Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


РЕШЕНИЕ Арбитражного суда РК от 14.07.2008 по делу № А29-3096/2008
<В ПРИЗНАНИИ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ И ДЕЙСТВИЙ НАЛОГОВОГО ИНСПЕКТОРА НЕЗАКОННЫМИ ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ ОБЯЗАННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА ПОСЛЕ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НЕ БЫЛА ИСПОЛНЕНА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2008 г. по делу № А29-3096/2008

(извлечение)

9 июля 2008 г.
(дата оглашения резолютивной части решения)
14 июля 2008 г.
(дата изготовления решения в полном объеме)
Судья Арбитражного суда Республики Коми,
при ведении протокола судебного заседания ею же,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению К.
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Усинску Республики Коми
о признании ненормативного акта ИФНС г. Усинска № 312 от 11.03.2008 г. о приостановлении операций по счетам недействительным и о признании действия инспекторов ИФНС С. незаконными
при участии в заседании:
от заявителя: К.
от ответчика: М. - по доверенности № 04-12/03/8 от 07.02.2008 г.

установила:

К. обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением о признании недействительным ненормативного акта Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Усинску Республики Коми № 312 от 11.03.2008 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и о признании действия инспекторов ИФНС С. незаконными.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Усинску Республики Коми требования не признает, указав, что основанием к принятию решения № 312 явился факт неоплаты К. сумм единого налога на вмененный доход исходя из представленных им налоговых деклараций по ЕНВД (1 980 руб. за 1 квартал 2005 г. - срок уплаты 25.04.2005 г., 3 056 руб. за 1 квартал 2006 г. - срок уплаты 25.04.2006 г., 2 959 руб. за 1 квартал 2007 г. - срок уплаты 25.04.2007 г.). Общая сумма налога, подлежащая уплате составила 7 995 руб. В связи с неоплатой было направлено требование № 60 по состоянию на 21.01.2008 г. 11.03.2008 г. были приняты решения № 186 о взыскании налогов в сумме 7 995 руб., пени в сумме 53,30 руб. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, индивидуального предпринимателя в банках; решение № 312 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
В судебном заседании К. уточнены инициалы инспектора, действия которого он просит признать незаконными - С.
Выслушав представителя налоговой инспекции, рассмотрев имеющиеся в деле и представленные сторонами документы и материалы, суд отказывает в удовлетворении требований К., при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, К. 17.01.2008 г. представил в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Усинску Республики Коми налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход за 1 квартал 2005 года, 1 квартал 2006 года и 1 квартал 2007 года, в соответствии с которыми подлежащая уплате сумма налога составила 7 995 руб., в том числе: за 1 квартал 2005 года - 1 980 руб., за 1 квартал 2006 года - 3 056 руб., за 1 квартал 2007 года - 2 959 руб.
За несвоевременную уплату налога Инспекцией ФНС по г. Усинску на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ за период с 01.01.2008 г. по 20.01.2008 г. начислены пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в сумме 53,30 руб.
В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ 30.01.2008 г. налогоплательщику было направлено требование № 60 от 21.01.2008 г. об уплате в срок до 11.02.2008 г. единого налога на вмененный доход в сумме 7 995 руб. и пени в сумме 53 руб. 30 коп.
В силу неисполнения требования в установленный срок, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Усинску Республики Коми на основании статьи 46 Налогового кодекса РФ было принято решение № 186 от 11.03.2008 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, за счет денежных средств налогоплательщика - индивидуального предпринимателя на счетах в банках, в соответствии с которым с К. подлежат взысканию налог в сумме 7 995 руб. и пени в сумме 53 руб. 30 коп.
На взыскание задолженности были выставлены инкассовые поручения N№ 301, 302 от 11.03.2008 г. (к расчетному счету предпринимателя Усинском филиале АКБ "Северный Народный Банк" (ОАО)).
Помимо принятия указанного решения об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Усинску Республики Коми 11.03.2008 г. приняла также решение № 312 о приостановлении в банке ФАКБ "Северный народный банк" (ОАО) в г. Усинске расходных операций по счетам налогоплательщика - индивидуального предпринимателя К.
Основанием к принятию решения указан факт неисполнения обязанности по уплате налога после истечения срока исполнения требования об уплате налога № 60 от 21.01.2008 г. со сроком исполнения 11.02.2008 г., по которому налоговым органом вынесено решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках № 186 от 11.03.2008 г.
Инкассовые поручения исполнены в полном объеме 24.03.2008 г.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 г.) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2007 г. № 137-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 8 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В соответствии с п. 1 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ) приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.
Судом не принимается указание К. о том, что налоги уплачены своевременно.
В этой части суд отмечает, что ссылка К. на наличие решения Арбитражного суда Республики Коми по делу А29-1548/2008 принимается судом постольку, поскольку предметом рассмотрения по указанному делу являлась недействительность решения налоговой инспекции от 05.02.2008 г. № 74, в соответствии с которым было возвращено без исполнения заявление К. о производстве зачета переплаты по ЕСН, подлежащего уплате в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в счет уплаты ЕНВД от 21.01.2008 г.
Доказательствами производства такого зачета на день судебного разбирательства суд не располагает, в то же время согласно нормативов распределения ЕНВД, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования подлежит уплате 4,5%.
Указание К. на наличие переплаты, подлежащей зачету в счет уплаты единого налога на вмененный доход, также не может расцениваться в качестве доказательств отсутствия недоимки.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (подпункт 5 пункта 1 статьи 21); сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей (пункт 1 статьи 78).
Недоимкой для целей настоящего Кодекса признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (пункт 2 статьи 11 Кодекса).
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
К. не представлены доказательства отсутствия недоимки по единому налогу на вмененный доход, обязанность по уплате которого возникает исходя из представленных им налоговых деклараций.
Решение № 312 от 11 марта 2008 г. было принято в обеспечение исполнения решения № 186 от 11.03.2008 г.
Требование в части признания незаконными действий С. заявитель обосновывает необходимостью выяснения причин и выслушивания его мнения.
В соответствии со статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать в арбитражный суд акты налоговых органов, неправомерные действия или бездействие должностных лиц, если по его мнению такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Ответчиком по названному спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган (пункт 49 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Суд находит, что вопрос принятия решения в порядке ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагает совершения действий, указанных К.
Налоговые органы в лице должностных лиц вправе принимать решения в порядке ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного явствует, что для признания незаконным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействие) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или создание препятствия в осуществлении этой деятельности, что отсутствует в рассматриваемом деле.
Государственная пошлина по требованию о признании незаконными действий С. подлежит отнесению на К., составляет 100 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении требований К. отказать.
2. Взыскать с К. 100 руб. государственной пошлины в доход бюджета Российской Федерации.
Государственная пошлина подлежит уплате в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу. При отсутствии сведений об уплате выдать исполнительный лист.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения (изготовления) во Второй Арбитражный апелляционный суд.
4. Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru