований пункта 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса РФ.
Оценив материалы дела и доводы представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявление предпринимателя в полном объеме.
Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение регулируется положениями статей 22 и 23 Жилищного кодекса РФ. В силу указанных норм перевод жилого помещения в нежилое допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса РФ и законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ (далее - Кодекс) установлено, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
При этом, как установлено частью 3 статьи 23 Кодекса, орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 данной статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.
В силу части 8 статьи 23 Кодекса, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, подтверждающий принятие решения о переводе, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 названной статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в документе, подтверждающем принятие решения о переводе помещения.
В соответствии с частью 9 статьи 23 Кодекса завершение указанных в части 8 данной статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. В соответствии с пунктом 4.2 решения Рязанского городского Совета от 22 июня 2006 г. № 459-III "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории муниципального образования - город Рязань" решение о переводе или об отказе в переводе помещения принимается главой администрации города и оформляется постановлением главы администрации.
Из представленных в материалы дела документов видно, что предпринимателем П. полностью соблюдены требования, предусмотренные частью 2 статьи 23 Кодекса. В Постановлении администрации от 02.08.2007 № 2652, разрешающем перевод жилого помещения в нежилое, не содержится каких-либо замечаний по проекту перепланировки помещения или дополнительных обязанностей предпринимателя по выполнению необходимых работ. Собственнику помещения (пункт 2 Постановления от 02.08.2007) указано на проведение работ по переустройству и перепланировке помещения в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией. Таким образом, после завершения предусмотренных проектной документацией работ (проект является одним из документов, которые в соответствии с частью 2 статьи 23 Кодекса необходимо представить для перевода помещения из жилого в нежилое) предприниматель правомерно 17 сентября 2007 г. обратилась в муниципальное предприятие г. Рязани "Бюро по бронированию и обмену жилой площади" с заявлением об оформлении акта приемки объекта в эксплуатацию.
Отсутствие в действиях предпринимателя П. нарушений требований действующего законодательства, регулирующего порядок перевода жилого помещения в нежилое, а также отсутствие каких-либо нарушений в части выполненной проектной документации и работам по переустройству помещения возлагает на администрацию обязанность по оформлению приемочного акта.
Ссылка представителя администрации на отсутствие у предпринимателя отдельного доступа к нежилому помещению (без использования нежилых помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям второго этажа) противоречит фактическим обстоятельствам дела. Отдельный вход для нежилого помещения предпринимателя (лестничный марш, лит. Н8) предусмотрен согласованной с администрацией проектной документацией и подтвержден представленным в материалы дела техническим паспортом на нежилое помещение. Отступлений от проектного решения не имеется. Таким образом, администрация не имела оснований для отмены ранее принятого решения от 02.08.2007 № 2652, разрешающего перевод жилого помещения в нежилое.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В анализируемой ситуации администрацией не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, обосновывающих отмену решения от 02.08.2007 № 2652, разрешающего предпринимателю перевод жилого помещения в нежилое. Принятое администрацией решение от 07.11.2007 № 4063 не соответствует положениям Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ при установлении Арбитражным судом несоответствия действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушения при этом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Арбитражный суд принимает решение о признании таких действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст. 167, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать недействительным, как не соответствующее требованиям Жилищного кодекса РФ Постановление администрации г. Рязани от 07.11.2007 № 4063 "Об отмене Постановления главы администрации г. Рязани от 02.08.2007 № 2652 "О переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Рязань, Первомайский проспект, д. 21/24, кв. 8, в нежилое помещение" и об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Рязань, Первомайский проспект, д. 21/24, кв. 8, в нежилое помещение".
Обязать администрацию г. Рязани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя П., вызванные принятием Постановления от 07.11.2007 № 4063 "Об отмене Постановления главы администрации г. Рязани от 02.08.2007 № 2652 "О переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Рязань, Первомайский проспект, д. 21/24, кв. 8, в нежилое помещение" и об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г. Рязань, Первомайский проспект, д. 21/24, кв. 8, в нежилое помещение".
2. Взыскать с администрации г. Рязани в пользу индивидуального предпринимателя П., проживающей по адресу: г. Рязань, расходы по госпошлине в сумме 100 руб.
3. На решение может быть подана жалоба в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд г. Тулы.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru