Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


ОПРЕДЕЛЕНИЕ Рязанского областного суда от 19.03.2008 № 33-363
<ОТКАЗЫВАЯ ПРОКУРОРУ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ, СУД ИСХОДИЛ ИЗ ТОГО, ЧТО РЕШЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ЯВЛЯЕТСЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ НОРМАТИВНЫМ АКТОМ, ПРИНЯТЫМ В ПРЕДЕЛАХ ПОЛНОМОЧИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ГОРОДСКОЙ ДУМЕ, С СОБЛЮДЕНИЕМ ПОРЯДКА ПРИНЯТИЯ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА И НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ИЛИ ДРУГОМУ НОРМАТИВНОМУ ПРАВОВОМУ АКТУ, ИМЕЮЩЕМУ БОЛЬШУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2008 г. № 33-363

(извлечение)

Судебная коллегия заслушала в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению Сасовского межрайонного прокурора на решение Сасовского районного суда Рязанской области от 4 февраля 2008 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Сасовского межрайонного прокурора о признании недействующим Решения Сасовской городской Думы № 57 от 15 марта 2007 года "Об утверждении Целевой Программы организации помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 годы" - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи, заключение прокурора М.Т.Н., полагавшей решение суда отменить, судебная коллегия

установила:

Сасовский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону решения Сасовской городской Думы № 57 от 15 марта 2007 года "Об утверждении Целевой Программы "Организации помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 годы", указав в обоснование заявленных требований следующее:
Представительным органом муниципального образования - городской округ г. Сасово - Сасовской городской Думой 15 марта 2007 года было принято решение № 57 "Об утверждении целевой Программы "Организации помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 годы" (далее - Решение). Согласно разделу № 4 Целевой Программы "Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 годы" в 2007 году должны быть проведены мероприятия, объем которых составляет 52200 рублей. Однако фактически денежные средства на реализацию Целевой Программы в бюджете муниципального образования - городской округ г. Сасово на 2007 год не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 2 Решения финансирование Программы определяется в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования - городской округ г. Сасово на финансирование муниципального учреждения - "Управление образования и молодежной политики города Сасово", При этом при принятии 15 марта 2007 года Решения изменения в бюджет муниципального образования - городской округ г. Сасово на 2007 год не вносились, что подтверждается Решением Сасовской городской Думы № 57 от 15.03.2007 и ответом Сасовской городской Думы № 290 от 02.11.2007 на запрос Сасовского межрайонного прокурора № 27-2007 от 29.10.2007.
В этой связи нормативный правовой акт - Решение в части финансирования Целевой Программы "Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 гг." не соответствует нормам бюджетного законодательства.
Далее прокурор указал, что в соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления имеют полномочия (обязаны) установления и исполнения расходных бюджетных обязательств. Однако, хотя расходное обязательство было установлено, его исполнение не обеспечено.
Согласно ст. 28, 32 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы является принцип отражения доходов и расходов бюджетов, который означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Вместе с тем в бюджете муниципального образования - городской округ г. Сасово на 2007 год расходы по данному расходному обязательству (Целевой Программе "Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 гг.") не отражены.
Результатом того, что Целевая Программа "Организации помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 гг." была утверждена без надлежащего финансового обеспечения, будет неисполнимой в связи с отсутствием ресурсного обеспечения. При этом будут нарушены права неопределенного круга лиц на предупреждение социального сиротства и создание условий для полноценной жизни детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из неблагополучных семей в г. Сасово, создание условий для личностного развития, подготовки их к самостоятельной жизни.
В судебном заседании прокурором были уточнены заявленные требования - прокурор просил суд признать Решение Сасовской городской Думы от 15 марта 2007 года № 57 "Об утверждении целевой Программы "Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 гг." недействующим полностью со дня его принятия.
Районный суд отказал в удовлетворении заявления, постановив указанное решение.
В кассационном представлении прокурор просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение о признании недействующим Решения Сасовской городской Думы № 57 от 15.03.2007 "Об утверждении Целевой Программы "Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 годы".
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Исходя из преамбулы Бюджетного кодекса Российской Федерации Бюджетный кодекс РФ служит целям финансового регулирования. Законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу (ст. 2 БК РФ).
Статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип самостоятельности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что решение Сасовской городской Думы от 15 марта 2007 года № 57 "Об утверждении целевой Программы "Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 годы" является муниципальным нормативным актом, принятым в пределах полномочий, предоставленных Сасовской городской Думе, с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта, и не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Из правового анализа оспариваемой Целевой Программы суд сделал правильный вывод о том, что она имеет в себе все критерии ее обязательного содержания. В частности, Программа имеет Паспорт, содержащий наименование Программы, сведения о заказчике, разработчике и исполнителе Программы, обоснование для ее разработки, цели и задачи Программы, сроки ее реализации, ожидаемые результаты от реализации Программы, организацию контроля за ее исполнением. По своей структуре Программа содержит пять разделов: введение, содержание проблемы и основания для разработки Программы; основные направления реализации Программы; ресурсное обеспечение Программы; оценка эффективности реализации Программы.
Оспариваемое решение предусматривает финансирование данной Программы за счет и в пределах бюджетных средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на финансирование Управления образования и молодежной политики. В соответствии с Решением Сасовской городской Думы Рязанской области № 311 от 14.12.2006 "О бюджете муниципального образования - городской округ город Сасово на 2007 год" в 2007 году на муниципальное учреждение "Управление образования и молодежной политики" предусмотрено 71 млн. 925 тысяч рублей.
При таких обстоятельствах и с учетом требований ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, действовавшей на момент принятия оспариваемого Решения, указывающей лишь на источники финансирования долгосрочных целевых программ либо бюджетных средств, либо государственного внебюджетного фонда, суд пришел к обоснованному выводу о том, что внесение изменений в бюджет муниципального образования в связи с принятием Целевой Программы в данном случае является прерогативой представительного органа, в связи с чем правильно не согласился с доводами прокурора об отсутствии ресурсного обеспечения Программы, поскольку выбор порядка финансирования Целевой Программы относится к нормотворческой деятельности органа местного самоуправления. Исходя из общих принципов организации местного самоуправления, никто не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов местного самоуправления, возлагать на него обязанность изменить, дополнить или принять какой-либо иной нормативный правовой акт, определить содержание издаваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Кроме того, учитывая то, что финансирование Программы определено в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования - городской округ город Сасово на финансирование муниципального учреждения "Управление образования и молодежной политики города Сасово" на 2007 год, увеличения финансирования по существующим видам расходов или введения новых видов расходов не предусматривалось, поэтому внесения изменений в бюджет муниципального образования - городской округ г. Сасово на 2007 год в соответствии с требованиями ст. 83 Бюджетного кодекса РФ не требовалось.
Отвергая доводы прокурора о неисполнении Программы вследствие отсутствия адресности ее ресурсного обеспечения в принятом Решении, суд принял во внимание имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждающие поступление и расход средств в отношении конкретного субъекта бюджетных расходов по указанной Программе, а также учел то обстоятельство, что в соответствии с Положением о муниципальном учреждении "Управление образования и молодежной политики города Сасово", утвержденного решением Сасовской городской Думы № 212 от 24.08.2006, Управление образования и молодежной политики города Сасово имеет самостоятельный баланс, разрабатывает и реализует целевые муниципальные программы, в том числе является разработчиком и исполнителем Целевой Программы "Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 годы".
Из показаний свидетеля С.В.И., являющейся начальником финансово-казначейского управления муниципального образования - городской округ г. Сасово, также усматривается, что оспариваемая Программа по сути является основной деятельностью Управления образования и молодежной политики, в связи с чем дополнительные средства на ее реализацию не требовались. Выделенные деньги Управление образования само распределяет и контролирует их расход, отчитываясь за реализацию Программы перед заместителем главы администрации МО ГО г. Сасово. Данные показания подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
С учетом изложенных обстоятельств и требований закона суд законно и обоснованно постановил решение об отказе в удовлетворении заявления Сасовского межрайонного прокурора о признании недействующим Решения Сасовской городской Думы № 57 от 15 марта 2007 года "Об утверждении целевой программы организации помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 годы".
Доводы кассационного представления прокурора о несоответствии оспариваемых положений Программы ст. 38, 83 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, противоречат материалам дела, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда.
Нарушений или неправильного применения норм материального права, а также нарушений процессуальных норм, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационном представлении, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 361, 362, ГПК РФ судебная коллегия

определила:

Решение Сасовского районного суда Рязанской области от 4 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационное представление Сасовского межрайонного прокурора - без удовлетворения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru