Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Забайкальский край


Распоряжение Правительства Забайкальского края от 25.06.2012 № 324-Р
<О концепции развития трудовых ресурсов Забайкальского края на 2012-2025 годы>
(вместе с "Концепцией развития трудовых ресурсов Забайкальского края на 2012 - 2025 годы")

Официальная публикация в СМИ:
"Азия-Экспресс", № 27, 05.06.2012



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 июня 2012 г. № 324-Р

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях определения основных направлений и приоритетов деятельности по осуществлению государственной политики повышения эффективности использования трудовых ресурсов:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития трудовых ресурсов Забайкальского края на 2012 - 2025 годы (далее - Концепция).
2. Настоящее распоряжение опубликовать в уполномоченных органах печати.

Губернатор Забайкальского края
Р.Ф.ГЕНИАТУЛИН





Одобрена
Распоряжением
Правительства
Забайкальского края
25 июня 2012 г. № 324-Р

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
НА 2012 - 2025 ГОДЫ

1. Общие положения

Концепция развития трудовых ресурсов Забайкальского края (далее - край) на 2012 - 2025 годы (далее - Концепция) разработана в целях систематизации мер, направленных на совершенствование системы формирования и использования трудовых ресурсов, способных обеспечить успешное социально-экономическое развитие края.
Концепция представляет собой совокупность взглядов, направленную на совершенствование системы обеспечения региона необходимыми трудовыми ресурсами, позволяющей на основе прогнозирования, рационального планирования подготовки и распределения трудовых ресурсов, использования мотивационных механизмов и методов социальной защиты работников обеспечить работодателей персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи перспективного развития своей сферы деятельности.
В дальнейшем по мере совершенствования законодательной базы изменения социально-экономического уровня развития края Концепция может уточняться и дополняться.

2. Анализ состояния и оценка ситуации в сфере трудовых ресурсов

В современный период важную роль в развитии российского общества играют трудовые ресурсы, которые служат основным организующим фактором в процессе производства материальных благ и создания духовных ценностей. Социально-экономический потенциал каждой страны, национальное богатство и качество жизни людей определяются, главным образом, состоянием трудовых ресурсов и уровнем их развития.
Состояние рынка труда и процессы в сфере занятости относятся к числу важнейших социально-экономических параметров, и от эффективности функционирования рынка труда зависит развитие экономики.
Основным условием формирования оптимального рынка труда является создание на нем сбалансированных потоков спроса и предложения рабочей силы. Профессионально-квалификационный уровень граждан, предлагающих свою рабочую силу на современном рынке труда, не в полной мере удовлетворяет его требованиям, в связи с чем отмечается дефицит квалифицированной рабочей силы.
Причиной этого является ряд демографических и социально-экономических факторов, к которым относятся следующие.
1. Демографические факторы. Демографическая ситуация, сложившаяся в крае к началу 2011 года, характеризуется снижением численности населения на 4,2% по сравнению с итогами переписи населения 2002 года; недостаточным уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения; высоким уровнем смертности, особенно населения в трудоспособном возрасте; изменением структуры населения в сторону старения; низкой ожидаемой продолжительностью жизни; значительным миграционным оттоком.
Согласно прогнозу Росстата, к 2015 и 2025 годам в крае ожидается дальнейшее снижение удельного веса населения трудоспособного возраста - соответственно на 3,5% и на 6,1%.
Возрастной аспект дефицита рабочей силы выражается в старении населения трудоспособного возраста, что приводит к снижению кадрового потенциала экономики. В 2006 - 2010 годах произошло снижение числа занятых в возрастной группе 20-29 лет с 24,9% до 24,7% при существенном увеличении доли занятых в возрастной группе 50-59 лете 17,2% до 20%.
Кадровые проблемы возникают прежде всего по рабочим местам, которые по содержанию и условиям труда непривлекательны для молодежи.
По данным Забайкалкрайстата, в 2010 году средний возраст занятых в экономике края составил 39 лет.
При сохранении сложившихся тенденций в перспективе прогнозируется снижение численности занятого населения наиболее активных возрастных групп.
2. Структурные (качественные) факторы. Проявляется отраслевая специфика дефицита рабочей силы. С 2006 по 2010 годы наиболее заметно сократилась среднесписочная численность работников в сельском хозяйстве - на 41,8%, в сфере добычи полезных ископаемых - на 20,0%, на транспорте и связи - на 14,1%, в перерабатывающих производствах - на 4,5%. В то же время значительно увеличилась численность работающих по следующим видам деятельности: государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение - на 18,1%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - на 16,9%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 8,1%.
3. Профессионально-квалификационные факторы. В экономике сложилась ситуация, когда при наличии рабочей силы, формально имеющей достаточный уровень профессионального образования, не хватает квалифицированных и опытных работников отдельных профессий и квалификаций.
Организации края постоянно испытывают потребность в квалифицированных работниках строительных профессий (каменщики, бетонщики, штукатуры, плотники, монтажники, кровельщики и т. д.), электрогазосварщиках, горнорабочих, слесарях, станочниках.
Также востребованы операторы и машинисты горного оборудования, машинисты землеройных машин, кранов, подъемников, водители большегрузных автомобилей.
Увеличивается спрос на квалифицированных работников сельхозпроизводства: овощеводов, работников по производству молочной и животноводческой продукции, а также производителей продуктов животноводства.
Среди специалистов среднего уровня квалификации востребованы электрики, механики, фельдшеры, фармацевты, медицинские сестры, персонал дошкольного воспитания и обучения.
В последние годы экономика края испытывает растущую потребность в инженерно-технических работниках высшего уровня квалификации в строительстве, энергетике, электротехнике, горной инженерии.
Длительное время учреждения здравоохранения не имеют возможности восполнить потребность во врачах различной специализации.
В 2011 году 81 учреждение профессионального образования Забайкальского края (включая филиалы) выпустило на рынок труда более 10 тысяч специалистов всех уровней образования очной формы обучения, из них выпускники учреждений начального профессионального образования составили 42,7%, среднего - 24,3% и высшего - 33,0%.
Общая численность выпускников образовательных учреждений за период с 2006 по 2011 годы снизилась на 7,6%. Численность выпускников учреждений высшего профессионального образования увеличилась на 6,5%, среднего профессионального образования снизилась на 21,8%, начального профессионального образования снизилась на 11,2%.
Доли выпуска учащихся начального и среднего профессионального образования от общей численности выпуска учащихся всех уровней профессионального образования за период с 2006 по 2011 годы снизились на 5,8%, в то время как доля выпуска студентов только высшего профессионального образования повысилась за этот же период на 5,8% соответственно.
Между тем, структура выпускников по направлениям профессиональной подготовки за период с 2006 по 2010 годы практически не изменилась. По-прежнему преобладает доля выпускников по специальностям "Экономика" и "Юриспруденция". Выпускники с профессиональным образованием для реального сектора экономики составляют порядка 27% от их общей численности.
Учреждения начального профессионального образования Забайкальского края обучают рабочих по 14 из 22 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки.
Тенденция изменений объемов выпуска рабочих и специалистов в целом не согласуется с потребностями рынка труда. Снижение доли выпускников учреждений начального профессионального образования происходит на фоне возрастающей потребности экономики Забайкальского края в квалифицированных рабочих.
Несмотря на востребованность рабочих профессий на рынке труда, проблемой трудоустройства выпускников рабочих специальностей учреждений начального профессионального образования является несоответствие профиля подготовки и уровня квалификации потребностям работодателей, которым требуются квалифицированные рабочие определенной специальности (профессии), имеющие высокие разряды, смежные профессии и опыт работы. Однако низкий уровень заработной платы и тяжелые условия труда не привлекают выпускников учреждений начального профессионального образования.
4. Дисбаланс рынка труда и рынка образовательных услуг. Динамика образовательной структуры занятых в экономике свидетельствует о повышении общего уровня образования. За последние пять лет устойчиво высокой остается доля работников с высшим профессиональным образованием (22,4%) в численности занятых в экономике края, 15,6% в численности занятых в экономике края имеют начальное профессиональное образование, 25,3% имеют среднее профессиональное образование, 36,3% в численности занятых в экономике края не имеют профессионального образования. В то же время часть занятых в экономике с формально более высоким уровнем образования фактически выполняет работу, требующую меньшей квалификации и сложности труда, а это означает недоиспользование трудового потенциала работников и в известной мере их деквалификацию.
Многие выпускники не готовы применять полученные ими знания на практике, в результате значительная часть выпускников вынуждена работать не по специальности, что свидетельствует о несоответствии отраслевого профиля образования квалификационным требованиям конкретных должностей и профессий. В данной ситуации возрастает роль и значение профессиональной ориентации, психологической поддержки, формирования трудовой мотивации у молодежи и проведения мероприятий по информированию населения. Однако возможности внутрифирменной подготовки и переподготовки персонала ограничены, а на значительной части предприятий, созданных в пореформенный период, она вообще отсутствует.
В целом, изменения в структуре занятого населения свидетельствуют о дисбалансе спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, снижении качественных характеристик рабочих мест. В структуре спроса на регистрируемом рынке труда преобладают рабочие профессии (82,1%), а в структуре подготовки выпускники учреждений начального профессионального образования составляют лишь 28,6%. При этом на одного студента вуза приходится по 0,7 учащихся в системе среднего и начального профессионального образования. Пропорция является оптимальной, когда на одного студента вуза приходится трое учащихся в системе среднего и пять - начального профессионального образования.
Наблюдается сокращение общего количества молодежи, поступающей в учреждения начального и среднего профессионального образования, что связано с уменьшением количества выпускников общеобразовательных учреждений. Высшее образование остается престижным вопреки потребностям рынка труда, и эта тенденция сохранится на среднесрочную перспективу.
Таким образом, безработица в крае носит преимущественно не системный, обусловленный спадом производства, а структурный характер.
Причинами этого являются территориальное расхождение спроса и предложения, низкая мобильность населения, неблагоприятные условия труда на рабочих местах, низкий уровень оплаты труда, несоответствие квалификации кадров требованиям работодателей.
Современный рынок труда характеризуется значительными масштабами занятости в неформальном секторе экономики. В него включаются граждане, которые числятся безработными, оформленные по совместительству, на неполный рабочий день и т. п. Эти трудовые ресурсы размещаются в сфере разнообразной предпринимательской деятельности - в торговле, бытовых услугах, транспорте, строительстве. Официальная статистика по количественному и качественному наполнению "скрытого" рынка труда отсутствует. По оценкам специалистов, в неформальном секторе экономики занято до 25% трудоспособного населения, среди них значительная часть молодежи.
Сферы деятельности "скрытого" рынка труда характеризуются зачастую невысокой культурой труда, отсутствием правовой защищенности и социальных гарантий для участников трудового процесса сегодня и отсутствием полноценного пенсионного обеспечения в будущем.
Сосуществование "открытого" и "скрытого" рынков труда ставит в неравные условия работающих, хотя "скрытый" рынок поставляет все большее число вакансий. Решение проблемы видится в усилении административного воздействия по отношению к работодателям, нарушающим трудовое законодательство, с одной стороны, и в развитии социального партнерства - с другой.
Для достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в целях максимального удовлетворения потребностей экономики, более эффективного использования трудовых ресурсов Забайкальского края необходимо разработать меры, направленные на усиление механизма государственного регулирования развития трудового потенциала, совершенствование структуры и качества подготовки кадров.

3. Цель, задачи, принципы Концепции и основные направления деятельности по их реализации
Целью реализации Концепции является совершенствование системы обеспечения региона необходимыми трудовыми ресурсами, позволяющей на основе прогнозирования, рационального планирования подготовки и распределения трудовых ресурсов, использования мотивационных механизмов и методов социальной защиты работников обеспечить работодателей персоналом, способным на высоком профессиональном уровне решать задачи перспективного развития своей сферы деятельности.
Субъектами управления трудовыми ресурсами являются исполнительные органы государственной власти края, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, работодатели, учреждения профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и квалифицированных рабочих кадров, и граждане, занимающиеся профессионально-трудовой деятельностью или готовящиеся к ней.
Поставленные цели будут достигнуты путем решения следующих задач:
повышение уровня занятого экономически активного населения;
создание системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений;
формирование единого информационного пространства о рынке труда и образовательных услуг;
формирование системы, содействия трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений.
Реализация обозначенных задач возможна при условии соблюдения следующих принципов:
научности и реалистичности в определении потребности в кадрах и возможности их удовлетворения;
системности, обусловливающей органическое единство целей, принципов, методов и технологий работы с кадрами;
единства государственных и региональных интересов и потребностей; опережающего прогнозирования потребности в кадрах, исходящего из перспектив социального прогресса, изменения характера труда и социально-экономических преобразований;
демократичности и социальной справедливости при решении кадровых проблем;
гармоничного сочетания интересов человека, государства и общества; правовой обоснованности, устанавливающей верховенство закона в решении кадровых вопросов, запрещающей любые формы ограничения конституционных прав человека на труд по признакам политической, расовой, национальной, языковой, половой, возрастной или религиозной принадлежности;
постоянным обновлением кадров в сочетании с их преемственностью, направленным на достижение позитивной стабилизации кадров, использование способностей работников разных возрастов.
Приоритетными направлениями действий в сфере развития и использования трудовых ресурсов в ближайшие годы должны стать следующие.
1. Совершенствование действующего регионального законодательства в области:
развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов;
формирования государственного заказа на подготовку рабочих кадров на основе заявок организаций;
совершенствования механизма целевой контрактной подготовки специалистов в вузах края;
создания условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу;
повышения конкурентоспособности слабозащищенных категорий граждан на рынке труда.
2. Совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда:
совершенствование системы мониторинга на рынке труда по определению профессионально-квалификационной структуры потребности работодателей в рабочей силе для формирования и корректировки регионального заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием с учетом кадровых потребностей организаций края;
совершенствование системы прогнозирования спроса и предложения на рынке труда.
3. Развитие краевого рынка труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы:
разработка прогноза потребностей в рабочих и специалистах, исходя из планов социально-экономического развития края, обеспечение их подготовки в системе профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда;
разработка и реализация краевых программ развития и использования кадрового потенциала по видам экономической деятельности, инвестиционных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда;
оценка перспектив повышения занятости населения, содействие созданию новых рабочих мест в реальном секторе экономики и социальной сфере;
разработка и реализация системы мер, направленных на поддержку работодателей, создающих новые рабочие места в наиболее значимых для края отраслях экономики;
развитие инфраструктуры территорий с градообразующими организациями;
использование механизмов социального партнерства при решении проблем занятости, развития персонала организаций;
осуществление мер по созданию благоприятных условий для трудовой деятельности и привлечения в край квалифицированных трудовых мигрантов из других регионов Российской Федерации и зарубежных стран;
создание условий для легализации неформальной занятости населения; совершенствование информационного обеспечения кадровой политики региона.
4. Развитие территориальных (муниципальных) рынков труда:
проведение мониторинга обеспеченности организаций квалифицированными кадрами, сбалансированности рынков труда и образовательных услуг, трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, занятости населения;
разработка прогноза потребностей в рабочих и специалистах, исходя из планов социально-экономического развития муниципальных образований;
осуществление мер по повышению ответственности работодателей за представление информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для формирования территориального банка вакансий;
разработка и реализация территориальных программ развития и использования кадрового потенциала;
осуществление мер по содействию занятости населения, в том числе самозанятости, поддержке малого и среднего предпринимательства, развитию промыслов и ремесел;
обеспечение содействия возврату на село, трудоустройству и закреплению молодых специалистов, завершивших обучение в рамках целевого набора;
создание в организациях, предусматривающих сокращение персонала, пунктов для консультирования высвобождаемых работников перед увольнением и содействия в их трудоустройстве;
использование возможностей социального партнерства при решении проблем занятости, развития кадрового потенциала организаций.
5. Повышение качества рабочей силы и развитие системы профессионального образования:
развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;
совершенствование форм и методов обучения, усиление практической направленности в системе профессионального образования с учетом требований работодателей к содержанию и уровню подготовки рабочих кадров и специалистов;
разработка принципов построения отраслевых систем оценки и повышения профессионального уровня квалифицированных рабочих;
обеспечение роста профессионального уровня и необходимой квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования;
сопряжение образовательных программ разных уровней профессионального образования (начального, среднего, высшего, дополнительного);
расширение связей организаций с образовательными учреждениями всех уровней в целях привлечения инвестиций, в том числе средств иностранных инвесторов, в развитие материальной базы учебных заведений и повышения качества профессионального обучения;
реализация на территории края государственной программы подготовки управленческих кадров;
приведение информационной базы профессионального образования всех уровней в единую систему.
6. Привлечение и закрепление кадров в организациях:
разработка балансовых расчетов потребностей в квалифицированных кадрах и планирование на их основе непрерывного образования персонала;
разработка программ развития персонала с учетом, в том числе, привлечения рабочих к управлению производством как составной части бизнес-планов организаций;
реализация мер по обеспечению поощрения и поддержки инициатив бизнеса по развитию трудового потенциала организаций, включая профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала;
развитие системы повышения мотивации работников к труду;
включение вопросов развития кадрового потенциала в коллективные договоры и соглашения с определением источников и объемов финансирования этой работы;
развитие систем внутрифирменного обучения персонала организаций с использованием передовых программ, средств и технологий обучения, а также профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению.
7. Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы:
определение объемов привлечения иностранных работников с учетом приоритетного обеспечения рабочей силой масштабных и социально значимых проектов, реальных возможностей территорий по приему и обустройству иностранных работников, а также преимущественного права трудоустройства жителей края;
создание условий для легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории края.
8. Повышение качества рабочих мест:
реализация мер, направленных на улучшение условий труда и ужесточение контроля за обеспечением и соблюдением техники безопасности на рабочих местах с наличием вредных и опасных факторов производственной среды;
создание современной и эффективной системы мониторинга состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
совершенствование системы образования в области охраны труда;
совершенствование информационного обеспечения и пропаганды охраны труда; содействие в улучшении условий труда для работников малых и средних предприятий.
Реализация Концепции позволит:
повысить эффективность проведения демографической политики, направленной на воспроизводство трудовых ресурсов;
повысить эффективность использования трудового потенциала края;
достичь более полного соответствия структуры подготовки кадров требованиям рынка труда;
повысить обеспеченность приоритетных отраслей экономики квалифицированными кадрами;
улучшить профессионально-квалификационную структуру занятого населения;
снизить напряженность на территориальных (муниципальных) рынках труда;
сократить дефицит специалистов и рабочих кадров в наиболее проблемных сегментах рынка труда;
повысить профессиональную готовность выпускников учебных заведений к трудовой деятельности до уровня требований работодателей;
снизить непроизводительные затраты средств бюджетов всех уровней, населения и организаций на получение гражданами образования, не соответствующего сегодняшним и перспективным потребностям экономики и социальной сферы;
создать условия для перевода экономики края на инновационный путь развития путем упреждающего формирования трудовых ресурсов, необходимых для этих целей.


   ------------------------------------------------------------------


--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru