Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 08.07.2008
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЕШЕНИЙ СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ВУКТЫЛ" ОТ 14 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА № 112 "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ", СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ВУКТЫЛ" ОТ 29 МАРТА 2007 ГОДА № 11 "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРОЖИВАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ВУКТЫЛ" ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ Г.Н.ЛЕШУКОВОЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", № 135-136, 24.07.2008






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Республики Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2008 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЕШЕНИЙ СОВЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ВУКТЫЛ" ОТ 14 ДЕКАБРЯ
2004 ГОДА № 112 "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ
МЕСТНОСТИ", СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ВУКТЫЛ"
ОТ 29 МАРТА 2007 ГОДА № 11 "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРОЖИВАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА "ВУКТЫЛ" ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ Г.Н.ЛЕШУКОВОЙ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей А.В.Проскурова, П.Ф.Пунегова,
с участием гражданки Г.Н.Лешуковой,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании обращение гражданки Г.Н.Лешуковой на неконституционность решений Совета муниципального образования "Город Вуктыл" от 14 декабря 2004 года № 112 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, проживающих в сельской местности", Совета муниципального района "Вуктыл" от 29 марта 2007 года № 11 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим в сельской местности муниципального района "Вуктыл".
Поводом к рассмотрению явилась жалоба Г.Н.Лешуковой на ограничение оспариваемыми нормативными правовыми актами ее конституционных прав на социальное обеспечение.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми положения вышеприведенных нормативных правовых актов.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Проскурова, выступления заявительницы, специалиста С.Г.Толстова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Гражданка Г.Н.Лешукова обратилась в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой на неконституционность решений Совета муниципального образования "Город Вуктыл" от 14 декабря 2004 года № 112 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, проживающих в сельской местности", Совета муниципального района "Вуктыл" от 29 марта 2007 года № 11 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим в сельской местности муниципального района "Вуктыл".
В жалобе заявительница просит признать указанные нормативные правовые акты в части отмены мер социальной поддержки педагогам-пенсионерам, проживающим в сельской местности, не соответствующими статьям 11, 16, 18 и 40 Конституции Республики Коми.
В обосновании жалобы Г.Н.Лешукова указала, что оспариваемые нормативные акты, как не предусматривающие освобождение педагогов-пенсионеров, проживающих в сельской местности, от оплаты жилья, отопления и освещения, ущемляют ее законные права и интересы, лишают ее значительной части пенсионного обеспечения. Из представленных документов следует, что судом (Постановление Президиума Верховного суда Республики Коми от 28 февраля 2007 года № 44г-19) и администрацией муниципального района "Вуктыл" Г.Н.Лешуковой было отказано в удовлетворении требований о предоставлении социальной льготы в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением. При этом суд и администрация муниципального района "Вуктыл" указали, что в настоящее время ни федеральным законодательством, ни нормативными правовыми актами Республики Коми не предусмотрено право педагогов-пенсионеров на предоставление льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности.
Конституционный Суд Республики Коми в силу части третьей статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" выносит решения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, которая подвергается сомнению в обращении, при этом он не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Решением Совета муниципального района "Вуктыл" от 24 января 2006 года № 215 было приостановлено действие решения Совета муниципального образования "Город Вуктыл" от 14 декабря 2004 года № 112 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, проживающих в сельской местности" в части предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования. Решением Совета муниципального района "Вуктыл" от 31 октября 2006 года № 268 в вышеуказанное решение Совета муниципального образования "Город Вуктыл" от 14 декабря 2004 года № 112 внесены изменения - в пункте 1 решения исключено слово "образования". Таким образом, решением Совета муниципального образования "Город Вуктыл" от 14 декабря 2004 года № 112 в действующей в настоящее время редакции вопросы предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования не регулируются.
По смыслу обращения, заявительница оспаривает решение Совета муниципального образования "Город Вуктыл" от 14 декабря 2004 года № 112 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, проживающих в сельской местности" в первоначальной редакции - от 14 декабря 2004 года.
Учитывая изложенное, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми являются решения Совета муниципального образования "Город Вуктыл" от 14 декабря 2004 года № 112 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, проживающих в сельской местности" в редакции от 14 декабря 2004 года, Совета муниципального района "Вуктыл" от 29 марта 2007 года № 11 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим в сельской местности муниципального района "Вуктыл".
2. Конституция Республики Коми в соответствии с целями социального государства (статья 11) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных Законом (статья 40, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является поддержка лиц, которые в силу возраста либо стойкой утраты трудоспособности не имеют реальной возможности к самообеспечению. Определяя правовые основания, условия, порядок и размеры предоставления социального обеспечения, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать его уровень, в первую очередь для тех, кто получает государственную социальную помощь в минимальном размере, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей. При этом, как сформулировано в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, абсолютным правилом является то, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
3. Конституционность нормативных положений, отменяющих меры социальной поддержки педагогам-пенсионерам, проживающим в сельской местности, уже являлась предметом рассмотрения как Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 8 февраля 2007 года № 322-О-П), так и Конституционного Суда Республики Коми (Постановления от 24 января 2006 года, от 7 ноября 2007 года). Вместе с тем, учитывая сложившуюся противоречивую правоприменительную практику и особую социальную значимость вопроса предоставления льгот педагогам-пенсионерам, Конституционный Суд Республики Коми полагает необходимым вновь вынести решение по рассматриваемому вопросу в виде постановления.
Сущность правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Республики Коми, заключается в том, что правовое регулирование оказания мер социальной поддержки педагогам, проживающим на селе (как работающим, так и пенсионерам), не претерпело радикальных изменений, в том числе и в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей закреплено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).
Указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, содержится и в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года № 322-О-П переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.
С целью оказания необходимой помощи регионам Федеральными законами от 23 декабря 2004 года "О Федеральном бюджете на 2005 год" (статья 40), от 26 декабря 2005 года "О Федеральном бюджете на 2006 год" (статья 40) и от 19 декабря 2006 года "О Федеральном бюджете на 2007 год" (статья 43) утвержден Федеральный фонд софинансирования социальных расходов соответственно на 2005, 2006 и 2007 годы, средства которого направляются, в том числе на частичное возмещение расходов бюджетов Российской Федерации на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на их получение. Таким образом, Российская Федерация не устранялась до 1 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, и не устраняется после этой даты от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" уровня мер социальной поддержки.
Приведенные правовые позиции неоднократно применялись и Верховным Судом Российской Федерации (Определения от 12 сентября 2007 года № 51-Г07-17, от 28 ноября 2007 года № 57-Г07-9).
Учитывая изложенное, Конституционный Суд Республики Коми приходит к выводу о том, что решения Совета муниципального образования "Город Вуктыл" от 14 декабря 2004 года № 112 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, проживающих в сельской местности" (в редакции от 14 декабря 2004 года), Совета муниципального района "Вуктыл" от 29 марта 2007 года № 11 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим в сельской местности муниципального района "Вуктыл", как не предусматривающие мер социальной поддержки педагогам-пенсионерам и, соответственно, понижающие уровень мер социальной поддержки этой категории граждан, являются не соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 11, 40 (часть 1), 65.
То обстоятельство, что в действующей в настоящее время редакции решения Совета муниципального образования "Город Вуктыл" от 14 декабря 2004 года № 112 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, проживающих в сельской местности" (в редакции решения Совета муниципального района "Вуктыл" от 31 октября 2006 года № 268) вопросы предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования не регулируются, не препятствует проверке его конституционности на основании статьи 39 (часть 2) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", поскольку действием указанного нормативного правового акта были нарушены конституционные права граждан.
4. В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Это требование относится как к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации, так и к решениям, принимаемым в иной форме (заключение, определение).
Согласно статье 6 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" решения Конституционного Суда Республики Коми, а также его законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Коми.
Вышеприведенные решения Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 8 февраля 2007 года № 322-О-П) и Конституционного Суда Республики Коми (Постановления от 24 января 2006 года, от 7 ноября 2007 года) сохраняют свою силу, а выраженные в них правовые позиции, подтверждающие право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей, не могут игнорироваться судами и иными правоприменительными органами.
Неисполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Республики Коми недопустимо и означает неисполнение требований статей 6, 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", статей 6, 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", что в силу статьи 81 названного Федерального конституционного закона, статьи 75 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" влечет ответственность, установленную федеральным законом.
Так, абзацем вторым пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.
Статья 73 (часть 3) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" предусматривает, что акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке.
В этой связи принятые ранее правоприменительные решения в отношении Г.Н.Лешуковой должны быть пересмотрены с учетом настоящего Постановления и вышеприведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Республики Коми.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать решение Совета муниципального образования "Город Вуктыл" от 14 декабря 2004 года № 112 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений, проживающих в сельской местности" в редакции от 14 декабря 2004 года, решение Совета муниципального района "Вуктыл" от 29 марта 2007 года № 11 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим в сельской местности муниципального района "Вуктыл", как не предусматривающие мер социальной поддержки пенсионерам из числа бывших педагогических работников, неконституционными, нарушающими положения статей 11, 40 (часть 1) и 65 Конституции Республики Коми.
В силу статьи 96 Конституции Республики Коми, статьи 6, части первой статьи 73, статьи 74 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Совет муниципального образования муниципального района "Вуктыл" обязан не позднее чем в течение шести месяцев после опубликования настоящего Постановления внести необходимые, вытекающие из него изменения в вышеуказанные нормативные правовые акты.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Правоприменительные решения в отношении гражданки Г.Н.Лешуковой подлежат пересмотру в установленном порядке с учетом настоящего Постановления.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru