Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 28.02.2008 № А54-5651/2007-С18
<УЧИТЫВАЯ ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧТО СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, А ИМЕННО ВИНА И НЕПРАВОМЕРНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ НЕ ДОКАЗАН, ТРЕБОВАНИЯ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖАТ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2008 г. № А54-5651/2007-С18

(извлечение)

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства У. обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Рязанской области о признании недействительным решения № 13-38/2423дсп от 14.09.2007 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В судебном заседании глава крестьянского (фермерского) хозяйства поддержал заявленное требование в полном объеме.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области по заявленному требованию возражает, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, а также на отсутствие нарушения срока привлечения налогоплательщика к ответственности.
Из материалов дела судом установлено, Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области, на основании решения № 11 от 30.03.2007 проведена выездная налоговая проверка главы крестьянского (фермерского) хозяйства У. по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2004 по 31.12.2006.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 30.07.2007 № 13-38/2025дсп.
На основании вышеназванного акта налоговой инспекцией принято решение от 14.09.2007 № 13-38/2423дсп, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности:
- по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа по НДС в сумме 11998,99 руб.;
- по п. 2 ст. 119 НК РФ в виде взыскания штрафа по НДС в сумме 55029,67 руб.
Кроме того, указанным решением налогоплательщику был доначислен и предложено уплатить:
- налог на добавленную стоимость в сумме 59994,92 руб.;
- пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 7863,21 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, глава крестьянского (фермерского) хозяйства обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав заявителя и представителя налогового органа, Арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства У. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304622507900100 (свидетельство серии 62 № 001220180).
В силу п. 1 ст. 143 НК РФ, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, момент определения налоговой базы которых (ст. 167 НК РФ) относится к этому налоговому периоду.
В свою очередь налоговый период по НДС составляет календарный месяц, а для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации без учета налога, не превышающими 1 млн. руб. - квартал (ст. 163 НК РФ).
Действующий порядок исчисления НДС предусматривает, что сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при обложении по нескольким ставкам - как результат сложения сумм налогов, исчисляемых по разным налоговым ставкам.
В силу п. 1 ст. 174 НК РФ, уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В сроки, установленные для уплаты налога, в налоговые органы по месту своего учета налогоплательщиком (налоговым агентом) должна быть представлена налоговая декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).
В силу п. 1, 3 ст. 145 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
Согласно п. 6 ст. 145 НК РФ, документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:
выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
выписка из книги продаж;
выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Из материалов дела следует, что письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета налогоплательщиком не представлены.
Факт непредставления письменного уведомления и документов, указанных в п. 6 ст. 145 НК РФ, глава крестьянского (фермерского) хозяйства не отрицает.
Судом установлено и не опровергается налогоплательщиком, что за проверяемый период налоговые декларации по НДС в налоговый орган не представлялись.
Из материалов дела установлено, что в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, налогоплательщик не исчислил и не уплатил в бюджет НДС:
3 квартал 2005 г.
- квитанция к приходному кассовому ордеру № 100 от 14.08.2005 на сумму 35000 руб., полученную от Д. за пиломатериалы;
- квитанция к приходному кассовому ордеру № 117 от 10.09.2005 на сумму 5000 руб., полученную от Е. за зерно;
- квитанция к приходному кассовому ордеру № 119 от 11.09.2005 на сумму 5000 руб., полученную от С. за зерно;
- квитанция к приходному кассовому ордеру № 120 от 12.09.2005 на сумму 3000 руб., полученную от С. за зерно;
- квитанция к приходному кассовому ордеру № 109 от 01.09.2005 на сумму 3000 руб., полученную от Т. за зерно;
4 квартал 2006 г.
- квитанция к приходному кассовому ордеру № 151 от 17.11.2006 на сумму 50000 руб., полученную от ООО "Стройтэкс-Р" за сено;
- квитанция к приходному кассовому ордеру № 153 от 21.11.2006 на сумму 6000 руб., полученную от ООО "Стройтэкс-Р" за транспорт;
- платежное поручение № 10 от 04.12.2006 на сумму 101000 руб., полученную от ООО "Стройтэкс-Р" - оплата за сено согласно договору б/н от 01.12.2006.
На основании п. 1 ст. 154 НК РФ, при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога, за исключением оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиком, применяющим момент определения налоговой базы в соответствии с п. 13 ст. 167 НК РФ.
Из материалов дела судом установлено, что на расчетный счет налогоплательщика поступили денежные средства в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) полученные по платежным поручениям:
3 квартал 2005 г.:
- платежное поручение № 381 от 03.08.2005 на сумму 50000 руб., полученную от СПК "Октябрьский" - предоплата за лес;
1 квартал 2006 г.:
платежное поручение № 36 от 16.03.2006 на сумму 14000 руб., полученную от ООО "Шиловогазстрой" - аванс согласно договору № 2 от 14.03.2006;
4 квартал 2006 г.:
- платежное поручение № 349 от 16.10.2006 на сумму 14000 руб., полученную от ООО "Шиловогазстрой" - аванс согласно договору № 2 от 14.03.2006;
- платежное поручение № 322 от 04.10.2006 на сумму 42300 руб., полученную от ООО "Шиловогазстрой" - предоплата за земельные работы согласно договору б/н от 05.09.2006;
- платежное поручение № 315 от 02.10.2006 на сумму 65000 руб., полученную от ООО "Шиловогазстрой" - предоплата за земельные работы согласно договору б/н от 05.09.2006.
Заявитель не уплатил налог на добавленную стоимость с указанных сумм.
Таким образом, главе крестьянского (фермерского) хозяйства У. обоснованно доначислен налог на добавленную стоимость в общей сумме 59994,92 руб. (393300 руб. х 18/118), из них:
за 3 квартал 2005 г. 15406,78 руб. (101000 руб. (35000 руб. + 5000 руб. + 5000 руб. + 3000 руб. + 3000 руб. + 50000 руб.) х 18/118);
за 1 квартал 2006 г. 2135,59 руб. (14000 руб. х 18/118);
за 4 квартал 2006 г. 42452,55 руб. (278300 руб. (50000 руб. + 6000 руб. + 101000 руб. + 14000 руб. + 42300 руб. + 65000 руб.) х 18/118).
Поскольку обязанность главы крестьянского (фермерского) хозяйства У. по уплате НДС в сумме 59994,92 руб. в бюджет судом установлена, начисление пени в сумме 7863,21 руб., за несвоевременную уплату налога в бюджет - обоснованно.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение № 13-38/2423дсп от 14.09.2007 в части предложения налогоплательщику уплатить НДС в общей сумме 59994,92 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 7863,21 руб. - отвечает требованиям закона.
Относительно привлечения главы крестьянского (фермерского) хозяйства к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа по НДС в сумме 11998,99 руб., а также п. 2 ст. 119 НК РФ в виде взыскания штрафа по НДС в сумме 55029,67 руб., суд считает необходимым отметить следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства налог на добавленную стоимость, уплаченный контрагентам не ставил к вычету. Счета-фактуры с выделенным НДС не выставлял.
Налоговым органом доказательства обратного не представлены.
Фактически, заявитель воспользовался правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, вина его заключается лишь в том, что им не направлено соответствующее уведомление в налоговый орган.
Между тем, в соответствии со ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Доказательств того, что неуплата НДС и непредставление соответствующих налоговых деклараций возникли вследствие виновного неправомерного бездействия налогоплательщика, материалы дела не содержат.
В силу ст. 122 НК РФ, ответственность наступает в случае неуплаты либо неполной уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
При этом необходимо иметь в виду, что занижение суммы налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом. Под бездействием в смысле ст. 122 Кодекса понимается пассивное поведение, выражающееся в невыполнении лежащей на лице обязанности действовать.
В данном случае налогоплательщик полагал, что, поскольку выручка от реализации товаров (без учета налога) за проверяемый период не превысила 2 миллионов рублей, он не является плательщиком НДС, а значит, на нем не лежит обязанность налогоплательщика по уплате налога в бюджет, а также представления деклараций по названному налогу.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, баланс публичных и частных интересов, суд считает, что состав правонарушения применительно к пункту 2 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, вина и неправомерный характер действий (бездействия) налогоплательщика, налоговым органом не доказан, оснований для применения налоговой ответственности не имеется.
На основании вышеизложенного, оспариваемое решение № 13-38/2423дсп от 14.09.2007 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа по НДС в сумме 11998,99 руб.; по п. 2 ст. 119 НК РФ в виде взыскания штрафа по НДС в сумме 55029,67 руб., подлежит признанию недействительным.
Указанная позиция суда согласуется с судебной практикой, изложенной в определении ВАС РФ от 08.10.2007 № 12730/07, Постановлении Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 20.06.2007 по делу № Ф09-3806/07-С2.
Довод заявителя о нарушении налоговым органом срока рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, признан судом несостоятельным, поскольку опровергается представленными в материалы дела документами.
Акт № 13-38/2025 от 30.07.2007 получен налогоплательщиком 11.08.2007, что подтверждается уведомлением о вручении.
В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Заявитель приглашался в налоговый орган на 06.09.2007 путем направления уведомления от 14.08.2007 № 13-02/7258.
Данное уведомление было получено налогоплательщиком 20.08.2007, о чем свидетельствует уведомление о вручении.
06.09.2007, налоговая инспекция, в присутствии налогоплательщика, рассмотрела материалы выездной налоговой проверки, о чем свидетельствует протокол № 15-08/12 от 06.09.2007.
Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ, акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
14.09.2007, Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области, было принято решение № 13-38/2423дсп с соблюдением сроков, установленных п. 6 ст. 100 и п. 1 ст. 101 НК РФ.
На основании вышеизложенного, решение Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области № 13-38/2423дсп от 14.09.2007 подлежит признанию недействительным в части привлечения главы крестьянского (фермерского) хозяйства У. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 11998 руб. 99 коп., а также предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в сумме 55029 руб. 67 коп.
В остальной части заявленных требований отказать.
Суд считает необходимым отметить неправомерные действия налогового органа, выразившиеся в том, что начисляя НДС, налоговый орган не произвел корректировку по НДФЛ и ЕСН, заключающуюся в исключении из налогооблагаемой базы доначисленного налога на добавленную стоимость.
Однако, налогоплательщик не лишен возможности подать уточненные декларации по НДФЛ и ЕСН, за проверяемые в ходе выездной налоговой проверки периоды.
В соответствии с нормами части 1 статьи 110 АПК РФ и пункта 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ" с Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области, являющегося государственным органом, принявшим оспариваемый ненормативный правовой акт, подлежат взысканию в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства У. расходы по оплате государственной пошлины в общей сумме 100 руб. (100 руб. за подачу заявления о признании недействительным решения (пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
В силу пп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ, государственная пошлина в сумме 1900 руб., излишне уплаченная заявителем при подаче заявления в суд, подлежит возврату из федерального бюджета главе крестьянского (фермерского) хозяйства У.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать решение Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области № 13-38/2423дсп от 14.09.2007, вынесенное в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства У., проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, недействительным в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 11998 руб. 99 коп., а также предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в сумме 55029 руб. 67 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований, - отказать.
2. Обязать Межрайонную ИФНС России № 10 по Рязанской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства У., вызванное принятием решения № 13-38/2423дсп от 14.09.2007 в части, признанной недействительной.
3. Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства У., проживающего по адресу: Рязанская область, зарегистрированного в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304622507900100, расходы по госпошлине в сумме 100 руб.
4. Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства У., проживающему по адресу: Рязанская область, зарегистрированному в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304622507900100, из федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 1900 руб., уплаченную по квитанции СБ2629/0050 от 07.12.2007.
6. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru