Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 04.03.2008 № А54-619/2008-С5
<ПРИ МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ СУДЬЯ, ОРГАН, ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РЕШИТЬ ВОПРОС ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, МОГУТ ОСВОБОДИТЬ ЛИЦО, СОВЕРШИВШЕЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОГРАНИЧИТЬСЯ УСТНЫМ ЗАМЕЧАНИЕМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2008 г. № А54-619/2008-С5

(извлечение)

В Арбитражный суд Рязанской области обратилась Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Вершина-1" (далее по тексту - ООО "Вершина-1") к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании вышеуказанное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Просил назначить ООО "Вершина-1" административный штраф в минимальном размере в связи с признанием ООО "Вершина-1" факта правонарушения, а также отсутствием сведений о привлечении общества ранее к административной ответственности.
Представитель ООО "Вершина-1" факт правонарушения признал и указал, что всегда контролирует правильность оформления всех товаросопроводительных документов. В период с 08.01.2008 по 08.02.2008 находился в Республике Армении по семейным обстоятельствам. В его отсутствие деятельность кафе контролировало назначенное им ответственное лицо. Печать и подпись последнего собственника товара в приложении Б к товарно-транспортной накладной не были проставлены сотрудником кафе вследствие невнимательности. Иные сопроводительные документы на спорную алкогольную продукцию были оформлены надлежащим образом.
Из материалов дела следует, что ООО "Вершина-1" зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером 1036238003383.
Основным видом деятельности ООО "Вершина-1" является деятельность ресторанов и кафе. В качестве дополнительного вида деятельности ООО "Вершина" осуществляет розничную торговлю алкогольными и другими напитками.
Директором ООО "Вершина-1" назначен М.
28.01.2008 сотрудниками Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области (на основании поручения данного налогового органа от 28.01.2008 № 9) проведена проверка соблюдения ООО "Вершина-1" (г. Рязань, ул. Каширина, д. 6 "Б") законодательства РФ в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на объектах и соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
В ходе проверки установлено, что в кафе "Карусель", принадлежащем ООО "Вершина-1" (г. Рязань, ул. Каширина, д. 6 "Б") на реализации находилась алкогольная продукция (коньяк российский пятилетний в количестве одной бутылки, объемом 0,5 л, в которой содержится примерно 0,25 л коньяка, крепостью 40%, дата розлива 29.11.2007, производитель Дербентский коньячный комбинат, Россия, Республика Дагестан, г. Дербент, пер. Красноармейский, д. 56, федеральная специальная марка 008 401583570).
На указанную алкогольную продукцию в кафе "Карусель" имелись сопроводительные документы.
Между тем, раздел Б к товарно-транспортной накладной не оформлен в порядке, установленном Правительство РФ, а именно отсутствует отметка (печать и подпись) о получении алкогольной продукции ООО "Вершина-1".
В соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ произведен осмотр помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов.
Кроме того, в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ у Общества произведено изъятие алкогольной продукции (коньяк российский "Пять звездочек" в количестве одной бутылки, емкостью 0,5 л, крепостью 40%, в бутылке содержится визуально 0,25 л, федеральная специальная марка 008 401583570, дата розлива 29.11.2007), о чем составлен протокол от 28.01.2008.
По результатам проверки 28.01.2008 составлен акт проверки организации (предпринимателя без образования юридического лица) по вопросам соблюдения действующего законодательства РФ в сфере оборота алкогольной продукции № 14-10/46. Копия данного акта вручена бармену ООО "Вершина-1" Н. В акте указано, что для рассмотрения материалов по акту проверки необходимо явиться в Межрайонную ИФНС России № 2 по Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Завражнова, д. 5, ком. 101 к 14 час. 00 мин. 29.01.2008.
В объяснении к акту бармен Н. пояснила следующее: "Всегда все оформляли, ставили печать и подпись, а коньяк "Дербент" Пять звездочек" получили 17.01.2008, печать оказалась у директора в сейфе, он в этот момент уехал по семейным обстоятельствам в другой город".
28.01.2008 Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
12.02.2008 в присутствии директора ООО "Вершина-1" М. составлен протокол об административном правонарушении № 14-10/135, в котором отражено существо правонарушения. В графе объяснения законного представителя директор ООО "Вершина-1" М. указал, что всегда лично все документы оформляет, а так как его не было в г. Рязани, в связи с плохим самочувствием мамы уезжал в Армению. Бармен одну бутылку забыл оформить (справка Б). Протокол об административном правонарушении от 12.02.2008 № 14-10/135 директором ООО "Вершина-1" М. прочитан, замечаний и дополнений по содержанию протокола не имел. Копия протокола получена им 12.02.2008.
В целях привлечения ООО "Вершина-1" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд Рязанской области пришел к выводу о возможности применения к ООО "Вершина-1" ст. 2.9 КоАП РФ. При этом Арбитражный суд исходит из следующего.
Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 № 171-ФЗ (далее по тексту - Закон), устанавливает правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ. Действие Закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 1 Закона).
Согласно ст. 16 Закона поставки и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона.
Оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборот, запрещен (п. 1 ст. 26 Закона).
В соответствии со ст. 2 названного Закона оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции представляет собой закупку, поставку, хранение и розничную продажу данной продукции.
В соответствии со ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ); уведомление (для этилового спирта (в том числе: денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 утверждены Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пп. 3, 5 которых установлено, что организация-производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы "А" и "Б" справки по утвержденной форме и заверяет данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется раздел "Б" справки. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Арбитражным судом установлено, и материалами настоящего дела подтверждено, что в кафе "Карусель", принадлежащем ООО "Вершина-1" (г. Рязань, ул. Каширина, д. 6 "б"), на реализации находилась алкогольная продукция (коньяк российский "Пять звездочек" в количестве одной бутылки, емкостью 0,5 л, в которой визуально содержалось 0,25 л коньяка, крепостью 40% федеральная специальная марка 008 401583570, дата розлива 29.11.2007).
На указанную алкогольную продукцию в кафе "Карусель" находилась товарно-транспортная накладная от 17.01.2008 № РНк-003300 и справка к товарно-транспортной накладной от 17.01.2008 № РНк-003300. Раздел Б справки товарно-транспортной накладной от 17.01.2008 № РНк-003300 не оформлен в установленном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" порядке, поскольку отсутствовала печать и подпись уполномоченного лица ООО "Вершина-1".
Статьей 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Часть 2 настоящей статьи предусматривает административную ответственность, в случае поставки или розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.
При этом диспозицией данной части (ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ) охватывается не только отсутствие справки к товарно-транспортной накладной, но и ее ненадлежащее оформление.
Нахождение алкогольной продукции в торговом зале (магазине) на витрине без надлежаще оформленных документов образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.16 КоАП РФ, так как в силу ст. 492 ГК РФ является предложением к продаже. Факт нахождения алкогольной продукции в торговом зале (кафе) свидетельствует о реализации алкогольной продукции. Указанное нарушение является достаточным для формирования состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.16 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт нахождения алкогольной продукции в кафе "Карусель", принадлежащем ООО "Вершина-1" без надлежаще оформленного раздела Б справки к товарно-транспортной накладной от 17.01.2008 № РНк-003300 (отсутствие печати и подписи уполномоченного лица), подтверждается актом проверки организации (предпринимателя без образования юридического лица) по вопросам соблюдения действующего законодательства РФ в сфере оборота алкогольной продукции от 28.01.2008 № 14-10/46, протоколом об административном правонарушении от 12.02.2008 № 14-10/135, протоколом осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов от 28.01.2008, протоколом изъятия вещей и документов от 28.01.2008.
Вышеперечисленные протоколы, как доказательства совершения ООО "Вершина-1" административного правонарушения, соответствуют требованиям, установленным ст. 27.8, 27.10, 28.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО "Вершина-1" (директор М.) факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, признал.
Таким образом, Арбитражный суд пришел к выводу, что в действиях ООО "Вершина-1" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Вместе с тем в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административном правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 09.04.2003 № 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и двух смягчающих ответственность обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Отличительным признаком малозначительности правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отличается крайне низкой степенью общественной опасности, а следовательно, с объективной стороны не представляет существенной угрозы для охраняемых законом общественных отношений.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки КоАП РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае. При этом формальный состав правонарушения не исключает возможности применения к нему критериев малозначительности.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд, исследовав в соответствии с требованиями ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, установив в действиях Общества состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 Кодекса, пришел к выводу о его малозначительности, поскольку своими действиями ООО "Вершина - 1" не нанесло какого либо ущерба законным экономическим интересам общества и государства, легальность алкогольной продукции подтверждается другими сопроводительными документами на спорную алкогольную продукцию (в том числе ТТН, товарной накладной, счетом-фактурой, удостоверением о качестве, сертификатом соответствия) и данное обстоятельство представитель налогового органа не отрицает.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что исправления в приложении Б к товарно-транспортной накладной не внесены ООО "Вершина - 1" после проведения проверки, в том числе в момент составления протокола об административном правонарушении, поскольку директор ООО "Вершина - 1" М. добросовестно полагал, что поскольку налоговый орган в момент проверки уже зафиксировал нарушение в виде отсутствия печати и подписи работника Общества, то с его стороны (руководителя Общества) будет подделкой документов внесение каких-либо исправлений после проверки. По его заявлению, он как законопослушный гражданин и руководитель Общества, не стал ставить печать и подпись последнего собственника товара в приложении Б к товарно-транспортной накладной после проверки, учитывая, что спорная продукция была изъята налоговым органом. Однако указал, что если это допустимо, то он готов внести исправления немедленно. Просил не применять штрафные санкции, ограничившись замечанием.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание несущественный характер допущенного ООО "Вершина-1" правонарушения, наличие иных сопроводительных документов, подтверждающих легальность спорной продукции, в связи с чем совершенное Обществом нарушение не представляло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причиняло вред государственным интересам, не повлекло за собой вредных последствий, а также отсутствие сведений о привлечении ранее ООО "Вершина-1" к административной ответственности, Арбитражный суд считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и освободить ООО "Вершина-1" от административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области следует возвратить ООО "Вершина-1" изъятую на основании протокола изъятия вещей и документов от 28.01.2008 алкогольную продукцию (коньяк российский "Пять звездочек" в количестве одной бутылки емкостью 0,5 л, в которой визуально содержалось 0,25 л коньяка, крепостью 40%, федеральная специальная марка 008 401583570, дата розлива 29.11.2007), легальность которой у суда не вызывает сомнения, и в связи с применением к ООО "Вершина-1" положений статьи 2.9 КоАП РФ, освобождения общества от административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 2.9 КоАП РФ, 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области отказать.
Освободить общество с ограниченной ответственностью "Вершина-1" от административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru