Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 26.02.2008 № А54-5666/2007
<АРБИТРАЖНЫЙ СУД, УСТАНОВИВ, ЧТО ОСПАРИВАЕМЫЙ НЕНОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ, РЕШЕНИЕ И ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОРГАНОВ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЗАКОНУ ИЛИ ИНОМУ НОРМАТИВНОМУ ПРАВОВОМУ АКТУ И НАРУШАЮТ ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЗАЯВИТЕЛЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕНОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) НЕЗАКОННЫМИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального Округа от 12.08.2008 № А54-5666/2007 данное решение и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2008 отменены в части удовлетворения заявленных требований, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Рязанской области.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2008 г. № А54-5666/2007

(извлечение)

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Высокое" с. Высокое Рязанского района Рязанской области (далее - налогоплательщик; кооператив) обратился в Арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области о признании недействительным требования инспекции № 13355 от 15 августа 2007 г.
Одновременно кооператив "Высокое" ходатайствует о восстановлении пропущенного трехмесячного срока на подачу заявления в Арбитражный суд, так как пропуск данного срока обусловлен причиной уважительного характера, в связи с проведением уборочных работ. Учитывая незначительное время задержки подачи заявления в Арбитражный суд и наличие уважительной причины задержки, Арбитражный суд считает необходимым в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ восстановить пропущенный срок.
В судебном заседании объявлен перерыв на период с 5 по 8 февраля 2008 г. (статья 163 АПК РФ).
В заседании Арбитражного суда представитель кооператива поддержал заявление, указав на отсутствие в оспариваемом требовании инспекции оснований для оплаты предъявленных налогов, сборов, страховых взносов и пени за нарушение сроков перечисления в бюджеты и внебюджетные фонды обязательных платежей. По мнению налогоплательщика, в части начисленной пени оспариваемое требование не соответствует статье 69 Налогового кодекса РФ, так как оно не содержит подробные данные об основаниях взимания налога, а также о периоде начисления пени. Отсутствие такой информации не позволяет налогоплательщику проверить правильность начисления пени, а также судить об истечении срока уплаты налога.
Представитель инспекции не признала заявление налогоплательщика, пояснив свою позицию правомерностью предъявления требования о восстановлении в полном объеме долгов по причине расторжения межведомственной территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Рязанской области (протокол от 01.06.2007 № 30) соглашения о реструктуризации долгов кооператива по обязательным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды в общей сумме 3371076,7 руб.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено:
Федеральным законом от 09.07.2002 № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон) предусмотрено проведение реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния, установлены правовые основы и условия ее проведения. Реструктуризация долгов осуществляется на основании соглашения, оформляемого в соответствии с типовым соглашением о реструктуризации долгов, разработанным и утвержденным Правительством РФ. Во исполнение Закона Постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 № 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" утверждены базовые условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Согласно пункту 1 базовых условий реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги).
СПК "Высокое" является сельскохозяйственным товаропроизводителем и в соответствии с Законом был включен в состав участников программы финансового оздоровления поименованных сельскохозяйственных предприятий. В январе 2004 года с кооперативом подписано типовое соглашение о реструктуризации долгов, по условиям которого реструктуризации подвергнута имеющаяся у кооператива по состоянию на 1 января 2004 года задолженность перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам в общей сумме 3371076,7 руб., в том числе: 2047672,7 руб. - по налогам и сборам в бюджеты всех уровней и 1323404,0 руб. - по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. Согласно пункту 2 соглашения кооперативу предоставлена отсрочка погашения долга и начисленных процентов до 1 января 2009 года и рассрочка погашения задолженности до 1 января 2014 года с погашением, начиная с 01.01.2009.
Пункт 10 соглашения о реструктуризации долгов от 23.01.2004 содержит условие о том, что право на реструктуризацию долгов приостанавливается, если организация на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеет задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, текущим налоговым платежам, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим 1 месяц, просроченную задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим 1 месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов. О наличии перечисленных видов задолженностей кредиторы, банк-агент, где открыт счет организации, письменно извещают межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. Аналогичное положение предусмотрено пунктом 11 базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 № 52.
Решением межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Рязанской области от 29.01.2007 (протокол № 28) у кооператива было приостановлено право на реструктуризацию задолженности с 01.02.2007 на 90 дней. В связи с тем, что кооператив в 90-дневный срок не ликвидировал задолженность по текущим налоговым платежам решением межведомственной комиссии от 1 июня 2007 года (протокол № 30) было расторгнуто соглашение о реструктуризации долгов с 01.05.2007 в соответствии с абзацем 3 статьи 27 Закона. В силу статьи 29 Закона при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими. Таким образом, налоговым органом обоснованно предъявлено кооперативу к оплате требование от 15.08.2007 № 13355 в части восстановленных налогов и сборов на общую сумму 2047672,7 руб. и пени за несвоевременную уплату данных налогов и сборов на общую сумму 11212,7 руб. В остальной части предъявленных к оплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на общую сумму 1323404,0 руб. и пени за несвоевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на общую сумму 1325682,1 руб. требование инспекции подлежит признанию недействительным в силу следующих обстоятельств.
Задолженность по единому социальному налогу в сумме 1675216,6 руб., а также задолженность по налогам и сборам в бюджеты всех уровней в сумме 372456,1 руб. подтверждены расчетом по реструктуризации задолженности, представленным кооперативом в межведомственную комиссию при заключении типового соглашения в соответствии с приложением № 2 к Порядку проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей (утвержден протоколом заседания Межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25 февраля 2003 года № 4 (далее - Порядок проведения реструктуризации долгов). Арбитражный суд находит обоснованным начисление налоговым органом пени за период с 02.05.2007 по 01.08.2007 в общей сумме 11212,75 руб., в том числе:
за несвоевременную уплату сбора на нужды образовательных учреждений в сумме 2746,83 руб.;
за несвоевременную уплату сбора на содержание милиции в сумме 150,2 руб.;
за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 8046,49 руб.;
за несвоевременную уплату налога на прибыль в доход бюджета субъекта РФ в сумме 266,69 руб.;
за несвоевременную уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в доход федерального бюджета в сумме 1,45 руб.;
за несвоевременную уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в бюджет субъекта РФ в сумме 1,09 руб.
Задержка оплаты кооперативом восстановленных вышеперечисленных налогов и сборов влечет необходимость начисления пени в соответствии с требованиями статьи 75 Налогового кодекса РФ на общих основаниях. Доказательств, свидетельствующих об уплате восстановленных налогов, кооперативом в заседание Арбитражного суда не представлено.
В остальной части предъявленных к оплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на общую сумму 1323404,0 руб. и пени за несвоевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на общую сумму 1325682,1 руб. требование инспекции подлежит признанию недействительным в силу следующих обстоятельств.
Межведомственной территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Рязанской области при заключении с кооперативом типового соглашения о реструктуризации долгов в состав реструктурируемой задолженности неосновательно включена задолженность по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, сложившаяся по состоянию на 01.01.2001, в общей сумме 1323404 руб. Следует отметить, что реструктуризация обязательных платежей по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, недоимки по которым образовались по состоянию на 01.01.2001, регулировалась Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 № 458 "О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пени и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов". Для реструктуризации задолженности по страховым взносам в отношении государственных внебюджетных фондов был установлен поименованным Постановлением Правительства РФ свой правовой режим. Необходимо также отметить, что на 2007 год Федеральная налоговая служба являлась администратором доходов бюджетной системы РФ только в части единого социального налога, исчисляемого с 01.01.2002 и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Полномочий на принудительное взыскание недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, образовавшихся по состоянию на 01.01.2001, в настоящее время у налоговых органов не имеется. Данное обстоятельство подтверждается приказом Федеральной налоговой службы России от 04.04.2007 № ММ-3-11/193@.
Помимо этого, из пункта 2 Порядка проведения реструктуризации долгов (утвержден протоколом заседания Межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25 февраля 2003 года № 4) следует, что не подлежит реструктуризации задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также задолженность по подоходному налогу с физических лиц и по заработной плате перед персоналом организации. В оспариваемом требовании размер задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд составляет 851225 руб. (позиция 29 требования).
В отношении предъявления налоговым органом к оплате пени по состоянию на 01.05.2007 (как это указано в оспариваемом требовании), Арбитражный суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Из содержания требования налогоплательщику должно быть ясно, на каком основании налоговый орган выявил наличие задолженности по пени, размер недоимки, положенный в основу расчета пени и период начисления пени. Пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъясняет, что досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.
Конкретные расчеты пени, начисленной по состоянию на 01.05.2007 (на момент восстановления налогов, сборов и страховых взносов во внебюджетные фонды), с указанием числящихся за налогоплательщиком недоимок по рассматриваемым обязательным платежам, и заверенные подписью должностных лиц налогового органа, в судебное заседание не представлены. Следует отметить, что в соответствии с соглашением о списании сумм пеней и штрафов от 24.03.2004, заключенным кооперативом с налоговым органом по условиям реструктуризации, с кооператива было произведено списание пени и штрафов на общую сумму 4007588,6 руб., включая пени и штрафы, подлежащие уплате в государственные внебюджетные фонды в размере 2649973 руб. За какие периоды задержки платежей последовало дальнейшее начисление пени, инспекцией не указано.
Согласно пункту 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения. Тем не менее, инспекцией не представлены в судебное заседание расчеты пени, предъявленной к оплате на 01.05.2007 по оспариваемому требованию инспекции.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст. 167, 176 и 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу РФ и Федеральному закону РФ от 09.07.2002 № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Рязанской области от 15 августа 2007 № 13355 в части предъявления к оплате следующих сумм:
- пени за несвоевременную уплату:
№ 2 сбора на нужды образовательных учреждений - 22871,26 руб.
№ 5 сбора на содержание милиции - 1474,03 руб.
№ 8 земельного налога - 22771,20 руб.
№ 11 налога на прибыль (федеральный бюджет) - 823,72 руб.
№ 13 налога на прибыль (бюджет субъекта РФ) - 895,08 руб.
№ 16 единого социального налога (федеральный бюджет) - 541021,43 руб.
№ 18 единого социального налога (фонд социального страхования) - 9049,52 руб.
№ 22 отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (федеральный бюджет) - 13,78 руб.
№ 25 отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (бюджет субъекта РФ) - 55,20 руб.
№ 28 водного налога - 20819,57 руб.
№ 30 страховых взносов в Пенсионный фонд - 427533,87 руб.
№ 31 страховых взносов в Пенсионный фонд - 26501,47 руб.
№ 33 страховых взносов в Фонд социального страхования - 92911,62 руб.
№ 34 страховых взносов в Фонд социального страхования - 5759,42 руб.
№ 36 страховых взносов в Федеральный фонд ОМС - 3727,94 руб.
№ 37 страховых взносов в Федеральный фонд ОМС - 231,12 руб.
№ 39 страховых взносов в территориальный фонд ОМС - 91631,77 руб.
№ 40 страховых взносов в территориальный фонд ОМС - 5679,94 руб.
№ 42 страховых взносов в Государственный фонд занятости населения - 48880,16 руб.
№ 43 страховых взносов в Государственный фонд занятости населения - 3030,02 руб.
- страховые взносы, пени и штрафы в государственные внебюджетные фонды:
№ 29 в Пенсионный фонд - 851225,0 руб.
№ 32 в Фонд социального страхования - 184992,0 руб.
№ 35 в Федеральный фонд ОМС - 7424,0 руб.
№ 38 в территориальный фонд ОМС - 182439,0 руб.
№ 41 в Государственный фонд занятости населения - 97324,0 руб.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов сельскохозяйственного производственного кооператива "Высокое" с. Высокое Рязанского района Рязанской области, вызванные принятием требования от 15 августа 2007 № 13355 в части налогов, сборов, и пени, признанных недействительными в соответствии с абзацем 1 настоящего пункта решения.
В удовлетворении остальной части заявления налогоплательщика отказать.
2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Рязанской области в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива "Высокое" с. Высокое Рязанского района Рязанской области расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
3. На решение может быть подана жалоба в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд г. Тулы в месячный срок со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru