Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Карачаево-Черкесская республика


ЗАКОН Карачаево-Черкесской Республики от 13.03.2009 № 1-РЗ
"ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"
(принят Народным Собранием (Парламентом) КЧР 26.02.2009)

Официальная публикация в СМИ:
"День Республики", № 59-61, (17660), 21.03.2009


Вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (статья 13 данного документа).



13 марта 2009 года № 1-РЗ

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Принят
Народным Собранием (Парламентом)
Карачаево-Черкесской Республики
26 февраля 2009 года

Настоящий Закон определяет отдельные направления и формы противодействия коррупции, правовые и организационные вопросы предупреждения коррупции и борьбы с ней, а также предусматривает меры по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений в Карачаево-Черкесской Республике в целях реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон).

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) коррупционное правонарушение - это деяние, обладающее признаками коррупции, установленными Федеральным законом, за которое действующим законодательством предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность;
2) коррупциогенность - закрепленный в действующем нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта механизм правового регулирования, способный вызвать коррупционные действия и (или) решения субъектов правоприменения в процессе реализации ими своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей;
3) антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов - это выявление (предотвращение появления) в действующих нормативных правовых актах или проектах нормативных правовых актов коррупционных факторов;
4) коррупционный фактор - дефекты норм и правовые формулы, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении указанных нормативных правовых актов. Коррупционные факторы могут быть непосредственной основой коррупционного правонарушения либо создавать условия его легитимности;
5) коррупционная норма - норма, содержащая коррупционные факторы.
2. Понятия, не установленные в части 1 настоящей статьи, используются в настоящем Законе в значениях, определенных Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции в Карачаево-Черкесской Республике

Правовую основу противодействия коррупции в Карачаево-Черкесской Республике составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Карачаево-Черкесской Республики, настоящий Закон и другие республиканские законы, иные нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики, муниципальные правовые акты.

Статья 3. Организация противодействия коррупции в Карачаево-Черкесской Республике

1. Президент Карачаево-Черкесской Республики:
1) определяет направления реализации государственной политики в области противодействия коррупции в Карачаево-Черкесской Республике;
2) осуществляет противодействие коррупции в Карачаево-Черкесской Республике в пределах своих полномочий.
2. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики обеспечивает разработку и принятие республиканских законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в пределах своих полномочий.
3. Правительство Карачаево-Черкесской Республики распределяет функции по противодействию коррупции между органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по поручению Президента Карачаево-Черкесской Республики.
4. Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
5. Контрольно-счетная палата Карачаево-Черкесской Республики в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13 мая 2003 года № 22-РЗ "О Контрольно-счетной палате Карачаево-Черкесской Республики".

Статья 4. Координация деятельности в области противодействия коррупции в Карачаево-Черкесской Республике

1. В целях обеспечения координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области противодействия коррупции в Карачаево-Черкесской Республике по решению Президента Карачаево-Черкесской Республики может быть сформирован межведомственный координационный совет Карачаево-Черкесской Республики по противодействию коррупции, а также иные координационные и (или) совещательные органы при Президенте Карачаево-Черкесской Республики (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции).
В состав указанных органов включаются в установленном порядке представители территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и иные лица.
Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Карачаево-Черкесской Республики, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Карачаево-Черкесской Республики, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Карачаево-Черкесской Республики, Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
2. Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления могут создавать совещательные и экспертные органы из числа представителей заинтересованных государственных органов, общественных объединений, научных, образовательных учреждений и иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем коррупции.
3. Полномочия, порядок формирования и деятельности вышеназванных органов в области противодействия коррупции, их персональный состав утверждаются Президентом Карачаево-Черкесской Республики, совещательных и экспертных органов - государственными органами, органами местного самоуправления, при которых они создаются.

Статья 5. Комиссии по противодействию коррупции в сфере нормотворчества

1. В целях содействия реализации мер по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики создается постоянно действующий межведомственный совещательный орган - Комиссия по противодействию коррупции в сфере нормотворчества (далее - Комиссия).
В состав Комиссии входят представители органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики (в том числе из Государственно-правового управления Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики), Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики (в том числе из правового управления Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики), Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики и по согласованию представители территориальных органов федеральных органов государственной власти.
Персональный состав Комиссии утверждается Президентом Карачаево-Черкесской Республики.
2. Функциями Комиссии являются:
утверждение планов работы Комиссии;
организация проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики;
обеспечение контроля за проведением, своевременностью, качеством и эффективностью экспертиз проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики на наличие в них коррупционных факторов;
выступление в средствах массовой информации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции в сфере нормотворчества;
выработка рекомендаций по предупреждению и противодействию коррупции в сфере нормотворчества;
рассмотрение проектов программ противодействия коррупции;
осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Законом и положением о Комиссии.
3. Организационное, техническое и иное обеспечение деятельности Комиссии осуществляется государственным органом Карачаево-Черкесской Республики, определяемым Президентом Карачаево-Черкесской Республики.

Статья 6. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики

1. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики проводится в целях выявления и устранения содержащихся в нормативных правовых актах коррупционных факторов.
Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики проводится по решению Комиссии на основании соответствующего письменного обращения территориального органа федерального органа государственной власти, органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации или гражданина в адрес руководителя органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики или любого члена Комиссии (далее - обращение) или по инициативе члена Комиссии.
В случае направления обращения в адрес руководителя органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, указанное обращение передается в пятидневный срок в Комиссию.
2. Обращения граждан должны отвечать требованиям, которые установлены федеральным законом о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, и подлежат рассмотрению Комиссией в сроки, установленные указанным федеральным законом.
3. Комиссия имеет право отказать в назначении антикоррупционной экспертизы действующего нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики в любом из следующих случаев:
если из содержания обращения невозможно установить, какой действующий нормативный правовой акт подлежит антикоррупционной экспертизе;
если указанный в обращении нормативный правовой акт утратил силу полностью или в части, упомянутой в обращении применительно к коррупционным факторам;
если результаты антикоррупционной экспертизы правового акта могут прямо или косвенно повлиять на ход следствия по уголовному делу либо на решение (приговор) суда.
4. Выписка из решения Комиссии о назначении антикоррупционной экспертизы действующего нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики или об отказе в назначении такой экспертизы направляется инициатору обращения.
5. Антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта проводит рабочий орган Комиссии - экспертный комитет, персональный состав и порядок работы которого утверждается Комиссией.
Каждый член Комиссии имеет право предложить две кандидатуры в состав экспертного комитета с учетом положений настоящей части.
В состав экспертного комитета не могут входить руководители территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных учреждений и унитарных предприятий Карачаево-Черкесской Республики.
Экспертный комитет более чем наполовину должен состоять из независимых экспертов - представителей научных и образовательных учреждений, средств массовой информации, общественных организаций (кроме политических партий) и иных негосударственных некоммерческих организаций.
6. В решении Комиссии о назначении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта должны быть указаны:
срок проведения экспертным комитетом антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта, который не может превышать трех месяцев с даты принятия Комиссией решения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта;
перечень вопросов, на которые экспертным комитетом должны быть даны однозначные ответы.
7. Заключение экспертного комитета подлежит опубликованию после его утверждения Комиссией в порядке и сроки, установленные Комиссией.
8. Если по результатам антикоррупционной экспертизы в нормативном правовом акте Карачаево-Черкесской Республики были выявлены коррупционные факторы, Президент Карачаево-Черкесской Республики или Председатель Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в течение трех недель после опубликования заключения экспертного комитета о результатах антикоррупционной экспертизы правового акта принимают меры по внесению изменений в этот правовой акт или его отмене.

Статья 7. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики

1. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат все проекты нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, за исключением проектов, разработка которых вызвана необходимостью приведения нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики в соответствие с принятым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации или решением суда, вступившего в законную силу.
Целью антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики является выявление и устранение, содержащихся в них коррупционных факторов на стадии разработки и согласования.
Проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется в соответствии с Порядком организации и проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, а также Методикой проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, утвержденных соответствующими органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
2. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики проводится:
а) специалистами и структурными подразделениями органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, государственных органов Карачаево-Черкесской Республики, обеспечивающими разработку проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики;
б) специалистами и структурными подразделениями органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, государственными органами Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющими контроль качества проектов нормативных правовых актов и (или) мониторинг их правоприменения;
в) в случае возникновения разногласий - Комиссией по противодействию коррупции в сфере нормотворчества;
г) независимыми экспертами по собственной инициативе или по запросу (заказу) органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, государственных органов Карачаево-Черкесской Республики, организаций и граждан, заинтересованных в снижении коррупционных рисков, создаваемых нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики.
3. Непосредственными результатами антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики являются:
а) заключение по результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта (в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта, в составе правового заключения или в качестве самостоятельного документа);
б) решение органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, его структурного подразделения по итогам рассмотрения указанного заключения.
4. Результатами решений по заключениям антикоррупционной экспертизы являются:
а) устранение выявленных коррупционных факторов посредством исключения или коррекции содержащих их норм;
б) ликвидация коррупциогенности проекта нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики.

Статья 8. Коррупционные факторы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики

Коррупционными факторами, на наличие которых должны анализироваться проекты нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и действующие нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с Порядком организации и проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, а также Методикой проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики при проведении антикоррупционной экспертизы являются:
1) широта дискреционных полномочий;
2) определение компетенции по формуле "вправе";
3) завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права;
4) злоупотребление правом заявителя;
5) выборочное изменение объема прав;
6) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества;
7) юридико-лингвистическая коррупциогенность;
8) принятие нормативного правового акта "сверх компетенции";
9) заполнение законодательных пробелов при помощи нормативных правовых актов органов исполнительной власти;
10) наличие пробела в регулировании;
11) отсутствие административных процедур;
12) отсутствие конкурсных (аукционных) процедур;
13) отсутствие запретов и ограничений для должностных лиц в конкретной сфере деятельности, в случае если установление данных запретов и ограничений отнесено к ведению субъекта Российской Федерации;
14) отсутствие ответственности должностных лиц, в случае если установление данной ответственности отнесено к ведению субъекта Российской Федерации;
15) отсутствие контроля за органами и должностными лицами, в случае если установление данного контроля отнесено к ведению субъекта Российской Федерации;
16) нарушение режима прозрачности информации;
17) нормативные коллизии;
18) формально-техническая коррупциогенность;
19) непринятие нормативного правового акта;
20) нарушение баланса интересов.

Статья 9. Антикоррупционные программы

1. В целях эффективного противодействия коррупции в Карачаево-Черкесской Республике могут разрабатываться и приниматься республиканские, ведомственные, муниципальные программы противодействия коррупции (антикоррупционные программы).
2. Антикоррупционная программа является комплексом мероприятий, обеспечивающих согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Карачаево-Черкесской Республике.
3. В случае если реализация антикоррупционной программы Карачаево-Черкесской Республики потребует финансирования мероприятий за счет средств республиканского бюджета, то ее разработка и утверждение осуществляется в порядке, установленном для разработки и утверждения республиканских целевых программ.
В случае если реализация антикоррупционной программы Карачаево-Черкесской Республики не требует финансирования мероприятий за счет средств республиканского бюджета, она утверждается Президентом Карачаево-Черкесской Республики в установленном порядке.
4. Ведомственные антикоррупционные программы разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики.
5. Муниципальные антикоррупционные программы разрабатываются органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с действующим законодательством.

Статья 10. Обязанности государственных и муниципальных служащих в области противодействия коррупции

1. Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).
3. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в порядке, установленном Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, в порядке и при соблюдении условий, установленных Федеральным законом.

Статья 11. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Статья 12. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

1. В случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
2. Представителю нанимателя (работодателю) в трехмесячный срок после вступления в силу настоящего Закона разработать и утвердить:
порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений,
перечень сведений, содержащихся в уведомлениях и порядок организации проверки этих сведений;
порядок регистрации названных уведомлений.
3. Органам государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, государственным органам Карачаево-Черкесской Республики в шестимесячный срок после вступления в силу настоящего Закона разработать и утвердить:
порядок организации и проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики;
методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики и действующих нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики.

Президент
Карачаево-Черкесской Республики
Б.С.ЭБЗЕЕВ
город Черкесск
13 марта 2009 года
№ 1-РЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru