Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2012 г. по делу № А54-28/2012

(извлечение)

Индивидуальный предприниматель П.А.О. обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Рязанской областной Думе о признании недействующим п. 38 Приложения к Закону Рязанской области от 07.11.2008 № 157-ОЗ "О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Рязанской области" в части слов "180000".
Индивидуальный предприниматель П.А.О. в судебное заседание не явилась. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в порядке, предусмотренном ст. 121, 123 АПК РФ.
Представитель Рязанской областной Думы на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просил прекратить производство по делу, поскольку считает, что данный спор неподведомствен Арбитражному суду. Заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует. П.А.О. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Инспекции ФНС России по Ленинскому района Новосибирской области.
13.01.2012 ИФНС России по Ленинскому района Новосибирской области выдано индивидуальному предпринимателю П.А.О. патент на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента № 540412192 в отношении вида предпринимательской деятельности автотранспортные услуги с 01.02.2012 по 30.06.2012.
В выписке из ЕГРИП в отношении П.А.О. указаны сведения о видах экономической деятельности, в том числе: деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющего расписанию, деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта, организация перевозок грузов.
Планируя осуществлять на территории г. Рязани автотранспортные услуги, при этом применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, а также считая, что стоимость патента законодательством на территории Рязанской области завышена в нарушение положений Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель П.А.О. обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Рязанской областной Думе о признании недействующим п. 38 Приложения к Закону Рязанской области от 07.11.2008 № 157-ОЗ "О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Рязанской области" (далее - Закон) в части слов "180000".
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы ответчика, арбитражный суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с указанным Кодексом (пункт 4 статьи 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 данной статьи, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.
Пунктом 2 этой статьи в качестве видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента, указаны автотранспортные услуги (подпункт 38).
Полученный индивидуальным предпринимателем патент действует только на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он выдан (п. 5 ст. 346.25.1 Кодекса).
В силу пункта 6 статьи 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 346.20 данного Кодекса, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному пунктом 2 указанной статьи, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается на календарный год законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 7.1 статьи 346.25.1).
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено право субъектов Российской Федерации путем принятия соответствующих законов устанавливать размер потенциально возможного к получению годового дохода индивидуального предпринимателя по тем видам деятельности, которые предусмотрены указанным Кодексом, с возможностью дифференциации годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности на территории субъекта Российской Федерации.
Постановлением Рязанской областной Думы от 29.10.2008 № 639-IV РОД принят Закон Рязанской области от 07.11.2008 № 157-ОЗ "О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Рязанской области".
Указанный Закон был опубликован в газете "Рязанские ведомости" № 216, 15.11.2008.
В соответствии со ст. 28 Устава (Основного Закона) Рязанской области Рязанская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Рязанской области.
В силу ст. 29 Устава (Основного закона) Рязанской области принятие законов Рязанской области, их толкование, внесение в них изменений относится к ведению Рязанской областной Думы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регулирующего деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного производства, в том числе споры об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения.
Оспариваемый Закон является нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы, устанавливающие возможность применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Рязанской области и размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому виду предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Применение данного Закона рассчитано на неоднократное применение и распространяется на неопределенный круг лиц; принят органом законодательной власти Рязанской области, опубликован, и в силу положений п. 1 ст. 29, ч. 3 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данный спор подлежит рассмотрению в Арбитражном суде.
Статьей 1 Закона установлена возможность применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Рязанской области и размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому виду предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Статьей 2 установлены размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному в пункте 2 статьи 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности устанавливается согласно приложению к настоящему Закону.
Согласно п. 38 приложения к Закону размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в 2009 году по виду деятельности автотранспортные услуги установлен 180 тыс. руб.
В соответствии с подпунктом 38 пункта 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим автотранспортные услуги.
В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае если вид предпринимательской деятельности, предусмотренный п. 2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации, входит в перечень видов предпринимательской деятельности, установленный п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по данному виду предпринимательской деятельности не может превышать величину базовой доходности, установленную ст. 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности, умноженную на 30.
Пунктом 3 статьи 346.29 НК РФ установлена базовая доходность по виду деятельности "оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов" в размере 6000 руб. в месяц и по виду деятельности "оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров" в размере 1500 руб. в месяц.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17, Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, пассажирские и грузовые перевозки являются автотранспортными услугами.
В связи с тем, что вид предпринимательской деятельности "оказание автотранспортных услуг" (пп. 38 п. 2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации) соответствует виду предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по перевозке грузов и пассажиров, установленному пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности "оказание автотранспортных услуг" не может превышать максимальную величину базовой доходности, установленную ст. 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации по соответствующему виду деятельности, умноженную на 30, то есть 180,0 тыс. руб. (6,0 тыс. руб. x 30).
Поскольку установленный Рязанской областной Думой потенциально возможный годовой доход по виду деятельности "автотранспортные услуги" не превышает максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, предусмотренного пунктом 7.1 статьи 346.25.1, пунктом 3 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации, доводы индивидуального предпринимателя о несоответствии оспариваемого нормативного акта положениям Налогового кодекса Российской Федерации являются необоснованными.
При этом доводы заявителя о том, что размер дохода не должен превышать 45000 руб. (15000 руб. x 30) основаны не неверном толковании положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд отмечает следующее.
Обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 192, ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, входят в предмет доказывания по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
Обязанность заявителя по указанию прав и законных интересов, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, установлена пунктом 3 части 1 статьи 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов заявителя или о незаконном возложении на заявителя каких-либо обязанностей, либо создающих препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности либо их недоказанность является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Как установлено судом и доказательств обратного не представлено, заявитель не ведет на территории Рязанской области предпринимательскую деятельность по виду деятельности автотранспортные услуги.
Обосновывая нарушение своих прав, индивидуальный предприниматель указывает на намерения оказывать автотранспортные услуги на территории Рязанской области. Однако само по себе наличие намерения заявителя не свидетельствует о том, что оно будет им реализовано в будущем, и как следствие не может являться основанием полагать, что в настоящий момент положения оспариваемого нормативного акта нарушают его права и законные интересы.
Таким образом, заявителем в нарушение ч. 1 ст. 191, п. 3 ч. 1 ст. 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказан факт нарушения оспариваемым Законом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, положения оспариваемого Закона не возлагают на заявителя каких-либо обязанностей, не создают препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии предусмотренной частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности оснований для признания обжалуемого нормативного акта незаконным и недействующим.
Таким образом, проверив оспариваемый (в части) Закон Рязанской области от 07.11.2008 № 157-ОЗ "О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Рязанской области" Рязанской областной Думы на соответствие его положениям Налоговому кодексу Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводу, что данный правовой акт, принятый органом законодательной власти Рязанской области в пределах своих полномочий, не противоречит положениям указанного Кодекса и не нарушает прав заявителя.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1. Признать п. 38 Приложения к Закону Рязанской области от 07.11.2008 № 157-ОЗ "О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Рязанской области" в части слов "180000" соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя П.А.О. (ОГРН 304540408900011, г. Новосибирск) о признании недействующим п. 38 Приложения к Закону Рязанской области от 07.11.2008 № 157-ОЗ "О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Рязанской области" в части слов "180000" отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Рязанской области в течение месяца со дня вступления в законную силу.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru