Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Карачаево-Черкесская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2012 г. № А25-2012/2011

Резолютивная часть решения объявлена 13.03.2012
Полный текст решения изготовлен 16.03.2012
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Гришина С.В.,
судей: Шишканова Д.Г., Боташева А.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Темирезовой Г.Ш.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике к Правительству Карачаево-Черкесской Республики,
третьи лица:
Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства";
Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики;
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике,
об оспаривании постановления, при участии:
от УФАС по КЧР И., доверенность от 17.01.2012 № 36-1/16;
от Правительства Л., доверенность от 07.12.2011 № 4980-02;
от Дирекции Б., доверенность от 11.01.2012 № 3;
от Минздрава КЧР А., доверенность от 12.01.2012 № 35;
от Минюста КЧР не явился, извещен,

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Правительству Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту Правительство) в порядке статьи 198 АПК РФ о признании недействительным постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.04.2011 № 104 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства" (далее по тексту Дирекция), Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту Министерство), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту Управление Минюста КЧР).
Управление в заявлении, в возражении на отзыв, представитель в судебном заседании просят заявление удовлетворить. Заявитель считает, что оспариваемое постановление не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Правительство в отзыве на заявление и представитель в судебном заседании просят в удовлетворении заявления отказать. По мнению Правительства, оспариваемое постановление № 104 является нормативным актом, соответствует нормам действующего законодательства. Правительство считает, что Управление не имеет полномочий на осуществление контроля в сфере размещения заказов для государственных нужд Карачаево-Черкесской Республики.
Дирекция в отзыве на заявление и представитель в судебном заседании просят в удовлетворении заявления отказать, так как оспариваемое постановление № 104 соответствует действующему законодательству.
Министерство отзыв на заявление не представило, представитель в судебном заседании просит в удовлетворении требований отказать.
Управление Минюста КЧР представителя в судебное заседание не направило, просит судебное заседание провести без их участия. Управлением Минюста КЧР согласно определению арбитражного суда представлена информация по проведению правовой экспертизы нормативного правового акта и экспертные заключения на постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы" и на постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы" в редакции постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.04.2011 № 104.
Судом установлено следующее:
Правительством принято постановление от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы".
Пунктом 2 указанного постановления определены: государственным заказчиком координатором Программы - Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики (п.п. 2.1), государственным заказчиком Программы - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (п.п. 2.2).
Оспариваемым постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.04.2011 № 104 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы" внесены изменения в пункт 2 постановления Правительства № 70.
Согласно внесенных изменений, пункт 2 был изложен в новой редакции, согласно которой государственным заказчиком координатором Программы определено Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, заказчиком застройщиком определено Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства".
Посчитав постановление Правительства № 104 не соответствующим действующему законодательству, Управление оспорило его в арбитражный суд по правилам главы 24 АПК РФ.
Как следует из представленной информации и экспертных заключений, Управлением Минюста КЧР была проведена правовая экспертиза нормативного акта - постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы".
Постановление Правительства № 70 является нормативным правовым актом, так как издано в установленном порядке управомоченным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, правовые нормы постановления № 70 обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений в сфере модернизации здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики.
Экспертным заключением Управления Минюста КЧР постановление Правительства № 70 признано соответствующим требованиям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, постановление внесено в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее Федеральный регистр) 05.05.2011.
Нормативный характер постановления Правительства № 70 не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Из информации Управления Минюста КЧР следует, что постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.04.2011 № 104 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы" внесено в Федеральный регистр 10.05.2011. При этом, нормативность спорного постановления Правительства № 104 на оценивалась, поскольку данное постановление вносит изменения в основной акт (постановление № 70), ранее включенный в Федеральный регистр как нормативный правовой акт.
Экспертным заключением Управления Минюста КЧР от 02.06.2011 № 275 постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы" в редакции постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.04.2011 № 104 признано соответствующим требованиям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что Управлением фактически оспаривается пункт 2 нормативного правового акта - постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы" в редакции постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.04.2011 № 104.
Рассмотрение споров, связанных с оспариванием нормативных правовых актов, рассматривается по правилам главы 23 АПК РФ.
В связи с этим, распоряжением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений арбитражного суда КЧР № 3 от 12.03.2012 дело назначено к коллегиальному рассмотрению в составе трех судей.
Довод Управления о том, что рассмотрение оспариваемого постановления № 104 должно производиться по правилам главы 24 АПК РФ, не основан на законе.
Изучив заявление и отзывы на заявление, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд считает, что требования Управления не подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, арбитражный суд компетентен рассматривать настоящий спор.
В соответствии с частью 2 статьи 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Следовательно, право на оспаривание нормативного правового акта Управлением должно быть предусмотрено федеральным законом.
В целях реализации Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
Полномочия Управления по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд установлены в статье 17 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон).
Согласно пункту 3 части 9 статьи 17 Федерального закона при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 статьи 17 Федерального закона лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона в случае поступления информации о неисполнении лицом выданного ему в соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона предписания уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления обязан передать информацию об этом в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.
В силу части 15 статьи 17 Федерального закона в случае поступления информации о неисполнении лицом выданного ему в соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона предписания уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обратиться в суд, арбитражный суд с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации.
При этом, право Управления на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного акта Федеральным законом № 94-ФЗ или иными законодательными и нормативными актами не предусмотрено.
Таким образом, Управление не является надлежащим истцом по настоящему делу, что является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд об оспаривании нормативных или ненормативных актов. Поэтому государственная пошлина взысканию не подлежит.
руководствуясь ст.ст. 29, 167 - 171, 195 АПК РФ,

суд решил:

В удовлетворении требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике о признании недействительным постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.04.2011 № 104 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.03.2011 № 70 "О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011 - 2012 годы" отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:
С.В.ГРИШИН

Судьи:
Д.Г.ШИШКАНОВ
А.П.БОТАШЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru