Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЕШЕНИЕ Касимовской городской Думы Рязанской области от 24.04.2008 № 29/3
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ КАСИМОВ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Вступил в силу с 24 апреля 2008 года (пункт 3 данного документа)



КАСИМОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2008 г. № 29/3

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО
И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ КАСИМОВ
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

Рассмотрев обращение управления по делам молодежи, спорту и туризму муниципального образования - городской округ город Касимов об утверждении долгосрочной Программы развития въездного и внутреннего туризма в туристической зоне Касимов Рязанской области на период до 2015 года, Касимовская городская Дума решила:
1. Утвердить долгосрочную Программу развития въездного и внутреннего туризма в туристической зоне Касимов Рязанской области на период до 2015 года (прилагается).
2. Направить настоящее решение главе муниципального образования - городской округ город Касимов для подписания и обнародования.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

Председатель городской Думы
Е.Ю.ГЕРАСИМОВ

Глава муниципального образования -
городской округ город Касимов
М.В.ВАСИЛЬЕВ





Утверждена
Решением
Касимовской городской Думы
от 24 апреля 2008 г. № 29/3

ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В ТУРИСТСКОЙ ЗОНЕ
КАСИМОВ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

Полное наименование Программы
Долгосрочная программа развития въездного и внутреннего туризма в туристической зоне Касимов Рязанской области на период до 2015 года
Основания для разработки Программы
Концепция развития туризма муниципального образования - городской округ город Касимов и областной целевой программы развития туризма на 2006 - 2010 гг.
Государственный заказчик Программы
Администрация муниципального образования - городской округ Касимов
Основной разработчик Программы
Начальник управления по делам молодежи, спорту и туризму муниципального образования - городской округ город Касимов Семенов О.М.
Основные цели Программы
1. Увеличение доходов от туризма
2. Приток инвестиций и создание новых рабочих мест
3. Повышение уровня жизни и благосостояния жителей МО - г. Касимов. Использование туризма в получении финансирования и расширение инфраструктуры обслуживания
4. Обеспечение необходимых условий пребывания туристов, развитие туристской инфраструктуры в муниципальном образовании - городской округ г. Касимов
Основные задачи Программы
1. Разработка концепции и программы формирования туристско-рекреационного комплекса как одного из приоритетных секторов экономики г. Касимова, а также привлечение средств от туризма
2. Определение основных направлений деятельности администрации муниципального образования - городской округ город Касимов по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией. Разработка организационно-методической базы и перечня первоочередных мероприятий для повышения туристского потенциала г. Касимова.
3. Развитие предпринимательства в сфере туризма
4. Стимулирование развития материально-технической базы туризма путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения
5. Развитие инфраструктуры туризма в г. Касимове. Создание благоприятных условий для развития туризма. Новое строительство и реконструкция действующих туристских объектов
6. Развитие в г. Касимове въездного и внутреннего туризма, продвижение Касимовского туристского продукта на внутреннем и международном рынке туризма
Сроки и этапы реализации Программы
Период 2008 - 2010 гг. и до 2015 г.
Перечень подпрограмм и основных мероприятий
Приложение
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий
Объемы и источники финансирования Программы
Система организации контроля за исполнением Программы
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели
Формирование современной высокоэффективной и конкурентоспособной туристской структуры в г. Касимове.
Увеличение круглогодичного туристского потока и рост доходов от туризма

ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ГО КАСИМОВ

1.1. Характеристика состояния туристской
отрасли муниципального образования

Географическое положение

Касимов является центром одного из 25 районов Рязанской области. Расстояние от Москвы по шоссе, которое отвечает европейским стандартам, - 264 км, от Рязани - 160 км. Город обеспечен междугородными автобусными маршрутами на Москву, Рязань, Муром, Меленки, Сасово. Проложены шоссе местного значения, связавшие город со всеми населенными пунктами района. Особенно современны трассы на Елатьму, Лашму, Лубяники, Шостье. В 3,5 км от города находится железнодорожная станция "Касимов", сообщение с которой осуществляется пригородными автобусами и маршрутными такси. В Касимове имеется сейчас недействующий аэродром, способный принимать самолеты вместимостью до 50 пассажиров. Площадь города - 2036 га. Население - 34200 человек (2007 г.). Имеет статус муниципального образования. Трудоспособного населения - 21,5 тыс. человек. Главной водной артерией города является р. Ока. С мая по сентябрь в районе набережной устанавливается пассажирская пристань "Касимов", которая принимает проходящие пассажирские теплоходы по маршрутам Москва - Южный порт и Нижний Новгород - Рязань.
Касимовский район граничит с юга с Пителинским, Шиловским и Спасским районами, с запада - Клепиковским, с севера - Владимирской областью и с востока - Нижегородской областью. Примыкает к национальному парку "Мещерский" и Окскому биосферному заповеднику.

Климатические особенности региона

Касимов располагается в умеренном климатическом поясе, характеризующимся теплым летом и относительно мягкой зимой. Среднегодовая температура - +6 градусов. Продолжительность бесснежного периода - 7 месяцев.

Экологическая обстановка в регионе

На территории Касимова и в пригороде всего 10 небольших промышленных предприятий, не наносящих ущерба окружающей среде. Экологическая обстановка в городе и районе на протяжении многих лет остается благоприятной по большинству показателей. Главной водной артерией города является р. Ока. Река не загрязнена и может служить источником рыболовства и городского водоснабжения. Питьевое водоснабжение обеспечивается чистыми артезианскими скважинами и колодцами. Город газифицирован и хорошо снабжается электроэнергией и теплом.
За рекой среди лесов, небольших рек, озер и заливных лугов поймы Оки сохранился удивительный по красоте и разнообразию природы уголок Мещерского края. На этой территории произрастает более 800 видов высших растений, около 500 видов грибов, обитает около 40 видов рыб - щука, жерех, окунь, сазан, лещ, сом, карась и др. В самой Оке ловится стерлядь. В изобилии водоплавающая и болотная дичь, много копытных и пушных животных - оленей, лосей, косуль, зайцев, лисиц, куниц, волков.

Наличие туристских объектов и маршрутов

Основанный Юрием Долгоруким в 1152 г., город имел название "Городец Мещерский". А через 300 лет, в 1452 году, был подарен Хану Касыму Московским князем Василием Темным (за верность и службу по защите Московских князей). Отсюда пошло историческое название Касимов. Касимов на протяжении более 200 лет был столицей Касимовского ханства. За этот период произошло тесное переплетение двух мировых культур: русской - православной и татарской - исламской. Это явление в самом центре Российского государства по притягательной силе для международного туристского спроса можно сравнить с религиозно-ностальгическим туризмом в такие места, как Казань. Хорошо сохранились интересные архитектурные сооружения - мечеть с минаретом, мавзолей Шах-Али-хана, Афган-Мухамед-султана и др. Уникальная этнографическая группа касимовских татар - более 1,5 тысяч - до настоящего времени проживает в Касимове. Действуют мечеть и этнографический музей. Город сохранил многие свои достопримечательности. Осталась нетронутой историческая планировка города. В городе находятся семь каменных церквей, в которых отразились черты и древнерусской архитектуры, и периода барокко, и эклектики. Эффектным является Вознесенский собор, стоящий на центральной городской улице. Очень интересными являются торговые ряды, дома купцов Салазкина и Алянчикова. Всего в Касимове более сотни зданий представляют несомненный архитектурный и исторический интерес. Большая часть памятников находится в хорошей сохранности. Современный Касимов богат культурными традициями. Прекрасный краеведческий музей, вместительный Дом культуры, централизованная библиотечная система, школа искусств, музыкальные и художественные школы. Работают клубы по интересам. Хорошо развита система здравоохранения: новая больница, строится физкультурно-оздоровительный комплекс и другие учреждения. В городе созданы условия для занятия физкультурой и спортом: имеется стадион, физкультурно-оздоровительный комплекс в п. Приокский, спортклубы по месту жительства, лыжная база. Имеется сувенирная фабрика, ликеро-водочный завод, производится уникальная татарская колбаса, пищевые продукты натуральные - без консервантов. Транспортная публичная и частная структура города и пригородов функционирует хорошо.
В Касимове нет своих банков, но имеются филиалы крупных российских банков, таких, как Сбербанк, Внешторгбанк, Уралсиб, Автобанк и др. Работают линии, которые дают возможность выхода на международное сообщение и в Интернет. Хорошо развита сотовая, почтовая связь. Есть местное телевидение.
На территории Касимовского района находятся 35 памятников археологии, градостроительства и архитектуры, из них 26 - федерального значения. Памятники истории и культуры, кроме городской территории, располагаются более чем в двадцати населенных пунктах района. Наиболее значимыми с точки зрения культурного, экологического, спортивно-оздоровительного и активного природного туризма являются районный поселок Елатьма (порядка 30 км от Касимова на восток, соединенный с ним новым асфальтированным шоссе) и поселок Гусь-Железный на р. Гусь на трассе, ведущей на Москву и Рязань, также примерно в 30 км от Касимова. В Елатьме имеются торговые ряды, дом Веденякиных, усадьбы Раевских, Смолянинова - XIX век; Покровская, Троицкая, Вознесенская церкви - XVIII века и ряд других объектов: местный краеведческий (народный) музей, действующий Дом культуры и другие объекты туристского интереса.
Особое место среди памятников культуры района занимает и промышленно-усадебный комплекс Баташевых в Гусь-Железном - памятник XIX века федерального значения. В него входит действующая церковь Святой Троицы XIX века, плотина на р. Гусь - гидротехническое сооружение, удивляющее современных специалистов, недействующий завод, главный дом и историческая ограда, торговые ряды, дома рабочих и некрополь.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

2. Динамика развития туристской сферы субъекта. Динамика
туристских потоков. Объемы туристско-экскурсионных услуг

В настоящее время основная туристическая деятельность сосредоточена в действующих четырех туристических фирмах ("Касимов-тур", "Агентство путешествий" и др.). Основная нагрузка по принятию туристических групп возлагается на санаторий "Приока" - численностью 120 мест. Процент использования мест по году составляет 91%. Основными клиентами являются туристические фирмы Московской и Рязанской области. На территории Касимова и Касимовского района действуют следующие туристские маршруты:
- Касимов - младший брат Москвы
- Ока - Волги правая рука
- Сказка в камне
- Касимов - Гусь-Железный (усадьба Баташевых, плотина, парк, храм)
- Касимов - Погост
- Касимов - Елатьма
Величина туристских потоков составляет: в 2005 г. - 19 тыс. чел., в 2006 г. - 18 тыс. чел. в 2007 г. - 13 тыс. чел.

3. Анализ перспективных факторов развития туризма

Анализируя возможности расширения рынка туристских услуг в Касимове, можно выделить:
4. позитивные возможности -
Уникальное историческое наследие
Статус "исторического города"
Богатый природный потенциал района
Географическое положение (на Оке, хорошая доступность от Москвы, Казани, Рязани)
Благоприятный имидж туристского экскурсионного центра
Мероприятия, проводимые и планируемые администрацией по улучшению инфраструктуры города
Сохранившиеся и развивающиеся народные промыслы
Наличие туристских компаний, осуществляющих прием и обслуживание туристов и экскурсантов
Заинтересованное отношение крупных туристских компаний в Москве и Татарстане
Неудовлетворенность туристского спроса в пределах Центрального экономического региона на качественный оздоровительный отдых
Растущий интерес европейского туристского рынка к России в целом и к ее глубинке
Постоянно возрастающие тенденции к активному отдыху на природе и культурно-познавательному туризму
Туристский потенциал имеет следующие составляющие:
1. Историко-культурные памятники и историческая среда (центр города и поселения на территории района). Музеи. Культурные акции.
2. Природные территории и отдельные природные памятники.
3. Транспортная доступность для городов-поставщиков туристской клиентуры.
4. Традиционные народные промыслы. Этнографическая сфера.
5. Организационный потенциал.
6. Местные предприятия.
Среди конкурентных преимуществ Касимова следует выделить следующие особенности:
- Уникальное сочетание двух культур - русской и татарской.
- Непосредственное визуальное "соприкосновение" ансамбля мечети с панорамой Оки, усиливающее впечатление.
- Исторический центр Касимова сохранил среду, не искажающую восприятие от главных памятников.
- Компактность расположения важнейших памятников территории города: они находятся в пешеходной доступности друг от друга; и передвижению туристов не мешают интенсивные транспортные потоки.
- Касимовский историко-художественный музей и созданные неординарные частные музеи, клубы.
- В Касимове имеется устойчивая традиция организации праздников и фестивалей, что является актуальной формой туристской деятельности, востребованной сейчас на всех туристских рынках мира.
2. Важнейший элемент потенциала - р. Ока, которая:
- в сочетании с ансамблем Касимова и Елатьмы являет собой национальный символ России;
- ландшафтные прибрежные территории и акватория Оки привлекательны для туристов;
- круизный туризм остается наиболее востребованным сектором туристского рынка России.
Касимовский район обладает живописными ландшафтными территориями и уникальными лесными массивами. Все природные территории находятся в благоприятной экологической ситуации, что имеет первостепенное значение для полномасштабного развития экотуризма и специальных активных видов туризма.
5. Транспортная доступность Касимова по автомобильной трассе от Москвы (крупнейшего и наиболее значимого поставщика туристской клиентуры) составляет около 5 часов. Это дает возможность для организации туров разной продолжительности, в т.ч. и "уик-эндов".
Автодороги, связывающие Касимов с Елатьмой и Гусь-Железным, находятся в хорошем состоянии и могут обеспечить круглогодичное функционирование туров.
Водный путь от Москвы до Касимова доступен не только круизным теплоходам, но и катерам и яхтам. Возможно осуществление чартерной программы Москва - Касимов с помощью речных круизов, особенно по маршруту "Московская Кругосветка" - 10 дней: когда группы туристов прибывают в Касимов теплоходом и через 10 дней теплоходом же возвращаются в Москву, как бы продолжая речной круиз. Такой маршрут будет очень привлекательным и для иностранных туристов.
4. Производство сувениров, основанных на традиционных народных промыслах, происходит достаточно активно. Сувенирная фабрика Касимова способна наладить целую индустрию сувенирной продукции. Возможно оживление прикладного искусства и художественных промыслов.

5. Организационный потенциал

Важнейшая составляющая туристской структуры - организаторы процесса становления туристской индустрии. В Касимове уже есть база будущей организационной структуры:
- администрация МО - ГО Касимов работает над разрешением проблем, связанных с приоритетным развитием событийного туризма в городе и районе. Создано управление физкультуры, спорта и туризма;
- существует культурно-туристские организации, способные организовать крупные туристские мероприятия;
- в городе работают туристские фирмы;
- в стадии разработки находится вопрос организации обучения на базе существующих среднеспециальных учебных заведений специалистов на отделении туризма, подготовка которых значительно улучшит качество предоставляемых туристических услуг;
- работа Касимовского историко-художественного музея по обслуживанию туристов заслужила высокую оценку у туроператоров;
- Касимовский речной порт, принимающий туристские суда, имеет многолетний опыт в организации их обслуживания.
Совокупность перечисленных компонентов туристского потенциала дает основание для создания самостоятельного туристского района, конкурентоспособного на российском и международном туристских рынках.

6. Состояние существующей туристской инфраструктуры

Анализ деятельности существующих объектов туристской инфраструктуры следующий:
1. Отсутствует комплекс туристской деятельности, дающий стабильный доход.
2. В основе туристской инфраструктуры Касимова лежит экскурсионная деятельность с характерными для нее "пиковыми" летними нагрузками.
3. Из широчайшего спектра туристского потенциала используются лишь основные историко-культурные ценности. Культивируется только один вид туризма - познавательный.
4. Не используется полностью потенциал событийного туризма - фестивального, ярмарочного, выставочного, художественного (аукционы).
5. Структура объектов обслуживания ориентирована на сферу социального туризма, дающего наименьший доход.
Уровень обслуживания в большинстве этих объектов невысок и пока не может претендовать на стандарты общемирового уровня.
Только санаторий "Приока" (Селизово) на 120 мест отвечает современным требованиям, но, во-первых, его загрузка достигает порядка 90% в год, а во-вторых, он находится в некоторой изоляции от Касимова (на правом берегу Оки), что отрывает его от общей туристской структуры.
Существует ряд местных предприятий, которые потенциально могут участвовать в развитии туристской сферы:

   ---------------------------------T----------------------------------------¬

¦ Перечень основных предприятий ¦Участие в создании туристской структуры ¦
+--------------------------------+----------------------------------------+
¦1. ИП "Терегулов" ¦Обеспечение питания для туристов¦
¦ ¦(специализированные кафе, рестораны) ¦
+--------------------------------+----------------------------------------+
¦2. ОАО "Чайка" ¦сувениры и народно-худ. промыслы по¦
¦ ¦хохломской технологии ¦
+--------------------------------+----------------------------------------+
¦3. ЗАО "Касимовская¦орудия для речного и морского лова рыбы ¦
¦сетевязальная фабрика" ¦ ¦
+--------------------------------+----------------------------------------+
¦4. ЗАО "Касимовнеруд" ¦производство стройматериалов ¦
+--------------------------------+----------------------------------------+
¦5. ЗАО "Касимовстройкерамика" ¦кирпич керамический из природ. сырья ¦
+--------------------------------+----------------------------------------+
¦6. ЗАО "Руно" ¦овчинно-шубные изделия с верхом из ткани¦
+--------------------------------+----------------------------------------+
¦7. ООО "Ликероводочный завод¦водка и ликеры высокого качества ¦
¦"Касимовский" ¦ ¦
+--------------------------------+----------------------------------------+
¦8. Касимовский приборный завод -¦медицинское оборудование ¦
¦филиал ФГУП "Государственный¦ ¦
¦Рязанский приборный завод" ¦ ¦
L--------------------------------+-----------------------------------------


7. Муниципальное и государственное
законодательство в сфере туризма

В настоящее время муниципальное законодательство регулирования сферы туризма находится в стадии разработки.

8. Рекламно-информационная деятельность в сфере туризма

В Касимове имеется собственная база, которая может служить развитию рекламно-информационной деятельности:
- городское телевидение
- три периодических издания (газеты)
- рекламные агентства, занимающиеся печатанием и изданием рекламной продукции ("Контек", ИП "Благодеров", ИП "Фомин", ЧП "Мохов").
- имеется ряд авторов, занимающихся художественной фотографией, в том числе видов Касимова и окрестностей.

9. Возможные сценарии и тенденции развития туризма

Перспективные виды туризма находятся в прямой зависимости от специфики потенциала Касимовского туристского района. Можно разделить все предлагаемые виды туризма на два крупных блока:
культурный туризм, в сферу которого попадают познавательный, специализированный, этнографический и событийный, - будет принимать различные формы:
- экскурсионный (от 2-х до 8-и часов) для путешествующих по речным круизам;
- участие в праздниках, фестивалях, ярмарках с более длительным пребыванием в Касимове (от 2-х до 4-х дней);
- полное ознакомление с историко-культурным потенциалом Касимова и района (от 3-х до 5-и дней);
сельский туризм, в сферу которого попадают почти все виды организованного отдыха в природной среде, многие виды туризма в сельской местности, культурного и оздоровительного туризма.
Он предполагает довольно значительное время пребывания (от 3-х до 10-и дней).
В Касимовском туристском районе могут развиваться следующие виды культурного туризма:
познавательный туризм, традиционно развивающийся в городе, дающий общее представление об его историко-культурных ценностях;
специализированный туризм, основанный на разнообразных увлечениях путешественников - от археологических раскопок до наблюдения за природой.
Специализированный туризм в Касимовском районе может иметь следующие направления:
- лицензионный научный (археология, архитектура, история культуры, этнография);
- образовательный (обучение русскому/татарскому языку, живописи, истории).
событийный туризм, разновидностями которого являются фестивальный, ярмарочный, праздничный туризм:
1) это значительно удлинит туристский сезон, так как событийный туризм может существовать в любое время года;
2) этот вид туризма имеет ярко выраженную востребованность на туристском рынке.
К экологически чистому туризму относятся следующие виды, имеющие потенциал для развития в Касимовском районе:
- активный отдых в природной среде с посещением историко-культурных достопримечательностей;
- специализированные туры в пойму реки с экскурсионной программой, посвященной особенностям флоры и фауны;
- оздоровительные виды туризма для зимнего и летнего сезонов, способные привлечь широкий круг клиентуры, испытывающий недостаток в хорошо организованных комплексах для активного отдыха:
- конный спорт (верховая езда и путешествия в санях и экипажах);
- водные виды туризма (яхты, лодочные прогулки и т.п.);
- велосипедные маршруты;
- туры на снегоходах и др.
Рядом с экологическим туризмом стоят такие специальные виды, как:
- лицензионные охота и рыболовство, способные дать ощутимые доходы в туристскую структуру Касимовского района;
- приключенческий туризм (с восстановлением малых аэродромов в Касимове и Елатьме):
- любительский пилотаж,
- полеты на воздушных шарах,
а также ралли на джипах по бездорожью.
Совершенно особенным видом будет религиозно-ностальгический туризм как со стороны православия, так и ислама. В Касимове этот вид туризма имеет перспективу и достоин продвижения на целевые рынки. Продолжительность туров для такого туризма обычно составляет 2 - 4 дня.
Таким образом, туристский потенциал Касимова и района имеет три важных особенности:
1. По значимости и объему потенциала - культурный и активный туризм будут превалировать.
2. По спросу - есть большая потребность в экологическом туризме.
3. Для экономической жизнеспособности туристской структуры необходимо увеличение продолжительности времени пребывания в туристской зоне и максимальное увеличение сезона.
Все перечисленные виды туризма должны войти в состав комплексных туров, где совмещаются формы культурного и экологического и специальных видов (рыбалка, охота) туризма.
Туристская клиентура Касимова будет участвовать в следующих видах туризма:
1 - познавательный (традиционный для города), как экскурсионный (3 - 6 часов), так и длительный (2 - 4 дня), базирующийся на посещении музеев и историко-культурных памятников;
2 - событийный (2 - 3 дня) в течение всего года;
3 - фестивальный (2 - 3 дня) - эпизодического характера (4 - 5 раз в год);
4 - ярмарочный (1 - 2 дня), ориентированный на проведение (2 - 3 раза в год) в определенное время ярмарок широкого профиля (произведения народных промыслов, продукты, производимые в районе, и т.п.);
5 - праздничный (2 - 4 дня), связанный с традиционными торжествами (Новый год, Масленица, День молодежи, День Касимова);
6 - религиозный (1 - 5 дней), посвященный посещению объектов паломничества, связанный с календарем церковных праздников;
7 - специализированный - научный и образовательный - (5 - 15 дней) для работников музеев, архитекторов, археологов, искусствоведов, реставраторов, а также для изучающих русский язык, историю, литературу;
8 - бизнес-туризм (1 - 5 дней), развивающийся на фоне повышения деловой активности города;
9 - аукционный туризм (1 - 2 дня), имеющий перспективу развития, базирующийся на художественных аукционах, предлагающих авторские произведения живописи и графики, народных промыслов.
Основным, постоянно и мощно действующим в течение всего года будет оставаться познавательный туризм, а чередование остальных видов туров будет дополнять и акцентировать уникальность города.
Из всей территории Касимова и Касимовского района предлагается выделить три комплексные туристские зоны в соответствии с функциональным рекреационным использованием:
1. "Касимов". Историческая часть города и набережная.
2. Вторая туристская зона - "Елатьма".
Расположена между р. Унжей и р. Окой на левобережье и в правобережной пойме реки.
3. Третья туристская зона - "Гусь-Железный".
Баланс распределения объемов туристской структуры по зонам зависит как от их потенциала, так и от реальных темпов их развития (готовности к нему), а также от тенденции спроса на те или иные виды туризма, господствующие на туристском рынке. Поэтому в первые 4 - 5 лет баланс прогнозируется так:
- 1 зона ("Касимов") - 80% объема туристской структуры,
- 2 зона ("Елатьма) - 10% -"-,
- 3 зона ("Гусь-Железный") - 10% -"-.

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Основные цели Программы:
1) увеличение времени пребывания в туристском районе за счет:
- максимального расширения туристского сезона при создании структуры, функционирующей круглогодично;
- продолжительности пребывания в Касимове экскурсантов (как круизных, так и "Золотого Кольца") - создавая программы до 6 - 8 часов;
- продолжительности пребывания в городе и в природных зонах туристов (от 3-х до 12-и дней).
2) развитие конкурентоспособных видов туризма, определяемых потенциалом и спросом на них.
3) создание ядра туристской структуры, выделив для этого определенную компактную территорию (в городе и районе), на которой наиболее эффективно могут развиваться приоритетные виды туризма.
Основные задачи Программы:
1. Организация комплекса туристской деятельности, в который входят:
- предоставление ночлега в предприятиях размещения различного типа;
- организация питания;
- организация развлечений;
- обеспечение транспортного обслуживания;
- организация туристских маршрутов на основе сценарных планов;
- организация экскурсионного обслуживания;
- обеспечение бытового и медицинского обслуживания и безопасности;
- организация торговли сувенирами;
- создание условий для обслуживающего персонала, работающего на общемировом уровне;
- создание инженерной инфраструктуры в туристских зонах;
- продажа туристского продукта, создание новых турагентств;
- мониторинг и контроль за антропогенными нагрузками, не превышающими пропускной потенциал;
- организация координационного совета по контролю за качеством туристических услуг;
- контроль за эксплуатацией памятников архитектуры, задействованных в туристской сфере;
- организация ярмарок, фестивалей, аукционов;
- предоставление определенных льгот населению, занимающемуся обслуживанием туристов;
- постоянное расширение рекламного туристского продукта.
2. Формирование оригинального туристского продукта, основанного на одновременном развитии нескольких разновидностей культурного, экологического и активного туризма.
3. Выделение на территории города и района трех туристских зон, составляющих ядро туристской структуры, каждая из которых обладает индивидуальным туристским потенциалом и специализацией.
4. Создание разнообразных типов объектов туристского обслуживания, ориентированных на определенные виды клиентуры.
5. Формирование корпоративной организационной структуры, способной осуществить реализацию Программы. Организационно-управленческая функция должна осуществляться через специальную структуру - управление, деятельность которого направлена на стимулирование деловой активности в сфере туризма (государственных, частных, акционерных предприятий и т.д.), координацию всех действий, направленных на развитие индустрии туризма.

Этапы реализации программных мероприятий
для формирования структуры Касимовского
туристского района

Для создания ядра туристской структуры предлагается три этапа Программы комплексного развития:
1. Первый этап - подготовительный (создание необходимых нормативных условий и развитие туристской инфраструктуры).
2. Второй этап - достижение минимального объема туристской структуры ядра.
3. Третий этап - достижение максимального объема туристской структуры ядра, когда стабилизируется его полноценная активность.
Длительность каждого этапа - ориентировочно 1,5 - 2 года.

Этапы создания Касимовской туристской структуры

   ------T---------------------------------------------T-------T------T------¬

¦ N№ ¦ Вид деятельности ¦1 этап ¦2 этап¦3 этап¦
¦ пп ¦ ¦2008 - ¦2010 -¦2013 -¦
¦ ¦ ¦ 2009 ¦ 2012 ¦ 2015 ¦
¦ ¦ ¦ гг. ¦ гг. ¦ гг. ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦ I.¦Планирование: ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦ 1.¦План землепользования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Проект детальной планировки туристских зон ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦ 2.¦План развития инфраструктуры ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦ 3.¦Анализ выполнимости ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦ 4.¦Общественная экспертиза ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦ II. ¦Развитие инфраструктуры ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦III. ¦Объекты инфраструктуры: ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦ 1.¦В Касимове ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проект, экспертиза ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- строительство ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦ 2.¦Во Второй зоне: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проект, экспертиза ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- строительство ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦ 3.¦В Третьей зоне: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- проект, экспертиза ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- строительство ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦ IV. ¦Подготовка кадров для обслуживания и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- привлечение специалистов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- обучение местных жителей ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦ V. ¦Маркетинг и создание информационной системы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реклама ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦ VI. ¦Инвестиционные мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- создание организационной структуры ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- законодательства и нормативы ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦VII. ¦Инвестиционные мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦VIII.¦Подготовка достопримечательностей к¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованию ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦ IX. ¦Разработка программ туров ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦ X. ¦Создание сельскохозяйственного комплекса для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения туристов ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦ XI. ¦Организация производства сувениров ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+---------------------------------------------+-------+------+------+
¦XII. ¦Анализ деятельности туристских объектов и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦корректировка проектных решений.¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Экологическая экспертиза ¦ ¦ ¦ ¦
L-----+---------------------------------------------+-------+------+-------


Для реального осуществления программных предложений необходимо сформировать на базе настоящей программы, утвердить на городском, согласовать на областном уровнях и неуклонно осуществлять мероприятия по формированию туристской инфраструктуры и продвижению будущего Касимовского туристского продукта на внутренний и международный рынки. Перечень мероприятий прилагается (Приложение 1).

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Развитие туризма способствует повышению занятости населения, развитию традиционных видов хозяйствования, промыслов, приводит к активизации деятельности различных отраслей народного хозяйства, является инструментом перераспределения части получаемых доходов жителями развитых регионов и стран в пользу развивающихся.
Эффективно развивающийся туризм может значительно увеличить бюджет города за счет налоговых поступлений.
В настоящее время сфера туризма на территории Касимова незначительно влияет на его хозяйственное развитие и не отвечает имеющемуся историко-культурному и природному потенциалу.
Анализ существующей ситуации показал, что основными причинами относительно низкого уровня развития туризма в городе являются:
- падение платежеспособности большей части населения страны;
- почти полное отсутствие современной гостиничной базы в городе;
- незначительное время пребывания туристов в городе, сказывающееся на затратах туристов (в основном это экскурсанты с круизных теплоходов);
- низкая заполняемость туристских объектов и низкий уровень комфорта большинства туристских объектов;
- несоответствие уровня (класса) объектов и их типов структуре спроса;
- не отвечающий современным требованиям уровень управления объектами и практически полное отсутствие маркетинга;
- отсутствие тесных связей с фирмами, направляющими туристов;
- недостаточный объем и качество рекламных мероприятий;
- несоответствие спросу номенклатуры и цены художественных изделий и сувениров;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры.
Экономико-финансовая оценка программы включает определение потребности в инвестициях на осуществление программы, а также трудовых ресурсов, расчет роста объемов обслуживания посетителей города, расчет ожидаемого объема доходов от продаж туристских услуг и прибыли от сферы туризма, определение общей эффективности программы.
При определении объема инвестиций учитывались следующие факторы:
- поэтапный ввод объектов основного и дополнительного обслуживания туристов в количестве, достаточном для роста объема услуг в проектируемом периоде и максимального удовлетворения потребности в туристских услугах различных категорий посетителей;
- внедрение прогрессивных форм обслуживания, совершенствование технологических и организационных процессов, обеспечивающих повышение комфортности и расширение объема и качества услуг;
- интенсификация развития материально-технической базы на основе применения новых методов строительства, современных типов, предприятий и ряд других факторов, направленных на эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Общий объем инвестиций в развитие материальной базы по обслуживанию туристов включает следующие виды затрат:
- реконструкцию существующих объектов размещения;
- строительство новых объектов гостиничных комплексов, клубных и рекреационных гостиниц, гостевых домов, туристских деревень, кемпингов и т.д.;
- ремонт и оборудование частных домов (субсидии);
- реконструкцию, ремонт существующих и создание новых предприятий дополнительного обслуживания: кафе, ресторанов, баров, спортивных и развлекательных объектов, мобильных предприятий быстрого обслуживания и т.д.;
- благоустройство туристских зон (автостоянки, туалеты и т.д.);
- приобретение автотранспортных средств (микроавтобусы, автобусы и т.д.);
- создание туристского информационного центра;
- кроме того, учтены затраты на: рекламу, маркетинговые исследования, участие в выставках, разработку бизнес-планов и т.д.;
- подготовку и переподготовку кадров обслуживающего персонала.
Затраты на рекламу и маркетинговые исследования, научное и нормативное обеспечение определены на основе анализа мирового опыта в размере 2 - 4% от инвестиций в развитие материальной базы, а затраты на подготовку и переподготовку кадров - в объеме 1 - 2%.
Кроме того, примерно 10% от капитальных вложений на материальную базу туризма намечено вложить в развитие внешних инженерных сетей и сооружений, включая средства современной связи, электроснабжение, дороги и газоснабжение туристских зон.
Примерная стоимость строительства объектов размещения определена на 1 номер.

УДЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ (КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ) НА
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В КАСИМОВСКОМ ТУРИСТСКОМ РАЙОНЕ
(В ЧИСЛИТЕЛЕ ДЛЯ ВАРИАНТА СТРОИТЕЛЬСТВА ИНОФИРМАМИ, В
ЗНАМЕНАТЕЛЕ ДЛЯ ВАРИАНТА СТРОИТЕЛЬСТВА ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ
ФИРМАМИ, В ОСНОВНОМ ИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ)

   -----------------------------T------------T-------------------------------¬

¦ Типы объектов ¦ Единица ¦ Уровни обслуживания ¦
¦ ¦ измерения +---------T---------T-----------+
¦ ¦ ¦ высокий ¦ средний ¦ эконом. ¦
¦ ¦ ¦ (4 зв.) ¦ (3 зв.) ¦(1 - 2 зв.)¦
+----------------------------+------------+---------+---------+-----------+
¦I. Объекты размещения,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦включая все предприятия,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦входящие в состав: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+---------+---------+-----------+
¦гостиницы, в т.ч. клубные ¦ руб. за ¦1920-2400¦1200-1440¦ 480-960 ¦
¦ ¦ номер ¦---------¦---------¦ --------- ¦
¦ ¦ ¦1200-1680¦ 840-960 ¦ 360-720 ¦
+----------------------------+------------+---------+---------+-----------+
¦апарт-отель, мотель,¦ -"- ¦960-1200 ¦ 600-720 ¦ 360-480 ¦
¦туристская деревня ¦ ¦---------¦---------¦ --------- ¦
¦ ¦ ¦ 720-960 ¦ 480-600 ¦ 240-360 ¦
+----------------------------+------------+---------+---------+-----------+
¦кемпинг, гостевые дома ¦ -"- ¦ - ¦ 480-600 ¦ 240-360 ¦
¦ ¦ ¦ ¦---------¦ --------- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 360-480 ¦ 168-240 ¦
+----------------------------+------------+---------+---------+-----------+
¦хостелы, меблированные¦ -"- ¦ - ¦ - ¦ 120-168 ¦
¦квартиры, комнаты ¦ ¦ ¦ ¦ --------- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 72-120 ¦
+----------------------------+------------+---------+---------+-----------+
¦II. Объекты питания: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+---------+---------+-----------+
¦рестораны, клубы ¦тыс. руб. за¦ 24-36 ¦ 19,2-24 ¦ - ¦
¦ ¦ 1 кв. м ¦---------¦---------¦ ¦
¦ ¦ ¦ 16,8-24 ¦14,4-16,8¦ ¦
+----------------------------+------------+---------+---------+-----------+
¦кафе, бары, бистро ¦ -"- ¦ - ¦16,8-19.2¦ 12-14,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦---------¦ --------- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 12-14,4 ¦ 7,2-9,6 ¦
+----------------------------+------------+---------+---------+-----------+
¦III. Информационный центр ¦ -"- ¦ - ¦16.8-19,2¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦---------¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 12-14,4 ¦ ¦
+----------------------------+------------+---------+---------+-----------+
¦IV. Объекты культуры и¦ -"- ¦ - ¦ 19.2-24 ¦ 12-14,4 ¦
¦развлечений: концертные¦ ¦ ¦---------¦ --------- ¦
¦залы, выставочные залы,¦ ¦ ¦14,4-19,2¦ 12-9,6 ¦
¦манеж, сезонные площадки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------------+---------+---------+-----------+
¦V. Объекты торговли -¦ -"- ¦16,8-19.2¦ 9,6-12 ¦ 4,8-7,2 ¦
¦магазины, лавки, киоски ¦ ¦---------¦---------¦ --------- ¦
¦ ¦ ¦ 12-14,4 ¦ 7,2-9,6 ¦ 2,4-4,8 ¦
+----------------------------+------------+---------+---------+-----------+
¦VI. Автостоянки (охраняемые)¦тыс. руб. за¦ - ¦ 9,6-12 ¦ ¦
¦ ¦ 1 ¦ ¦---------¦ ¦
¦ ¦машиноместо ¦ ¦ 4,8-7,2 ¦ ¦
+----------------------------+------------+---------+---------+-----------+
¦V. Туалеты ¦тыс. руб. за¦ - ¦ 36-48 ¦ ¦
¦ ¦ 1 кв. м ¦ ¦---------¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 7,2-9,6 ¦ ¦
+----------------------------+------------+---------+---------+-----------+
¦VI. Благоустройство:¦тыс. руб. за¦ - ¦ 240-288 ¦ ¦
¦озеленение, ремонт¦ 1 га ¦ ¦---------¦ ¦
¦тротуаров, освещение¦ ¦ ¦ 96-120 ¦ ¦
¦дорожки, вид. площадки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------+------------+---------+---------+------------


1) Общий размер потребности в инвестициях по данным предложениям оценивается до 2010 г. примерно в 216 млн. руб., в т.ч. порядка 90% - на развитие туризма в первой зоне "Касимов".
2) Из общего объема примерно 199,2 млн. руб. составят затраты на развитие базы размещения в комплексе с предприятиями обслуживания туристов.
3) В общем объеме затрат не учтены капитальные вложения на реконструкцию предприятий по производству художественных изделий, обустройство автотрассы Москва - Касимов, Касимов - Рязань.

ОБЪЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Объемы обслуживания в основном определены для объектов размещения (ночлега) туристов и предприятий питания, являющихся основными доходными статьями с учетом экскурсантов, путешествующих на теплоходах, и местных жителей.
Среднегодовые коэффициенты заполнения объектов на 2015 г. составят от 0,5 до 0,8 для объектов размещения и от 0,5 до 0,7 для объектов питания. Оборачиваемость в течение дня предприятий питания - в основном от 3 до 6 раз.
Доля иностранных посетителей прогнозируется в размере до 30% от общего объема обслуживания.
Предварительная оценка показывает, что предусмотренная материальная база (новое строительство и реконструкция в полном объеме) сможет предоставить порядка 50 - 100 тыс. ночевок для 30 - 40 тыс. туристов в год, а также принять и обслужить ежегодно до 200 тыс. экскурсантов и однодневных посетителей с теплоходов.
Для достижения расчетного объема обслуживания потребуется проведение специальных рекламных мероприятий (выпуск буклетов, видеофильмов, участие в выставках и т.д.), заключение агентских соглашений с туристскими фирмами, введение групповых и сезонных скидок, скидок для постоянных посетителей, подготовка кадров, способных обеспечить работу предприятий в новых экономических условиях, с иным, чем прежде, отношением к посетителям, владеющим иностранными языками.

ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Ориентировочный расчет ожидаемого объема доходов выполнен на основе предложений по структуре материальной базы, с учетом прогнозируемого уровня наполняемости туристских объектов (2015 г.) всеми категориями посетителей на основе сложившихся цен на отечественном и международном туристском рынке на услуги. Уровень цен принят примерно на 25 - 30% ниже цен на аналогичные услуги в Москве, что будет способствовать увеличению конкурентоспособности Касимова на рынке туристских услуг.
Доходы дифференцированы в зависимости от уровня обслуживания и набора услуг, предоставляемых туристам.
Учтены доходы от дополнительных услуг - посещения кафе, баров, концертов, спортивных объектов, покупки сувениров и т.д.
Учитывая уникальность туристских ресурсов и необходимость больших затрат на реконструкцию исторической среды, в расчетах учтены доходы от предлагаемого введения туристского сбора за посещение города и района (туристская рента). При расчетах учитывалось посещение создаваемых туристских объектов и местными жителями.
Не учитывались доходы от внешнего транспорта: доставка из Москвы и отправка туристов из района.
В расчетах были приняты следующие удельные доходы:
1. Туристский сбор - 12 руб. за ночевку или однодневное посещение без ночлега для отечественных граждан и 24 руб. - для иностранных.
2. Размещение в гостинице (ночевка + двухразовое питание, т.е. полупансион):
- иностранные посетители - 240 - 1920 руб. в сутки в зависимости от уровня объекта;
- внутренние посетители - 72 - 720 руб. в сутки.
3. Посещение ресторанов, кафе, баров, предприятий быстрого обслуживания:
- иностранные посетители - 120 - 720 руб. за 1 посещение
- внутренние посетители - 24 - 480 руб. за 1 посещение
4. Покупка сувениров и товаров - ориентировочно:
- иностранные посетители - 480 - 1200 руб. в сутки.
- внутренние посетители - 24 - 720 руб. в сутки
5. Экскурсии, посещение музеев, концертов и т.д. - 24 - 240 руб. за 1 посещение (с учетом услуг гидов и гидов-переводчиков).
6. Дополнительные виды услуг при объектах размещения (развлечения, спорт, бытовые, телефон и т.д.) - порядка 10 - 50% суммы доходов от размещения и питания (с учетом напитков).
7. Прочие виды услуг: автостоянки, посещение туалетов, лицензии и пошлины, фото и т.д. - порядка 5% от суммы доходов по пп. 1 - 6.
По этой позиции учитывались доходы, получаемые от предлагаемого введения пошлин (ежегодного сбора) за изготовление и реализацию сувенирной продукции, изделий народных промыслов, перевозку туристов на автотранспорте, конные прогулки по г. Касимову и природным зонам, фотографирование, и другая деятельность в сфере туризма.
Чистая прибыль после выплаты налогов и обязательных платежей была принята на среднемировом уровне в размере 5 - 30% в зависимости от места размещения, типа объекта и вида деятельности, с учетом возможного уровня издержек. При этом балансовая прибыль может составить порядка 20 - 50% от общего объема доходов.
Общий размер совокупного дохода от всех видов услуг определился в размере порядка 324 млн. руб. в год. При этом доля первой зоны "Касимов" на первом этапе достигает почти 80%. В дальнейшем при строительстве мотеля в природных зонах доля Касимова будет снижаться.
Суммарная прибыль ожидается в объеме 57,6 млн. рублей в год без учета вышеуказанных средств размещения (после выплаты налогов и обязательных платежей).

ОЖИДАЕМЫЙ ОБЪЕМ ДОХОДОВ ОТ ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ,
ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ (ВКЛЮЧАЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ ОБЪЕКТОВ)

Проведенная прогнозная оценка финансово-экономических результатов развития туризма в Касимовском туристском районе показала ее достаточно высокую экономическую эффективность.
При общей потребности в инвестициях в размере около 216 млн. руб. размер чистой прибыли после осуществления развития материальной базы может составить порядка 57,6 млн. руб. в год, а амортизационные отчисления - 12 млн. руб. в год (5% от капвложений), что обеспечивает окупаемость за примерно 4 года (3,9 года) при нормативном сроке для России - 8 лет.
Надо отметить, что указанные показатели могут быть достигнуты только при следующих условиях:
- обеспечении запланированной заполняемости объектов;
- обеспечении приема иностранцев на уровне порядка 30% от общего объема туристов с ночлегом в Касимове;
- обеспечении работы предприятий дополнительного обслуживания: кафе, ресторанов, средств транспорта, спортивных объектов и т.д. - в интенсивном режиме, рассчитанном не только на обслуживание туристов, но и местных жителей, дачников.
Следует учитывать, что указанная эффективность рассчитана без учета выплат по кредитам.
Ожидаемые поступления от налогов и других платежей после 2015 г. могут составить порядка:
- налог на прибыль и другие платежи, выплачиваемые из балансовой прибыли, порядка 17,8 млн. руб. в год (396 х 30% х 15%);
- НДС, налог с продаж, акцизы и др. налоги с оборота, туристский сбор, налог на символику, рекламу, аренда и т.д. - около 59,4 млн. руб. в год (396 х 15%);
- обязательные взносы в социальные, пенсионные и другие фонды - около 25,9 млн. руб. в год (2 тыс. чел. х 3600 руб. х 12 месяцев х 30%);
- подоходный налог - 12 млн. руб. в год (2 х 3600 руб. х 12 м х 14%).
Важным социальным эффектом программы является увеличение количества рабочих мест в сфере туризма на 3 тыс., а также улучшение качества жизни местного населения за счет расширения объема разнообразных услуг, благоустройства города, развития инфраструктуры, роста благосостояния в связи с увеличением заработной платы и других выплат туристскими предприятиями (более 4800 руб. в среднем в месяц).

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

   ------------------------------------------T--------------------T----------¬

¦ Наименование показателей ¦ Единица измерения ¦Количество¦
+-----------------------------------------+--------------------+----------+
¦1. Объем обслуживания¦тыс. чел. дней в год¦(35 - 40) ¦
¦туристов-экскурсантов и однодневных¦ ¦ до 300 ¦
¦посетителей без ночлега ¦ тыс. чел. в год ¦ 130-150 ¦
+-----------------------------------------+--------------------+----------+
¦2. Количество мест в объектах размещения¦ мест ¦ 500 ¦
¦(новое строительство и реконструкция) ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+--------------------+----------+
¦3. Потребность в инвестициях ¦ млн. руб. ¦ 216 ¦
+-----------------------------------------+--------------------+----------+
¦4. Общий объем доходов ¦ млн. руб. в год ¦ 324 ¦
+-----------------------------------------+--------------------+----------+
¦5. Прибыль (после уплаты налогов) ¦ млн. руб. в год ¦ 57,6 ¦
+-----------------------------------------+--------------------+----------+
¦6. Срок окупаемости (лет) ¦ ¦ 4 ¦
+-----------------------------------------+--------------------+----------+
¦7. Количество занятых в сфере туризма ¦ тыс. чел. ¦ 3,0 ¦
L-----------------------------------------+--------------------+-----------


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработка программных предложений дает основание утверждать, что создание Касимовского туристского района может стать одним из приоритетных направлений развития для г. Касимова. Основным положительным фактором развития туризма является повышение благосостояния и качества жизни местного населения.
Выгоды для общества в случае реализации Программы будут состоять в следующем:
1. Анализ потенциального спроса на туристские посещения Касимова и района с учетом тенденций в конъюнктуре международного и внутрироссийского туристского рынка показал, что по мере реализации Программы туристский поток может возрасти до 35 тыс. чел. к 2010 году, а поток экскурсантов - до 300 тыс. чел. в год к концу этого периода.
В сфере туризма будут образованы порядка 3000 рабочих мест, что соответствует общемировым представлениям о приоритетной туристской функции района.
Доходы от туризма составят более 324 млн. руб., чистая прибыль - 57,6 млн. руб. в год.
2. Возникнут около сотни местных новых предприятий: размещения, питания, сувенирной торговли.
3. Развитие туризма станет веским аргументом для выделения уникальных исторических территорий, имеющих особый статус, позволяющих в комплексе решить вопросы охраны и использования наследия. Касимов может стать центром межрегионального проекта "Мещерский край - сердце России", и туристский поток в район может превысить 100 тыс. прибытий в год.
4. Произойдет значительное расширение рынка сбыта для местных товаров широкого спектра: сувенирной продукции, продуктов питания, изделий легкой промышленности, печатной продукции.
5. Экологическая ситуация в районе будет стабильна, т.к. ее качество является обязательным условием для успешного развития туризма (часть доходов от туризма направляется на ее поддержание).
6. Туристское зонирование, являющееся нормативным методом обеспечения соблюдения планов землепользования, даст возможность комплексного использования территорий района.
7. Модернизация транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимая для туристского развития, повлияет на качество жизненного уровня населения.
8. Индустрия туризма будет способствовать установлению эффективных межотраслевых связей в районе.
9. Принцип "открытости" для местного населения культурных, оздоровительных, спортивных и досуговых учреждений, входящих в состав туристских комплексов, улучшит социальную сферу.
10. Активное вовлечение в индустрию туризма сельского населения снизит тенденцию к его перемещению в городские агломерации.
Программа предлагает использование туристского потенциала для развития более десятка видов туризма, ориентированных на сегмент рынка специализированного и индивидуального туризма, отличающегося "мягкими", неагрессивными в социальном и экологическом аспектах формами.
Все избранные для Касимовского туристского района виды туризма взаимодополняемы, их программы компонуются в различные блоки, позволяющие удовлетворить спрос на туры, совмещающие познавательный туризм с активным отдыхом. При этом идет одновременное туристское развитие городской и природной среды; исключается зависимость от резких сезонных спадов, что обеспечивает максимальную длительность эксплуатации туристских объектов.
Касимов должен войти в структуру "Особые зоны туризма РФ", что дает основание надеяться на федеральную поддержку для развития района, имеющего общенациональное значение.
На протяжении всего процесса реализации программных предложений идет проектная деятельность, предусматривающая детальную разработку планировочной структуры каждой туристской зоны, создание бизнес-планов и проектной документации для всех туристских объектов; формируются маркетинг-программы, обеспечивающие продвижение на рынке всех видов туристской деятельности.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru