Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чеченская республика


Закон Чеченской Республики от 29.12.2012 № 44-РЗ
"О деятельности по профилактике наркомании и токсикомании в Чеченской Республике"
(принят Парламентом ЧР 20.12.2012)

Официальная публикация в СМИ:
"Вести Республики", № 5, 11.01.2013



29 декабря 2012 года № 44-РЗ

   ------------------------------------------------------------------


ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ В
ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Принят
Парламентом Чеченской Республики
20 декабря 2012 года

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

1. В настоящем Законе используются следующие понятия:
1) профилактика наркомании и токсикомании - система мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании и токсикомании;
2) токсикомания - заболевание, обусловленное зависимостью от токсического вещества (веществ);
3) девиантное поведение - совершение поступков, противоречащих нормам социального поведения;
4) социальная дезадаптация - нарушение нормальных взаимоотношений человека с обществом, с людьми и возникновение вследствие этого трудностей общения и взаимодействия с ними;
5) социальная реабилитация - комплексное использование социальных, образовательных, трудовых и других мероприятий с целью восстановления нарушенных или утраченных способностей больного наркоманией или токсикоманией к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
2. Понятия "наркомания", "наркотические средства", "психотропные вещества", "прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ", "больной наркоманией", "незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ" и иные понятия применяются в том значении, что и в Федеральном законе от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и других нормативных правовых актах Российской Федерации.

Статья 2. Цель и задача настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является создание системы мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании и токсикомании, сокращение числа лиц, больных наркоманией, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
2. Задачей настоящего Закона является определение основных направлений профилактики наркомании и токсикомании, лечения больных наркоманией, медико-социальной и социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании.

Статья 3. Основные принципы профилактики наркомании и токсикомании

Осуществление мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании на территории Чеченской Республики основывается на принципах:
1) законности;
2) соблюдения прав и законных интересов граждан;
3) приоритетности мер по выявлению на ранней стадии лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества;
4) индивидуального подхода к предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, оказанию медицинской и реабилитационной помощи лицам, больным наркоманией;
5) комплексного целевого воздействия, осуществления профилактики на личностном, семейном и социальном уровнях;
6) признания особой значимости профилактики наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, применения особого подхода при осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение наркомании и токсикомании, оказание медицинской и реабилитационной помощи несовершеннолетним, употребляющим наркотические средства и психотропные вещества;
7) гласности в деятельности субъектов профилактики в пределах полномочий в соответствии с законодательством;
8) государственной поддержки деятельности организаций, осуществляющих мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании либо оказывающих финансовую помощь в осуществлении таких мероприятий, независимо от их организационно-правовой формы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 4. Основные направления деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики в сфере образования и образовательных учреждений по профилактике наркомании и токсикомании

1. Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики в сфере образования являются:
1) разработка и внедрение в практику образовательных учреждений программ и методик по профилактике наркомании и токсикомании, а также формированию навыков здорового образа жизни среди детей и молодежи;
2) организация повышения квалификации специалистов по профилактике наркомании и токсикомании в учебных заведениях;
3) организация проведения и осуществление контроля за ходом профилактических медицинских осмотров учащихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, студентов средних специальных и высших учебных заведений, в том числе и на предмет выявления лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ;
4) осуществление мер по развитию сети образовательных учреждений, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям и подросткам, имеющим отклонения в развитии или поведении в целях предупреждения социальной дезадаптации и девиантного поведения;
5) взаимодействие с руководителями учебных заведений Чеченской Республики по вопросам профилактики наркомании и токсикомании и подготовки специалистов в сфере профилактики для учреждений образования;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.
2. Основными направлениями деятельности образовательных учреждений являются:
1) реализация программ и методик по профилактике наркомании и токсикомании;
2) организация проведения добровольных профилактических медицинских осмотров учащихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, студентов средних специальных и высших учебных заведений на предмет выявления лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ;
3) выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;
4) оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в развитии, обучении или поведении, а также их родителям и иным законным представителям в целях предупреждения социальной дезадаптации и девиантного поведения;
5) обеспечение недопущения фактов незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ и их распространение в помещениях
образовательных учреждений и на непосредственно прилегающих территориях в пределах своей компетенции;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 5. Основные направления деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики и учреждений в сфере осуществления молодежной политики, физической культуры, спорта, туризма по профилактике наркомании и токсикомании

1. Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики в сфере осуществления молодежной политики, физической культуры, спорта, туризма являются:
1) разработка и реализация профилактических антинаркотических программ, ориентированных на детей и молодежь;
2) развитие сети специализированных учреждений по организации оздоровления, отдыха, занятости, досуга, включая занятия физкультурой и спортом, оказанию юридической, психологической и иной помощи детям и молодежи, содействию в социальной реабилитации молодежи;
3) поддержка волонтерского движения, направленного на профилактику наркомании и токсикомании;
4) организационно-методическое обеспечение молодежных и детских общественных объединений и организаций, деятельность которых направлена на предупреждение незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ среди молодежи, организацию досуга, занятости, отдыха и оздоровления молодежи;
5) организация подготовки и переподготовки специалистов в области профилактики наркомании и токсикомании среди молодежи;
6) организация взаимодействия с общественными объединениями и организациями и религиозными конфессиями в рамках своей компетенции;
7) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.
2. Основными направлениями деятельности учреждений в сфере осуществления молодежной политики, физической культуры, спорта, туризма являются:
1) участие в разработке и реализации профилактических антинаркотических программ;
2) оказание психологической, юридической и иной помощи детям и молодежи;
3) оказание содействия в приобретении трудовых навыков и трудоустройстве молодежи;
4) осуществление мероприятий по физическому воспитанию и развитию творческих способностей детей и молодежи;
5) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 6. Основные направления деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики и учреждений в сфере здравоохранения по профилактике наркомании и токсикомании

Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики в сфере здравоохранения являются:
1) участие в подготовке и реализации программ по профилактике наркомании и токсикомании;
2) взаимодействие с уполномоченными государственными органами в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ в целях выявления фактов нарушений установленных правил хранения, приобретения, учета, отпуска, реализации, использования прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в лечебно-профилактических и аптечных учреждениях;
3) организация работы по выявлению и постановке на учет лиц, больных наркоманией;
4) оказание помощи в подготовке кадров по профилактике наркомании и токсикомании;
5) ведение базы данных по учету лиц, больных наркоманией, в пределах полномочий в соответствии с законодательством;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.
2. Основными направлениями деятельности учреждений здравоохранения являются:
1) оказание консультативной помощи родителям и иным законным представителям несовершеннолетних, проходящих соответствующее лечение;
2) ведение базы данных по учету лиц, больных наркоманией;
3) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 7. Основные направления деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики и учреждений в сфере труда, занятости и социального развития населения по профилактике наркомании и токсикомании

1. Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики в сфере труда, занятости и социального развития населения являются:
1) участие в разработке и реализации программ по профилактике наркомании и токсикомании;
2) организация выявления и учета несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей;
3) осуществление взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по профилактике наркомании и токсикомании в рамках своей компетенции;
4) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.
2. Основными направлениями деятельности учреждений труда, занятости и социального развития населения являются:
1) выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей;
2) предоставление социальных услуг гражданам и детям, находящимся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством;
3) реализация профилактических и реабилитационных программ, направленных на формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, восстановление семейных отношений;
4) оказание содействия в выборе рода деятельности и профессии, трудоустройстве, профессиональной подготовке лицам, прошедшим курс лечения от наркомании и токсикомании;
5) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 8. Основные направления деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики и учреждений в сфере культуры по профилактике наркомании и токсикомании

1. Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики и учреждений в сфере культуры являются:
1) участие в разработке и реализации программ по профилактике наркомании и токсикомании;
2) участие в организации и проведении антинаркотических мероприятий и акций (включая проведение массовых мероприятий, выставок, создание кинофильмов, направленных на профилактику наркомании и токсикомании);
3) развитие сотрудничества и взаимодействие с иными органами, учреждениями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере профилактики наркомании и токсикомании, а также формирование здорового образа жизни;
4) обеспечение недопущения фактов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ и их распространения в помещениях организаций (учреждений) культуры и на непосредственно прилегающих территориях в пределах своей компетенции;
5) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.
2. Органы исполнительной власти Чеченской Республики и учреждения в сфере культуры в целях профилактики наркомании и токсикомании в пределах своей компетенции оказывают содействие гражданам в удовлетворении их духовных потребностей, приобщении к ценностям отечественной и мировой культур, в обеспечении досуга путем осуществления информационно-просветительской и культурно-досуговой деятельности, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 9. Полномочия Главы Чеченской Республики

Глава Чеченской Республики обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики с иными органами государственной власти Чеченской Республики и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Чеченской Республики с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями в сфере профилактики наркомании и токсикомании.
Глава Чеченской Республики:
1) принимает в пределах своей компетенции решения по профилактике наркомании и токсикомании;
2) руководит антинаркотической комиссией Чеченской Республики, образуемой в соответствии с федеральным законодательством;
3) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 10. Полномочия Парламента Чеченской Республики

К полномочиям Парламента Чеченской Республики в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:
1) законодательное регулирование в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
2) контроль за исполнением республиканского законодательства в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
3) утверждение объема финансовых средств, направляемых на реализацию мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании;
4) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 11. Полномочия Правительства Чеченской Республики

В целях реализации политики в сфере профилактики наркомании и токсикомании, организации взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Правительство Чеченской Республики:
1) утверждает республиканские программы и обеспечивает их реализацию;
2) контролирует целевое использование бюджетных средств, выделяемых на осуществление мероприятий, направленных на профилактику наркомании и токсикомании;
3) принимает нормативные правовые акты, направленные на профилактику наркомании и токсикомании;
4) оказывает содействие органам местного самоуправления Чеченской Республики в осуществлении мероприятий, направленных на профилактику наркомании и токсикомании.
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 12. Антинаркотическая комиссия Чеченской Республики

На территории Чеченской Республики на основании Указа Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" образуется антинаркотическая комиссия для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Статья 13. Антинаркотические программы

1. В целях обеспечения комплексного профилактического воздействия на население, повышения эффективности лечебной, реабилитационной и правоохранительной деятельности, в Чеченской Республике разрабатываются и реализуются республиканские и ведомственные антинаркотические программы.
Республиканская антинаркотическая программа утверждается Правительством Чеченской Республики и финансируется из средств бюджета Чеченской Республики и иных не запрещенных законом источников.
Министерства и ведомства Чеченской Республики могут разрабатывать ведомственные антинаркотические программы и планы, направленные на реализацию республиканских антинаркотических программ, финансируемых за счет средств, выделяемых на осуществление основной деятельности.

Статья 14. Деятельность органов местного самоуправления Чеченской Республики в сфере профилактики и наркомании

Органы местного самоуправления Чеченской Республики участвуют в профилактике наркомании и токсикомании в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством.

Статья 15. Иные участники профилактики наркомании и токсикомании

1. Общественные объединения и организации, зарегистрированные в Чеченской Республике, средства массовой информации, коммерческие и религиозные
организации участвуют в профилактических мероприятиях, проводимых государственными органами исключительно на добровольной основе.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи организации имеют право разрабатывать и реализовывать собственные комплексы профилактических мероприятий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.

Статья 16. Выявление лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, среди работников организаций

1. В ходе проведения обязательного предварительного и (или) периодического медицинского осмотра работников в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством, осуществляется их добровольное медицинское освидетельствование на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также проверка по специализированным учетам в наркологических учреждениях системы органа исполнительной власти Чеченской Республики в сфере здравоохранения.
2. Освидетельствование работников государственных учреждений осуществляется за счет средств республиканского бюджета, работников государственных унитарных предприятий и организаций иной формы собственности за счет средств этих организаций.

Статья 17. Выявление лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, в ходе медицинского осмотра учащихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, студентов средних специальных и высших учебных заведений

1. В ходе медицинского осмотра учащихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, студентов средних специальных и высших учебных заведений в соответствии с федеральным законодательством осуществляется их добровольное медицинское освидетельствование на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также проверка по специализированным учетам в наркологических учреждениях системы органа исполнительной власти Чеченской Республики в сфере здравоохранения.
2. Освидетельствование лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств бюджета Чеченской Республики.

Статья 18. Оказание наркологической помощи

1. Наркологическая помощь лицам, больным наркоманией, оказывается учреждениями здравоохранения, получившими лицензию на указанный вид деятельности, в порядке, установленном федеральным законодательством.
2. Наркологическая помощь включает в себя консультативно-диагностическую, лечебную и реабилитационную помощь лицам, больным наркоманией, в амбулаторных и стационарных условиях.
3. Лечение больных наркоманией осуществляется исключительно в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения с применением средств и методов, разрешенных федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
4. Орган исполнительной власти Чеченской Республики в сфере здравоохранения осуществляет контроль за деятельностью наркологических учреждений.

Статья 19. Медико-социальная реабилитация лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ

1. Медико-социальная реабилитация лиц, прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании, осуществляется в медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, независимо от их организационно-правовой формы.
2. Для осуществления медико-социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании, создаются наркологические реабилитационные центры, целью которых является закрепление положительных результатов лечения.
3. Основными задачами наркологических реабилитационных центров являются:
1) медико-психологическая поддержка лиц, прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании;
2) формирование навыков здорового образа жизни;
3) привлечение в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, членов семей лиц, больных наркоманией, к участию в реабилитационных мероприятиях в целях профилактики рецидивов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
4. В целях профилактики наркомании и токсикомании наркологические реабилитационные центры также осуществляют:
1) анализ эффективности оказываемой помощи во время пребывания больных наркоманией в наркологических реабилитационных центрах;
2) поддержание связи с лицами, прошедшими реабилитацию, для профилактики рецидивов и привлечения их к работе в реабилитационных программах;
3) участие в создании реабилитационных групп вне структуры наркологических реабилитационных центров;
4) взаимодействие с организациями и учреждениями по оказанию комплексной социальной поддержки лицам, прошедшим курс реабилитации, по вопросам трудоустройства, обеспечения жилыми помещениями, восстановления дееспособности, получения пособий;
5) информирование общественности о работе наркологических реабилитационных центров в целях привлечения заинтересованных юридических и физических лиц к реализации реабилитационных программ, распространения информации о причинах и условиях, способствующих незаконному потреблению психоактивных веществ, и возможностях их устранения.
5. Прием в наркологические реабилитационные центры осуществляется на добровольной основе по направлению наркологических лечебных учреждений.

Статья 20. Социальная реабилитация лиц, прошедших курс лечения и медико-социальной реабилитации от наркомании и токсикомании

1. Орган исполнительной власти Чеченской Республики в сфере труда, занятости и социального развития осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения и медико-социальной реабилитации от наркомании и токсикомании.
2. Общественные объединения и организации, юридические и физические лица участвуют в социальной реабилитации путем содействия в трудоустройстве, оказания психологической и иной помощи, другими способами, не запрещенными законодательством, в том числе и на платной основе. Орган исполнительной власти Чеченской Республики в сфере труда, занятости и социального развития разрабатывает и участвует в реализации комплекса мер по стимулированию их деятельности по социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения и медико- социальной реабилитации.

Статья 21. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившим силу:
Закон Чеченской Республики от 4 декабря 2006 года № 41-РЗ "О профилактике наркомании и токсикомании в Чеченской Республике" (газета "Вести республики", 2006, 16 декабря);
Закон Чеченской Республики от 14 июля 2008 года № 36-РЗ "О внесении изменений в Закон Чеченской Республики от 4 декабря 2006 года № 41-РЗ "О профилактике наркомании и токсикомании в Чеченской Республике" (газета "Вести республики", 2008, 29 июля);
пункт 10 статьи 1 Закона Чеченской Республики от 14 февраля 2011 года № 1-РЗ "О внесении изменений в некоторые законы Чеченской Республики" (газета "Вести республики", 2011, 18 марта);
статью 4 Закона Чеченской Республики от 25 июля 2011 года № 22-РЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чеченской Республики" (газета "Вести республики", 2011, 9 августа).

Глава
Чеченской Республики
Р.КАДЫРОВ
г. Грозный
29 декабря 2012 года
№ 44-РЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru