Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 декабря 2011 г. по делу № А71-9825/2011

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 30 декабря 2011 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Бушуевой Е.А., судей Иютиной О.В., Глухова Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамоновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям прокурора Удмуртской Республики, общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула",
об оспаривании нормативного правового акта
Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Сарапултеплоэнерго"
при участии в заседании представителей
от прокурора - Пенина В.Г. по доверенности от 12.09.2011,
от ответчика - Касаткина Д.Г. по доверенности от 01.08.2011, Ильиной О.Ю. по доверенности от 20.09.2011,
от ООО "Сарапултеплоэнерго" - Поповой Н.О. по доверенности от 17.05.2011,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула", прокурор Удмуртской Республики обратились в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлениями о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 28.07.2011 № 9/85 "О внесении изменений в постановление РЭК Удмуртской Республики от 25 ноября 2010 года № 15/27 "О тарифе на горячую воду, отпускаемую ООО "Сарапултеплоэнерго" (г. Сарапул)".
Определением суда от 26.10.2011 на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела № № А71-10581/2011 и А71-9825/2011 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу № А71-9825/2011.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" заявило об отказе от заявленного требования.
Отказ от заявления закону не противоречит, права сторон и других лиц не нарушает, судом отказ ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" от заявления принят. На основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство по заявлению ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" подлежит прекращению.
Прокурор Удмуртской Республики заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что оспариваемым постановлением увеличены тарифы на горячую воду для потребителей ООО "Сарапултеплоэнерго" (категория - население), при этом, правовых оснований для досрочного пересмотра тарифа, предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 210-ФЗ, не имелось. В соответствии с п. 2 постановления, нормативный правовой акт имеет обратную силу, что является недопустимым, поскольку пунктом 1 статьи 4 ГК РФ, Федеральным законом № 210-ФЗ от 30.12.2004, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 возможность придания обратной силы пересмотренным тарифам не предусмотрена.
Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики против удовлетворения требования заявителя возражала по основаниям, изложенным в отзывах, указав следующее.
Тарифы на горячую воду, отпускаемую ООО "Сарапултеплоэнерго", установлены постановлением РЭК Удмуртской Республики от 25.11.2010 № 15/27 без учета НДС, введены в действие с 01.01.2011 г. ООО "Сарапултеплоэнерго" является плательщиком НДС. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, при реализации товаров, работ, услуг населению соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в указанные цены. Постановлением РЭК УР от 28.07.2011 г. № 9/85 тариф для граждан приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства, в частности п. 6 ст. 168 НК РФ, то есть тариф включает в себя НДС. В указанном тарифе можно выделить две составляющие - собственно тариф на горячую воду, который не изменился, и налог на добавленную стоимость 18%. В обоих случаях "тариф + НДС" и "тариф для населения с учетом НДС" - это одна и та же сумма, которую оплачивали и продолжают оплачивать потребители. Следовательно, оснований для вывода об изменении тарифа не имеется и не имеется оснований для утверждения об обратной силе установленного тарифа. Условие о распространении действия постановления № 9/85 от 28.07.2011 с 01.01.2011 г. введено в постановление № 9/85 для устранения разночтений и сомнений населения о правильности расчетов за коммунальные услуги, произведенных ТСЖ и управляющими компаниями. Ссылка заявителя на нарушение п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, неправомерна, поскольку действие данного пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством РФ. Постановление РЭК УР № 9/85 принято в целях приведения ранее принятых тарифов в соответствие с налоговым законодательством, изменения внесены оформительского (уточняющего) характера, период действия тарифа не изменился и составляет один год. Ссылка заявителя на регулирование данных правоотношений ст. 4 и ст. 13 Гражданского кодекса РФ неправомерна. Гражданское право - это система правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов. РЭК УР, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, функционирует в области административного права, осуществляет деятельность по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги), в соответствии с законодательством РФ. Федеральная служба по тарифам РФ письмами от 08.08.2011, от 07.10.2011 сочла возможным оформить действующие решения исполнительных органов власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) с учетом выделения категории "население" с включением для данной категории НДС, что, по мнению ФСТ России, не является пересмотром действующих тарифов, а является их правильным оформлением в соответствии с требованиями налогового законодательства.
ООО "Сарапултеплоэнерго" заявленное требование считает неподлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ предусмотрено, что тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются:
1) объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации;
2) нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы;
3) предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках;
4) предписание федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок органу регулирования субъекта Российской Федерации;
5) предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования;
6) вступившее в законную силу решение суда;
7) изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса;
8) досрочный пересмотр тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
9) изменение установленных или установление предельных индексов.
Досрочный пересмотр тарифов и надбавок может производиться не чаще одного раза в год, за исключением досрочного пересмотра тарифов и надбавок по основаниям, указанным в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи.
Согласно пунктам 1 - 2.1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:
1) достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
2) установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
3) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
4) создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
5) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;
6) установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
7) обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Срок действия установленных тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней, тарифов на теплоноситель не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Статьей 146 Налогового кодекса РФ установлено, что реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является (признается) объектом обложения налога на добавленную стоимость.
Согласно п. 1, 6 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам".
Согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исходя из вышеприведенных норм права, потребители услуг горячего водоснабжения (исполнители коммунальных услуг), приобретающие их с целью оказания коммунальных услуг гражданам, оплачивают приобретаемые ресурсы по тарифам, используемым гражданами для расчета платы за коммунальные услуги, то есть с включением в них суммы НДС.
Изложенное подтверждается положениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 № 72, в котором указано, что согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению. Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.
Постановлением РЭК Удмуртской Республики от 25 ноября 2010 года № 15/27 "О тарифе на горячую воду, отпускаемую ООО "Сарапултеплоэнерго" был утвержден тариф на горячую воду, отпускаемую ООО "Сарапултеплоэнерго" в размере 77,23 руб./куб. м (без НДС).
Оспариваемым постановлением от 28.07.2011 № 9/85 РЭК Удмуртской Республики внесены изменения в постановление РЭК УР от 25 ноября 2010 года № 15/27 "О тарифе на горячую воду, отпускаемую ООО "Сарапултеплоэнерго" и утверждены тарифы на горячую воду, отпускаемую ООО "Сарапултеплоэнерго" в следующих размерах: население - 91,13 руб./куб. м (с учетом НДС)", прочие потребители - 77,23 руб./куб. м (без НДС).
Оспариваемым постановлением тариф для граждан приведен в соответствие с требованиями статьи 168 Налогового кодекса РФ. Включение в тариф налога без фактического изменения стоимости услуг не свидетельствует об изменении тарифа. Стоимость горячего водоснабжения для конечных потребителей (населения) не изменилась. Заявителем документально не подтверждены обстоятельства, свидетельствующие об изменении оспариваемым постановлением тарифа на горячую воду.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не является решением об установлении тарифа, то нормы статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ и статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ о недопустимости придания нормативному правовому акту об установлении тарифа обратной силы в данном случае неприменимы. Так, согласно п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации. Что касается статьи 4 Гражданского кодекса РФ, то указанной нормой установлены правила действия во времени актов гражданского законодательства, к которым оспариваемое постановление не относится.
Согласно статье 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства РФ № 332 от 30.06.2004, Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пунктам 2, 3 Положения о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, утвержденного Указом Президента Удмуртской Республики от 19.02.2010 № 24, Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, обеспечивающим проведение государственной политики цен в Удмуртской Республике в пределах полномочий, предусмотренных законодательством и настоящим Положением. РЭК участвует в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. РЭК подчиняется в своей деятельности Правительству Удмуртской Республики. РЭК является правопреемником Государственного комитета Удмуртской Республики по тарифам и ценам.
Согласно пунктам 11 - 17 Положения, РЭК Удмуртской Республики устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов; устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; устанавливает тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), другим теплоснабжающим организациям; устанавливает тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; устанавливает плату за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии; устанавливает плату за подключение к системе теплоснабжения; принимает в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" решения о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после его отмены.
Оспариваемое постановление принято уполномоченным органом исполнительной власти Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством и с соблюдением порядка утверждения тарифов.
Материалами дела подтверждается, что размер тарифа на горячую воду на 2011 г. для потребителей ООО "Сарапултеплоэнерго", включая население, не изменился, что подтверждается анализом изменения стоимости тепловой энергии в 2011 году для потребителей ООО "Сарапултеплоэнерго", пояснениями к заключению по формированию тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Сарапултеплоэнерго" на 2011 г. Предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на 2011 год, утвержденный приказом ФСТ РФ № 267-э/2 от 28.10.2010 г. в размере 115,6% не превышен.
Судом также учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы".
Поскольку судом не установлено фактов несоответствия оспариваемого постановления ответчика нормам действующего законодательства, оснований для удовлетворения заявленного требования прокурора Удмуртской Республики не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. Прекратить производство по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" об оспаривании постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 28.07.2011 № 9/85.
2. Выдать ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" справку на возврат из бюджета госпошлины в размере 2000 руб., уплаченной по платежному поручению от 30.08.2011 № 4069.
3. Отказать в удовлетворении заявления прокурора Удмуртской Республики. Признать постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 28.07.2011 № 9/85 соответствующим Гражданскому кодексу РФ, Федеральному закону от 30.12.2044 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вступления в законную силу в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий судья
БУШУЕВА Е.А.

Судьи
ИЮТИНА О.В.
ГЛУХОВ Л.Ю.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru