Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


РЕШЕНИЕ Совета депутатов городского округа Серпухов МО от 11.06.2008 № 341/62
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ, АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗАЩИТА ИХ ПРАВ НА 2008-2010 ГГ."

Официальная публикация в СМИ:
"Серпуховские вести", № 72, 08.07.2008


Вступил в силу с момента опубликования (пункт 2 данного документа).



СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 июня 2008 г. № 341/62

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА
БЕЗНАДЗОРНОСТИ, АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ СРЕДИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗАЩИТА ИХ ПРАВ НА 2008-2010 ГГ."

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Устава города Серпухова Совет депутатов города Серпухова решил:
1. Принять решение "Об утверждении городской целевой программы "Профилактика безнадзорности, асоциальных явлений среди несовершеннолетних, защита их прав на 2008-2010 гг." (прилагается).
2. Направить решение "Об утверждении городской целевой программы "Профилактика безнадзорности, асоциальных явлений среди несовершеннолетних, защита их прав на 2008-2010 гг." главе города Серпухова П.В. Жданову для подписания.
3. Контроль за выполнением данного решения возложить на комиссию по социально-экономическому развитию города.

Председатель Совета депутатов
О.В. Кузнецов





Принято
решением Совета депутатов
городского округа Серпухов
Московской области
от 11 июня 2008 г. № 341/62

РЕШЕНИЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ, АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ СРЕДИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗАЩИТА ИХ ПРАВ НА 2008-2010 ГГ."

1. Утвердить городскую целевую программу "Профилактика безнадзорности, асоциальных явлений среди несовершеннолетних, защита их прав на 2008-2010 гг." (прилагается).
2. Решение вступает в силу с момента опубликования.

Глава города
П.В. Жданов





Утверждена
решением Совета депутатов
городского округа Серпухов
Московской области
от 11 июня 2008 г. № 341/62

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ, АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ СРЕДИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗАЩИТА ИХ ПРАВ НА 2008-2010 ГГ."

Паспорт

Наименование городской целевой программы: городская целевая программа "Профилактика безнадзорности, асоциальных явлений среди несовершеннолетних, защита их прав на 2008-2010 гг.".

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" принят 19.04.1991, а не 22.08.2004, и имеет номер 1032-1, а не 122-ФЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Обоснование для разработки Программы: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", Закон РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании", Закон Московской области от 05.07.2003 № 77/2003-ОЗ "О патронате", Закон Московской области от 09.12.2004 № 170/2004-ОЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Московской области от 30.12.2005 № 273/2005-ОЗ "О Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области", Постановление Губернатора Московской области от 03.08.2006 № 101-ПГ "Об утверждении Положения об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью".
Заказчик Программы: администрация города Серпухова.
Разработчик Программы: отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Серпухова.
Исполнители Программы: отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Серпухова (далее - ОДНиЗП), структурные подразделения администрации г. Серпухова: "Комитет по образованию" (далее - СПА КО), "Комитет по физической культуре, спорту и туризму" (далее - Спорткомитет), Управление культуры и молодежной политики администрации г. Серпухова (далее - УКиМП), Управление опеки и попечительства администрации г. Серпухова (далее - Опека), Управление здравоохранения администрации г. Серпухова (далее - УЗ); Серпуховское городское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области (далее - СГУСЗН), Управление внутренних дел г. Серпухова и Серпуховского района (УВД), ГУ "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 13 УФСИН России по Московской области" (далее - УИИ), Государственное учреждение Московской области Серпуховский центр занятости населения (далее - ЦЗН).
Цель и задачи Программы:
Цель: комплексное решение проблемы ранней профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе и защиты прав.
Задачи:
- укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- развитие форм ранней профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
- защита и оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сокращение количества детей, находящихся в интернатных учреждениях;
- развитие сети учреждений молодежного досуга.
Основные мероприятия Программы: координация деятельности всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений. Контроль над криминогенной ситуацией в детской и подростковой среде, ежегодное снижение темпов роста преступности и безнадзорности. Укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Увеличение количества прошедших социальную и трудовую реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сокращение фактов социального неблагополучия, приводящих к социальному сиротству, в семьях с детьми.
Сроки и этапы реализации Программы: 2008-2010 гг.
Источники финансирования:
общий объем финансовых средств, всего: 116328,1 тыс. рублей, в т.ч. по источникам финансирования: 43131,0 тыс. руб. - средства областного бюджета; 73197,1 тыс. руб. - средства местного бюджета.
Управление Программой и контроль за ее реализацией: координацию деятельности отраслевых и функциональных органов администрации г. Серпухова, Серпуховского городского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области, Управления внутренних дел г. Серпухова и Серпуховского района, ГУ "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 13 УФСИН России по Московской области", Государственного учреждения Московской области Серпуховский центр занятости населения осуществляет отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Серпухова. Общую координацию действий по контролю за исполнением Программы осуществляет Управление экономики администрации г. Серпухова. Контроль за исполнением Программы осуществляют администрация г. Серпухова и Совет депутатов г. Серпухова.
Ожидаемые конечные результаты:
- снижение ежегодно на 5% числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и на 2% - количества безнадзорных, беспризорных детей и подростков;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- снижение на 2-3% количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение;
- увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семью;
- установление постинтернатного патроната над всеми (100%) выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сокращение числа правонарушений, совершаемых данной категорией лиц.

Оценка исходной ситуации

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Из года в год увеличивается количество детей, самовольно ушедших из семей, в которых не обеспечиваются даже минимально необходимые условия для жизнедеятельности и полноценного развития, допускается жестокое обращение с ребенком. Ряды безнадзорных детей пополняются выпускниками интернатных учреждений, подростками, освободившимися из воспитательных колоний после отбытия наказания и утратившими родственные связи. Проблема обеспечения их жильем и работой решается крайне медленно. Безнадзорные дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Зачастую эти дети становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность.
В городе сложилась и действует система профилактики (см. таблицу - не приводится). Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав координирует работу всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних г. Серпухова, ее деятельность направлена на организацию и получение эффективных результатов по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности, предупреждению правонарушений, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних.
В городе на концептуальном и организационно-управленческом уровнях осуществлен переход от системы карательных мер к профилактике как комплексу социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи и поддержки семей и детей, находящихся в социально опасном положении, защите их прав и законных интересов.
Однако объективно существует ряд проблем, свидетельствующих о недостаточной эффективности деятельности системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
В течение 2006 года количество совершенных подростками преступлений в городе составило 78 преступлений, что на 69% больше, чем в 2005 году. За 1 полугодие 2006 года количество совершенных подростками преступлений в городе составило 39, в 1 полугодии 2007 года - 12 преступлений. Несмотря на то, что общее количество преступлений в 1 полугодии 2007 года снизилось на 30,8%, по-прежнему основными видами преступлений как в 2006 году, так и в 1 полугодии 2007 года остаются корыстно-насильственные преступления: более 2/3 от числа всех совершенных несовершеннолетними преступлений составляют разбои, кражи, грабежи и др. (табл. № 2). Одной из основных причин, по которой подростки совершают преступления, являются корыстные побуждения, упадок нравственности в окружении детей, снижение родительской ответственности и учреждений за судьбу детей, резко выраженная в молодежной среде проблема социального неравенства.
Особую тревогу вызывают тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые подростками, они приобретают организованный и групповой характер. В 2006 году несовершеннолетними совершено в группе 14 преступлений, в 2005 году - 13 преступлений. В группе со взрослыми несовершеннолетние в 2006 году совершили 11 преступлений, в 2005 году - 18 преступлений. В 1 полугодии 2006 года несовершеннолетними совершено в группе со взрослыми 2 преступления, в 1 полугодии 2007 года их также 2, т.е. общее количество групповых и преступлений, совершенных в группе со взрослыми, не снижается, что свидетельствует о низком качестве работы сотрудников милиции по разобщению групп. Необходимо отметить, что в отделе по делам несовершеннолетних УВД работают 8 инспекторов, из них 6 человек имеют стаж работы до 2 лет, т.е. недостаточный опыт работы. Из общего количества подростков, совершивших преступления, по-прежнему остается высоким процент учащихся учебных заведений и неработающих (таблица № 3).
Вместе с тем вызывает беспокойство криминальная активность детей в возрасте до 14 лет. Количество совершенных ими общественно опасных деяний не уменьшается, а по своей тяжести они не отличаются от преступлений, совершенных подростками старшего возраста, и зачастую являются более дерзкими и циничными. За 1 полугодие 2006 года комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав было рассмотрено 39 персональных дел в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния в возрасте до 14 лет, в 1 полугодии 2007 года - 47.
Количество данных преступлений не входит в общую уголовную статистику, однако существенно влияет на криминогенную обстановку в городе.
Поэтому необходима ранняя профилактика преступности несовершеннолетних, т.е. проведение предупредительных мероприятий задолго до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно опасного поведения, нейтрализация криминогенных факторов путем замещения их негативного действия целенаправленным воспитанием у детей здорового правосознания, социально полезных навыков и интересов, создания условий для формирования устойчивого законопослушного поведения.
Объектом ранней профилактики должно являться все несовершеннолетнее население, а не только те из них, которые находятся в социально опасном положении. Активными субъектами профилактических мероприятий являются прежде всего семья и учебные заведения дошкольного и среднего общего образования.
Отклонения в поведении несовершеннолетних имеют в своей основе один источник - социальную дезадаптацию, причина которой кроется прежде всего в семейном неблагополучии. Характеризуя семьи, относящиеся к данной группе, можно отметить ряд факторов, способствующих социальной нестабильности: социально-экономические, медико-социальные, социально-демографические, социально-психологические и криминальные.
Семейное неблагополучие является одной из главных причин роста детской безнадзорности и беспризорности, а также социального сиротства. Социальные факторы остаются одним из условий формирования девиантного поведения подростков. В связи с этим в городе службами и учреждениями системы профилактики проводится работа по раннему выявлению семей, находящихся в социально опасном положении и группы риска.
Наблюдается тенденция роста количества выявленных и поставленных на учет в Комиссию семей, находящихся в социально опасном положении. Было поставлено на учет: 1 полугодие 2007 г. - 61 семья, 1 полугодие 2006 г. - 45 семей. На 01.07.2007 общий банк данных таких семей, находящихся в социально опасном положении и группы риска, составляет 464 семьи. Учитывая тот факт, что повлиять на судьбу ребенка можно главным образом через изменение семейной обстановки, усилия органов системы профилактики направляются на стабилизацию обстановки в семье, основном институте общества. С февраля 2005 года для отработки новой модели оказания содействия семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также для защиты прав несовершеннолетних и законных интересов, для профилактики социального сиротства при Серпуховском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних было открыто отделение Участковой социальной службы (далее - УСС). На учете в УСС состоит 271 семья, в которых проживают 355 детей. В отделении работают 8 социальных педагогов, за каждым закреплен конкретный участок города. Один соцпедагог обслуживает в среднем от 32 до 40 семей. Неохваченными работой УСС остаются 193 семьи, что составляет 41,6% от общего числа семей банка данных. Большая нагрузка на одного соцпедагога и сложность в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, сказываются и на результатах работы. Так, за 2006 год только 8 семей были переведены из категории семей, находящихся в социально опасном положении, в категорию семей группы риска, 93 семьи сняты с учета в связи с нормализацией положения в семье, а в 5 семьях обстановка ухудшилась, и они были переведены из категории группы риска в категорию семей, находящихся в социально опасном положении.
В 2006 году положительным результатом работы отделения можно считать возросшее доверие родителей и несовершеннолетних к участковым социальным педагогам.
В УСС входит и отделение патронатного воспитания. Основными задачами социального патроната и патронатных воспитателей являются обеспечение стабильности в семье, улучшение физического и материального благополучия воспитанника, создание для несовершеннолетнего благоприятного психологического комфорта, повышение психологического тонуса и формирование атмосферы доверия, взаимопонимания, изменение мотивации, отвлечение от нежелательного поведения и переживаний (в целом ряде случаев - на обучение и воспитание). В 2006 году патронатных воспитателей было 21, и они осуществляли социальную реабилитацию 101 несовершеннолетнего. Работа по установлению социального патроната над несовершеннолетними активно развивается и приносит положительные результаты. Трудности в этой работе заключаются в следующем:
- желающих стать патронатным воспитателем недостаточно;
- требуется время на подготовку таких специалистов.
Как и по всей стране, проблема социального сиротства актуальна сегодня и в Серпухове. В декабре 2006 года в Серпуховской городской детской больнице находилось 25 брошенных детей и детей-сирот в возрасте от 0 до 3 лет. Некоторые дети находятся в лечебных учреждениях до достижения возраста 3 лет, то есть до момента направления их в детские дома, поскольку и количество выделяемых путевок в Дом ребенка недостаточно, и состояние здоровья некоторых детей требует длительного лечения. Кроме того, отсутствие в детской городской больнице своего автотранспорта для перевозки таких детей на обследование и операции также значительно затягивает процесс своевременного перевода их в Дом ребенка.
В целях улучшения сложившейся ситуации и сокращения числа отказных детей 7 декабря 2006 года на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Серпухова отделом по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Серпухова было разработано и утверждено Соглашение о межведомственном взаимодействии Комиссии, СПА "Комитет по образованию", МУЗ "Серпуховский родильный дом" и Серпуховского УВД в работе с мамами-отказницами. Положительными в работе явились следующие важные моменты:
- раннее выявление семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении;
- оказание семье необходимой помощи;
- своевременное официальное оформление отказа от ребенка.
Ежегодно органами опеки и попечительства выявляется более 100 детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2005 году было выявлено 102 ребенка, оставшихся без попечения родителей, в 2006 году их также было 102, т.е. с учетом демографической ситуации в городе можно говорить об отрицательной динамике. Общее количество несовершеннолетних, состоящих на учете в органах опеки и попечительства в настоящий момент, - 493 ребенка, это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Ежегодно более 30 выпускников учреждений для детей-сирот возвращаются в город, и многие из них нуждаются в оказании помощи в трудоустройстве, социальной реабилитации и решении жилищной проблемы: ремонте жилого помещения, погашения задолженности за жилье. В 2007 году впервые были выделены средства из местного бюджета в размере 300 тыс. рублей на ремонт жилья для выпускников интернатных учреждений, но, к сожалению, их было недостаточно для решения проблем всех выпускников. До сих пор в городе не сложилась система своевременного проведения ремонта в указанных жилищных помещениях и погашения задолженности за данное жилье.
В этих целях на территории города с 2004 года активно развиваются патронатное воспитание и постинтернатный патронат. Учреждение получает статус патронатного при внесении изменений в устав учреждения, и на сегодня таким статусом обладают 7 образовательных учреждений города. Все это дает возможность охватить постинтернатным патронатом всех выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигнув в результате сокращения числа правонарушений, совершаемых данной категорией лиц.
Практика показывает, что наиболее криминальным временем суток является вечернее время, и сегодня остается актуальным вопрос об организации досуга несовершеннолетних.
За последние годы в городе накоплен положительный опыт работы в данном направлении. Благодаря программному и системному подходу в городе сложилась положительная тенденция в сфере занятости и организации досуга молодежи и подростков, что подтверждает нижеприведенная таблица № 4.
Но необходимо отметить, что в кружках в основном занимаются дети младшего школьного возраста и не состоящие на учете, а вот подростки в возрасте 14-17 лет, состоящие на учете в КДНиЗП, остаются не охваченными организованными формами досуга, и это несмотря на то, что с каждым подростком ведется индивидуальная работа в данном направлении. Практика показывает, что трудные подростки не хотят заниматься и общаться "по расписанию", их больше привлекает "экстрим и драйв", свободное общение или объединения по интересам. Так, из 233 несовершеннолетних, состоящих на учете в Комиссии, только 39 чел. (16,7%) занимаются в кружках и секциях. Интересы молодежи разнообразны, в городе действует 28 молодежных объединений, из них 11 - неформальных объединений. К сожалению, в городе нет оборудованных мест для занятий неформальных молодежных объединений досуговой направленности, таких как паркур, скейтборд, роллер-спорт, велоэкстрим, брейк-данс и т.д. И здесь важно взять под контроль и направлять деятельность неофициально существующих экстремальных объединений для того, чтобы они успешно вписывались в процесс демократического общества.
Организацией досуга молодежи занимаются МДЦ "Юность", МЦ "Порт", Дворец молодежи. При МДЦ "Юность" сегодня действуют 7 клубов по месту жительства, на которые сделан основной упор в решении вопроса досуга и профилактики асоциального поведения подростков и молодежи. Анализ деятельности подростковых клубов показал, что на сегодня такая форма учреждений себя изжила. Сейчас в целях увеличения охвата молодежи организованными формами досуга требуется создание в каждом микрорайоне города молодежного центра, который позволит расширить спектр услуг и привлечь разные категории молодежи.
С 2002 года в г. Серпухове действует Центр по профориентации и трудоустройству молодежи, главной задачей которого является проведение профориентационных работ среди подростков и молодежи, выпускников школ, консультативная и методическая помощь родителям и педагогам, трудоустройство молодежи, психологическая поддержка. За 5 лет работы Центром было охвачено более 20 тысяч человек. Для молодежи ежегодно организуются ярмарки учебных и рабочих мест, оказывается помощь во временном летнем трудоустройстве. Количество подростков, трудоустроенных в летний период, ежегодно увеличивается.
Однако анализ показывает, что количество трудоустроенных в летний период подростков в возрасте 15-17 лет могло быть и больше, если бы уровень заработной платы был несколько выше.
Подростки в возрасте 14-15 лет, уклоняющиеся от учебы, продолжают обучение в вечерней школе, при этом не все из них имеют возможность трудоустроиться. Как один из вариантов решения этой проблемы - организация двухгодичных групп обучения на базе профессиональных училищ. Обучение профессии в этих группах осуществляется параллельно с обучением в вечерней школе. Как правило, данный контингент учащихся имеет слабый уровень знаний и отклонения в поведении. Большая часть учащихся этих групп воспитывается в семьях, находящихся в социально опасном положении. Перед педагогическим составом училища стоит задача из пришедших "трудных" подростков сделать социально адаптированную личность, в связи с чем необходимо обратить внимание на внеурочную занятость подростков и вовлечение их в кружки и спортивные секции. Организацию двухгодичных групп обучения при ГОУ НПО ПУ № 19 в настоящее время уже можно считать сложившейся системой: на 2007/2008 год набрана еще одна группа подростков по специальности плотник-столяр.
Проведенный анализ позволяет выявить следующие проблемы:
1. Криминальная обстановка в городе остается напряженной, высок процент учащихся и неработающих несовершеннолетних, совершивших преступления в 2006 году.
2. Увеличение количества семей, находящихся в социально опасном положении и группы риска.
3. Рост количества безнадзорных детей и подростков, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Недостаток средств на погашение задолженности за жилье и коммунальные услуги и проведение ремонта жилой площади, закрепленной за выпускниками учреждений для детей-сирот.
5. Малый охват организованными формами досуга подростков в возрасте старше 15 лет.
6. Низкий уровень заработной платы у подростков в возрасте 15-17 лет, трудоустроенных в летний период.
Несмотря на принимаемые меры, высоким остается количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Необходимы конкретные меры по решению проблем отдельных категорий несовершеннолетних и защите их прав. Все это обуславливает необходимость создания городской комплексной программы "Профилактика безнадзорности, асоциальных явлений среди несовершеннолетних, защита их прав на период 2008-2010 гг."

Цели и задачи городской целевой программы

Исходя из оценки сложившейся ситуации целью разработанной Программы является комплексное решение проблемы ранней профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.
Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач:
- укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- развитие форм ранней профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
- защита и оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сокращение количества детей, находящихся в интернатных учреждениях;
- развитие сети учреждений молодежного досуга.

Управление городской целевой Программой
и контроль за ходом ее реализации

Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Серпухова организует взаимодействие и осуществляет координацию работы исполнителей по реализации программных мероприятий. Мероприятия, в которых участвуют несколько соисполнителей, реализуются путем разработки планов совместных действий, проведения встреч и совещаний, обсуждения представляемых оперативных и итоговых отчетов исполнителей.
Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Серпухова:
- вносит на рассмотрение Совета депутатов по согласованию с исполнителями предложения по корректировке отдельных мероприятий;
- ежегодно готовит отчет о выполнении мероприятий Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляют администрация г. Серпухова и Совет депутатов г. Серпухова.
Ответственным за реализацию Программы, а также исполнителем является отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Серпухова. Соисполнителями Программы являются структурные подразделения администрации г. Серпухова: "Комитет по образованию", "Комитет по физической культуре, спорту и туризму", Управление культуры и молодежной политики администрации г. Серпухова, Управление опеки и попечительства администрации г. Серпухова, Управление здравоохранения администрации г. Серпухова; Серпуховское управление социальной защиты населения Московской области, Управление внутренних дел г. Серпухова и Серпуховского района, ГУ "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 13 УФСИН России по Московской области", Государственное учреждение Московской области Серпуховский центр занятости населения и другие организации, участвующие в ее реализации.
Корректировка Программы проводится по предложению заказчика Программы или исполнителей.
В случае необходимости заказчик Программы представляет Совету депутатов города Серпухова предложения по корректировке Программы и перечня мероприятий Программы.

Система программных мероприятий и ресурсное
обеспечение Программы

Реализация Программы позволит объединить усилия всех органов и учреждений системы профилактики в осуществлении прав и законных интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Финансирование Программы намечается осуществить за счет консолидации средств на ее реализацию из различных источников: областного бюджета, бюджета муниципального образования.
Общая сумма финансирования мероприятий Программы составляет 116328,1 тыс. рублей, в т.ч. из средств областного бюджета - 43131,0 тыс. рублей, средств местного бюджета - 73197,1 тыс. рублей. Финансирование мероприятий Программы из средств областного бюджета направлено на реализацию одной из приоритетных задач государственной политики - преодоление социального сиротства и решение жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Средства из бюджета муниципального образования город Серпухов будут направлены на развитие системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы, повышение квалификации специалистов, а также на методологическую и информационную поддержку деятельности по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних.

Ожидаемые результаты от реализации программных мероприятий

Разработанная городская целевая программа "Профилактика безнадзорности, асоциальных явлений среди несовершеннолетних, защита их прав на 2008-2010 гг." имеет социальную эффективность. Особое внимание в Программе уделено вопросам ранней профилактики, снижения правонарушений несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Реализация Программы обеспечит координацию деятельности всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений, контроль над криминогенной ситуацией в детской и подростковой среде, укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и увеличит количество прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- снизить на 5% число правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и на 2% - количество безнадзорных, беспризорных детей и подростков;
- обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, во всех сферах их жизнедеятельности;
- снизить на 2-3% количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение;
- увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семью;
- установить постинтернатный патронат над всеми (100%) выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сократить число правонарушений, совершаемых данной категорией лиц.

ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Таблица № 2

   ------------------------------T-----------T-----------¬

¦Виды преступлений ¦1 полугодие¦1 полугодие¦
¦ ¦2006 г. ¦2007 г. ¦
+-----------------------------+-----------+-----------+
¦Грабежи ¦ 11¦ 1¦
+-----------------------------+-----------+-----------+
¦Кражи ¦ 10¦ 3¦
+-----------------------------+-----------+-----------+
¦Неправомерное завладение ¦ 6¦ 7¦
¦транспортным средством ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------+-----------+
¦Разбои ¦ 5¦ 1¦
+-----------------------------+-----------+-----------+
¦Подделка купюр ¦ 5¦ - ¦
+-----------------------------+-----------+-----------+
¦Побои ¦ 1¦ 2¦
+-----------------------------+-----------+-----------+
¦Умышленное причинение средней¦ 1¦ - ¦
¦тяжести вреда здоровью ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+-----------+-----------+
¦Вымогательство ¦ - ¦ 1¦
+-----------------------------+-----------+-----------+
¦Итого ¦ 39¦ 15¦
L-----------------------------+-----------+------------


Таблица № 3

   ----------------------T-----------T-----------¬

¦Контингент ¦1 полугодие¦1 полугодие¦
¦ ¦2006 г. ¦2007 г. ¦
+---------------------+-----------+-----------+
¦Учащиеся школ ¦ 10¦ 4¦
+---------------------+-----------+-----------+
¦Учащиеся ПУ ¦ 2¦ 2¦
+---------------------+-----------+-----------+
¦Учащиеся иных учебных¦ 1¦ 1¦
¦заведений ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----------+-----------+
¦Работающие ¦ 2¦ 0¦
+---------------------+-----------+-----------+
¦Неработающие ¦ 11¦ 5¦
+---------------------+-----------+-----------+
¦Иногородние ¦ 3¦ - ¦
+---------------------+-----------+-----------+
¦Итого ¦ 29¦ 12¦
L---------------------+-----------+------------


Таблица № 4

ЗАНЯТОСТЬ
ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СФЕРЫ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

   -------T--------------------------------T----------¬

¦Период¦Количество несовершеннолетних, ¦Количество¦
¦ ¦посещающих кружки и клубы (чел.)¦кружков и ¦
¦ +-----------T--------------------+клубов ¦
¦ ¦всего ¦из них состоящих на ¦ ¦
¦ ¦ ¦учете в КДНиЗП ¦ ¦
+------+-----------+--------------------+----------+
¦2004 ¦ 1450 ¦ 11¦ 40 ¦
+------+-----------+--------------------+----------+
¦2005 ¦ 2112 ¦ 9¦ 67 ¦
+------+-----------+--------------------+----------+
¦2006 ¦ 2573 ¦ 12¦ 86 ¦
L------+-----------+--------------------+-----------


АНАЛИЗ
ЛЕТНЕГО ТРУДОУСТРОЙСТВА ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ
ЗА 2004-2007 ГОДЫ

   --------------------------T-----T-----T-----T-----¬

¦ ¦2004 ¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦
+-------------------------+-----+-----+-----+-----+
¦Всего трудоустроено ¦877 ¦816 ¦1014 ¦1413 ¦
+-------------------------+-----+-----+-----+-----+
¦Из них несовершеннолетних¦656 ¦657 ¦953 ¦1255 ¦
L-------------------------+-----+-----+-----+------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru