Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 09.04.2008 № А54-470/2008-С22
<УЧИТЫВАЯ ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧТО НЕИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ИСТЦОМ, ИМЕЮЩИМ ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ, ПОДТВЕРЖДЕНО ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В МАТЕРИАЛЫ ДЕЛА ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ, ТРЕБОВАНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ДЕЙСТВИЙ ОТВЕТЧИКА ПО ВЫДАЧЕ ПРЕДПИСАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖАТ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2008 г. № А54-470/2008-С22

(извлечение)

ООО "ТПК "Старта" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к ГУ ГО и ЧС МЧС России по Рязанской области о признании незаконным действия начальника Управления по выдаче предписания № 20 от 21.01.2008 об обязании заявителя в срок до 25.02.2008 разработать план по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и в срок до 25.02.2008 заключить договор с аттестованным аварийно-спасательным формированием (с учетом уточнений).
Представитель заявителя заявленные требования поддержала, ссылаясь на то, что общество не относится к особо опасным производственным объектам и на него не распространяются Правила по организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Представитель Управления заявленные требования не признала, ссылаясь на включение общества в Перечень потенциально опасных объектов, использующих нефть и нефтепродукты.
Из материалов дела следует. 21.01.2008 на основании приказа № 13 от 18.01.2008 "О проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Управлением была проведена проверка общества.
Проверкой установлено, что у организации отсутствуют: план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, собственное формирование (подразделение), договор с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, аттестованными на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и сделан вывод о неготовности общества к ликвидации разливов нефтепродуктов. По результатам проверки составлен акт № 25 от 21.01.2008.
21.01.2008 обществу было выдано предписание № 20, которым предложено: разработать план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; заключить договор с аттестованным аварийно-спасательным формированием со сроком исполнения до 25.02.2008.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав представителей сторон, Арбитражный суд признал заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Принимая решение, суд исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Согласно приложению 1 к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в том числе горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источников зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. В соответствии с п. 2 Закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 9 Закона установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии и др.
В силу статьи 10 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Согласно указанному положению данная Служба является специальным уполномоченным органом в области промышленной безопасности. Одним из полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору согласно п. 5.2.5. Постановления являются принятие нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, в том числе требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра.
Постановлением Правительства № 1371 от 24.11.1998 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору определена заказчиком работ, связанных с созданием и обеспечением функционирования государственной автоматизированной информационно-управляющей системы регулирования промышленной безопасности, включая регистрацию объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведение этого реестра (пункт 4 Постановления).
Пунктом 5 названного Постановления предписано юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящего Постановления, сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Согласно Правилам регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов для регистрации объектов в государственном реестре, утвержденным Постановлением Правительства № 1371 от 24.11.1998, организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект. Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре (пункт 5). Объекты, вводимые в установленном порядке в эксплуатацию, подлежат регистрации в государственном реестре не позднее 30 дней с даты начала их эксплуатации. Объекты, зарегистрированные в государственном реестре, подлежат перерегистрации не реже одного раза в 5 лет. (пункт 6).
В соответствии с разделом 8 Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.04.2006 № 389 к опасным производственным объектам нефтепродуктообеспечения относятся: площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов; группа резервуаров и сливно-наливных устройств; площадка АЗС (многотопливной АЗС).
Как установлено судом, заявитель на праве собственности имеет автозаправочную станцию, по адресу: г. Рязань, ул. Черновицкая, д. 15, расположенную на земельном участке, принадлежащем обществу на праве собственности. Автозаправочная станция, со слов представителя заявителя, эксплуатируется с 1996 года. Определением суда от 13.03.2008 об истребовании доказательств у Управления по технологическому и экологическому надзору по Рязанской области были затребованы сведения о включении ООО "ТПК "Старта" в государственный реестр опасных производственных объектов.
Письмом № 01/1-8-126 от 15.03.2008 Управлением был дан ответ, что заявителем опасные производственные объекты, эксплуатируемые Обществом, в нарушение п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрированы.
Согласно п. 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Также согласно п. 4 Правил организации обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.
ООО "ТПК "Старта" не отрицает, что у него отсутствует план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, собственное формирование (подразделение), договор с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, аттестованными на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. На основании вышеизложенного, судом установлено, что ООО "ТПК "Старта" эксплуатирует объект, АЗС, который включен в Перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, утвержденный Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.04.2006 № 389 как опасный производственный объект нефтепродуктообеспечения. В нарушение Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов общество не представило необходимые документы в Управление по технологическому и экологическому надзору по Рязанской области и поэтому не зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов. Отсутствие регистрации в реестре опасных производственных объектов не освобождает общество от обязанности соблюдения требований по мерам безопасности, предъявляемым к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Неисполнение требований по организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду к юридическим лицам, имеющим опасные производственные объекты, дало основание ответчику для вывода о неготовности общества к ликвидации разливов нефтепродуктов. Вынесение Управлением предписания № 20 от 21.01.2008 об устранении выявленных нарушений в таких обстоятельствах правомерно.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если Арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд считает, что требование заявителя о признании незаконными действия начальника Управления по выдаче предписания № 20 от 21.01.2008 об обязании заявителя в срок до 25.02.2008 разработать план по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и в срок до 25.02.2008 заключить договор с аттестованным аварийно-спасательным формированием, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru