Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


РАСПОРЯЖЕНИЕ Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2009 № 68
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСКУРСОВОДОВ И ГИДОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Вступает в силу со дня официального опубликования.



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПРОЕКТАМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 апреля 2009 г. № 68

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ
И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСКУРСОВОДОВ И ГИДОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330 "О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге", с учетом согласования Комитета по культуре:
1. Утвердить:
1.1. Методические рекомендации по подготовке и повышению квалификации экскурсоводов в Санкт-Петербурге согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.
1.2. Методические рекомендации по подготовке и повышению квалификации гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета - начальника Управления по туризму М.М.Орджоникидзе.

Председатель
Комитета по инвестициям
и стратегическим проектам
М.Ю.Соколов





ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к распоряжению
Комитета по инвестициям
и стратегическим проектам
от 10.04.2009 № 68

"УТВЕРЖДАЮ"
Председатель
Комитета по инвестициям
и стратегическим проектам
М.Ю.Соколов
"___" _______ 2009 г.

"СОГЛАСОВАНО"
Председатель
Комитета по культуре
А.Н.Губанков
"___" _______ 2009 г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСКУРСОВОДОВ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Введение

Российский туристский рынок интенсивно расширяется в направлении комплексности предоставляемых услуг, среди которых значительное место отводится экскурсионным услугам и программам. Экскурсионные программы туристских поездок стали визитной карточкой признанных туристских центров России, а интерес к ним со стороны массового туриста (как организованного в группы, так и индивидуального) возрастает год от года.
Современные условия развития туриндустрии определили многостороннюю роль экскурсовода. Экскурсовод - это специалист, который создает маршруты и тексты экскурсий, позволяя туристам приобщиться к достижениям отечественной и мировой культуры через туристские ресурсы определенной территории.
Экскурсовод - это также руководитель туристской группы, организатор общения, психолог и педагог, разворачивающий многообразие пространства культуры к индивидуальности человека. Экскурсовод проводит презентацию пространства, где осуществляется экскурсионная деятельность, тем самым выступая как имиджмейкер территории - края, области, города.
Широкое предложение экскурсионных услуг должно быть подкреплено качеством их воплощения. За качество экскурсионных услуг несут ответственность все участники процесса - те, кто разрабатывает экскурсионную программу с учетом конкретных обстоятельств места и времени ее проведения.
Качество оказания экскурсионной, а тем более туристской, услуги определяют разные специалисты: менеджеры, методисты, водители автотранспортных средств, работники сервиса, сотрудники музеев и организаций сферы развлечений, руководители туристских групп, экскурсоводы.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27 октября 2008 г. № 1330 "О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге" разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации в области туристской деятельности. Целью введенного в действие постановления является стремление повысить качество приема и обслуживания туристов в Санкт-Петербурге, в том числе путем повышения качества услуг экскурсовода.
В понятие "качество экскурсионного обслуживания" входят: идейно-теоретический уровень экскурсии, актуальность тематики, четкое определение темы экскурсии, правильно построенный маршрут, отобранные для показа объекты и т.д. Должна быть ясна цель каждой экскурсии. Качество экскурсий зависит от материала, на основе которого будут создаваться экскурсии и текст, а также от методического мастерства экскурсовода.
Способность экскурсовода представить все многообразие туристских ресурсов в Санкт-Петербурге и исполнять во всем объеме свою роль предопределяет качественная профессиональная подготовка.
Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью повышения качества подготовки экскурсоводов в Санкт-Петербурге.
Настоящие Методические рекомендации по подготовке и повышению квалификации гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге разработаны в целях исполнения пункта 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330 "О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге".
При подготовке Методических рекомендаций использованы Правила подготовки экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге (пункт 3 Положения о единой системе подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330 (далее - Положение), а также квалификационные требования для экскурсоводов и гидов-переводчиков (пункты 4.12-4.13 Положения).
Настоящие Методические рекомендации согласованы в Комитете по культуре в установленном порядке.

Экскурсовод в Санкт-Петербурге: квалификационные требования

Проведение экскурсий в Санкт-Петербурге требует от экскурсовода владения всем спектром методических приемов, широкого круга знаний по самым разным вопросам, а также высокой культуры поведения и общения для достойной презентации города в глазах туристов.
Экскурсовод - творческий работник, обладающий соответствующей квалификацией для осуществления деятельности по сопровождению и ознакомлению экскурсантов с туристскими ресурсами на территории Санкт-Петербурга, осуществляемой в информационных, учебных, познавательных, культурно-просветительских и других целях.
Для экскурсовода по Санкт-Петербургу выделяются специализации: обзорная экскурсия по городу; трассовая экскурсия с посещением пригородов; тематические экскурсии разных видов и направлений.
Для экскурсовода разрабатываются профессиональные требования, а именно требования к знаниям, навыкам, умениям. Под навыком понимается действие, сформированное путем повторения, которое характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной регуляции. Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков, формируемый путем упражнений.

Профессиональные требования для экскурсовода в Санкт-Петербурге

I. Требования к образованию. Образование высшее: общее (бакалавр) и специальное (без ограничения области). Дополнительное профессиональное образование. Постоянное повышение квалификации.
II. Требования к знаниям.
1. Знания в области экскурсоведения:
Специфика экскурсии. Классификация экскурсий. Методы и методические приемы проведения экскурсий. Методика подготовки и проведения экскурсии. Методика описания памятников монументальной скульптуры, архитектуры, архитектурных комплексов.
2. Знания в области истории и культуры Санкт-Петербурга:
Знания туристских ресурсов Северо-Западного федерального округа. Знание информационных краеведческих ресурсов Санкт-Петербурга. Знания в области архитектуры, фортификации с овладением специфической терминологией. Знания в области географии, экономики, политики, религиозной специфики, истории и культуры Санкт-Петербурга.
3. Прочие знания:
Знание основ делового этикета и культуры общения. Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях и оказания первой медицинской помощи.
III. Требования к навыкам. Навыки составления описаний разных объектов показа. Навыки организации показа с использованием различных методических приемов. Навыки разработки рассказа с использованием различных методических приемов. Навыки работы с техническими средствами (микрофон). Навыки библиографического поиска. Навыки делового общения. Навыки безопасного поведения на маршруте, экскурсионного сопровождения индивидуальных туристов и группы с учетом возрастных, социальных и др. характеристик.
IV. Требования к умениям. Умения разрабатывать и проводить экскурсии разных видов согласно уровню квалификации (см. таблицу 1). Умение планировать маршрут, использовать методическую документацию. Умение устанавливать контакт с экскурсантами и водителем транспортного средства, создавать благоприятную атмосферу в группе.

Таблица 1

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСОВОДОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

   ------------------------------------------------------------------------------------------¬

¦ Первый (основной) этап обучения экскурсоводов в Санкт-Петербурге ¦
+--------------------T-------------------------------------T----------------T-------------+
¦Уровень образования.¦ Дополнительное профессиональное ¦ Условия ¦ Категория ¦
¦ Стаж работы ¦ образование ¦ присвоения ¦экскурсовода ¦
¦ +------------------------------T------+ категории ¦ ¦
¦ ¦ Тематика ¦Кол-во¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦часов ¦ ¦ ¦
+--------------------+------------------------------+------+----------------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+--------------------+------------------------------+------+----------------+-------------+
¦Высшее образование ¦Обзорная экскурсия по Санкт- ¦ Не ¦Успешное ¦III ¦
¦(бакалавр/ ¦Петербургу ¦менее ¦тестирование ¦категория, ¦
¦специалист). ¦или ¦ 250 ¦по итогам ¦стажер ¦
¦Стаж до 2 лет ¦Реки и каналы Санкт-Петербурга¦ ¦начального этапа¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦подготовки ¦ ¦
+--------------------+------------------------------+------+----------------+-------------+
¦ Второй этап обучения экскурсоводов в Санкт-Петербурге ¦
+--------------------T-------------------------------------T----------------T-------------+
¦Уровень образования.¦ Дополнительное профессиональное ¦ Условия ¦ Категория ¦
¦ Стаж работы ¦ образование ¦ присвоения ¦экскурсовода ¦
¦ +------------------------------T------+ категории ¦ ¦
¦ ¦ Тематика ¦Кол-во¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦часов ¦ ¦ ¦
+--------------------+------------------------------+------+----------------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+-------T------------+------------------------------+------+----------------+-------------+
¦Ступень¦Высшее ¦Трассовая экскурсия ¦ Не ¦Успешное ¦II категория ¦
¦ 1 ¦образование ¦(пригороды Санкт-Петербурга) ¦менее ¦тестирование ¦ ¦
¦ ¦(бакалавр/ ¦ ¦ 120 ¦по итогам ¦ ¦
¦ ¦специалист).+------------------------------+------+1-й ступени ¦ ¦
¦ ¦Стаж от 2 ¦Тематическая историческая ¦ 72 ¦второго этапа ¦ ¦
¦ ¦до 7 лет ¦экскурсия по Санкт-Петербургу ¦ ¦подготовки ¦ ¦
¦ ¦ ¦(историко-краеведческая, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦историко-архитектурная, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦историко-биографическая, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦военно-историческая) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------------+------------------------------+------+----------------+-------------+
¦Ступень¦Высшее ¦Тематическая литературная ¦ 36 ¦Успешное ¦I категория ¦
¦ 2 ¦образование ¦экскурсия по Санкт-Петербургу ¦ ¦тестирование ¦ ¦
¦ ¦(бакалавр/ ¦(литературно-биографическая, ¦ ¦по итогам ¦ ¦
¦ ¦специалист).¦историко-литературная, ¦ ¦2-й ступени ¦ ¦
¦ ¦Стаж от 7 ¦литературно-художественная) ¦ ¦второго этапа ¦ ¦
¦ ¦до 10 лет ¦ ¦ ¦подготовки ¦ ¦
+-------+------------+------------------------------+------+----------------+-------------+
¦Ступень¦Высшее ¦Посещение тематических ¦ ¦Успешное ¦Подтверждение¦
¦ 3 ¦образование ¦семинаров "Мастер-класс", ¦ ¦прохождение ¦I категории ¦
¦ ¦(бакалавр / ¦учебно-методических экскурсий ¦ ¦контроля по ¦ ¦
¦ ¦специалист).¦(тематика по выбору) ¦ ¦итогам обучения ¦ ¦
¦ ¦Стаж более ¦или ¦ ¦(зачет и пр.) ¦ ¦
¦ ¦10 лет ¦Разработка авторских экскурсий+------+----------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Представление ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦контрольного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦текста авторской¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦экскурсии ¦ ¦
L-------+------------+------------------------------+------+----------------+--------------


Порядок подготовки экскурсоводов в Санкт-Петербурге

Перечень профессиональных требований к экскурсоводу по Санкт-Петербургу предопределяет систему обучения по данной профессии.
Критерии качества подготовки складываются из разных элементов: качество программ и методики преподавания в системе дополнительного профессионального обучения; обязательное сочетание изучения теории и освоения практических видов деятельности; необходимость в постоянном самообразовании, расширении кругозора.
В соответствии с необходимостью обеспечивать качество экскурсионной деятельности подготовка экскурсоводов в Санкт-Петербурге строится на основе принципа непрерывности.
Правила подготовки экскурсоводов в Санкт-Петербурге определены Положением о единой системе подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
Для обеспечения проведения, продления и аннулирования аккредитации экскурсоводов в Санкт-Петербурге создан Экспертно-методический совет. Экспертно-методический совет действует на основании Положения об Экспертно-методическом совете по проведению аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
Подготовка экскурсоводов в Санкт-Петербурге включает в себя два этапа обучения (см. таблицу 1):
- первый (основной) этап - базовая профессиональная подготовка;
- второй этап - повышение квалификации, которое, в свою очередь, подразделяется на три ступени (в соответствии со стажем работы по специальности и освоением методики ведения экскурсий разных видов).
По окончании каждого этапа и каждой ступени профессиональной подготовки экскурсовода проводится контроль знаний, навыков, умений в форме теста.
Тесты для каждого этапа и каждой ступени подготовки экскурсоводов разрабатываются специалистами-практиками, методистами. Тесты должны быть утверждены на Экспертно-методическом совете.
Подготовка экскурсоводов в соответствии с установленными квалификационными требованиями проводится в организациях, которые включены в Единый реестр организаций, осуществляющих подготовку экскурсоводов в Санкт-Петербурге, утвержденный Экспертно-методическим советом.

Требования к организациям, осуществляющим обучение экскурсоводов

1. Программы подготовки экскурсоводов разрабатываются с учетом требований законодательства Санкт-Петербурга и рекомендаций Экспертно-методического совета.
2. Программы подготовки экскурсоводов содержат наряду с теоретической частью достаточное количество практических мероприятий.
3. Продолжительность курса подготовки экскурсоводов должна быть:
- первого этапа - не менее 250 часов (см. таблицу 2);
- второго этапа - не менее 120 часов (трассовая экскурсия);
- повышение квалификации для III категории - не менее 72 часов, II категории - не менее 36 часов.
4. Обучение в организации производится на основании программ подготовки экскурсоводов, которые прошли рецензирование в Экспертно-методическом совете.
5. Организация должна быть включена в Единый реестр организаций, осуществляющих подготовку экскурсоводов в Санкт-Петербурге.
6. Слушатели, успешно завершившие обучение в рамках подготовки экскурсоводов, проходят обязательное тестирование в СПбГУ "ГТИЦ".
7. Слушатели, успешно прошедшие тестирование по итогам подготовки, проходят процедуру аккредитации в санкт-петербургском государственном учреждении "Городской туристско-информационный центр" (далее - ГУ "ГТИЦ").
Перечень организаций Санкт-Петербурга, осуществляющих подготовку экскурсоводов, утверждает Экспертно-методический совет.
Ведение Единого реестра организаций, осуществляющих подготовку экскурсоводов в Санкт-Петербурге, производится в ГУ "ГТИЦ".
Координационным центром по разработке тестов, организации и проведению тестирования экскурсоводов в Санкт-Петербурге является ГУ "ГТИЦ". После утверждения на Экспертно-методическом совете тесты широко публикуются, в том числе размещаются на сайте ГУ "ГТИЦ".
В случае успешного тестирования в рамках процедуры аккредитации экскурсоводу присваивается квалификационная категория в соответствии со стажем работы по специальности и уровнем подготовки. Экскурсовод получает свидетельство об аккредитации установленного образца и нагрудный знак-идентификатор. Аккредитованные экскурсоводы любой категории обязаны во время проведения экскурсий иметь при себе свидетельство и прикрепленный к одежде нагрудный знак-идентификатор.
ГУ "ГТИЦ" ведет учет экскурсоводов, аккредитованных при Правительстве Санкт-Петербурга, в электронной базе данных. Соответствующая информация размещается на сайте ГУ "ГТИЦ" и регулярно обновляется. Информация об экскурсоводах, аккредитованных при Правительстве Санкт-Петербурга, предназначена для использования туристическими организациями и другими участниками рынка туристских/экскурсионных услуг.

Первый (основной) этап подготовки экскурсоводов в Санкт-Петербурге

Первый (основной) этап подготовки экскурсоводов в Санкт-Петербурге - это получение базовых знаний, навыков и умений, которые:
- выступают как основа профессиональной деятельности в целом;
- обеспечивают полноценное выполнение должностных обязанностей;
- дают возможность полноценно строить экскурсионную работу с группой экскурсантов в зависимости от состава и характеристик ее участников;
- необходимы для проведения обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу.
Обзорная (политематическая) экскурсия - вид экскурсии, который дает возможность экскурсанту составить общее представление о городе в целом. Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу освещает разные грани городской жизни: историю возникновения и строительства, перспективы развития в будущем, особенности культуры и промышленности, зданий и сооружений, места знаменательных событий и пребывания известных людей и пр.
По окончании первого этапа подготовки осуществляется тестирование с последующей аккредитацией. Тестирование для начальной подготовки экскурсоводов включает задания, контролирующие как теоретические знания, так и практические навыки.
При успешном завершении аккредитации:
1. Экскурсовод получает право ведения обзорных экскурсий в Санкт-Петербурге.
2. Экскурсоводу присваивается III квалификационная категория.
3. ГУ "ГТИЦ" обязан внести информацию об экскурсоводе в электронную базу данных экскурсоводов, аккредитованных при Правительстве Санкт-Петербурга.
Первый (основной) этап подготовки может быть проведен в организациях (курсах, центрах, вузах), осуществляющих подготовку экскурсоводов и вошедших в Единый реестр, утвержденный Экспертно-методическим советом.

Таблица 2

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО (ОСНОВНОГО) ЭТАПА ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСОВОДОВ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

   ----T-------------------------------------------------T-------------------¬

¦ № ¦ Наименование темы курса ¦ Виды работ ¦
¦п/п¦ +---------T---------+
¦ ¦ ¦ Теория ¦Практика ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦1 ¦Введение в профессию ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦2 ¦Техника безопасности на маршруте ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦3 ¦Правила оказания первой медицинской помощи ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦4 ¦Психология делового общения ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦5 ¦Деловой этикет. Культура речи ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦6 ¦Организация работы экскурсовода ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦7 ¦Методика подготовки экскурсии ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦8 ¦Методика проведения обзорных экскурсий ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦9 ¦История архитектуры ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦10 ¦История фортификации ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦11 ¦География Северо-Запада ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦12 ¦Туристские ресурсы Северо-Западного федерального¦ ¦ ¦
¦ ¦округа РФ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦13 ¦История России ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦14 ¦Экскурсоведение ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦15 ¦Источниковедение. Информационные краеведческие¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсы Санкт-Петербурга ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦16 ¦История и культура Санкт-Петербурга ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦17 ¦Объекты показа и рассказа в Санкт-Петербурге ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦Итого ¦Не менее 250 часов ¦
L-----------------------------------------------------+--------------------


Организация второго этапа подготовки экскурсоводов в Санкт-Петербурге

Второй этап подготовки экскурсоводов - повышение основной квалификации. Целью повышения квалификации экскурсоводов является обновление теоретических и практических знаний, совершенствование деловых качеств и умений применять различные методические приемы проведения экскурсий в соответствии с постоянно повышающимися требованиями рынка туристских услуг.
Повышение квалификации экскурсоводов осуществляется на базе ГУ "ГТИЦ" или в организациях, включенных в Единый реестр, утвержденный Экспертно-методическим советом.

Повышение квалификации экскурсоводов III категории.
Повышение квалификации экскурсоводов III категории подразумевает получение знаний, навыков и умений, которые необходимы для проведения в Санкт-Петербурге экскурсий следующих видов:
- экскурсии трассовые (в пригороды Санкт-Петербурга);
- экскурсии тематические (краеведческие, архитектурные, историко-биографические, военно-исторические).
Программа повышения квалификации предусматривает краткосрочное тематическое обучение в объеме не менее 72 часов с выполнением соответствующего объема теоретических и практических мероприятий.
По окончании обучения в рамках каждого направления повышения квалификации осуществляется тестирование с последующей аккредитацией.
При успешном завершении аккредитации экскурсовод получает право ведения трассовых и тематических экскурсий разных видов в Санкт-Петербурге с присвоением II квалификационной категории.

Повышение квалификации экскурсоводов II категории.
Повышение квалификации экскурсоводов II категории подразумевает получение знаний, навыков и умений, которые необходимы для проведения в Санкт-Петербурге тематических экскурсий различных направлений.
Программа повышения квалификации экскурсоводов II категории предусматривает краткосрочное тематическое обучение в объеме не менее 36 часов с выполнением соответствующего объема теоретических и практических мероприятий.
По окончании обучения осуществляется тестирование с последующей аккредитацией.
При успешном завершении аккредитации экскурсовод получает право ведения тематических экскурсий разных видов в Санкт-Петербурге с присвоением I квалификационной категории.
Экскурсовод I категории получает бессрочное свидетельство об аккредитации.

Повышение квалификации экскурсоводов I категории.
Повышение квалификации экскурсоводов I категории - совершенствование знаний, навыков и умений, необходимых для проведения по Санкт-Петербургу экскурсий разных видов.
Программа повышения квалификации экскурсоводов I категории предусматривает в срок не реже 1 раза в 3 года на выбор экскурсовода:
- краткосрочное тематическое обучение с проведением итогового контроля (тематика - по собственному выбору);
- разработку авторской экскурсии - с обязательным рецензированием через ГУ "ГТИЦ".
По окончании обучения осуществляется контроль полученных знаний, навыков, умений (в форме зачета, письменной работы и т.п.) с выдачей справки установленного образца.
При подтверждении квалификации в форме разработки авторской экскурсии в СПбГУ "Городской туристско-информационный центр" представляется контрольный текст экскурсии. СПбГУ "ГТИЦ" производит рецензирование представленного текста. Информация об авторской экскурсии, получившей положительную оценку при рецензировании, заносится в электронную базу данных экскурсоводов, аккредитованных в Санкт-Петербурге.
При успешном прохождении повышения квалификации в любой из предложенных форм экскурсовод подтверждает I категорию.

Список литературы:

1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330 "О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге".
2. Положение о единой системе подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге. Утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
3. Положение об Экспертно-методическом совете по проведению аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге. Утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
4. Контроль за качеством экскурсий: Методические рекомендации/ВЦСПС; Центральный совет по туризму и экскурсиям. - М.: Турист, 1985.
5. Науменко Г.Ф. Методика организации непрерывного обучения экскурсоводов: Учебное пособие/ВЦСПС; Центральный совет по туризму и экскурсиям. - М.: Турист, 1991.
6. Туристско-экскурсионная работа в СССР: Методические рекомендации/ВЦСПС; Центральный совет по туризму и экскурсиям. - М.: Турист, 1989.
7. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 10.01.2003).
8. Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности/Международная Туристская академия. - СПб.: Издательство "Невский Фонд"; Издательский дом Герда, 2008. - 208 с.
9. Экскурсия. Организация и методика проведения/ВЦСПС; Центральный совет по туризму и экскурсиям. - М.: Турист, 1970.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к распоряжению
Комитета по инвестициям
и стратегическим проектам
от 10.04.2009 № 68

"УТВЕРЖДАЮ"
Председатель
Комитета по инвестициям
и стратегическим проектам
М.Ю.Соколов
"___" _______ 2009 г.

"СОГЛАСОВАНО"
Председатель
Комитета по культуре
А.Н.Губанков
"___" _______ 2009 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ГИДОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Введение

Российский туристский рынок интенсивно расширяется в направлении комплексности предоставляемых услуг, среди которых значительное место отводится экскурсионным услугам и программам. Экскурсионные программы туристских поездок стали визитной карточкой признанных туристских центров России, а интерес к ним со стороны массового туриста (как организованного в группы, так и индивидуального) возрастает год от года.
Современные условия развития туриндустрии определили многостороннюю роль экскурсовода. Экскурсовод/гид-переводчик - это специалист, который создает маршруты и тексты экскурсий, позволяя туристам приобщиться к достижениям отечественной и мировой культуры через туристские ресурсы определенной территории.
Экскурсовод/гид-переводчик - это также руководитель туристской группы, организатор общения, психолог и педагог, разворачивающий многообразие пространства культуры к индивидуальности человека. Экскурсовод/гид-переводчик проводит презентацию пространства, где осуществляется экскурсионная деятельность, тем самым выступая как имиджмейкер территории - края, области, города.
Широкое предложение экскурсионных услуг должно быть подкреплено качеством их воплощения. За качество экскурсионных услуг несут ответственность все участники процесса - те, кто разрабатывает экскурсионную программу с учетом конкретных обстоятельств места и времени ее проведения.
Качество оказания экскурсионной, а тем более туристской услуги определяют разные специалисты: менеджеры, методисты, водители автотранспортных средств, работники сервиса, сотрудники музеев и организаций сферы развлечений, руководители туристских групп, экскурсоводы.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27 октября 2008 г. № 1330 "О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге" разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации в области туристской деятельности. Целью введенного в действие постановления является стремление повысить качество приема и обслуживания туристов в Санкт-Петербурге, в том числе путем повышения качества услуг экскурсовода.
В понятие качество экскурсионного обслуживания входят: идейно-теоретический уровень экскурсии, актуальность тематики, четкое определение темы экскурсии, правильно построенный маршрут, отобранные для показа объекты и т.д. Должна быть ясна цель каждой экскурсии. Качество экскурсий зависит от материала, на основе которого будут создаваться экскурсии и текст, а также от методического мастерства экскурсовода.
Способность экскурсовода/гида-переводчика представить все многообразие туристских ресурсов в Санкт-Петербурге и исполнять во всем объеме свою роль предопределяет качественная профессиональная подготовка.
Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью повышения качества подготовки экскурсоводов/гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге.
Настоящие Методические рекомендации по подготовке и повышению квалификации гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге разработаны в целях исполнения пункта 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330 "О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге".
При подготовке Методических рекомендаций использованы Правила подготовки экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге (пункт 3 Положения о единой системе подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330 (далее - Положение), а также квалификационные требования для экскурсоводов и гидов-переводчиков (пункты 4.12-4.13 Положения).
Настоящие Методические рекомендации согласованы в Комитете по культуре в установленном порядке.

Гид-переводчик в Санкт-Петербурге: квалификационные требования

Проведение экскурсий в Санкт-Петербурге требует от гида-переводчика владения всем спектром методических приемов, широкого круга знаний по самым разным вопросам, высокой культуры поведения и общения для достойной презентации города в глазах туристов, а также свободного владения иностранным языком.
Гид-переводчик в Санкт-Петербурге - творческий работник, обладающий соответствующей квалификацией для осуществления деятельности по сопровождению и ознакомлению экскурсантов с туристскими ресурсами на территории Санкт-Петербурга, осуществляемой в информационных, учебных, познавательных, культурно-просветительских и других целях. Для гида-переводчика в Санкт-Петербурге выделяются следующие специализации: обзорная экскурсия по городу; трассовая экскурсия с посещением пригородов; тематические экскурсии самых разных видов и направлений.
Для гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге разрабатываются профессиональные требования, а именно требования к знаниям, навыкам, умениям. Под навыком понимается действие, сформированное путем повторения, которое характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной регуляции. Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков, формируемый путем упражнений.

Профессиональные требования для гида-переводчика в Санкт-Петербурге

I. Требования к образованию. Образование высшее: общее (бакалавр) и специальное (без ограничения области). Дополнительное профессиональное образование. Постоянное повышение квалификации.
II. Требования к знаниям.
1. Знания в области экскурсоведения:
Специфика экскурсии. Классификация экскурсий. Методы и методические приемы проведения экскурсий. Методика подготовки и проведения экскурсии. Методика описания памятников монументальной скульптуры, архитектуры, архитектурных комплексов.
2. Знания в области истории и культуры Санкт-Петербурга:
Знания туристских ресурсов Северо-Западного федерального округа. Знание информационных краеведческих ресурсов Санкт-Петербурга. Знания в области архитектуры, фортификации с овладением специфической терминологией. Знания в области географии, экономики, политики, религиозной специфики, истории и культуры Санкт-Петербурга.
3. Знание иностранного языка.
4. Прочие знания.
Знание основ делового этикета и культуры общения. Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях и оказания первой медицинской помощи.
III. Требования к навыкам. Навыки составления описаний разных объектов показа. Навыки организации показа с использованием различных методических приемов. Навыки разработки рассказа с использованием различных методических приемов. Навыки работы с техническими средствами (микрофон). Навыки библиографического поиска. Навыки делового общения. Навыки безопасного поведения на маршруте, экскурсионного сопровождения индивидуальных туристов и группы с учетом возрастных, социальных и др. характеристик.
IV. Требования к умениям. Умения разрабатывать и проводить экскурсии разных видов согласно уровню квалификации. Умение планировать маршрут, использовать методическую документацию. Умение устанавливать контакт с экскурсантами и водителем транспортного средства, создавать благоприятную атмосферу в группе.

Порядок подготовки гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге

Перечень профессиональных требований к гиду-переводчику предопределяет систему подготовки по данной профессии.
Критерии качества подготовки складываются из разных элементов: качество программ и методики преподавания в системе дополнительного профессионального обучения; обязательное сочетание изучения теории и освоение практических видов деятельности; необходимость в постоянном самообразовании, расширении кругозора.
В соответствии с необходимостью обеспечивать качество экскурсионной деятельности подготовка гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге строится на основе принципа непрерывности.
Правила подготовки гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге определены Положением о единой системе подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
Для обеспечения проведения, продления и аннулирования аккредитации экскурсоводов в Санкт-Петербурге создан Экспертно-методический совет. Экспертно-методический совет действует на основании Положения об Экспертно-методическом совете по проведению аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
Подготовка гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге включает в себя два этапа обучения:
- Первый (основной) этап - базовая профессиональная подготовка по профессии "экскурсовод со знанием иностранного языка".
- Второй этап - получение знаний и навыков, объем которых необходим для проведения экскурсий в музеях в соответствии с локальными нормативными актами музеев.
По окончании каждого этапа профессиональной подготовки гидов-переводчиков проводится контроль знаний, навыков, умений в форме теста на иностранном языке.
Тесты для каждого этапа подготовки гидов-переводчиков разрабатываются специалистами-практиками, методистами. Тесты должны быть утверждены на Экспертно-методическом совете. Квалификационный тест для гидов-переводчиков проводится на иностранном языке.
Тестирование проводится специалистами рабочей комиссии Экспертно-методического совета, в состав которой включаются высокопрофессиональные гиды-переводчики.
Подготовка гидов-переводчиков в соответствии с установленными квалификационными требованиями проводится в организациях, которые включены в Единый реестр организаций, осуществляющих подготовку экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге. Перечень организаций Санкт-Петербурга, осуществляющих подготовку гидов-переводчиков, утверждает Экспертно-методический совет.

Требования к организациям, осуществляющим первый этап подготовки гидов-переводчиков

1. Программы первого этапа подготовки гидов-переводчиков разрабатываются с учетом требований законодательства Санкт-Петербурга и рекомендаций Экспертно-методического совета (см. таблицу 1).
2. Программы первого этапа подготовки гидов-переводчиков содержат наряду с теоретической частью достаточное количество практических мероприятий.
3. Продолжительность курса первого этапа подготовки экскурсоводов должна быть не менее 300 часов.
4. Обучение в организации производится на основании программ подготовки гидов-переводчиков, которые прошли рецензирование в Экспертно-методическом совете.
5. Организация включена в реестр организаций, осуществляющих первый этап подготовки гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге.
6. Слушатели, успешно завершившие обучение в рамках подготовки гидов-переводчиков, проходят обязательное тестирование в Санкт-Петербургском государственном учреждении "Городской туристско-информационный центр" (далее - ГУ "ГТИЦ").
7. Слушатели, успешно прошедшие тестирование по итогам подготовки гидов-переводчиков, проходят процедуру аккредитации в ГУ "ГТИЦ".
Ведение Единого реестра организаций, осуществляющих подготовку гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге, производится в ГУ "ГТИЦ".
Координационным центром по разработке тестов, организации и проведению тестирования гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге является ГУ "ГТИЦ". После утверждения на Экспертно-методическом совете тесты широко публикуются, в том числе размещаются на сайте ГУ "ГТИЦ".
В случае успешного тестирования в рамках процедуры аккредитации гиду-переводчику присваивается квалификационная категория в соответствии с уровнем подготовки и стажем работы по специальности. Гид-переводчик получает свидетельство об аккредитации установленного образца и нагрудный знак-идентификатор. Аккредитованные гиды-переводчики любой категории обязаны во время проведения экскурсий иметь при себе свидетельство и прикрепленный к одежде нагрудный знак-идентификатор.
По окончании аккредитации гид-переводчик получает направление на прохождение второго этапа обучения.
ГУ "ГТИЦ" ведет учет гидов-переводчиков, аккредитованных при Правительстве Санкт-Петербурга, в электронной базе данных. Соответствующая информация размещается на сайте ГУ "ГТИЦ" и регулярно обновляется. Информация о гидах-переводчиках, аккредитованных при Правительстве Санкт-Петербурга, предназначена для использования туристическими организациями и другими участниками рынка туристских/экскурсионных услуг.
Аккредитованные гиды-переводчики имеют право на получение в ГУ "ГТИЦ":
- информации, необходимой для осуществления профессиональных обязанностей (о текущих, туристских, культурных событиях в Санкт-Петербурге);
- консультаций по вопросам профессиональной деятельности;
- профессиональной подготовки и переподготовки на платной основе.

Первый (основной) этап подготовки гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге

Первый (основной) этап обучения гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге - это получение базовых знаний, навыков и умений, которые:
- выступают как основа профессиональной деятельности в целом;
- обеспечивают полноценное выполнение должностных обязанностей;
- дают возможность полноценно строить экскурсионную работу с группой экскурсантов в зависимости от состава и характеристик ее участников.
Первый (основной) этап подготовки - базовая профессиональная подготовка по профессии "экскурсовод со знанием иностранного языка".
Знание иностранного языка должно быть подтверждено дипломом (сертификатом), который выдается организацией - высшим, средним, специальным учебным заведением либо курсами, центром. Для прохождения аккредитации необходимо, чтобы планы подготовки гидов-переводчиков в этой организации были рекомендованы Экспертно-методическим советом.
По окончании первого этапа обучения осуществляется тестирование на иностранном языке с последующей аккредитацией. Тестирование для начальной подготовки гидов-переводчиков включает задания, контролирующие как теоретические знания, так и практические навыки. Тестирование проводится на иностранном языке.
При успешном завершении аккредитации:
1. Гид-переводчик получает право ведения обзорных в Санкт-Петербурге и трассовых экскурсий в пригороды.
2. Гиду-переводчику присваивается III квалификационная категория.
3. ГУ "ГТИЦ" обязан внести информацию о гиде-переводчике в электронную базу данных аккредитованных гидов-переводчиков Санкт-Петербурга.
4. Гид-переводчик получает направление на прохождение второго этапа обучения в музеях.
Первый этап обучения может быть проведен в организациях (курсах, центрах), которые осуществляют подготовку гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге и вошедших в Единый реестр, утвержденный Экспертно-методическим советом.

Таблица 1

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ КУРСА
ПЕРВОГО (ОСНОВНОГО) ЭТАПА ПОДГОТОВКИ ГИДОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

   ----T-------------------------------------------------T-------------------¬

¦ № ¦ Наименование темы курса ¦ Количество часов ¦
¦п/п¦ +---------T---------+
¦ ¦ ¦ Теория ¦Практика ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦1 ¦Введение в профессию ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦2 ¦Техника безопасности на маршруте ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦3 ¦Правила оказания первой медицинской помощи ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦4 ¦Психология делового общения ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦5 ¦Деловой этикет. Культура речи ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦6 ¦Организация работы экскурсовода ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦7 ¦Методика подготовки экскурсии ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦8 ¦Методика проведения обзорных экскурсий ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦9 ¦История архитектуры ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦10 ¦История фортификации ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦11 ¦География Северо-Запада ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦12 ¦Туристские ресурсы Северо-Западного федерального¦ ¦ ¦
¦ ¦округа РФ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦13 ¦История России ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦14 ¦Экскурсоведение ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦15 ¦Источниковедение. Информационные краеведческие¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсы Санкт-Петербурга ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦16 ¦История и культура Санкт-Петербурга ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦17 ¦Объекты показа и рассказа в Санкт-Петербурге ¦ ¦ ¦
¦ ¦(в том числе Петропавловская крепость,¦ ¦ ¦
¦ ¦Свято-Троицкая Александро-Невская лавра) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦18 ¦Музеи Санкт-Петербурга (Государственный Эрмитаж,¦ ¦ ¦
¦ ¦Государственный Русский музей, Российский¦ ¦ ¦
¦ ¦этнографический музей, ГМП Исаакиевский собор) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦19 ¦Пригороды Санкт-Петербурга. ГМЗ "Петергоф"¦ ¦ ¦
¦ ¦(включая Ораниенбаум), "Павловск", "Царское¦ ¦ ¦
¦ ¦Село", "Гатчина" ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+---------+---------+
¦ИТОГО ¦Не менее 300 часов ¦
L-----------------------------------------------------+--------------------


Второй этап подготовки гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге

Второй этап подготовки гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге - это прохождение обучения в организациях, внутренними правилами которых предусмотрено самостоятельное проведение экскурсий.
На данном этапе предусмотрено получение знаний и навыков, объем которых необходим в соответствии с локальными нормативными актами музеев.

Повышение квалификации гидов-переводчиков

Повышение квалификации гидов-переводчиков подразумевает получение знаний, навыков и умений, которые необходимы для проведения в Санкт-Петербурге экскурсий на иностранном языке.
Гиды-переводчики II, III категорий проходят повышение квалификации в музеях в соответствии с их локальными нормативными актами. По окончании курсов повышения квалификации гиды-переводчики получают соответствующий документ.
Гид-переводчик II, III категорий, прошедший курсы повышения квалификации, имеет право претендовать на получение более высокой категории при очередной аккредитации.

Список литературы:

1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330 "О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге".
2. Положение о единой системе подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге. Утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
3. Положение об Экспертно-методическом совете по проведению аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге. Утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 № 1330.
4. Долматов Г.М. Иностранный туризм советских профсоюзов. Реальность и перспективы: Учебное пособие. - М.: Турист, 1988. - М.: Турист, 1985.
5. Квартальное В.Н., Науменко Г.Ф. Методика организации приема и обслуживания иностранных туристов/ВЦСПС; Центральный совет по туризму и экскурсиям. - М.: Турист, 1989.
6. Контроль за качеством экскурсий: Методические рекомендации/ВЦСПС; Центральный совет по туризму и экскурсиям. - М.: Турист, 1985.
7. Науменко Г.Ф. Методика организации непрерывного обучения экскурсоводов: Учебное пособие/ВЦСПС; Центральный совет по туризму и экскурсиям. - М.: Турист, 1991.
8. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 10.01.2003).
9. Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности/Международная туристская академия. - СПб.: Издательство "Невский Фонд"; Издательский дом Герда, 2008. - 208 с.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru