| |
Региональное законодательство / Ленинградская область
РАСПОРЯЖЕНИЕ Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2009 № 68
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСКУРСОВОДОВ И ГИДОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Вступает в силу со дня официального опубликования.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПРОЕКТАМ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 апреля 2009 г. № 68
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ
И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСКУРСОВОДОВ И ГИДОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330 "О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге", с учетом согласования Комитета по культуре:
1. Утвердить:
1.1. Методические рекомендации по подготовке и повышению квалификации экскурсоводов в Санкт-Петербурге согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.
1.2. Методические рекомендации по подготовке и повышению квалификации гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета - начальника Управления по туризму М.М.Орджоникидзе.
Председатель
Комитета по инвестициям
и стратегическим проектам
М.Ю.Соколов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к распоряжению
Комитета по инвестициям
и стратегическим проектам
от 10.04.2009 № 68
"УТВЕРЖДАЮ"
Председатель
Комитета по инвестициям
и стратегическим проектам
М.Ю.Соколов
"___" _______ 2009 г.
"СОГЛАСОВАНО"
Председатель
Комитета по культуре
А.Н.Губанков
"___" _______ 2009 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСКУРСОВОДОВ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Введение
Российский туристский рынок интенсивно расширяется в направлении комплексности предоставляемых услуг, среди которых значительное место отводится экскурсионным услугам и программам. Экскурсионные программы туристских поездок стали визитной карточкой признанных туристских центров России, а интерес к ним со стороны массового туриста (как организованного в группы, так и индивидуального) возрастает год от года.
Современные условия развития туриндустрии определили многостороннюю роль экскурсовода. Экскурсовод - это специалист, который создает маршруты и тексты экскурсий, позволяя туристам приобщиться к достижениям отечественной и мировой культуры через туристские ресурсы определенной территории.
Экскурсовод - это также руководитель туристской группы, организатор общения, психолог и педагог, разворачивающий многообразие пространства культуры к индивидуальности человека. Экскурсовод проводит презентацию пространства, где осуществляется экскурсионная деятельность, тем самым выступая как имиджмейкер территории - края, области, города.
Широкое предложение экскурсионных услуг должно быть подкреплено качеством их воплощения. За качество экскурсионных услуг несут ответственность все участники процесса - те, кто разрабатывает экскурсионную программу с учетом конкретных обстоятельств места и времени ее проведения.
Качество оказания экскурсионной, а тем более туристской, услуги определяют разные специалисты: менеджеры, методисты, водители автотранспортных средств, работники сервиса, сотрудники музеев и организаций сферы развлечений, руководители туристских групп, экскурсоводы.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27 октября 2008 г. № 1330 "О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге" разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации в области туристской деятельности. Целью введенного в действие постановления является стремление повысить качество приема и обслуживания туристов в Санкт-Петербурге, в том числе путем повышения качества услуг экскурсовода.
В понятие "качество экскурсионного обслуживания" входят: идейно-теоретический уровень экскурсии, актуальность тематики, четкое определение темы экскурсии, правильно построенный маршрут, отобранные для показа объекты и т.д. Должна быть ясна цель каждой экскурсии. Качество экскурсий зависит от материала, на основе которого будут создаваться экскурсии и текст, а также от методического мастерства экскурсовода.
Способность экскурсовода представить все многообразие туристских ресурсов в Санкт-Петербурге и исполнять во всем объеме свою роль предопределяет качественная профессиональная подготовка.
Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью повышения качества подготовки экскурсоводов в Санкт-Петербурге.
Настоящие Методические рекомендации по подготовке и повышению квалификации гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге разработаны в целях исполнения пункта 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330 "О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге".
При подготовке Методических рекомендаций использованы Правила подготовки экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге (пункт 3 Положения о единой системе подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330 (далее - Положение), а также квалификационные требования для экскурсоводов и гидов-переводчиков (пункты 4.12-4.13 Положения).
Настоящие Методические рекомендации согласованы в Комитете по культуре в установленном порядке.
Экскурсовод в Санкт-Петербурге: квалификационные требования
Проведение экскурсий в Санкт-Петербурге требует от экскурсовода владения всем спектром методических приемов, широкого круга знаний по самым разным вопросам, а также высокой культуры поведения и общения для достойной презентации города в глазах туристов.
Экскурсовод - творческий работник, обладающий соответствующей квалификацией для осуществления деятельности по сопровождению и ознакомлению экскурсантов с туристскими ресурсами на территории Санкт-Петербурга, осуществляемой в информационных, учебных, познавательных, культурно-просветительских и других целях.
Для экскурсовода по Санкт-Петербургу выделяются специализации: обзорная экскурсия по городу; трассовая экскурсия с посещением пригородов; тематические экскурсии разных видов и направлений.
Для экскурсовода разрабатываются профессиональные требования, а именно требования к знаниям, навыкам, умениям. Под навыком понимается действие, сформированное путем повторения, которое характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной регуляции. Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков, формируемый путем упражнений.
Профессиональные требования для экскурсовода в Санкт-Петербурге
I. Требования к образованию. Образование высшее: общее (бакалавр) и специальное (без ограничения области). Дополнительное профессиональное образование. Постоянное повышение квалификации.
II. Требования к знаниям.
1. Знания в области экскурсоведения:
Специфика экскурсии. Классификация экскурсий. Методы и методические приемы проведения экскурсий. Методика подготовки и проведения экскурсии. Методика описания памятников монументальной скульптуры, архитектуры, архитектурных комплексов.
2. Знания в области истории и культуры Санкт-Петербурга:
Знания туристских ресурсов Северо-Западного федерального округа. Знание информационных краеведческих ресурсов Санкт-Петербурга. Знания в области архитектуры, фортификации с овладением специфической терминологией. Знания в области географии, экономики, политики, религиозной специфики, истории и культуры Санкт-Петербурга.
3. Прочие знания:
Знание основ делового этикета и культуры общения. Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях и оказания первой медицинской помощи.
III. Требования к навыкам. Навыки составления описаний разных объектов показа. Навыки организации показа с использованием различных методических приемов. Навыки разработки рассказа с использованием различных методических приемов. Навыки работы с техническими средствами (микрофон). Навыки библиографического поиска. Навыки делового общения. Навыки безопасного поведения на маршруте, экскурсионного сопровождения индивидуальных туристов и группы с учетом возрастных, социальных и др. характеристик.
IV. Требования к умениям. Умения разрабатывать и проводить экскурсии разных видов согласно уровню квалификации (см. таблицу 1). Умение планировать маршрут, использовать методическую документацию. Умение устанавливать контакт с экскурсантами и водителем транспортного средства, создавать благоприятную атмосферу в группе.
Таблица 1
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСОВОДОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Первый (основной) этап обучения экскурсоводов в Санкт-Петербурге ¦
+--------------------T-------------------------------------T----------------T-------------+
¦Уровень образования.¦ Дополнительное профессиональное ¦ Условия ¦ Категория ¦
¦ Стаж работы ¦ образование ¦ присвоения ¦экскурсовода ¦
¦ +------------------------------T------+ категории ¦ ¦
¦ ¦ Тематика ¦Кол-во¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦часов ¦ ¦ ¦
+--------------------+------------------------------+------+----------------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+--------------------+------------------------------+------+----------------+-------------+
¦Высшее образование ¦Обзорная экскурсия по Санкт- ¦ Не ¦Успешное ¦III ¦
¦(бакалавр/ ¦Петербургу ¦менее ¦тестирование ¦категория, ¦
¦специалист). ¦или ¦ 250 ¦по итогам ¦стажер ¦
¦Стаж до 2 лет ¦Реки и каналы Санкт-Петербурга¦ ¦начального этапа¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦подготовки ¦ ¦
+--------------------+------------------------------+------+----------------+-------------+
¦ Второй этап обучения экскурсоводов в Санкт-Петербурге ¦
+--------------------T-------------------------------------T----------------T-------------+
¦Уровень образования.¦ Дополнительное профессиональное ¦ Условия ¦ Категория ¦
¦ Стаж работы ¦ образование ¦ присвоения ¦экскурсовода ¦
¦ +------------------------------T------+ категории ¦ ¦
¦ ¦ Тематика ¦Кол-во¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦часов ¦ ¦ ¦
+--------------------+------------------------------+------+----------------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+-------T------------+------------------------------+------+----------------+-------------+
¦Ступень¦Высшее ¦Трассовая экскурсия ¦ Не ¦Успешное ¦II категория ¦
¦ 1 ¦образование ¦(пригороды Санкт-Петербурга) ¦менее ¦тестирование ¦ ¦
¦ ¦(бакалавр/ ¦ ¦ 120 ¦по итогам ¦ ¦
¦ ¦специалист).+------------------------------+------+1-й ступени ¦ ¦
¦ ¦Стаж от 2 ¦Тематическая историческая ¦ 72 ¦второго этапа ¦ ¦
¦ ¦до 7 лет ¦экскурсия по Санкт-Петербургу ¦ ¦подготовки ¦ ¦
¦ ¦ ¦(историко-краеведческая, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦историко-архитектурная, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦историко-биографическая, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦военно-историческая) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------------+------------------------------+------+----------------+-------------+
¦Ступень¦Высшее ¦Тематическая литературная ¦ 36 ¦Успешное ¦I категория ¦
¦ 2 ¦образование ¦экскурсия по Санкт-Петербургу ¦ ¦тестирование ¦ ¦
¦ ¦(бакалавр/ ¦(литературно-биографическая, ¦ ¦по итогам ¦ ¦
¦ ¦специалист).¦историко-литературная, ¦ ¦2-й ступени ¦ ¦
¦ ¦Стаж от 7 ¦литературно-художественная) ¦ ¦второго этапа ¦ ¦
¦ ¦до 10 лет ¦ ¦ ¦подготовки ¦ ¦
+-------+------------+------------------------------+------+----------------+-------------+
¦Ступень¦Высшее ¦Посещение тематических ¦ ¦Успешное ¦Подтверждение¦
¦ 3 ¦образование ¦семинаров "Мастер-класс", ¦ ¦прохождение ¦I категории ¦
¦ ¦(бакалавр / ¦учебно-методических экскурсий ¦ ¦контроля по ¦ ¦
¦ ¦специалист).¦(тематика по выбору) ¦ ¦итогам обучения ¦ ¦
¦ ¦Стаж более ¦или ¦ ¦(зачет и пр.) ¦ ¦
¦ ¦10 лет ¦Разработка авторских экскурсий+------+----------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Представление ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦контрольного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦текста авторской¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦экскурсии ¦ ¦
L-------+------------+------------------------------+------+----------------+--------------
Порядок подготовки экскурсоводов в Санкт-Петербурге
Перечень профессиональных требований к экскурсоводу по Санкт-Петербургу предопределяет систему обучения по данной профессии.
Критерии качества подготовки складываются из разных элементов: качество программ и методики преподавания в системе дополнительного профессионального обучения; обязательное сочетание изучения теории и освоения практических видов деятельности; необходимость в постоянном самообразовании, расширении кругозора.
В соответствии с необходимостью обеспечивать качество экскурсионной деятельности подготовка экскурсоводов в Санкт-Петербурге строится на основе принципа непрерывности.
Правила подготовки экскурсоводов в Санкт-Петербурге определены Положением о единой системе подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
Для обеспечения проведения, продления и аннулирования аккредитации экскурсоводов в Санкт-Петербурге создан Экспертно-методический совет. Экспертно-методический совет действует на основании Положения об Экспертно-методическом совете по проведению аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
Подготовка экскурсоводов в Санкт-Петербурге включает в себя два этапа обучения (см. таблицу 1):
- первый (основной) этап - базовая профессиональная подготовка;
- второй этап - повышение квалификации, которое, в свою очередь, подразделяется на три ступени (в соответствии со стажем работы по специальности и освоением методики ведения экскурсий разных видов).
По окончании каждого этапа и каждой ступени профессиональной подготовки экскурсовода проводится контроль знаний, навыков, умений в форме теста.
Тесты для каждого этапа и каждой ступени подготовки экскурсоводов разрабатываются специалистами-практиками, методистами. Тесты должны быть утверждены на Экспертно-методическом совете.
Подготовка экскурсоводов в соответствии с установленными квалификационными требованиями проводится в организациях, которые включены в Единый реестр организаций, осуществляющих подготовку экскурсоводов в Санкт-Петербурге, утвержденный Экспертно-методическим советом.
Требования к организациям, осуществляющим обучение экскурсоводов
1. Программы подготовки экскурсоводов разрабатываются с учетом требований законодательства Санкт-Петербурга и рекомендаций Экспертно-методического совета.
2. Программы подготовки экскурсоводов содержат наряду с теоретической частью достаточное количество практических мероприятий.
3. Продолжительность курса подготовки экскурсоводов должна быть:
- первого этапа - не менее 250 часов (см. таблицу 2);
- второго этапа - не менее 120 часов (трассовая экскурсия);
- повышение квалификации для III категории - не менее 72 часов, II категории - не менее 36 часов.
4. Обучение в организации производится на основании программ подготовки экскурсоводов, которые прошли рецензирование в Экспертно-методическом совете.
5. Организация должна быть включена в Единый реестр организаций, осуществляющих подготовку экскурсоводов в Санкт-Петербурге.
6. Слушатели, успешно завершившие обучение в рамках подготовки экскурсоводов, проходят обязательное тестирование в СПбГУ "ГТИЦ".
7. Слушатели, успешно прошедшие тестирование по итогам подготовки, проходят процедуру аккредитации в санкт-петербургском государственном учреждении "Городской туристско-информационный центр" (далее - ГУ "ГТИЦ").
Перечень организаций Санкт-Петербурга, осуществляющих подготовку экскурсоводов, утверждает Экспертно-методический совет.
Ведение Единого реестра организаций, осуществляющих подготовку экскурсоводов в Санкт-Петербурге, производится в ГУ "ГТИЦ".
Координационным центром по разработке тестов, организации и проведению тестирования экскурсоводов в Санкт-Петербурге является ГУ "ГТИЦ". После утверждения на Экспертно-методическом совете тесты широко публикуются, в том числе размещаются на сайте ГУ "ГТИЦ".
В случае успешного тестирования в рамках процедуры аккредитации экскурсоводу присваивается квалификационная категория в соответствии со стажем работы по специальности и уровнем подготовки. Экскурсовод получает свидетельство об аккредитации установленного образца и нагрудный знак-идентификатор. Аккредитованные экскурсоводы любой категории обязаны во время проведения экскурсий иметь при себе свидетельство и прикрепленный к одежде нагрудный знак-идентификатор.
ГУ "ГТИЦ" ведет учет экскурсоводов, аккредитованных при Правительстве Санкт-Петербурга, в электронной базе данных. Соответствующая информация размещается на сайте ГУ "ГТИЦ" и регулярно обновляется. Информация об экскурсоводах, аккредитованных при Правительстве Санкт-Петербурга, предназначена для использования туристическими организациями и другими участниками рынка туристских/экскурсионных услуг.
Первый (основной) этап подготовки экскурсоводов в Санкт-Петербурге
Первый (основной) этап подготовки экскурсоводов в Санкт-Петербурге - это получение базовых знаний, навыков и умений, которые:
- выступают как основа профессиональной деятельности в целом;
- обеспечивают полноценное выполнение должностных обязанностей;
- дают возможность полноценно строить экскурсионную работу с группой экскурсантов в зависимости от состава и характеристик ее участников;
- необходимы для проведения обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу.
Обзорная (политематическая) экскурсия - вид экскурсии, который дает возможность экскурсанту составить общее представление о городе в целом. Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу освещает разные грани городской жизни: историю возникновения и строительства, перспективы развития в будущем, особенности культуры и промышленности, зданий и сооружений, места знаменательных событий и пребывания известных людей и пр.
По окончании первого этапа подготовки осуществляется тестирование с последующей аккредитацией. Тестирование для начальной подготовки экскурсоводов включает задания, контролирующие как теоретические знания, так и практические навыки.
При успешном завершении аккредитации:
1. Экскурсовод получает право ведения обзорных экскурсий в Санкт-Петербурге.
2. Экскурсоводу присваивается III квалификационная категория.
3. ГУ "ГТИЦ" обязан внести информацию об экскурсоводе в электронную базу данных экскурсоводов, аккредитованных при Правительстве Санкт-Петербурга.
Первый (основной) этап подготовки может быть проведен в организациях (курсах, центрах, вузах), осуществляющих подготовку экскурсоводов и вошедших в Единый реестр, утвержденный Экспертно-методическим советом.
Таблица 2
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО (ОСНОВНОГО) ЭТАПА ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСОВОДОВ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
----T-------------------------------------------------T-------------------¬
¦ № ¦ Наименование темы курса ¦ Виды работ ¦
¦п/п¦ +---------T---------+
¦ ¦ ¦ Теория ¦Практика ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦1 ¦Введение в профессию ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦2 ¦Техника безопасности на маршруте ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦3 ¦Правила оказания первой медицинской помощи ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦4 ¦Психология делового общения ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦5 ¦Деловой этикет. Культура речи ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦6 ¦Организация работы экскурсовода ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦7 ¦Методика подготовки экскурсии ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦8 ¦Методика проведения обзорных экскурсий ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦9 ¦История архитектуры ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦10 ¦История фортификации ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦11 ¦География Северо-Запада ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦12 ¦Туристские ресурсы Северо-Западного федерального¦ ¦ ¦
¦ ¦округа РФ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦13 ¦История России ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦14 ¦Экскурсоведение ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦15 ¦Источниковедение. Информационные краеведческие¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсы Санкт-Петербурга ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦16 ¦История и культура Санкт-Петербурга ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦17 ¦Объекты показа и рассказа в Санкт-Петербурге ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦Итого ¦Не менее 250 часов ¦
L-----------------------------------------------------+--------------------
Организация второго этапа подготовки экскурсоводов в Санкт-Петербурге
Второй этап подготовки экскурсоводов - повышение основной квалификации. Целью повышения квалификации экскурсоводов является обновление теоретических и практических знаний, совершенствование деловых качеств и умений применять различные методические приемы проведения экскурсий в соответствии с постоянно повышающимися требованиями рынка туристских услуг.
Повышение квалификации экскурсоводов осуществляется на базе ГУ "ГТИЦ" или в организациях, включенных в Единый реестр, утвержденный Экспертно-методическим советом.
Повышение квалификации экскурсоводов III категории.
Повышение квалификации экскурсоводов III категории подразумевает получение знаний, навыков и умений, которые необходимы для проведения в Санкт-Петербурге экскурсий следующих видов:
- экскурсии трассовые (в пригороды Санкт-Петербурга);
- экскурсии тематические (краеведческие, архитектурные, историко-биографические, военно-исторические).
Программа повышения квалификации предусматривает краткосрочное тематическое обучение в объеме не менее 72 часов с выполнением соответствующего объема теоретических и практических мероприятий.
По окончании обучения в рамках каждого направления повышения квалификации осуществляется тестирование с последующей аккредитацией.
При успешном завершении аккредитации экскурсовод получает право ведения трассовых и тематических экскурсий разных видов в Санкт-Петербурге с присвоением II квалификационной категории.
Повышение квалификации экскурсоводов II категории.
Повышение квалификации экскурсоводов II категории подразумевает получение знаний, навыков и умений, которые необходимы для проведения в Санкт-Петербурге тематических экскурсий различных направлений.
Программа повышения квалификации экскурсоводов II категории предусматривает краткосрочное тематическое обучение в объеме не менее 36 часов с выполнением соответствующего объема теоретических и практических мероприятий.
По окончании обучения осуществляется тестирование с последующей аккредитацией.
При успешном завершении аккредитации экскурсовод получает право ведения тематических экскурсий разных видов в Санкт-Петербурге с присвоением I квалификационной категории.
Экскурсовод I категории получает бессрочное свидетельство об аккредитации.
Повышение квалификации экскурсоводов I категории.
Повышение квалификации экскурсоводов I категории - совершенствование знаний, навыков и умений, необходимых для проведения по Санкт-Петербургу экскурсий разных видов.
Программа повышения квалификации экскурсоводов I категории предусматривает в срок не реже 1 раза в 3 года на выбор экскурсовода:
- краткосрочное тематическое обучение с проведением итогового контроля (тематика - по собственному выбору);
- разработку авторской экскурсии - с обязательным рецензированием через ГУ "ГТИЦ".
По окончании обучения осуществляется контроль полученных знаний, навыков, умений (в форме зачета, письменной работы и т.п.) с выдачей справки установленного образца.
При подтверждении квалификации в форме разработки авторской экскурсии в СПбГУ "Городской туристско-информационный центр" представляется контрольный текст экскурсии. СПбГУ "ГТИЦ" производит рецензирование представленного текста. Информация об авторской экскурсии, получившей положительную оценку при рецензировании, заносится в электронную базу данных экскурсоводов, аккредитованных в Санкт-Петербурге.
При успешном прохождении повышения квалификации в любой из предложенных форм экскурсовод подтверждает I категорию.
Список литературы:
1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330 "О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге".
2. Положение о единой системе подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге. Утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
3. Положение об Экспертно-методическом совете по проведению аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге. Утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
4. Контроль за качеством экскурсий: Методические рекомендации/ВЦСПС; Центральный совет по туризму и экскурсиям. - М.: Турист, 1985.
5. Науменко Г.Ф. Методика организации непрерывного обучения экскурсоводов: Учебное пособие/ВЦСПС; Центральный совет по туризму и экскурсиям. - М.: Турист, 1991.
6. Туристско-экскурсионная работа в СССР: Методические рекомендации/ВЦСПС; Центральный совет по туризму и экскурсиям. - М.: Турист, 1989.
7. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 10.01.2003).
8. Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности/Международная Туристская академия. - СПб.: Издательство "Невский Фонд"; Издательский дом Герда, 2008. - 208 с.
9. Экскурсия. Организация и методика проведения/ВЦСПС; Центральный совет по туризму и экскурсиям. - М.: Турист, 1970.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к распоряжению
Комитета по инвестициям
и стратегическим проектам
от 10.04.2009 № 68
"УТВЕРЖДАЮ"
Председатель
Комитета по инвестициям
и стратегическим проектам
М.Ю.Соколов
"___" _______ 2009 г.
"СОГЛАСОВАНО"
Председатель
Комитета по культуре
А.Н.Губанков
"___" _______ 2009 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ГИДОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Введение
Российский туристский рынок интенсивно расширяется в направлении комплексности предоставляемых услуг, среди которых значительное место отводится экскурсионным услугам и программам. Экскурсионные программы туристских поездок стали визитной карточкой признанных туристских центров России, а интерес к ним со стороны массового туриста (как организованного в группы, так и индивидуального) возрастает год от года.
Современные условия развития туриндустрии определили многостороннюю роль экскурсовода. Экскурсовод/гид-переводчик - это специалист, который создает маршруты и тексты экскурсий, позволяя туристам приобщиться к достижениям отечественной и мировой культуры через туристские ресурсы определенной территории.
Экскурсовод/гид-переводчик - это также руководитель туристской группы, организатор общения, психолог и педагог, разворачивающий многообразие пространства культуры к индивидуальности человека. Экскурсовод/гид-переводчик проводит презентацию пространства, где осуществляется экскурсионная деятельность, тем самым выступая как имиджмейкер территории - края, области, города.
Широкое предложение экскурсионных услуг должно быть подкреплено качеством их воплощения. За качество экскурсионных услуг несут ответственность все участники процесса - те, кто разрабатывает экскурсионную программу с учетом конкретных обстоятельств места и времени ее проведения.
Качество оказания экскурсионной, а тем более туристской услуги определяют разные специалисты: менеджеры, методисты, водители автотранспортных средств, работники сервиса, сотрудники музеев и организаций сферы развлечений, руководители туристских групп, экскурсоводы.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27 октября 2008 г. № 1330 "О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге" разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации в области туристской деятельности. Целью введенного в действие постановления является стремление повысить качество приема и обслуживания туристов в Санкт-Петербурге, в том числе путем повышения качества услуг экскурсовода.
В понятие качество экскурсионного обслуживания входят: идейно-теоретический уровень экскурсии, актуальность тематики, четкое определение темы экскурсии, правильно построенный маршрут, отобранные для показа объекты и т.д. Должна быть ясна цель каждой экскурсии. Качество экскурсий зависит от материала, на основе которого будут создаваться экскурсии и текст, а также от методического мастерства экскурсовода.
Способность экскурсовода/гида-переводчика представить все многообразие туристских ресурсов в Санкт-Петербурге и исполнять во всем объеме свою роль предопределяет качественная профессиональная подготовка.
Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью повышения качества подготовки экскурсоводов/гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге.
Настоящие Методические рекомендации по подготовке и повышению квалификации гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге разработаны в целях исполнения пункта 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330 "О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге".
При подготовке Методических рекомендаций использованы Правила подготовки экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге (пункт 3 Положения о единой системе подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330 (далее - Положение), а также квалификационные требования для экскурсоводов и гидов-переводчиков (пункты 4.12-4.13 Положения).
Настоящие Методические рекомендации согласованы в Комитете по культуре в установленном порядке.
Гид-переводчик в Санкт-Петербурге: квалификационные требования
Проведение экскурсий в Санкт-Петербурге требует от гида-переводчика владения всем спектром методических приемов, широкого круга знаний по самым разным вопросам, высокой культуры поведения и общения для достойной презентации города в глазах туристов, а также свободного владения иностранным языком.
Гид-переводчик в Санкт-Петербурге - творческий работник, обладающий соответствующей квалификацией для осуществления деятельности по сопровождению и ознакомлению экскурсантов с туристскими ресурсами на территории Санкт-Петербурга, осуществляемой в информационных, учебных, познавательных, культурно-просветительских и других целях. Для гида-переводчика в Санкт-Петербурге выделяются следующие специализации: обзорная экскурсия по городу; трассовая экскурсия с посещением пригородов; тематические экскурсии самых разных видов и направлений.
Для гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге разрабатываются профессиональные требования, а именно требования к знаниям, навыкам, умениям. Под навыком понимается действие, сформированное путем повторения, которое характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной регуляции. Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков, формируемый путем упражнений.
Профессиональные требования для гида-переводчика в Санкт-Петербурге
I. Требования к образованию. Образование высшее: общее (бакалавр) и специальное (без ограничения области). Дополнительное профессиональное образование. Постоянное повышение квалификации.
II. Требования к знаниям.
1. Знания в области экскурсоведения:
Специфика экскурсии. Классификация экскурсий. Методы и методические приемы проведения экскурсий. Методика подготовки и проведения экскурсии. Методика описания памятников монументальной скульптуры, архитектуры, архитектурных комплексов.
2. Знания в области истории и культуры Санкт-Петербурга:
Знания туристских ресурсов Северо-Западного федерального округа. Знание информационных краеведческих ресурсов Санкт-Петербурга. Знания в области архитектуры, фортификации с овладением специфической терминологией. Знания в области географии, экономики, политики, религиозной специфики, истории и культуры Санкт-Петербурга.
3. Знание иностранного языка.
4. Прочие знания.
Знание основ делового этикета и культуры общения. Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях и оказания первой медицинской помощи.
III. Требования к навыкам. Навыки составления описаний разных объектов показа. Навыки организации показа с использованием различных методических приемов. Навыки разработки рассказа с использованием различных методических приемов. Навыки работы с техническими средствами (микрофон). Навыки библиографического поиска. Навыки делового общения. Навыки безопасного поведения на маршруте, экскурсионного сопровождения индивидуальных туристов и группы с учетом возрастных, социальных и др. характеристик.
IV. Требования к умениям. Умения разрабатывать и проводить экскурсии разных видов согласно уровню квалификации. Умение планировать маршрут, использовать методическую документацию. Умение устанавливать контакт с экскурсантами и водителем транспортного средства, создавать благоприятную атмосферу в группе.
Порядок подготовки гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге
Перечень профессиональных требований к гиду-переводчику предопределяет систему подготовки по данной профессии.
Критерии качества подготовки складываются из разных элементов: качество программ и методики преподавания в системе дополнительного профессионального обучения; обязательное сочетание изучения теории и освоение практических видов деятельности; необходимость в постоянном самообразовании, расширении кругозора.
В соответствии с необходимостью обеспечивать качество экскурсионной деятельности подготовка гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге строится на основе принципа непрерывности.
Правила подготовки гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге определены Положением о единой системе подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
Для обеспечения проведения, продления и аннулирования аккредитации экскурсоводов в Санкт-Петербурге создан Экспертно-методический совет. Экспертно-методический совет действует на основании Положения об Экспертно-методическом совете по проведению аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
Подготовка гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге включает в себя два этапа обучения:
- Первый (основной) этап - базовая профессиональная подготовка по профессии "экскурсовод со знанием иностранного языка".
- Второй этап - получение знаний и навыков, объем которых необходим для проведения экскурсий в музеях в соответствии с локальными нормативными актами музеев.
По окончании каждого этапа профессиональной подготовки гидов-переводчиков проводится контроль знаний, навыков, умений в форме теста на иностранном языке.
Тесты для каждого этапа подготовки гидов-переводчиков разрабатываются специалистами-практиками, методистами. Тесты должны быть утверждены на Экспертно-методическом совете. Квалификационный тест для гидов-переводчиков проводится на иностранном языке.
Тестирование проводится специалистами рабочей комиссии Экспертно-методического совета, в состав которой включаются высокопрофессиональные гиды-переводчики.
Подготовка гидов-переводчиков в соответствии с установленными квалификационными требованиями проводится в организациях, которые включены в Единый реестр организаций, осуществляющих подготовку экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге. Перечень организаций Санкт-Петербурга, осуществляющих подготовку гидов-переводчиков, утверждает Экспертно-методический совет.
Требования к организациям, осуществляющим первый этап подготовки гидов-переводчиков
1. Программы первого этапа подготовки гидов-переводчиков разрабатываются с учетом требований законодательства Санкт-Петербурга и рекомендаций Экспертно-методического совета (см. таблицу 1).
2. Программы первого этапа подготовки гидов-переводчиков содержат наряду с теоретической частью достаточное количество практических мероприятий.
3. Продолжительность курса первого этапа подготовки экскурсоводов должна быть не менее 300 часов.
4. Обучение в организации производится на основании программ подготовки гидов-переводчиков, которые прошли рецензирование в Экспертно-методическом совете.
5. Организация включена в реестр организаций, осуществляющих первый этап подготовки гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге.
6. Слушатели, успешно завершившие обучение в рамках подготовки гидов-переводчиков, проходят обязательное тестирование в Санкт-Петербургском государственном учреждении "Городской туристско-информационный центр" (далее - ГУ "ГТИЦ").
7. Слушатели, успешно прошедшие тестирование по итогам подготовки гидов-переводчиков, проходят процедуру аккредитации в ГУ "ГТИЦ".
Ведение Единого реестра организаций, осуществляющих подготовку гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге, производится в ГУ "ГТИЦ".
Координационным центром по разработке тестов, организации и проведению тестирования гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге является ГУ "ГТИЦ". После утверждения на Экспертно-методическом совете тесты широко публикуются, в том числе размещаются на сайте ГУ "ГТИЦ".
В случае успешного тестирования в рамках процедуры аккредитации гиду-переводчику присваивается квалификационная категория в соответствии с уровнем подготовки и стажем работы по специальности. Гид-переводчик получает свидетельство об аккредитации установленного образца и нагрудный знак-идентификатор. Аккредитованные гиды-переводчики любой категории обязаны во время проведения экскурсий иметь при себе свидетельство и прикрепленный к одежде нагрудный знак-идентификатор.
По окончании аккредитации гид-переводчик получает направление на прохождение второго этапа обучения.
ГУ "ГТИЦ" ведет учет гидов-переводчиков, аккредитованных при Правительстве Санкт-Петербурга, в электронной базе данных. Соответствующая информация размещается на сайте ГУ "ГТИЦ" и регулярно обновляется. Информация о гидах-переводчиках, аккредитованных при Правительстве Санкт-Петербурга, предназначена для использования туристическими организациями и другими участниками рынка туристских/экскурсионных услуг.
Аккредитованные гиды-переводчики имеют право на получение в ГУ "ГТИЦ":
- информации, необходимой для осуществления профессиональных обязанностей (о текущих, туристских, культурных событиях в Санкт-Петербурге);
- консультаций по вопросам профессиональной деятельности;
- профессиональной подготовки и переподготовки на платной основе.
Первый (основной) этап подготовки гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге
Первый (основной) этап обучения гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге - это получение базовых знаний, навыков и умений, которые:
- выступают как основа профессиональной деятельности в целом;
- обеспечивают полноценное выполнение должностных обязанностей;
- дают возможность полноценно строить экскурсионную работу с группой экскурсантов в зависимости от состава и характеристик ее участников.
Первый (основной) этап подготовки - базовая профессиональная подготовка по профессии "экскурсовод со знанием иностранного языка".
Знание иностранного языка должно быть подтверждено дипломом (сертификатом), который выдается организацией - высшим, средним, специальным учебным заведением либо курсами, центром. Для прохождения аккредитации необходимо, чтобы планы подготовки гидов-переводчиков в этой организации были рекомендованы Экспертно-методическим советом.
По окончании первого этапа обучения осуществляется тестирование на иностранном языке с последующей аккредитацией. Тестирование для начальной подготовки гидов-переводчиков включает задания, контролирующие как теоретические знания, так и практические навыки. Тестирование проводится на иностранном языке.
При успешном завершении аккредитации:
1. Гид-переводчик получает право ведения обзорных в Санкт-Петербурге и трассовых экскурсий в пригороды.
2. Гиду-переводчику присваивается III квалификационная категория.
3. ГУ "ГТИЦ" обязан внести информацию о гиде-переводчике в электронную базу данных аккредитованных гидов-переводчиков Санкт-Петербурга.
4. Гид-переводчик получает направление на прохождение второго этапа обучения в музеях.
Первый этап обучения может быть проведен в организациях (курсах, центрах), которые осуществляют подготовку гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге и вошедших в Единый реестр, утвержденный Экспертно-методическим советом.
Таблица 1
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ КУРСА
ПЕРВОГО (ОСНОВНОГО) ЭТАПА ПОДГОТОВКИ ГИДОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
----T-------------------------------------------------T-------------------¬
¦ № ¦ Наименование темы курса ¦ Количество часов ¦
¦п/п¦ +---------T---------+
¦ ¦ ¦ Теория ¦Практика ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦1 ¦Введение в профессию ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦2 ¦Техника безопасности на маршруте ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦3 ¦Правила оказания первой медицинской помощи ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦4 ¦Психология делового общения ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦5 ¦Деловой этикет. Культура речи ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦6 ¦Организация работы экскурсовода ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦7 ¦Методика подготовки экскурсии ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦8 ¦Методика проведения обзорных экскурсий ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦9 ¦История архитектуры ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦10 ¦История фортификации ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦11 ¦География Северо-Запада ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦12 ¦Туристские ресурсы Северо-Западного федерального¦ ¦ ¦
¦ ¦округа РФ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦13 ¦История России ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦14 ¦Экскурсоведение ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦15 ¦Источниковедение. Информационные краеведческие¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсы Санкт-Петербурга ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦16 ¦История и культура Санкт-Петербурга ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦17 ¦Объекты показа и рассказа в Санкт-Петербурге ¦ ¦ ¦
¦ ¦(в том числе Петропавловская крепость,¦ ¦ ¦
¦ ¦Свято-Троицкая Александро-Невская лавра) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦18 ¦Музеи Санкт-Петербурга (Государственный Эрмитаж,¦ ¦ ¦
¦ ¦Государственный Русский музей, Российский¦ ¦ ¦
¦ ¦этнографический музей, ГМП Исаакиевский собор) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦19 ¦Пригороды Санкт-Петербурга. ГМЗ "Петергоф"¦ ¦ ¦
¦ ¦(включая Ораниенбаум), "Павловск", "Царское¦ ¦ ¦
¦ ¦Село", "Гатчина" ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦ИТОГО ¦Не менее 300 часов ¦
L-----------------------------------------------------+--------------------
Второй этап подготовки гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге
Второй этап подготовки гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге - это прохождение обучения в организациях, внутренними правилами которых предусмотрено самостоятельное проведение экскурсий.
На данном этапе предусмотрено получение знаний и навыков, объем которых необходим в соответствии с локальными нормативными актами музеев.
Повышение квалификации гидов-переводчиков
Повышение квалификации гидов-переводчиков подразумевает получение знаний, навыков и умений, которые необходимы для проведения в Санкт-Петербурге экскурсий на иностранном языке.
Гиды-переводчики II, III категорий проходят повышение квалификации в музеях в соответствии с их локальными нормативными актами. По окончании курсов повышения квалификации гиды-переводчики получают соответствующий документ.
Гид-переводчик II, III категорий, прошедший курсы повышения квалификации, имеет право претендовать на получение более высокой категории при очередной аккредитации.
Список литературы:
1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330 "О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге".
2. Положение о единой системе подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге. Утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
3. Положение об Экспертно-методическом совете по проведению аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге. Утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
4. Долматов Г.М. Иностранный туризм советских профсоюзов. Реальность и перспективы: Учебное пособие. - М.: Турист, 1988. - М.: Турист, 1985.
5. Квартальное В.Н., Науменко Г.Ф. Методика организации приема и обслуживания иностранных туристов/ВЦСПС; Центральный совет по туризму и экскурсиям. - М.: Турист, 1989.
6. Контроль за качеством экскурсий: Методические рекомендации/ВЦСПС; Центральный совет по туризму и экскурсиям. - М.: Турист, 1985.
7. Науменко Г.Ф. Методика организации непрерывного обучения экскурсоводов: Учебное пособие/ВЦСПС; Центральный совет по туризму и экскурсиям. - М.: Турист, 1991.
8. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 10.01.2003).
9. Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности/Международная туристская академия. - СПб.: Издательство "Невский Фонд"; Издательский дом Герда, 2008. - 208 с.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|