АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2012 г. № А25-2012/2011
Резолютивная часть решения объявлена 13.03.2012
Полный текст решения изготовлен 16.03.2012
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Гришина С.В.,
судей: Шишканова Д.Г., Боташева А.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Темирезовой Г.Ш.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике к Правительству Карачаево-Черкесской Республики,
третьи лица:
Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства";
Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики;
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике,
об оспаривании постановления, при участии:
от УФАС по КЧР И., доверенность от 17.01.2012 № 36-1/16;
от Правительства Л., доверенность от 07.12.2011 № 4980-02;
от Дирекции Б., доверенность от 11.01.2012 № 3;
от Минздрава КЧР А., доверенность от 12.01.2012 № 35;
от Минюста КЧР не явился, извещен,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Правительству Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту Правительство) в порядке статьи 198
АПК РФ о признании недействительным постановления
Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.04.2011 № 104 "О внесении изменений в постановление
Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства" (далее по тексту Дирекция), Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту Министерство), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту Управление Минюста КЧР).
Управление в заявлении, в возражении на отзыв, представитель в судебном заседании просят заявление удовлетворить. Заявитель считает, что оспариваемое постановление не соответствует Бюджетному кодексу
Российской Федерации и Федеральному закону
от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Правительство в отзыве на заявление и представитель в судебном заседании просят в удовлетворении заявления отказать. По мнению Правительства, оспариваемое постановление
№ 104 является нормативным актом, соответствует нормам действующего законодательства. Правительство считает, что Управление не имеет полномочий на осуществление контроля в сфере размещения заказов для государственных нужд Карачаево-Черкесской Республики.
Дирекция в отзыве на заявление и представитель в судебном заседании просят в удовлетворении заявления отказать, так как оспариваемое постановление
№ 104 соответствует действующему законодательству.
Министерство отзыв на заявление не представило, представитель в судебном заседании просит в удовлетворении требований отказать.
Управление Минюста КЧР представителя в судебное заседание не направило, просит судебное заседание провести без их участия. Управлением Минюста КЧР согласно определению арбитражного суда представлена информация по проведению правовой экспертизы нормативного правового акта и экспертные заключения на постановление
Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы" и на постановление
Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы" в редакции постановления
Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.04.2011 № 104.
Судом установлено следующее:
Правительством принято постановление
от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы".
Пунктом 2
указанного постановления определены: государственным заказчиком координатором Программы - Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики (п.п. 2.1), государственным заказчиком Программы - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (п.п. 2.2).
Оспариваемым постановлением
Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.04.2011 № 104 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы" внесены изменения в пункт 2
постановления Правительства № 70.
Согласно внесенных изменений, пункт 2
был изложен в новой редакции, согласно которой государственным заказчиком координатором Программы определено Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, заказчиком застройщиком определено Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства".
Посчитав постановление
Правительства № 104 не соответствующим действующему законодательству, Управление оспорило его в арбитражный суд по правилам главы 24
АПК РФ.
Как следует из представленной информации и экспертных заключений, Управлением Минюста КЧР была проведена правовая экспертиза нормативного акта - постановления
Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы".
Постановление
Правительства № 70 является нормативным правовым актом, так как издано в установленном порядке управомоченным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, правовые нормы постановления
№ 70 обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений в сфере модернизации здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики.
Экспертным заключением Управления Минюста КЧР постановление
Правительства № 70 признано соответствующим требованиям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, постановление внесено в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее Федеральный регистр) 05.05.2011.
Нормативный характер постановления
Правительства № 70 не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Из информации Управления Минюста КЧР следует, что постановление
Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.04.2011 № 104 "О внесении изменений в постановление
Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы" внесено в Федеральный регистр 10.05.2011. При этом, нормативность спорного постановления
Правительства № 104 на оценивалась, поскольку данное постановление вносит изменения в основной акт (постановление № 70), ранее включенный в Федеральный регистр как нормативный правовой акт.
Экспертным заключением Управления Минюста КЧР от 02.06.2011 № 275 постановление
Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы" в редакции постановления
Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.04.2011 № 104 признано соответствующим требованиям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что Управлением фактически оспаривается пункт 2
нормативного правового акта - постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы" в редакции постановления
Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.04.2011 № 104.
Рассмотрение споров, связанных с оспариванием нормативных правовых актов, рассматривается по правилам главы 23
АПК РФ.
В связи с этим, распоряжением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений арбитражного суда КЧР № 3 от 12.03.2012 дело назначено к коллегиальному рассмотрению в составе трех судей.
Довод Управления о том, что рассмотрение оспариваемого постановления № 104 должно производиться по правилам главы 24
АПК РФ, не основан на законе.
Изучив заявление и отзывы на заявление, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд считает, что требования Управления не подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29
АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, арбитражный суд компетентен рассматривать настоящий спор.
В соответствии с частью 2 статьи 192
АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 53
АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Следовательно, право на оспаривание нормативного правового акта Управлением должно быть предусмотрено федеральным законом.
В целях реализации Федерального закона
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
Полномочия Управления по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд установлены в статье 17
Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон).
Согласно пункту 3 части 9 статьи 17
Федерального закона при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 статьи 17
Федерального закона лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
Частью 14 статьи 17
Федерального закона в случае поступления информации о неисполнении лицом выданного ему в соответствии с частью 9 статьи 17
Федерального закона предписания уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления обязан передать информацию об этом в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.
В силу части 15 статьи 17
Федерального закона в случае поступления информации о неисполнении лицом выданного ему в соответствии с частью 9 статьи 17
Федерального закона предписания уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.
При этом, право Управления на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного акта Федеральным законом
№ 94-ФЗ или иными законодательными и нормативными актами не предусмотрено.
Таким образом, Управление не является надлежащим истцом по настоящему делу, что является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд об оспаривании нормативных или ненормативных актов. Поэтому государственная пошлина взысканию не подлежит.
руководствуясь ст.ст. 29
, 167
- 171
, 195
АПК РФ,
суд решил:
В удовлетворении требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике о признании недействительным постановления
Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.04.2011 № 104 "О внесении изменений в постановление
Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы" отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
С.В.ГРИШИН
Судьи:
Д.Г.ШИШКАНОВ
А.П.БОТАШЕВ