| |
Региональное законодательство / Рязанская область
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 09.04.2008 № А54-470/2008-С22
<УЧИТЫВАЯ ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧТО НЕИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ИСТЦОМ, ИМЕЮЩИМ ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ, ПОДТВЕРЖДЕНО ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В МАТЕРИАЛЫ ДЕЛА ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ, ТРЕБОВАНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ДЕЙСТВИЙ ОТВЕТЧИКА ПО ВЫДАЧЕ ПРЕДПИСАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖАТ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2008 г. № А54-470/2008-С22
(извлечение)
ООО "ТПК "Старта" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к ГУ ГО и ЧС МЧС России по Рязанской области о признании незаконным действия начальника Управления по выдаче предписания № 20 от 21.01.2008 об обязании заявителя в срок до 25.02.2008 разработать план по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и в срок до 25.02.2008 заключить договор с аттестованным аварийно-спасательным формированием (с учетом уточнений).
Представитель заявителя заявленные требования поддержала, ссылаясь на то, что общество не относится к особо опасным производственным объектам и на него не распространяются Правила по организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Представитель Управления заявленные требования не признала, ссылаясь на включение общества в Перечень потенциально опасных объектов, использующих нефть и нефтепродукты.
Из материалов дела следует. 21.01.2008 на основании приказа № 13 от 18.01.2008 "О проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Управлением была проведена проверка общества.
Проверкой установлено, что у организации отсутствуют: план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, собственное формирование (подразделение), договор с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, аттестованными на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и сделан вывод о неготовности общества к ликвидации разливов нефтепродуктов. По результатам проверки составлен акт № 25 от 21.01.2008.
21.01.2008 обществу было выдано предписание № 20, которым предложено: разработать план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; заключить договор с аттестованным аварийно-спасательным формированием со сроком исполнения до 25.02.2008.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав представителей сторон, Арбитражный суд признал заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Принимая решение, суд исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Согласно приложению 1 к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в том числе горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источников зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. В соответствии с п. 2 Закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 9 Закона установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии и др.
В силу статьи 10 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Согласно указанному положению данная Служба является специальным уполномоченным органом в области промышленной безопасности. Одним из полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору согласно п. 5.2.5. Постановления являются принятие нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, в том числе требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра.
Постановлением Правительства № 1371 от 24.11.1998 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору определена заказчиком работ, связанных с созданием и обеспечением функционирования государственной автоматизированной информационно-управляющей системы регулирования промышленной безопасности, включая регистрацию объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведение этого реестра (пункт 4 Постановления).
Пунктом 5 названного Постановления предписано юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящего Постановления, сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Согласно Правилам регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов для регистрации объектов в государственном реестре, утвержденным Постановлением Правительства № 1371 от 24.11.1998, организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект. Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре (пункт 5). Объекты, вводимые в установленном порядке в эксплуатацию, подлежат регистрации в государственном реестре не позднее 30 дней с даты начала их эксплуатации. Объекты, зарегистрированные в государственном реестре, подлежат перерегистрации не реже одного раза в 5 лет. (пункт 6).
В соответствии с разделом 8 Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.04.2006 № 389 к опасным производственным объектам нефтепродуктообеспечения относятся: площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов; группа резервуаров и сливно-наливных устройств; площадка АЗС (многотопливной АЗС).
Как установлено судом, заявитель на праве собственности имеет автозаправочную станцию, по адресу: г. Рязань, ул. Черновицкая, д. 15, расположенную на земельном участке, принадлежащем обществу на праве собственности. Автозаправочная станция, со слов представителя заявителя, эксплуатируется с 1996 года. Определением суда от 13.03.2008 об истребовании доказательств у Управления по технологическому и экологическому надзору по Рязанской области были затребованы сведения о включении ООО "ТПК "Старта" в государственный реестр опасных производственных объектов.
Письмом № 01/1-8-126 от 15.03.2008 Управлением был дан ответ, что заявителем опасные производственные объекты, эксплуатируемые Обществом, в нарушение п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрированы.
Согласно п. 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Также согласно п. 4 Правил организации обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.
ООО "ТПК "Старта" не отрицает, что у него отсутствует план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, собственное формирование (подразделение), договор с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, аттестованными на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. На основании вышеизложенного, судом установлено, что ООО "ТПК "Старта" эксплуатирует объект, АЗС, который включен в Перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, утвержденный Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.04.2006 № 389 как опасный производственный объект нефтепродуктообеспечения. В нарушение Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов общество не представило необходимые документы в Управление по технологическому и экологическому надзору по Рязанской области и поэтому не зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов. Отсутствие регистрации в реестре опасных производственных объектов не освобождает общество от обязанности соблюдения требований по мерам безопасности, предъявляемым к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Неисполнение требований по организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду к юридическим лицам, имеющим опасные производственные объекты, дало основание ответчику для вывода о неготовности общества к ликвидации разливов нефтепродуктов. Вынесение Управлением предписания № 20 от 21.01.2008 об устранении выявленных нарушений в таких обстоятельствах правомерно.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если Арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд считает, что требование заявителя о признании незаконными действия начальника Управления по выдаче предписания № 20 от 21.01.2008 об обязании заявителя в срок до 25.02.2008 разработать план по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и в срок до 25.02.2008 заключить договор с аттестованным аварийно-спасательным формированием, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|