Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2012 г. по делу № А41-47133/11

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
заявителя П.П.Н.
от ответчика Топливно-энергетического комитета Московской области К.Л.Ю. по доверенности № ОД-7 от 18 января 2012 г.
от третьего лица Открытого акционерного общества "М" А.Д.О. по доверенности от 12 декабря 2011 г.
рассмотрев 04 сентября 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителей П.П.П., П.Е.Б.
на решение от 29 июня 2012 г.
Арбитражного суда Московской области
принятое судьями Валюшкиной В.В., Востоковой Е.А., Захаровой Н.А.
по делу № А41-47133/11
по заявлению П.Н., П.Е.Б. к Топливно-энергетического комитету Московской области
о признании недействующим решения в части
третьи лица Открытое акционерное общество "М" (ОАО "М" ОГРН 1), Садоводческое некоммерческое товарищество "С" (СНТ "С", ОГРН 1)

установил:

П.П.Н. и П.Е.Б. обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействующим пункта 2 примечания решения Топливно-энергетического комитета Московской области (далее - ТЭК Московской области) от 17 декабря 2010 года, утвержденного распоряжением от 17 декабря 2010 года № 53-Р, в части указания на садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан как на потребителей электрической энергии, отнесенной к группе "Потребители, приравненные к "Населению" как несоответствующего пункту 2 статьи 6, пункту 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, статьей 3, пунктам 1, 2 статьи 4, пункту 1 статьи 20, пунктам 2, 4 статьи 21, пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 54 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года № 20-Э/2 (далее - Методические указания) и нарушающие их права.
В качестве третьих лиц по делу привлечены ОАО "М", СНТ "С".
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе П.П.Н. и П.Е.Б. просят отменить решение от 29 июня 2012 года, а дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области. По мнению заявителей содержащиеся в решении выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд не применил подлежащий применению Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", не дал полную правовую оценку их доводам.
В судебном заседании П.П.Н. поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители ТЭК Московской области и ОАО "М" возражали против ее удовлетворения, указывая на правильное применение судом норм материального и процессуального права.
Представитель СНТ "С" и П.Е.Б., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. П.Е.Б. направлено в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Распоряжением ТЭК Московской области от 17 декабря 2010 года № 53-Р в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в российской Федерации", Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утверждено решение правления ТЭК Московской области от 17 декабря 2010 года, согласно которому для населения на территории Московской области в 2011 году установлены тарифы (цены) на электрическую энергию.
При этом в соответствии с пунктом 1 решения тарифы установлены для населения, проживающего в городских населенных пунктам в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и для населения, проживающего в сельских населенных пунктах.
В соответствии с пунктом 2 решения тарифы установлены для потребителей, приравненных к "Населению".
В примечании 2 указано, что в соответствии с пунктом 2 производится расчет тарифов для следующих приравненных к категории "Население" потребителей: - садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан - некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Проверив нормативный правовой акт в оспоренной части на соответствие его федеральным законам и иным нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу, а также полномочия принявшего его органа, арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, так как положение примечания 2 соответствует иным нормативным правовым актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы как П.П.Н. не являющегося членом садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ), так и П.Е.Б. являющейся членом СНТ.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд первой инстанции разрешил спор без нарушения норм процессуального права влекущих отмену или изменение принятого по делу решения.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 424 ГК РФ цены (тарифы) на электрическую энергию подлежат государственному регулированию и устанавливается уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).
На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 35 Закона органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электроэнергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.
Таким образом, установление тарифа для вышеназванных категорий потребителей относится к исключительной компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Следует учитывать, что вышеуказанная норма не относит указанную категорию потребителей к сельским потребителям, в ней говорится о праве органов исполнительной власти устанавливать льготный тариф на электроэнергию для садоводческих объединений.
Методическими указаниями установлено, что тарифы за услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 27 марта 2006 года № 224/11 "О формировании Топливно-Энергетического комитета Московской области" и постановлением Правительства Московской области от 18 октября 2007 года № 794/28 "О положении, структуре и штатной численности Топливно-Энергетического комитета Московской области", уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов на электроэнергию на территории Московской области, на момент принятия частично оспариваемого нормативного правового акта являлся ТЭК Московской области.
Распоряжением ТЭК Московской области от 17 декабря 2010 года № 53-Р утверждено решение правления ТЭК Московской области от 17 декабря 2010 года, которым были установлены тарифы на электроэнергию для населения в Московской области на 2011 год.
При расчете тарифов на электроэнергию ТЭК Московской области обоснованно руководствовался Методическими указаниями.
Пунктом 27 Методических указаний установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): 1 группа - базовые потребители; 2 группа - население; 3 группа - прочие потребители.
К потребителям, приравненным к категории "население" относятся, в частности садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Приказом ФСТ России от 31.12.2010 № 655-э утвержден перечень категорий потребителей, приравненных к населению, и которым электроэнергия (мощность) поставляется по регулируемым тарифам. В указанный перечень включены, в частности, садовые некоммерческие товарищества.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1998 года № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Приказом ФСТ России от 07 октября 2010 года № 245-э/3 установлены предельные максимальный и минимальный уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установлены в Московской области на 2011 год в размере 338 коп. и 337 коп. соответственно.
Согласно пункту 2 примечания решения ТТЭК Московской области от 17 декабря 2010 года, утвержденного распоряжением от 17 декабря 2010 года № 53-Р, на 2011 год установлены тарифы (цены) на электрическую энергию для потребителей, приравненных к "Населению": Одноставочный тариф - 3,38 руб./кВтч. Тариф, дифференцированный по зонам суток: дневная зона - 3,38 руб/кВтч; ночная зона - 1,32 руб./кВтч.
Тариф, дифференцированный по зонам суток, с многотарифными приборами учета: ночная зона - 1,32 руб./кВтч; полупиковая зона - 3,30 руб./кВтч; пиковая зона - 4,80 руб./кВтч.
Согласно статье 7, подпункту 10 пункта 1 статьи 21, подпункту 10 пункта 3 статьи 22 Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе заключать договоры, а также через свои органы управления решать вопросы создания и развития объектов инфраструктуры, организации строительства, ремонта и содержания инженерных сетей.
Суд правильно установил, что П.П.Н. не является членом СНТ "С", соответственно, не может нести расходы на оплату электроэнергии участника садового некоммерческого товарищества.
Поэтому правила применения тарифов на электроэнергию, установленные для СНТ, не могут нарушать прав и охраняемых законом интересов П.П.Н. в силу отсутствия у данного лица специальных прав, возникающих в порядке, установленном Законом.
Как правильно указал суд, поставка и оплата электроэнергии СНТ "С", участником которого является П.Е.Б., регулируются договором энергоснабжения от 20 декабря 2006 года № 90063211, заключенным с ОАО "М".
При этом П.Е.Б. не является субабонентом по вышеуказанному договору, поскольку потребляла и оплачивала электроэнергию по договору энергоснабжения от 17 августа 2008 года № 115 (с учетом дополнительных соглашений к нему от 26 апреля 2009 года и от 08 июня 2010 года).
С учетом вышеизложенного, суд правомерно посчитал, что оспариваемый пункт 2 примечания решения ТЭК Московской области от 17 декабря 2010 года, утвержденного распоряжением от 17 декабря 2010 года № 53-Р не нарушает права и законные интересы П.Е.Б., поскольку регулирует применение тарифа не для граждан, а для юридического лица - садоводческого некоммерческого товарищества.
Таким образом, суд пришел к обоснованному и правомерному выводу, что пункт 2 примечания решения ТЭК Московской области от 17 декабря 2010 года, утвержденного распоряжением от 17 декабря 2010 года № 53-Р, в части указания на садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан как на потребителей электрической энергии, отнесенной к группе "Потребители, приравненные к "Населению", соответствует нормативным правовым актам в области энергоснабжения и не нарушает прав потребителей электроэнергии.
Доводы заявителей о несоответствии оспариваемого частично нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, и иным нормативным актам несостоятельны и правомерно отклонены судом, поскольку указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках его компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение ТЭК Московской области от 17 декабря 2010 года, утвержденное распоряжением от 17 декабря 2010 года № 53-Р, не нарушает конституционные права и свободы, а также не вводит какие-либо дискриминационные ограничения для заявителей.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судом, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2012 года по делу № А41-47133/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу П.П.Н., П.Е.Б. без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р. Агапов

Судьи:
М.В. Борзыкин
И.В. Туболец





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru