Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Амурской области от 30.04.2009 № 176
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2009 г. № 176

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО
КРЕДИТОВАНИЯ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД"

В соответствии с условиями реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675, Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2009 год".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

И.о. губернатора
Амурской области
В.О.КАПКАНЩИКОВ





Утверждена
постановлением
Правительства
Амурской области
от 30 апреля 2009 г. № 176

ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД"

1. Паспорт

   --------------------------T-----------------------------------------------¬

¦Наименование программы ¦Программа "Развитие ипотечного жилищного ¦
¦ ¦кредитования в Амурской области на 2009 год" ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Основание для разработки ¦Федеральная целевая программа "Жилище" ¦
¦программы ¦на 2002 - 2010 годы, утвержденная ¦
¦ ¦постановлением Правительства Российской ¦
¦ ¦Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675 ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Государственные заказчики¦Правительство Амурской области; ¦
¦программы ¦ ¦
¦ ¦министерство строительства, архитектуры и ¦
¦ ¦жилищно-коммунального хозяйства Амурской ¦
¦ ¦области ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Разработчик программы ¦Министерство строительства, архитектуры и ¦
¦ ¦жилищно-коммунального хозяйства Амурской ¦
¦ ¦области ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Цель программы ¦Основная цель программы - обеспечение ¦
¦ ¦в 2009 году доступности жилья ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Основные задачи программы¦Основными задачами программы являются: ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦предоставление государственных гарантий области¦
¦ ¦по заимствованиям, осуществляемым для развития ¦
¦ ¦унифицированной системы рефинансирования ¦
¦ ¦ипотечных жилищных кредитов; увеличение объемов¦
¦ ¦финансирования жилищного строительства за счет ¦
¦ ¦привлечения внебюджетных средств (средств ¦
¦ ¦инвесторов) ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Перечень основных ¦1. Нормативное правовое обеспечение реализации ¦
¦мероприятий ¦программы, анализ и обобщение накопленного ¦
¦ ¦в различных регионах Российской Федерации опыта¦
¦ ¦создания и внедрения механизмов развития ¦
¦ ¦ипотечного жилищного кредитования. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦2. Предоставление государственных гарантий ¦
¦ ¦области по заимствованиям, осуществляемым ¦
¦ ¦для развития унифицированной системы ¦
¦ ¦рефинансирования ипотечных жилищных кредитов ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Срок реализации программы¦2009 год ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Источники финансирования программы: ¦
¦финансирования программы ¦ ¦
¦ ¦общий объем финансовых ресурсов, необходимый ¦
¦ ¦для реализации программы в 2009 году, ¦
¦ ¦составляет 150 млн. руб. на предоставление ¦
¦ ¦государственных гарантий по заимствованиям, ¦
¦ ¦осуществляемым для развития унифицированной ¦
¦ ¦системы рефинансирования ипотечных жилищных ¦
¦ ¦кредитов ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Успешное выполнение мероприятий программы ¦
¦результаты реализации ¦позволит обеспечить дополнительный ввод жилья ¦
¦программы ¦в эксплуатацию не менее 16,3 тыс. кв. метров, ¦
¦ ¦а также: ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦привлечение в жилищную сферу собственных ¦
¦ ¦средств граждан, дополнительных финансовых ¦
¦ ¦средств банков и других организаций, ¦
¦ ¦предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и ¦
¦ ¦займы на строительство жилья; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦доступность жилья для граждан, имеющих средние ¦
¦ ¦доходы и нуждающихся в улучшении жилищных ¦
¦ ¦условий; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦создание благоприятных условий ¦
¦ ¦на территории области для развития ипотечного ¦
¦ ¦жилищного кредитования; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦укрепление семейных отношений и снижение ¦
¦ ¦социальной напряженности; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦улучшение демографической ситуации в области ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Исполнители основных ¦Правительство Амурской области; ¦
¦мероприятий ¦ ¦
¦ ¦министерство строительства, архитектуры и ¦
¦ ¦жилищно-коммунального хозяйства Амурской ¦
¦ ¦области; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦министерство экономического развития, ¦
¦ ¦промышленности и транспорта области; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦организации, выделяющие ипотечные кредиты ¦
¦ ¦(займы) на строительство жилья ¦
+-------------------------+-----------------------------------------------+
¦Система организации ¦Контроль за исполнением программы ¦
¦контроля за исполнением ¦осуществляется в соответствии ¦
¦программы ¦с законодательством Российской Федерации и ¦
¦ ¦Амурской области ¦
L-------------------------+------------------------------------------------


2. Содержание проблемы и обоснование
ее решения программным методом

В связи с переходом к рыночной экономике в области, как и в целом в Российской Федерации, на фоне общего сокращения объемов жилищного строительства резко уменьшилась доля жилья, строящегося за счет государственных средств. По отношению к уровню конца 80-х годов ввод жилья уменьшился более чем в 3 раза и в 2007 году составил 170,0 тыс. кв. м.
Значительная часть жилищного фонда области не удовлетворяет потребностям населения не только по объему, но и по качеству, т.к. характеризуется наличием деревянных домов постройки 1910 - 1950 годов со 100-процентным износом, дальнейшее проживание в которых невозможно по санитарным и социальным нормам.
Из общего объема жилищного фонда области 7,4 процента, или 1334,5 тыс. кв. м, отнесены к ветхому и аварийному жилью, в котором проживает более 66 тыс. человек.
Площадь ветхих и аварийных строений в области превышает объемы годового ввода в действие жилых домов в 9 раз. За последние 10 - 15 лет капитальный ремонт жилых зданий проводился в небольших объемах, что еще больше усилило процесс ветшания жилищного фонда.
При сокращении бюджетных расходов в жилищном секторе внимание государства было сосредоточено в основном на отдельных категориях и группах населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения жилья или улучшения жилищных условий. Назрела необходимость кардинального решения данной проблемы. Высокая стоимость нового жилья обусловливает необходимость обращения граждан к вторичному рынку жилья, приобретение жилья на котором в последнее время становится все более сложным даже для обеспеченных граждан. Основная же часть населения, имеющего относительно стабильные доходы и желающего приобрести жилье в собственность, оказалась не в состоянии это сделать из-за отсутствия достаточных накоплений и возможности получить долгосрочные кредитные ресурсы.
Государственная жилищная политика в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" наряду с прежней ориентацией на нужды социально незащищенных групп населения сделала акцент на решение жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющего жилье в собственности, полученное путем бесплатной приватизации. Основным способом решения жилищной проблемы для этой части населения является долгосрочное ипотечное жилищное кредитование.
Разработка настоящей программы обусловлена необходимостью обеспечения доступным по стоимости жильем граждан со средним уровнем доходов, основанную на принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств и долгосрочных ипотечных кредитов, а также обеспечения возможности долевого участия в строительстве жилья на его начальной стадии, что значительно сократит расходы на жилье.
Успешному развитию ипотечного кредитования в области способствуют:
положительная практика ипотечного жилищного кредитования в ряде регионов России;
наличие платежеспособного спроса на ипотечные кредиты со стороны населения.
По статистическим данным, в области более 16,2 тыс. семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Решает эту проблему лишь незначительная часть населения. Потенциально рынок жилья в области может быть на порядок больше. Этого не происходит из-за дороговизны жилья, т.е. несоответствия цены реальным доходам населения.
Проблему обеспечения жителей области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, доступным жильем необходимо решать путем кредитования строительства доступного по цене жилья под государственную гарантию области, предоставляемую организациям, выделяющим ипотечные кредиты (займы).

3. Цель и система программных мероприятий

Основной целью программы является обеспечение в 2009 году доступности жилья путем предоставления государственных гарантий Амурской области по заимствованиям, осуществляемым для развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.
Система мероприятий программы включает:
нормативное правовое обеспечение программы;
анализ и обобщение накопленного в различных регионах Российской Федерации опыта создания и внедрения механизмов развития ипотечного жилищного кредитования в целом, а также механизмов, обеспечивающих приток долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов;
предоставление государственных гарантий области по заимствованиям, осуществляемым для развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов;
изучение возможностей органов местного самоуправления участвовать в ипотечном жилищном кредитовании и финансировании строительства доступного жилья;
привлечение к сотрудничеству жителей области, кредитных и инвестиционных организаций, страховых, проектных, оценочных, риэлтерских компаний, строительных и иных организаций;
организация в областных средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач программы;
ведение мониторинга реализации программы и подготовка информационно-аналитических материалов.
В процессе реализации программы в области будут созданы основы для широкого развития долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья.

4. Механизм реализации программы

Предоставление государственных гарантий осуществляется Правительством области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2009 год", Законом Амурской области от 30 июня 2008 г. № 67-ОЗ "О порядке предоставления государственных гарантий Амурской области".
Обеспечение мероприятий по исполнению государственных гарантий области, включенных в настоящую программу, осуществляется министерством экономического развития, промышленности и транспорта области.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области осуществляет нормативное правовое, информационное и аналитическое обеспечение реализации программы.
Кроме этого, в ходе реализации программы министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области обобщает информацию:
1) о количестве выданных кредитов, займов на жилье (млн. руб.);
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

3) о ставках по ипотечным кредитам, займам (%);
4) о сроках по ипотечным кредитам, займам (годы);
5) о стоимости 1 кв. м жилья при строительстве жилья, реализуемого по ипотеке (тыс. руб.);
6) о введении в эксплуатацию жилья (тыс. кв. метров).
Механизм реализации программы формируется в целях повышения доступности жилья для многих категорий граждан.
Взаимодействие всех участников программы, в том числе механизм участия граждан в долгосрочном ипотечном жилищном кредитовании, регулируются действующим законодательством.

5. Прогноз конечных результатов и критерии результативности
и эффективности реализации программы

Эффективность от реализации программных мероприятий следует рассматривать в социальном и экономическом аспектах. Показателем выполнения программы будут являться строительство доступного жилья и увеличение объемов долгосрочного ипотечного жилищного кредитования жителей Амурской области.
Выполнение программных мероприятий позволит обеспечить дополнительный ввод жилья в эксплуатацию не менее 16,3 тыс. кв. метров.
Реализация программы обеспечит:
доступность жилья для граждан, имеющих средние доходы и нуждающихся в улучшении жилищных условий;
создание благоприятных условий на территории области для развития ипотечного жилищного кредитования;
снижение социальной напряженности в обществе;
улучшение демографической ситуации.
Реализация программы позволит:
увеличить платежеспособный спрос граждан и сделать более доступным строительство жилья для основной части населения, а не его приобретение на вторичном рынке;
активизировать рынок жилья;
привлечь в жилищную сферу сбережения населения и другие внебюджетные финансовые ресурсы;
обеспечить развитие строительного комплекса.
Эффективность реализации программы зависит от использования привлеченных финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков-кредиторов, инвесторов, иных организаций и других возможных источников финансирования.
По предварительным оценкам, реализация программы позволит вывести на рынок построенное жилье на 10 - 20% процентов дешевле сложившихся на сегодняшний день цен.
Для оценки эффективности программы используются три индикатора, отражающие развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья (коэффициент доступности жилья; доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств; объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов).

5.1. Коэффициент доступности жилья

5.1.1. Исходные данные

При расчете значения целевого индикатора применяются следующие данные:
средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилья (в рублях в среднем за год). Рассчитывается как среднее арифметическое средних цен на первичном и вторичном рынках жилья, определяемых органом государственной статистики. Источник данных - орган государственной статистики;
среднедушевые денежные доходы (в рублях в месяц на человека в среднем за год). Источник данных - орган государственной статистики.

5.1.2. Алгоритм расчета значения целевого индикатора по Амурской области

Значение целевого индикатора рассчитывается как отношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м к среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек в субъекте Амурской области.

5.1.3. Алгоритм расчета значения целевого индикатора в среднем по Амурской области

Значение целевого индикатора рассчитывается как отношение средней по Амурской области рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м к среднедушевому годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек.

5.1.4. Значения целевого индикатора

К концу 2009 года коэффициент доступности жилья в среднем по Амурской области должен быть 3,1.

5.2. Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье,
соответствующее стандартам обеспечения жилыми
помещениями, с помощью собственных
и заемных средств

5.2.1. Исходные данные

При расчете значения целевого индикатора применяются следующие данные:
средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилья (в рублях в среднем за год). Рассчитывается как среднее арифметическое средних цен на первичном и вторичном рынках жилья. Источник данных - орган государственной статистики;
доля заемных средств в стоимости приобретаемого жилья (в процентах). Определяется на основе средних на рынке Амурской области условий кредитования банков и других организаций, предоставляющих ипотечные займы на приобретение жилья. Источник данных - министерство строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области. В случае когда открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - Агентство) рефинансирует большую часть выдаваемых в субъекте Российской Федерации ипотечных кредитов и займов, в качестве средней доли заемных средств может использоваться доля заемных средств по программе Агентства;
процентная ставка по кредиту на приобретение жилья (в процентах в год). Определяется на основе средних на рынке Амурской области ставок по ипотечным жилищным кредитам и займам в рублях. Источник данных - Центральный банк Российской Федерации. В случае когда Агентство рефинансирует большую часть выдаваемых в субъекте Российской Федерации ипотечных кредитов и займов, в качестве средних процентных ставок могут использоваться процентные ставки по программе Агентства;
срок кредита на приобретение жилья (в годах). Определяется на основе средних на рынке Амурской области сроков кредитования по ипотечным жилищным кредитам и займам в рублях. Источник данных - Центральный банк Российской Федерации. В случае когда Агентство рефинансирует большую часть выдаваемых в субъекте Российской Федерации ипотечных кредитов и займов, в качестве средних сроков кредитования могут использоваться сроки кредитования по программе Агентства;
доля платежа по ипотечному жилищному кредиту в доходах заемщика с созаемщиками (в процентах). Определяется на основе средних на рынке Амурской области условий по доле платежа в доходе. Источник данных - министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства. В случаях когда Агентство рефинансирует большую часть выдаваемых в Амурской области ипотечных кредитов и займов, в качестве средней доли платежа в доходе может использоваться доля платежа в доходе по программе Агентства;
распределение домохозяйств по уровню среднемесячного дохода. Источник данных - орган государственной статистики в Амурской области. В случае отсутствия допускается использование других источников информации о распределении населения по уровню среднедушевого месячного дохода с соответствующей ссылкой на источник данных;
количество семей в субъекте Амурской области. Источник данных - орган государственной статистики в Амурской области.

5.2.2. Алгоритм расчета значения целевого индикатора по Амурской области

Минимальный совокупный доход семьи, необходимый для приобретения жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями (54 кв. м для семьи из 3 человек), за счет собственных и заемных средств определяется по формуле:

LTV i
   ------ x Р x 54 x -----------

100% 12 x 100% 100%
TI = ------------------------------- x ------,
-t x 12 PI
i
1 - (1 + ---------)
12 x 100%

где:
TI - минимальный совокупный доход семьи (в рублях в месяц);
LTV - доля заемных средств в стоимости приобретаемого жилья (в процентах);
Р - средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилья (в рублях в среднем за год);
i - процентная ставка по кредиту (в процентах в год);
t - срок кредита (в годах);
PI - доля платежа по ипотечному жилищному кредиту в доходах семьи (в процентах).

5.2.3. Значения целевого индикатора

К концу 2009 года в среднем по Амурской области доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, должна быть равна 26 процентам.

5.3. Объем выдаваемых в год ипотечных жилищных
кредитов и займов

5.3.1. Исходные данные

При расчете значения целевого индикатора применяются следующие данные:
сведения о кредитах на покупку жилья, в том числе ипотечных кредитах, выданных кредитными организациями за год. Источник данных - Центральный банк Российской Федерации;
сведения о займах на покупку жилья, в том числе ипотечных займах, выданных некредитными организациями за год. Источник данных - министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства.

5.3.2. Алгоритм расчета значения целевого индикатора по Амурской области

Значение целевого индикатора рассчитывается путем суммирования данных о кредитах и займах на приобретение жилья, выданных кредитными и некредитными организациями за год. При этом объем выданных кредитов и займов в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января года, следующего за отчетным. Отдельно из общего итога выделяется объем выданных ипотечных кредитов и займов на приобретение жилья.

5.3.3. Значения целевого индикатора

В 2009 году общий объем выдаваемых за год в Амурской области ипотечных кредитов и займов на приобретение жилья должен быть равен 1,2 млрд. руб.
Критерием эффективности программы будет являться достижение целевых индикаторов с установленными программой значениями к концу 2009 года.

6. Организация управления реализацией программы

Общее руководство реализацией программы осуществляет Правительство Амурской области.
Исполнители несут ответственность за выполнение в полном объеме мероприятий программы.
Контроль за исполнением программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru