| |
Региональное законодательство / Новосибирская область
"МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ ЗА 1 КВАРТАЛ 2009 ГОДА"
(информация подготовлена департаментом труда и занятости населения Новосибирской области)
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
ЗА 1 КВАРТАЛ 2009 ГОДА
В феврале 2009 года среднемесячная номинальная заработная плата в расчете на одного работника предприятий и организаций области по сравнению с январем снизилась на 1,3% и составила 15464 рубля. Это составляет 88% от средней заработной платы по России. Индекс реальной заработной платы за этот период составил 97%, по России 101%.
В январе - феврале 2009 года номинальная средняя заработная плата работников предприятий и организаций области по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 13,9% и составила 15566 рублей, по России увеличение составило 14,7%. Индекс реальной заработной платы за этот период в области составил 99,3%, по России - 101,0%.
При этом наибольший номинальный рост заработной платы сложился у работников сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (147,8%), деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (146,6%), здравоохранения и предоставления социальных услуг (135,5%).
Самая низкая заработная плата в январе - феврале, несмотря на высокие темпы роста, сложилась в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 6230 рублей, что выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения лишь на 16,8%.
В 11 из 15 видов экономической деятельности средняя заработная плата в феврале сложилась выше минимального потребительского бюджета, величина которого на 1 марта текущего года составила 12873 рубля. Средняя заработная плата в этих видах деятельности превысила величину прожиточного минимума трудоспособного населения от 2,5 до 6,3 раз. Разница между максимальной и минимальной заработной платой по видам экономической деятельности выросла в текущем году с 5,4 раз в январе до 5,6 раз - в феврале.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года средняя заработная плата в здравоохранении и предоставлении социальных услуг в январе - феврале 2009 года увеличилась на 35,5% и составила 14071 рубль, в образовании - на 29,8% и составила 12998 рублей, культуре и спорте - на 46,6% и составила 13123 рубля.
В бюджетных учреждениях области введены отраслевые системы оплаты труда, предусматривающие обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальными размерами, повышение качества услуг и обеспечение результативности работы. В новых условиях месячная заработная плата работников, отработавших за этот период норму рабочего времени и качественно выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения области.
В текущем году продолжается работа по совершенствованию трудового процесса, оптимизации штатной численности, в том числе определению перечня трудовых функций, которые могут быть переданы для исполнения сторонним организациям (эксплуатационные услуги, юридические услуги, услуги охраны и др.), расширению самостоятельности учреждений.
В настоящее время идет отработка установленных в отраслевых тарифных соглашениях качественных показателей деятельности организаций и работников для установления стимулирующих выплат.
Организован мониторинг среднемесячной заработной платы руководителей бюджетных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров и ее зависимости от выполнения качественных показателей деятельности.
Общая сумма просроченной задолженности по выплате заработной платы по учитываемому кругу организаций за три месяца текущего года выросла в 4,7 раза (196,5 млн. рублей) и составила на 1 апреля 2009 года 249,8 млн. рублей, что составляет 74,2% месячного фонда оплаты труда организаций, имеющих задолженность.
Из общей суммы задолженности по заработной плате задолженность прошлых лет составила 56,9 млн. рублей или 22,8%, в том числе за 2008 год - 54,5 млн. рублей (21,8%), за 2007 год и ранее - 2,4 млн. рублей (1%), остальная задолженность в сумме 192,9 млн. рублей (77,2%) сложилась в текущем году.
Основной причиной несвоевременной выплаты заработной платы остается отсутствие собственных средств организаций. По данным на 1 апреля по этой причине не выплачено 235,7 млн. рублей (94,3% от общей суммы задолженности по заработной плате).
Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней выросла с начала года на 73,8% и на 1 апреля составила 14,1 млн. рублей, или 5,7% от общей суммы задолженности. Большую часть составляет задолженность из федерального бюджета - 13,7 млн. рублей (97,2%), задолженность из местных бюджетов составила 0,4 млн. рублей, задолженности из бюджета субъекта нет.
Наибольший объем задолженности приходится на обрабатывающие производства - 87,0 млн. рублей или 34,8% от общего объема задолженности, объем задолженности вырос с начала года в 4,6 раза.
На втором месте по сумме задолженности находится транспорт - 60,3 млн. рублей или 24,1% от общего объема задолженности, за январь - март задолженность выросла в 63,3 раза.
Далее следуют научные исследования и разработки: задолженность составила 28,0 млн. рублей, с начала года сумма задолженности выросла в 5,3 раза, при этом ее доля в суммарной задолженности составила 11,2%.
В строительстве сумма задолженности составила 26,3 млн. рублей или 10,5% от общей суммы, за три месяца задолженность выросла в 2,8 раза.
Задолженность в организациях сельского хозяйства, охоты и лесозаготовок за три месяца увеличилась в 1,7 раза и на 1 апреля 2009 г. составила 19,7 млн. рублей, или 7,9% от общей суммы задолженности.
Численность работников, перед которыми у организаций имеется просроченная задолженность по выплате заработной платы, выросла с начала года на 9995 человек, или в 2,7 раза и на 1 апреля 2009 года составила 15812 человек.
В связи с ростом задолженности по заработной плате принимаются следующие меры по ее ликвидации.
Организован ежедекадный, а в организациях сельского хозяйства - еженедельный мониторинг организаций, имеющих задолженность по выплате заработной платы. Результаты мониторинга направляются в отраслевые департаменты области и мэрию г. Новосибирска для принятия мер по гашению задолженности.
Активизируется работа межведомственных комиссий. Проведено два заседания областной межведомственной комиссии в феврале и апреле (внеочередное) текущего года, на которых были заслушаны 27 руководителей организаций области. Аналогичная работа проводится межведомственными комиссиями городских округов и муниципальных районов области.
По результатам работы комиссий организациями разрабатываются графики гашения задолженности. Введено в практику направление писем дебиторам организаций, имеющих задолженность по выплате заработной платы, а также головным организациям, находящимся вне территории Новосибирской области, о принятии срочных мер по гашению задолженности их филиалами.
На заседании координационного совета Новосибирской области по антикризисным мерам заслушаны руководители департаментов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, развития промышленности и предпринимательства, агропромышленного комплекса Новосибирской области о мерах, принимаемых по гашению задолженности по выплате заработной платы в организациях отрасли. Губернатором области дано поручение руководителям департаментов взять под личный контроль ситуацию с задолженностью по заработной плате в отрасли.
Пересмотрен план совместных с Государственной инспекцией труда в Новосибирской области проверок организаций всех форм собственности, имеющих задолженность по заработной плате. Так, в первом квартале текущего года проведено 38 совместных проверок организаций. По результатам проведенных проверок Государственной инспекцией труда в Новосибирской области задолженность выплачена около 10 тыс. работников в сумме 75,7 млн. рублей.
На сайте департамента труда и занятости населения области организована "горячая линия" по вопросам оплаты труда работников организаций Новосибирской области.
За январь - март 2009 года в органы государственной службы занятости Новосибирской области за содействием в трудоустройстве обратились 34098 человек, что на 45,3% больше, чем за соответствующий период прошлого года. На 1 января 2009 года численность граждан, состоящих на учете в государственных бюджетных учреждениях Новосибирской области центрах занятости населения, составила 27270 человек, из них 26821 человек не занято трудовой деятельностью (на 01.01.2008 - соответственно 24865 и 23949 чел.).
За три месяца 2009 года были признаны безработными 24644 человека, что на 99,0% больше, чем соответствующий период 2008 года.
Численность зарегистрированных безработных на 01.04.2009 в целом по области составила 35543 человека (на 01.04.2008 - 21454 чел.). Уровень зарегистрированной безработицы в целом по области на конец марта 2009 года составил 2,49% от экономически активного населения (на 01.04.2008 - 1,56%).
Число заявленных предприятиями и организациями вакансий за январь - март 2009 года уменьшилось на 43,1% (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года) и составило 32,2 тысяч вакансий.
Уровень напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости и претендующих на одну вакансию) на 01.04.2009 составил 1,9 человек в целом по области (на 01.04.2008 - 0,5 чел.).
В соответствии с планом мероприятий по реализации основных направлений работы исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в сфере занятости населения и защиты от безработицы при содействии государственной службы занятости области за январь - март 2009 года нашли работу (доходное занятие) 13244 человека, в том числе 6997 женщин; 5273 человека в возрасте 14 - 29 лет (из них 1160 человек в возрасте 14 - 17 лет); 110 выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые; 391 инвалид; 59 граждан, уволенных с военной службы; 83 человека, освобожденных из учреждений исполнения наказания; 3938 человек, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе.
За три месяца 2009 года приступили к профессиональному обучению профессиям, востребованным на рынке труда, по направлению службы занятости 2539 безработных, в том числе 1346 женщин; 1467 человек в возрасте 16 - 29 лет; 38 инвалидов; 80 граждан, уволенных с военной службы; 998 человек, проживающих в сельской местности.
В I квартале 2009 года было проведено 344 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, которые посетили 13,9 тыс. человек.
В общественных работах по направлению службы занятости приняли участие 2439 человек.
В рамках программы по организации трудоустройства граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, были трудоустроены 43 выпускника.
Специалисты государственной службы занятости населения оказали профориентационные услуги 24411 гражданам, в том числе 3258 учащимся образовательных учреждений, психологическую поддержку получили 1444 безработных.
В программе социальной адаптации ("Клубы ищущих работу") приняли участие 1003 человека.
Содействие в организации самозанятости получили 854 безработных гражданина, из них 387 сельских жителей. В качестве индивидуальных предпринимателей зарегистрировались 29 человек.
Разработана и утверждена постановлением администрации Новосибирской области от 19.01.2009 № 4-па Программа дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда Новосибирской области в 2009 году.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|