Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 15.04.2009
"ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ И.А.БОЛЬШАКОВОЙ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "УСИНСК" ОТ 9 СЕНТЯБРЯ 2008 ГОДА № 1133 "О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТАЮЩИХ, ВЫШЕДШИХ НА ПЕНСИЮ, И ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ ИЛИ ПОСЕЛКЕ ГОРОДСКОГО ТИПА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "УСИНСК"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", № 66-67, 22.04.2009,
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 24.04.2009, № 12, ст. 215






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Республики Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2009 года

ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ И.А.БОЛЬШАКОВОЙ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "УСИНСК"
ОТ 9 СЕНТЯБРЯ 2008 ГОДА № 1133 "О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
РАБОТАЮЩИХ, ВЫШЕДШИХ НА ПЕНСИЮ, И ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКИХ
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ ИЛИ ПОСЕЛКЕ ГОРОДСКОГО ТИПА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "УСИНСК"

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Д.Н.Басманова, А.В.Проскурова, П.Ф.Пунегова,
с участием сторон - гражданки И.А.Большаковой и представителя главы администрации муниципального образования городского округа "Усинск" А.В.Дружинина - руководителя правового управления администрации муниципального образования городского округа (далее - МОГО) "Усинск",
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности постановления главы администрации МОГО "Усинск" от 9 сентября 2008 года № 1133 "О порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений, работающих, вышедших на пенсию, и проживающих в сельских населенных пунктах или поселке городского типа МОГО "Усинск".
Поводом к рассмотрению явилась жалоба гражданки И.А.Большаковой на ограничение ее конституционных прав на достойную жизнь и на социальное обеспечение оспариваемым нормативным актом в части необоснованного умаления мер социальной поддержки педагогам, проживающим в сельских населенных пунктах и поселке городского типа МОГО "Усинск".
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми оспариваемые нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика П.Ф.Пунегова, объяснения сторон и их представителей, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Гражданка И.А.Большакова обратилась в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой о проверке конституционности пункта 3 Постановления главы администрации МОГО "Усинск" от 9 сентября 2008 года № 1133 "О порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений, работающих, вышедших на пенсию, и проживающих в сельских населенных пунктах или поселке городского типа МОГО "Усинск".
В жалобе И.А.Большакова просит признать неконституционным указанный нормативный акт в части ограничения предоставления мер социальной поддержки педагогам, проживающим в сельской местности и в поселке городского типа, социальной нормой площади жилья, не соответствующим статьям 11, 17 (часть 1), 18 (часть 2), 40 (часть 1) и 65 Конституции Республики Коми. В обоснование жалобы она указала, что оспариваемая норма является для нее обременительной, поскольку не полностью покрывает расходы на оплату жилья, отопления и освещения, применяется при этом без учета членов семьи педагогов, а поэтому противоречит и федеральным гарантиям социальной поддержки указанных лиц. В судебном заседании заявительница просила проверить и пункт 6 оспариваемого Постановления, которым ограничен размер компенсации стоимости твердого топлива для специалистов образования.
2. Конституция Республики Коми в соответствии с целями социального государства (статья 11) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом (статья 40, часть 1). Элементом социального обеспечения является и предоставление педагогам, проживающим в сельской местности, бесплатного жилья, отопления и освещения. Эти меры поддержки, являясь по своей сути социальными, устойчиво оказываемые уже в течение шестидесяти лет, свидетельствуют об особой заинтересованности общества и государства в деятельности сельских педагогов, связанной с высокой ответственностью за результат труда, его ценностью. В таком понимании право указанной категории лиц на меры социальной поддержки тесно связано с правом на общедоступность и бесплатность дошкольного и среднего образования (статья 44 Конституции Республики Коми) и находится в системном единстве с общими принципами равенства и справедливости (статьи 15, 16 и 17 Конституции Республики Коми), на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Республике Коми. Поэтому рассматриваемое обращение направлено на защиту прав, обеспеченных Конституцией Республики Коми, и подведомственно Конституционному Суду Республики Коми.
2. Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для педагогических работников школ в сельской местности и совместно проживающих с ними членов их семей было предоставлено на основании Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности". С этого времени указанные лица пользовались правом на бесплатное жилье с освещением и отоплением. На территории Республики Коми реализация указанного права происходила на основании Постановления Совета Министров Коми АССР от 7 июля 1986 года (в редакции Указов Главы Республики Коми от 20 октября 1997 года № 229 и от 13 февраля 2001 г. № 67), утвердившего Перечень проживающих в сельской местности и рабочих поселках Коми АССР работников просвещения, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, которым предоставляются бесплатно коммунальные услуги. Впоследствии, Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) абзац 3 пункта пятого статьи 55 Закона "Об образовании" был дополнен положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанным лицам, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В части реализации этого правомочия Закон Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в редакции Закона Республики Коми от 04.05.2008 № 37-РЗ) предусмотрел, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, в качестве мер социальной поддержки оплачивается в полном размере пользование жилым помещением (плата за наем) в домах государственного и муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций, а также коммунальные услуги по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда (статья 18, пункт 1(1), подпункты соответственно 1 и 4).

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Совета МО городского округа "Усинск" от 09.06.2007 имеет номер 34, а не 204.
   ------------------------------------------------------------------

Аналогичное положение дословно воспроизвел в своем решении от 9 июня 2007 года № 204 Совет МОГО "Усинск" (статья 1.1, пункты 1 и 2 (подпункт "б"). Исполняя это решение, глава администрации МОГО "Усинск" в Постановлении от 9 сентября 2008 года № 1133 утвердил порядок предоставления мер социальной поддержки, в том числе и педагогам, проживающим в сельской местности, в пункте 3 которого предусмотрел социальную норму площади жилья, а в пункте 6 - норму компенсации стоимости твердого топлива, которыми и ограничиваются эти меры. Именно в этой части оспариваемый нормативный акт подлежит проверке на соответствие его Конституции Республики Коми.
3. Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения. Это, как и точность, и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Эта правовая позиция, выработанная Конституционным Судом Российской Федерации и неоднократно применявшаяся Конституционным Судом Республики Коми при рассмотрении конкретных дел (Постановления от 24 января 2006 года, от 7 ноября 2007 года) сохраняет свою силу до настоящего времени. Между тем, оспариваемые И.А.Большаковой нормативные положения проверяемого судом постановления главы администрации МОГО "Усинск" нарушают принципы правовой определенности, точности и конкретности правовой нормы, а также стабильности правового регулирования. Анализ пунктов 3 и 6 этого нормативного акта не позволяет однозначно ответить на вопрос, предоставляются ли меры социальной поддержки наряду с педагогами и членам их семей, проживающих с ними. А недвусмысленное ограничение размера такой поддержки социальной нормой площади жилья и нормой денежной компенсации за твердое топливо несовместимо с правовым смыслом положения, закрепленного в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года № 322-О-П, согласно которому в этой норме сохранено указание на право сельских педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это означает, что переход от предоставления льгот в натуральном виде к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижения имеющего места уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников.
4. Рассматривая споры по конкретным делам, связанным с применением мер социальной поддержки педагогам, проживающим в сельской местности, суды общей юрисдикции также исходили из вышеприведенных правовых постулатов (Определения Верховного суда Республики Коми от 15 июня 2006 года, от 19 января 2007 года, Определение Верховного суда Российской Федерации от 31 мая 2006 года).
В своем Постановлении от 19 июня 2003 года Конституционный Суд Республики Коми указал, что применение законов должно быть обеспечено нормальной правовой процедурой: либо прямым действием закона, либо принятым на уровне подзаконных правовых актов порядком его исполнения органами государственной исполнительной власти. Неприемлема ситуация, при которой применение закона обеспечено лишь механизмом судебного решения, то есть сама процедура исполнения закона являет собой конфликт (граждане реализуют свои законные права в каждом конкретном случае лишь в судебном порядке). Указанная правовая позиция сохраняет свою силу до настоящего времени и применима к рассматриваемому обращению, поскольку, несмотря на четкую правовую оценку, данную судами разных уровней конкретным нормативным актам по вопросам оказания мер социальной поддержки сельским педагогам, на территории Республики Коми продолжают действовать принятые ранее нормы, ущемляющие права этой категории педагогических работников.
Таким образом, рассматриваемое в настоящем деле постановление главы администрации МОГО "Усинск" в части ограничения предоставления мер социальной поддержки педагогам, проживающим в сельской местности и в поселке городского типа, социальной нормой площади жилья (пункт 3) и денежной компенсацией на твердое топливо (пункт 6), является неконституционным, нарушающим положения статей 11 и 40 (часть 1) Конституции Республики Коми. Также противоречит этот нормативный акт и федеральному законодательству, а значит, не соответствует и статье 65 Конституции Республики Коми. Вместе с тем подлежит прекращению применение и всех ранее принятых нормативных актов на территории Республики Коми в части ограничения подобным образом прав педагогов и бывших педагогов, проживающих в сельской местности.
На основании статьи 73 (часть 3) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" все ранее принятые решения по делу И.А.Большаковой в соответствии с настоящим Постановлением должны быть пересмотрены, в том числе и за периоды, предшествующие действию оспариваемого постановления главы администрации МОГО "Усинск" (если предыдущее правовое регулирование осуществлялось аналогичным образом), с соблюдением правил гражданского законодательства об исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать пункты 3 и 6 Постановления главы администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 9 сентября 2008 года № 1133 "О порядке предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений работающих, вышедших на пенсию, и проживающих в сельских населенных пунктах или поселке городского типа муниципального образования городского округа "Усинск" в части ограничения мер социальной поддержки педагогов социальными нормами площади жилья и неприменения этих мер к членам семьи педагогов, неконституционными, нарушающими положения статей 11, 40 (часть 1) и 65 Конституции Республики Коми.
2. Решения, принятые по делу И.А.Большаковой о начислении платежей за пользование жилым помещением, электро- и теплоснабжение, подлежат пересмотру в соответствии с настоящим Постановлением.
3. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" решения органов, основанные на нормативном акте, признанным неконституционным, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке.
5. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru