Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2012 г. по делу № А82-1927/2012

Резолютивная часть оглашена 18.07.2012.
Арбитражный суд Ярославской области в составе:
председательствующего Сурововой М.В.
судей Мухиной Е.В. и Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощников судьи Педченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
МУП "Тепловые сети" Угличского муниципального района (ИНН 7612043980, ОГРН 1117612001550)
к Департаменту топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН 7604052011, ОГРН 1027600684407)
о признании недействующим приказа от 23.12.2011 № 126-тэ "Об установлении тарифов на 2012 год" в части
при участии:
от заявителя - Щаповаловой Н.И. по доверенности от 10.01.2012
от ответчика - Жарковой Н.Ю. по доверенности от 01.06.2012 и Кобзевой С.В. по доверенности от 01.06.2012
от прокурора - Кузьмина А.Г. по доверенности от 14.09.2012,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" Угличского муниципального района обратилось в суд с заявлением о понуждении Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области утвердить на 2012 год тариф на транспортировку тепловой энергии для предприятия с учетом общехозяйственных расходов в сумме 4 222 750 руб., т.е. с применением метода экономических расходов.
В процессе рассмотрения дела предприятие уточнило заявленные требования, сформулировав их как обязание департамента пересмотреть тарифы на тепловую энергию, утвержденные его приказами от 18.11.2011 № 72-тэ и от 23.12.2011 № 126-тэ, включив общехозяйственные расходы предприятия при установлении тарифа на 2011 год на передачу тепловой энергии в размере 3694927 руб. и общехозяйственные расходы предприятия при установлении тарифа на 2012 год на передачу тепловой энергии в размере 422750 руб. в полном объеме, устранив тем самым допущенные нарушения прав и законных интересов МУП "Тепловые сети".
Рассмотрев данное уточнение применительно к статье 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд не принял к рассмотрению в рамках настоящего дела требование, относящееся к установлению тарифа на 2011 год, а оставшееся требование сформулировал как оспаривание приказа департамента от 23.12.2011 № 126-тэ "Об установлении тарифов на 2012 год" в части установления тарифа для заявителя, подлежащее рассмотрению в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что отразил в определении от 27.06.2012.
Департамент считает свои действия законными и обоснованными, тариф для заявителя - установленным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Прокурор не видит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрением материалов дела судом установлено.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (регулирующий орган) от 23.12.2011 № 126-тэ установлены тарифы на 2012 год согласно приложениям 1 - 84. Приложением 74 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям МУП "Тепловые сети" Угличского муниципального района с календарной разбивкой: с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 76,20 руб. за 1 Гкал, с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 80,77 руб. за 1 Гкал и с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 83,13 руб. за 1 Гкал.
Приказ принят в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" № 190-ФЗ (далее - Закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и приказами Федеральной службы по тарифам.
Тариф установлен с применением метода индексации.
Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие государственному регулированию, определены в статье 8 Закона № 190-ФЗ и включают предельные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии и плата за подключение к системе теплоснабжения.
Перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Подлежащие регулированию цены (тарифы) устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 9 Закона методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: 1) метод экономически обоснованных расходов (затрат); 2) метод индексации установленных тарифов; 3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала и 4) метод сравнения аналогов.
В процессе регулирования тарифов может использоваться один из указанных методов регулирования. Порядок применения методов регулирования устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок учета предложения устанавливается правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Разногласия между органом регулирования и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования рассматриваются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 ранее принятых и действующих Основ ценообразования в отношении тепловой энергии, утвержденных названным постановлением Правительства РФ № 109, при регулировании тарифов применяются: метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (пункт 16).
Согласно пункту 37 Основ метод индексации может применяться при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе на срок более одного года.
Индексации подлежат ранее утвержденные регулируемые тарифы (цены) и (или) их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни.
При применении указанного метода тарифы устанавливаются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, которые учитывают: программы сокращения расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, согласованные с регулирующими органами; отклонения фактических цен на топливо от прогнозных; отклонения фактического индекса потребительских цен от принятого при установлении регулируемых тарифов (цен) прогнозного индекса; изменения нормативных правовых актов, влияющие на размеры расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; изменения регулируемых тарифов (цен) на топливо в соответствии с решениями регулирующих органов; изменения ставок налогов и сборов.
Регулирующие органы субъектов Российской Федерации ежегодно проводят анализ влияния установленных ими таким образом тарифов на финансово-экономическое состояние организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, на уровень инфляции, на финансово-экономическое состояние потребителей продукции (услуг) указанных организаций и на уровень жизни населения с целью учета результатов этого анализа при установлении регулируемых тарифов (цен) на очередной расчетный период регулирования.
В соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на тепловую энергию, утвержденными тем же постановлением Правительства РФ № 109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы: баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии; баланс тепловой мощности; бухгалтерскую и статистическую отчетность за предшествующий период регулирования; расчет полезного отпуска тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям; данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки; расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам; расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии; оценку выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Поступившие материалы регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и помечаются специальным штампом.
Регулирующий орган в 2-недельный срок с даты регистрации проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.
В случае применения регулирующими органами метода индексации дело об установлении тарифов не открывается.
Федеральная служба по тарифам утверждает регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.
Из изложенных нормативных положений следует, что выбор метода регулирования тарифов относится к полномочиям регулирующего органа, и такой выбор делается с учетом предложения регулируемой организации.
В данном случае заявитель письмом от 16.09.2011 за № 131 направил в регулирующий орган материалы для рассмотрения и установления тарифа на передачу тепловой энергии на 2012 год, но никаких предложений о методе установления тарифа не высказал.
В соответствии с вышеизложенными положениями регулирующий орган в двухнедельный срок с момента получения документов от регулируемой организации обязан выбрать метод регулирования, и в соответствующих случаях открыть дело об установлении тарифа.
В данном случае дело об установлении тарифа не открывалось в связи с применением метода индексации, но выбор метода был произведен.
Письмо от 10.11.2011 за № 235, на которое ссылается заявитель, содержит просьбу заявителя учесть расходы на компенсацию тепловых потерь через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и потери теплоносителя и в связи с этим применить метод экономически обоснованных расходов.
Однако наличие данного письма не свидетельствует о незаконности установленного департаментом тарифа и потому, что направлено оно далеко за пределами того срока, когда департамент должен быть определиться с методом, и потому, что заявитель не доказал, что им были представлены все расчеты и подтверждающие их документы для применения метода экономически обоснованных расходов. Департамент утверждает, что для применения такого метода представленных заявителем материалов было недостаточно.
На какие-либо нарушения в применении метода индексации заявитель не указывает, и суд таких нарушений не установил.
С учетом изложенного коллегия судей не нашла оснований для признания оспариваемого приказа департамента не соответствующим закону.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Приказ Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 23.12.2011 № 126-тэ в части установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" Угличского муниципального района (приложение № 74) признать соответствующим действующему законодательству.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятии и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок.

Председательствующий
М.В.СУРОВОВА

Судьи
Е.В.МУХИНА
А.В.ГЛЫЗИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru