Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ульяновская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2012 г. по делу № А72-3360/2012

Объявлена резолютивная часть 9 июля 2012 г.
Решение изготовлено в полном объеме 18 июля 2012 г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Ипполитовой И.В.,
судей Каданцева Ю.А., Тимофеева В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ерониной М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям:
Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" (ОГРН 1027301059510, ИНН 7321020410), Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" (ОГРН 1027301575058, ИНН 7328028722), Федерального казенного учреждения "Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" (ОГРН 1027300535426, ИНН 7302014644), Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" (ОГРН 1027300537054, ИНН 7302014570), Федерального казенного учреждения "Колония-поселение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" (ОГРН 1027301574519, ИНН 7328039474), Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" (ОГРН 1027301569569, ИНН 7328029282), о признании подпункта 2.2 приложения к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненных к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2012 год" (в ред., действовавшей до 01.04.2012) в части отсутствия в данном пункте юридических лиц, приобретающих объемы электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений, не соответствующим постановлению Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии", приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", приказу Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 № 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)" и не действующим с 01.01.2012,
заинтересованные лица:
- Министерство экономики Ульяновской области;
- открытое акционерное общество "Ульяновскэнерго";
- Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области,
при участии в заседании:
от Министерства экономики Ульяновской области - Артемьев Е.В., доверенность от 10.01.2012;
от открытого акционерного общества "Ульяновскэнерго" - Потапова О.В., доверенность от 01.09.2011;
от Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" - Воронов В.А., доверенность от 06.07.2012; Мурсалимова З.Ш., доверенность от 17.04.2012;
от Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" - Абрамова Ю.А., доверенность от 10.01.2012; Шкирдов А.Б., доверенность от 06.07.2012;
от Федерального казенного учреждения "Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" - Волкова О.В., доверенность от 23.06.2011; Мошков А.Ю., доверенность от 28.05.2012;
от Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" - Пройдаков П.Г., доверенность от 05.07.2012, Норкина О.М., доверенность от 10.01.2012;
от Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" - Галиуллов И.И., доверенность от 06.07.2012;
от Федерального казенного учреждения "Колония-поселение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" - Альтергот Ю.В., доверенность от 17.04.2012;
от Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области - извещены, не явились,

установил:

Федеральные казенные учреждения УФСИН по Ульяновской области: исправительная колония № 2, исправительная колония № 8, тюрьма, исправительная колония № 10, колония-поселение № 1, исправительная колония № 9 обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлениями о признании приказа Министерства экономики Ульяновской области от 29.03.2012 № 06-76 "О внесении изменений в приказ Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533" не соответствующим постановлению Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии", приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", приказу Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 № 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)" и не действующим пункт 2 данного приказа в части начала срока его действия с 01.04.2012.
На основании указанных заявлений Арбитражным судом Ульяновской области возбуждены производства по делам № А72-3360/2012, А72-3494/2012, А72-3476/2012, А72-3609/2012, А72-3751/2012, А72-4454/2012.
Определениями от 23.04.2012, 24.04.2012, 02.05.2012, 21.05.2012 суд в порядке статьи 130 АПК РФ объединил дела № А72-3494/2012, А72-3476/2012, А72-3609/2012, А72-3751/2012, А72-4454/2012 с делом № А72-3360/2012 в одно производство с присвоением номера дела № А72-3360/2012.
Определением от 28.05.2012 суд удовлетворил ходатайство заявителей об изменении предмета заявления, в соответствии с которым заявители просили суд признать подпункт 2.2 приказа Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2012 № 06-533 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненных к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2012 год" (в ред., действовавшей до 01.04.2012) не соответствующим постановлению Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии", приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", приказу Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 № 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)" и не действующим с 01.01.2012.
Распоряжением председателя третьего судебного состава Арбитражного суда Ульяновской области от 02.07.2012 в связи с нахождением судьи Семеновой М.А. в отпуске в период с 13.06.2012 по 13.07.2012 установлен новый состав судей для рассмотрения настоящего дела: председательствующий судья Ипполитова И.В., судьи Каданцев Ю.А., Тимофеев В.В.
Определением от 02.07.2012 суд удовлетворил ходатайство Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", Федерального казенного учреждения "Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", Федерального казенного учреждения "Колония-поселение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" об уточнении предмета заявления, в соответствии с которым заявители просили суд признать подпункт 2.2 приложения к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненных к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2012 год" (в ред., действовавшей до 01.04.2012) в части отсутствия в данном пункте юридических лиц, приобретающих объемы электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета для указанных помещений, не соответствующим постановлению Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии", приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", приказу Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 № 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)" и не действующим с 01.01.2012.
Министерство экономики Ульяновской области не согласилось с требованиями заявителей, пояснив, что у Министерства экономики Ульяновской области отсутствовали основания для отнесения потребителей "юридические лица, в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета для указанных помещений" к потребителям, для которых предусмотрена дифференциация тарифов в зависимости от вида используемых для пищеприготовления плит (газовых или стационарных электрических). Действующими Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений не предусмотрено самостоятельное приготовление осужденными пищи в помещениях для их содержания. Таким образом, помещения для содержания осужденных из смысла Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений газовыми либо стационарными электрическими плитами не оборудуются, так как в них приготовление пищи не осуществляется. В частности, Министерство экономики Ульяновской области пояснило, что признание недействующим подпункта 2.2 приложения к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2012 № 06-533 повлечет необоснованное увеличение стоимости электрической энергии для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Открытое акционерное общество "Ульяновскэнерго" требования заявителей не поддержало.
Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Из материалов дела следует:
приказом Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2012 год" установлены цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области с календарной разбивкой. Согласно пункту 2 приказа цены (тарифы) действуют с 01.01.2012 по 31.12.2012 включительно с учетом календарной разбивки.
Оспариваемый приказ вместе с приложением был опубликован 02.11.11 в издании "Ульяновская правда" № 124 (23.101).
Согласно положениям графы 2.2 приложения к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 к потребителям, приравненным к населению, приобретающим электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, относятся:
- исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда: жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления населения и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности;
- юридические и физические лица в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающихся по договору энергоснабжения (купли-продажи) по общему счетчику;
- гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
Юридические лица, в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений, в графу 2.2 приложения (к населению, проживающему в домах, оборудованных электроплитами) включены не были.
29.03.2012 на основании обращения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области от 26.03.2012 № 75/ТО/25-2150 приказом Министерства экономики Ульяновской области от 29.03.2012 № 06-76 "О внесении изменений в приказ Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533" внесены изменения в приказ Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 с 01.04.2012, согласно которому к графе 2.2 приложения к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 стали относиться также и юридические лица в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений.
Изменения, внесенные приказом Минэкономики Ульяновской области от 29.03.2012 № 06-76, вступили в силу с 01.04.2012.
Не согласившись с подпунктом 2.2 приложения к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненных к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2012 год" (в ред., действовавшей до 01.04.2012) в части отсутствия в данном пункте юридических лиц, приобретающих объемы электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений, заявители обратились с соответствующими заявлениями в Арбитражный суд Ульяновской области.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что заявление исправительных колоний подлежит удовлетворению в части признания положения графы 2.2 приложения к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненных к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2012 год" (в ред., действовавшей до 01.04.2012), в части отсутствия в данной графе условия об установлении цены электрической энергии для юридических лиц, приобретающих объемы электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений, не соответствующим постановлению Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии", приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", приказу Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 № 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)", исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении Пленума от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Суд считает, что оспариваемое решение обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит обязательные предписания, влекущие юридические последствия, носит общеобязательный характер, адресовано неопределенному кругу лиц, отражает юридически властное волеизъявление уполномоченного субъекта в сфере установления цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей на территории Ульяновской области.
Согласно пункту 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В связи с чем настоящее заявление рассмотрено арбитражным судом первой инстанции по правилам главы 23 АПК РФ.
Исходя из положений части 2 статьи 192 и части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел данной категории подлежат установлению следующие обстоятельства: наличие полномочий у органа или должностного лица, принявших оспариваемый акт; соответствие оспариваемого нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу; наличие факта нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 АПК РФ).
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2012 год" установлены цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области с календарной разбивкой. Согласно пункту 2 приказа цены (тарифы) действуют с 01.01.2012 по 31.12.2012 включительно с учетом календарной разбивки.


Подпунктом 3 пункта 2 примечания к приложению к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 установлено, что юридические лица в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений, до внесения изменений в приказ были отнесены к следующим группам потребителей:
- потребители, приравненные к населению, указанные в подпунктах 2, 3, 5, 7, 8 пункта 2 примечания, в городских населенных пунктах (пункт 2.4 раздела 2 приложения к приказу);
- потребители, приравненные к населению, в сельских населенных пунктах (пункт 2.4 раздела 2 приложения к приказу).
Таким образом, для данной категории потребителей были установлены два вида тарифов (цен), дифференцированных в зависимости от вида населенных пунктов (городские или сельские).
Тарифы, установленные для потребителей, приравненных к населению, приобретающих электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками приказом Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 на юридические лица, в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений, не распространены.
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 29.03.2012 № 06-76 внесены изменения в пункт 2.2 приказа Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей на территории Ульяновской области на 2012 год" в части отнесения объектов учреждений УИС области, потребляющих электрическую энергию по тарифу "население", к группе потребителей, приравненных к населению, приобретающих электрическую энергию для населения, проживающих в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и применения одноставочного тарифа в размере 1,66 руб./кВт.·ч (тарифа, дифференцированного по двум зонам суток: дневная зона - 2,38 руб./кВт·ч; ночная зона - 1,19 руб./кВт·ч). Данный приказ вступил в силу с 01.04.2012.
В результате внесенных изменений категория потребителей "юридические лица, в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений, была отнесена к следующим группам потребителей:
- потребители, приравненные к населению, приобретающие электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами (пункт 2.1 раздела 2 приложения к приказу);
- потребители, приравненные к населению, приобретающие электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками (пункт 2.2 раздела 2 приложения к приказу);
- потребители, приравненные к населению, приобретающие электроэнергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах (пункт 2.3 раздела 2 приложения к приказу).
Заявители полагают, что графа 2.2 приложения к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненных к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2012 год" (в ред., действовавшей до 01.04.2012) в части отсутствия в данном пункте юридических лиц, приобретающих объемы электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений, не соответствует постановлению Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии", приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", приказу Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 № 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)".
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию установлено Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", который устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Согласно статье 20 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 "Об электроэнергетике" одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Согласно приказу ФСТ от 31.12.2010 № 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)" утвержден перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Согласно приложению к приказу ФСТ от 31.12.2010 № 655-э к данному перечню относятся в том числе и юридические лица, приобретающие объемы электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений.
Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (ред. от 26.12.2011) установлены тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности), для каждой из которых определены особенности расчета тарифов (цен) на потребляемую электрическую энергию.
Пунктом 27 Методических указаний установлена группа 2 - население, к которой относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Согласно абзацу третьему Перечня категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), утвержденного приказом ФСТ России от 31.12.2010 № 655-э, к категории потребителей, приравненных к населению относятся юридические лица в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Довод Министерства экономики о том, что помещения для содержания осужденных, из смысла Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, газовыми либо стационарными электрическими плитами не оборудуются, так как в них приготовление пищи не осуществляется, противоречат материалам дела, в частности: актам отдела технического аудита ОАО "Ульяновскэнерго" от 28.04.2010, 05.05.2010, 14.05.2010, 18.05.2010, журналу-ордеру по счету 02.1.2 по субконто, оборотной ведомости по основным средствам, нематериальным и непроизведенным активам за 04.07.2012, планам электроснабжения общежитий осужденных, инвентарным карточкам учета основных средств и приказу ФСИН России от 27.07.2006 № 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", который предусматривает наличие электрической плиты на кухне в общежитии учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, Министерство экономики Ульяновской области приказом от 27.10.2011 № 06-533 отнесло исправительные колонии к категории потребителей, приравненных к населению. Однако при этом в нарушение вышеуказанного законодательства Министерство необоснованно не включило юридические лица в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений, в графу 2.2 приложения к приказу, поскольку осужденные могут отбывать наказание как в помещениях, оборудованных электроплитами, так и не оборудованных электроплитами, и в зависимости от оборудования помещений электроплитами должны оплачивать электрическую энергию либо с применением коэффициента 0,7, либо без применения.
Приказом от 29.03.2012 № 06-76 Министерство экономики Ульяновской области привело в соответствие с законодательством РФ свой приказ от 27.10.2011 № 06-533. Данные изменения вступили в силу с 01.04.2012.
Пунктом 7 правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, предусмотрено, что цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности и услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, на решения регулирующих органов об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (в том числе применительно к отдельным категориям (группам) потребителей, потребителям на определенном уровне напряжения), а также на решения регулирующих органов об установлении размера платы за технологическое присоединение.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требование заявителей о признании положения графы 2.2 приложения к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненных к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2012 год" (в ред., действовавшей до 01.04.2012), в части отсутствия в данной графе условия об установлении цены электрической энергии для юридических лиц, приобретающих объемы электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений, не соответствующим постановлению Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии", приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", приказу Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 № 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)" следует удовлетворить.
Что касается требования заявителей о признании оспариваемого ненормативного акта не действующим в оспариваемой части с 01.01.2012, то в этой части требования удовлетворению не подлежат исходя из следующих обстоятельств.
В силу части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Из разъяснений, изложенных в пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", следует, что согласно части 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (часть 5 статья 195 названного Кодекса).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.11.2007 № 763-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие № 2" на нарушение конституционных прав и свобод положением части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", решение суда, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности этого нормативного правового акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
В соответствии с пунктом 3.3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О "По жалобам гражданина Каплина Александра Евгеньевича, открытого акционерного общества "Кузбассэнерго", общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр "Гагаринский" и закрытого акционерного общества "Инновационно-финансовый центр "Гагаринский" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 части 1 статьи 150, статьи 192 и части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отсутствие в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации указаний на момент, с которого признанный недействующим нормативный правовой акт прекращает свое действие, само по себе не нарушает конституционные права заявителей, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом акта недействительным нарушенное право в любом случае подлежит восстановлению либо защите способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношения.
Часть 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет дальнейшую судьбу незаконного нормативного акта и является логическим продолжением части 4 этой же статьи, согласно которой решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия и не разрешает вопроса о восстановлении и защите нарушенных незаконным нормативным актом субъективных гражданских прав, поскольку такой акт относится не к процессуальному, а к материальному праву.
Согласно абзацу второму статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 этого же Кодекса.
Признание нормативного акта не действующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Часть 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает лишь процессуальные последствия признания судом нормативного правового акта недействующим и не может отменить действие норм материального права, устанавливающих обязанность публично-правового образования возместить ущерб, причиненный в результате издания такого незаконного акта в период его действия.
Таким образом, требование заявителей о признание оспариваемого ненормативного акта не действующим в оспариваемой части с 01.01.2012 удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Исходя из неимущественного характера требований к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере. Данный вывод подтвержден правоприменительной практикой, в частности постановлением Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 № 7959/08 по делу № А46-6118/2007.
В данном случае Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", Федеральное казенное учреждение "Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", Федеральное казенное учреждение "Колония-поселение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области". Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" обратились в Арбитражный суд с идентичными требованиями.
Государственная пошлина при подаче заявления в суд оплачена только Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" и Федеральным казенным учреждением "Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области".
В соответствии с пунктом 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" "при предъявлении несколькими истцами совместно искового заявления, содержащего единое требование (например, при заявлении иска об истребовании из чужого незаконного владения имущества, находящегося в общей собственности, иска о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником обязательства перед солидарными кредиторами), государственная пошлина уплачивается истцами совместно в равных долях в размере, установленном Кодексом для указанного требования (пункт 2 статьи 333.18 Кодекса).
Если же сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого из истцов (например, при заявлении требований, вытекающих из обязательства с долевой множественностью лиц на стороне кредитора, требований о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности имуществу нескольких лиц), государственная пошлина уплачивается каждым из истцов исходя из размера заявляемого им требования".
Суд считает, что при вынесении судебного акта о признании недействующим нормативного правового акта возмещение расходов по государственной пошлине возможно определить по аналогии с пунктом 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 110, 176, 195 - 196, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать положения графы 2.2 приложения к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 27.10.2011 № 06-533 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненных к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2012 год" (в ред., действовавшей до 01.04.2012) в части отсутствия в данной графе условия об установлении цены электрической энергии для юридических лиц, приобретающих объемы электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений, не соответствующими постановлению Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии", приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", Приказу Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 № 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Министерства экономики Ульяновской области в пользу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" 1000 (одну тысячу) руб. 00 коп. - расходы по уплате государственной пошлины.
Взыскать с Министерства экономики Ульяновской области в пользу Федерального казенного учреждения "Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" 1000 (одну тысячу) руб. 00 коп. - расходы по уплате государственной пошлины.
Возвратить Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) руб. 00 коп.
Возвратить Федеральному казенному учреждению "Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) руб. 00 коп.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
И.В.ИППОЛИТОВА

Судьи
Ю.А.КАДАНЦЕВ
В.В.ТИМОФЕЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru