
|  |
Региональное законодательство / Саратовская область
ОТЧЕТ Контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы от 06.05.2009
"О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ КОМИТЕТА ПО ФИНАНСАМ АДМИНИСТРАЦИИ Г. САРАТОВА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ КАЗНЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД САРАТОВ"
Официальная публикация в СМИ:
"Саратовская панорама", Спецвыпуск, № 42(433), 06.05.2009.
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ КОМИТЕТА ПО ФИНАНСАМ АДМИНИСТРАЦИИ Г.
САРАТОВА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
КАЗНЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД САРАТОВ"
В соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы и на основании удостоверения на право проведения проверки от 25.02.2009, выданного Председателем контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы Постельгой Э.А., специалистами отдела контрольно-счетной палаты: консультантом Юровой Е.Л. (руководитель) и главным специалистом Музуровой Н.Г. с 25.02.2009 по 25.03.2009 проведена проверка выполнения мероприятий по созданию муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов".
Период проверки: 2008 год.
Цель проверки:
- исполнение решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов";
- использование средств городского бюджета, выделенных на формирование и содержание муниципальной казны.
Объект проверки: комитет по финансам администрации города.
Объекты встречной проверки: комитет дорожного хозяйства, МУ "ДЕЗ Волжского района".
Лицами ответственными за финансово-хозяйственную деятельность комитета по финансам в проверяемом периоде являлись:
Мурзаков А.П. - с начала проверяемого периода по 15.09.2008 назначенный на должность председателя комитета по финансам Распоряжением администрации города Саратова № 91-р от 01.09.2006 и освобожденный Распоряжением администрации г. Саратова № 398-л/с от 29.08.2008;
Никитин А.И. - с 02.09.2008 по настоящее время, назначенный на должность председателя комитета по финансам Распоряжением администрации города Саратова от 24.10.2008 № 478-лс, имеющий право первой подписи;
Батяева И.П. - начальник управления бюджетного учета и отчетности с 03.05.2007 по настоящее время, назначенная на должность приказом председателя комитета по финансам от 03.05.2007 № 29-лс, имеющая право второй подписи.
Проверка проведена с ведома руководителя комитета.
При проверке использовались: банковские документы, первичные учетные документы, сметы расходов, отчеты об исполнении смет, регистры бухгалтерского учета, главная книга, Положение о комитете по финансам, другие нормативные и правовые документы.
Проверкой соответствия организации бюджетного учета муниципальной казны действующим нормативно-правовым актам установлено.
В соответствии со статьей 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.
Учет муниципальной казны в комитете ведется только в части средств бюджета города. Однако, в соответствии с БК РФ ст. 264.1 п. 2 и Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее - Инструкция по бюджетному учету), бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов исполнительной власти, следовательно, имущество казны также подлежит бюджетному учету.
Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов" (далее - Решение № 25-246) на комитет возложены функции по осуществлению бюджетного учета наличия и движения имущества муниципальной казны, а также его отражения в бюджетном учете муниципального образования "Город Саратов".
В нарушение указанных норм комитет по финансам администрации города не обеспечил постановку на бюджетный учет и отражение в финансовой отчетности за 2008 год имущества муниципальной казны.
Учет средств бюджета города, являющихся одним из элементов муниципальной казны г. Саратова, ведется в комитете на основании Закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом МФ РФ от 10.02.2006 № 25н и приказа председателя комитета от 25.12.2007 № 114П "О реализации единой государственной учетной политики в комитете по финансам администрации города Саратова на 2008 год".
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 20 декабря 2007 г. № 23-223 "О бюджете города на 2008 год" по состоянию на 1 января 2008 года бюджет города Саратова утвержден по доходам в сумме 6054952,6 тыс. рублей, по расходам в сумме 6487001,6 тыс. рублей или с дефицитом в сумме 432049,0 тыс. рублей.
Выборочная проверка расходования средств бюджета города в 2008 году направленных на исполнение судебных актов, предъявленных к казне города, показала следующее.
Сводной бюджетной росписью на 2008 год объем бюджетных ассигнований в части исполнения судебных актов по искам к казне города установлен в сумме 30585,0 тыс. рублей. Уточненный объем бюджетных ассигнований на названные цели составил 109761,7 тыс. рублей, что в 3,6 раза больше первоначального.
За 2008 год к казне города предъявлено 112 исполнительных листов на общую сумму 109761,7 тыс. рублей, в том числе в порядке субсидиарной ответственности на сумму 82879,6 тыс. рублей (75,5 % от общей суммы).
В БК РФ ст. 242.5 п. 9 определены особенности исполнения судебных актов в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета, а не с органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов. Исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган (комитет по финансам) по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета, как получателю средств местного бюджета. В остальном подлежит применению общий порядок, установленный для исполнения судебных актов. Комитет по финансам производил оплату исполнительных документов, предъявленных к казне в порядке субсидиарной ответственности с нарушением установленного законодательством порядка.
Следует отметить, что в соответствии с определением ст. 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования. При этом определение муниципальными образованиями в соответствии со ст. 1071, п. 3 ст. 125 ГК РФ органов, которые могут выступать в суде от имени соответствующей казны, не означает исполнение указанными органами за счет находящихся в их ведении средств судебных актов. Более того, при обращении взыскания необходимо учитывать и специфику бюджетного законодательства, в соответствии с которым в муниципальном образовании "Город Саратов" установлено казначейское исполнение бюджета, то есть все платежи осуществляются от имени и по поручению бюджетных учреждений с использованием лицевых счетов, бюджетных средств органами исполнительной власти.
Проверкой учета задолженности по исполнительным листам установлено, что по 16 исполнительным листам, выставленным в 2008 г. на общую сумму 9947,4 тыс. рублей, в комитете отсутствует информация по наименованиям учреждений, за обязательства которых с казны города взысканы в порядке субсидиарной ответственности денежные средства. Например:
- исполнительный лист от 14.03.2008 № С152953, на сумму 475,0 тыс. рублей;
- исполнительный лист от 03.10.2008 № С165197, на сумму 1534,9 тыс. рублей;
- исполнительный лист от 04.12.2008 № С173067, на сумму 2880,0 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2009 задолженность муниципальной казны по оплате исполнительных листов составляет 10393,7 тыс. рублей. В нарушение Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ ст. 1 п. 3 и ст. 8 п. 5 данная сумма не отражена в бухгалтерском учете комитета, что привело к искусственному занижению бюджетных обязательств и, как следствие искажению финансовой отчетности.
В связи с отсутствием в комитете по финансам информации, обуславливающей возникновение субсидиарной ответственности по обязательствам муниципальных учреждений г. Саратова и взысканием денежных средств за счет муниципальной казны, проведена встречная проверка в МУ "ДЕЗ Волжского района" (далее ДЕЗ).
За счет казны города, в проверяемом периоде по неисполненным обязательствам ДЕЗа, была произведена оплата на общую сумму 14216,1 тыс. рублей, в том числе:
МУПП "Саратовводоканал" - 4780,8 тыс. рублей;
ООО "Жилье-33" - 9435,2 тыс. рублей.
Встречной проверкой в МУ "ДЕЗ Волжского района" установлено.
В нарушение ГК РФ ст. 120 и БК РФ ст. 161 п. 1 муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика Волжского района" - подведомственное администрации Волжского района, не имеет бюджетной сметы на соответствующий финансовый год. Лицевые счета, для осуществления операций с бюджетными средствами не открыты, средства городского бюджета на его содержание в 2008 году не выделялись. В целом бюджетный учет в ДЕЗе не ведется. Финансовая отчетность ДЕЗом в администрацию района, являющуюся главным распорядителем, не сдается.
При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками к рассмотрению предоставлены первичные документы (счета-фактуры, акты выполненных работ и оказания услуг, контракты), подтверждающие факт возникновения задолженности, а также акты сверки взаиморасчетов.
Кредиторская задолженность
МУ "ДЕЗ" Волжского района
(тыс. руб.)
----------------------------------------------------T----------T----------¬
¦ ¦ на ¦ на ¦
¦ ¦01.01.2008¦31.12.2008¦
+---------------------------------------------------+----------+----------+
¦Общая сумма кредиторской задолженности по ¦ 165607,5 ¦ 123622,4 ¦
¦поставщикам и подрядчикам ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+----------+----------+
¦в том числе: ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+----------+----------+
¦МУПП "Саратовводоканал" ¦ 25511,3 ¦ 21679,8 ¦
+---------------------------------------------------+----------+----------+
¦ООО "Жилье-33" ¦ 7884,4 ¦ 7884,4 ¦
L---------------------------------------------------+----------+-----------
Задолженность ДЕЗа перед МУПП "Саратовводоканал" возникла из-за несвоевременной оплаты услуг жильцами, проживающими в муниципальном жилом фонде района.
Оплата, произведенная комитетом по финансам по исполнительному листу о взыскании с казны города в порядке субсидиарной ответственности по неисполненным обязательствам ДЕЗа, отражена в регистрах бухгалтерского учета ДЕЗа в сентябре 2008 года. Факт оплаты обнаружен во время сверки взаиморасчетов за услуги по водоснабжению и водоотведению между ДЕЗом и МУПП "Саратовводоканал".
Задолженность перед ООО "Жилье-33" возникла в 2006 году за услуги, оказанные по благоустройству территорий, техническому обслуживанию и текущему ремонту муниципального жилого фонда района. На момент проверки (23 марта 2009 г.) задолженность в сумме 7884,4 тыс. рублей числилась в регистрах бухгалтерского учета МУ "ДЕЗ" Волжского района, тогда как денежные средства в общей сумме 9435,2 тыс. рублей были перечислены на расчетный счет ООО "Жилье-33" в мае и октябре 2008 года на основании исполнительных листов предъявленных к казне города в порядке субсидиарной ответственности.
Встречной проверкой учета средств бюджета города, выделенных в 2008 году комитету дорожного хозяйства, выявлено несоответствие учетных данных в регистрах бухгалтерского учета и главной книге с данными годовой финансовой отчетности, предоставленной комитетом дорожного хозяйства в комитет по финансам администрации города. В частности:
- в финансовой отчетности формы 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств..." по состоянию на 01.01.2009, в разделе I "Нефинансовые активы" по счету 010600000 "Вложения в нефинансовые активы" отражены показатели бюджетной деятельности на начало года в сумме 28430,3 тыс. рублей, на конец отчетного периода - 30429,3 тыс. рублей;
- в главной книге общая сумма по счету 010600000 "Вложения в нефинансовые активы" отражена на начало года в сумме 59106,9 тыс. рублей, на конец отчетного периода - 59858,1 тыс. рублей.
В годовой финансовой отчетности комитета дорожного хозяйства за 2008 год не отражены капитальные вложения в основные средства на общую сумму 29428,8 тыс. рублей по следующим объектам незавершенного строительства, числящимся у него на балансе:
- административно-бытовой корпус на базе МУ РСДП в пос. Лесопильный - 350,4 тыс. рублей;
- внеплощадочные сети к коттеджам по ул. Камчатской - 266,4 тыс. рублей;
- ливневая канализация по Ново-Астраханскому шоссе - 1225,9 тыс. рублей;
- реконструкция паропровода АБЗ в пос. Юриш - 445,8 тыс. рублей;
- расширение водопровода г. Саратов (4-я очередь) - 27095,8 тыс. рублей;
- металлические ограждения на Соколовой горе, 2-я очередь - 44,5 тыс. рублей.
Вывод.
1. Решение Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов" в части исполнения функции по осуществлению бюджетного учета наличия и движения имущества муниципальной казны, а также его отражения в бюджетном учете муниципального образования "Город Саратов" на момент проверки комитетом не выполнено. Постановка на бюджетный учет и отражение в финансовой отчетности по итогам 2008 года имущества муниципальной казны не обеспечена, что привело к занижению чистой стоимости активов, находящихся в муниципальной собственности и характеризующих финансовый результат деятельности города.
2. В нарушение "Положения о комитете по финансам администрации города Саратова", утвержденного решением Саратовской городской Думой от 19.07.2007 № 19-172, комитет, координирующий деятельность комитетов и управлений администрации города по вопросам бюджетного процесса, не обеспечил разработку данными подразделениями нормативно-правовых актов, регулирующих порядок отражения в бюджетном учете операций с объектами имущества муниципальной казны.
3. Проверкой использования средств бюджета города установлено:
а) нарушение действующего гражданского и бюджетного законодательства (ГК РФ ст. 120 и БК РФ ст. 161 п. 1) в части отсутствия сметного финансирования и бюджетного учета в муниципальном учреждении, которое привело:
- к взысканию денежных средств за счет казны города в порядке субсидиарной ответственности в общей сумме 14216,1 тыс. рублей;
- к искажению валюты баланса главного распорядителя средств бюджета (администрации Волжского района), из-за отсутствия в составе его финансовой и статистической отчетности баланса подведомственного муниципального учреждения (ДЕЗ);
- к увеличению на 14216,1 тыс. рублей налогооблагаемой базы муниципального учреждения (ДЕЗ) по налогу на прибыль;
б) отсутствие уведомления от главного распорядителя средств бюджета и комитета по финансам об оплате кредиторской задолженности привело к искажению финансовой отчетности (ДЕЗ), предоставляемой в налоговый орган в сумме 9435,2 тыс. рублей.
4. За проверяемый период установлены следующие нарушения, имеющие стоимостную оценку:
- расходы, осуществленные комитетом по оплате исполнительных актов по искам предъявленным к казне города с неправильным применением ст. 242.5 БК РФ составили на общую сумму - 82879,6 тыс. рублей;
- неэффективное расходование средств казны в сумме 1550,8 тыс. рублей;
- искажение бухгалтерской отчетности предоставленной в комитет по финансам комитетом дорожного хозяйства, в части отражения капитальных вложений в основные средства по объектам незавершенного строительства в размере:
на начало отчетного периода - на 30676,5 тыс. рублей;
на конец отчетного периода - 29428,8 тыс. рублей.
Предоставленные комитетом по финансам администрации города Саратова разногласия по результатам проверки были рассмотрены контрольно-счетной палатой и признаны необоснованными.
Принятые меры.
1. Главе муниципального образования "Город Саратов" Грищенко О.В. направлены материалы проверки и письмо об опубликовании информации о результатах проверки.
2. Главе администрации муниципального образования "Город Саратов" Сомову В.Л. направлены материалы проверки и письмо о принятии мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Э.А.ПОСТЕЛЬГА
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|