Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 февраля 2012 г. № 3-10/2012

Верховный суд Республики Тыва в лице председательствующего Болат-оол А.В., при секретаре С.А.О., с участием прокурора Ойдуп У.М., заявителя С.В.Б., его представителя О.Д.Д., представителя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва М.К.С., представителя Председателя Правительства Республики Тыва Щ.А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 16 февраля 2012 года гражданское дело по заявлению С.В.Б. о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 1 ст. 77 Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва",

установил:

С.В.Б. обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 1 ст. 77 Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва", указывая на то, что согласно данной норме решение Конституционного суда Республики Тыва окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
Ч. 2 ст. 119 Конституции Республики Тыва определены полномочия Конституционного суда Республики Тыва, которые продублированы в ст. 3 Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва"
Конституционный суд Республики Тыва рассматривает дела о соответствии Конституции Республики Тыва:
а) конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва и иных нормативных правовых актов Республики Тыва;
б) уставов муниципальных образований и нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления;
в) договоров и соглашений между органами государственной власти Республики Тыва и органами местного самоуправления;
г) не вступивших в силу договоров Республики Тыва с субъектами Российской Федерации, а также с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.
Конституционный суд Республики Тыва дает толкование Конституции Республики Тыва.
Конституционный суд Республики Тыва решает исключительно вопросы права.
Конституционный суд Республики Тыва при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Постановлением от 28 июля 2010 года № 1-П Конституционный суд Республики Тыва признал, что ч. 3 ст. 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года № 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" не соответствует Конституции Республики Тыва.
В п. 3.2 постановления от 28 июля 2010 года № 1-П Конституционный суд Республики Тыва признал, что установленный председателем Счетной палаты Республики Тыва порядок и условия получения ежемесячного денежного поощрения противоречат Конституции Республики Тыва.
Предметом рассмотрения Конституционного суда 28 июля 2010 года был запрос депутатов о проверке соответствия ч. 3 ст. 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года № 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" нормам Конституции Республики Тыва.
Порядок и условия получения ежемесячного денежного поощрения, установленный председателем Счетной палаты Республики Тыва не является нормативным правовым актом и не входит в предмет рассмотрения Конституционного суда Республики Тыва. Конституционный суд Республики Тыва, сделав вывод, что установленный председателем Счетной палаты Республики Тыва порядок и условия получения ежемесячного денежного поощрения противоречат Конституции Республики Тыва, вышел за пределы своих полномочий, определенных законом.
Постановлением Верховного Хурала Республики Тыва от 28 октября 2010 года № 40 ВХ-1 заявитель был освобожден от должности председателя Счетной палаты Республики Тыва. Одним из оснований освобождения его от должности являлось указанное в мотивировочной части постановления Конституционного суда от 28 июля 2010 года № 1-П утверждение о несоответствии установленного председателем Счетной палаты Республики Тыва порядка и условий получения ежемесячного денежного поощрения Конституции Республики Тыва.
Из ч. 1 ст. 77 Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" следует, что любое решение Конституционного суда Республики Тыва окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силе немедленно после его провозглашения.
В соответствии с оспариваемой нормой он не может обжаловать постановление Конституционного суда от 28 июля 2010 года № 1-П, что нарушает его конституционное право на судебную защиту его прав и свобод, предусмотренное ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Просит признать ч. 1 ст. 77 Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" противоречащей ч. 4 ст. 27 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и недействующей со дня ее принятия.
В судебном заседании С.В.Б. и его представитель О.Д.Д. заявление по изложенным в нем основаниям поддержали.
Представитель Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва М.К.С. с заявлением не согласилась и пояснила, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству; решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации не могут быть пересмотрены иным судом, включая Конституционный Суд Российской Федерации.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва Щ.А.М. с заявлением также не согласился и пояснил, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Ойдуп У.М., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Частью 1 ст. 77 Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" установлено, что решение Конституционного суда Республики Тыва окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Постановлением от 28 июля 2010 года № 1-П Конституционный суд Республики Тыва признал, что ч. 3 ст. 1 Закона Республики Тыва от 6 июля 2006 года № 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" не соответствует Конституции Республики Тыва.
В п. 3.2 вышеуказанного постановления Конституционного суда Республики Тыва содержится вывод о том, что установленный председателем Счетной палаты Республики Тыва порядок и условия получения ежемесячного денежного поощрения противоречат Конституции Республики Тыва.
Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 28 октября 2010 года № 40 ВХ-1 заявитель освобожден досрочно от должности председателя Счетной палаты Республики Тыва, как указано в постановлении, в связи с допущенными нарушениями законодательства Российской Федерации и законов Республики Тыва, установленных судом.
Заявитель указывает на то, что одним из оснований освобождения его от должности явилось содержащееся в мотивировочной части постановления Конституционного суда от 28 июля 2010 года № 1-П утверждение о несоответствии установленного председателем Счетной палаты Республики Тыва порядка и условий получения ежемесячного денежного поощрения Конституции Республики Тыва. Заявитель считает, что ч. 1 ст. 77 Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва", не предусматривающая возможности обжалования решения Конституционного суда Республики Тыва, нарушает его право на судебную защиту.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) "О судебной системе Российской Федерации" решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
Из буквального содержания данной нормы следует, что она допускает возможность пересмотра решения конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятого вне пределов его полномочий.
Однако действующее федеральное законодательство не предусматривает возможности пересмотра решения конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.
Согласно п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации судоустройство находится в ведении Российской Федерации.
В силу ст. 118 Конституции Российской Федерации судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Деятельность по пересмотру решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации ни в Конституции Российской Федерации, ни в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" не предусмотрена.
Ст. 125 Конституции Российской Федерации в числе полномочий Конституционного Суда Российской Федерации не предусматривает наличия у него права пересмотра решения конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятого вне пределов его полномочий.
Решения, принимаемые высшим органом конституционной юстиции, являются окончательными, не утверждаются иными государственными органами и не могут быть пересмотрены иначе как самим органом конституционного судопроизводства. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" все названные характеристики относятся и к решениям органов конституционного контроля субъектов Федерации.
Конституционный закон Республики Тыва от 04.01.2003 № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" не предусматривает возможности пересмотра решения Конституционного суда Республики Тыва по его инициативе, в том числе в случаях, если открылись новые существенные обстоятельства, неизвестные в момент вынесения решения, или изменилась конституционная норма, на основании которой было принято решение.
При таких обстоятельствах оспариваемая заявителем норма не может быть признана противоречащей ч. 4 ст. 27 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Следовательно, заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления С.В.Б. о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 1 ст. 77 Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 № 1300 ВХ-1 "О Конституционном суде Республики Тыва" отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 17 февраля 2012 года.

Председательствующий
А.В.БОЛАТ-ООЛ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru