Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Курская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2010 г. по делу № А35-5660/2009-С9

Резолютивная часть решения объявлена 09.03.2010.
Полный текст решения изготовлен 16.03.2010.
Арбитражный суд Курской области в составе председательствующего судьи Волковой Е.А. судей Морозовой М.Н., Орешко С.Ю., при ведении протокола судебного заседания судьей Волковой Е.А., после объявленного перерыва в судебном заседании с 01.03.2010 по 09.03.2010 рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Курскэнерго"
к
Комитету по тарифам и ценам Курской области
о признании недействующим нормативного правового акта - Постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 22.05.2009 № 43 "О внесении изменений в Постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год"
при участии в заседании:
от заявителя: Х.К.В. по доверенности от 14.03.2009; Б.А.Н. по доверенности от 11.01.2009, Д.М.В. по доверенности от 14.03.2009.
от ответчика: З.Г.Н. по доверенности № 10-Д от 04.09.2009.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Курскэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании Постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 22.05.2009 № 43 "О внесении изменений в Постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год" недействующим.
В процессе рассмотрения дела судом Комитет по тарифам и ценам Курской области представил ходатайство, согласно которому тарифы, установленные постановлением № 43 от 22.05.2009 (Приложение № 3 к постановлению № 160 от 28.11.2008 г.), действуют с 22 мая по 31 декабря 2009 года, таким образом, срок действия обжалуемого постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области истек, с 1 января 2010 года оно является недействующим. Кроме того, Постановлением № 48 от 16.06.2009 внесены изменения в постановление № 160 от 28.11.2008 (в редакции постановления № 43 от 22.05.2009), таким образом, постановление № 43 от 22.05.2009 фактически действовало в период с 27.05.2009 по 24.06.2009. Учитывая вышеизложенное, ответчик просит производство по делу прекратить, так как оспариваемое постановление в настоящий момент утратило силу.
Заявитель письменно возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
Рассмотрев заявленное ходатайство, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения в связи с нижеследующим.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов регламентирован главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 информационного письма от 22.12.2005 № 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что если при рассмотрении заявления о признании ненормативного правового акта недействительным будет установлено, что указанный правовой акт является нормативным и дело об оспаривании такого акта отнесено к компетенции арбитражных судов, оно рассматривается коллегиальным составом судей по существу с соблюдением порядка, предусмотренного главой 23 Кодекса, и правил о подсудности.
В данном случае Арбитражный суд Курской области установил, что оспариваемое постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области представляет собой официальный документ, принятый в определенной законом форме и опубликованный в средствах массовой информации (газета "Курск" "Курск", № 21, 27.05.2009); им установлены нормы, обязательные для неопределенного круга лиц потребителей; оно рассчитано на многократное применение и адресовано неопределенному кругу субъектов в целях регулирования тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Курской области.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что спорное постановление относится к нормативным правовым актам.
В силу части 1 статьи 192 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 информационного письма от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснил, что если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 150 Кодекса).
Вместе с тем данные разъяснения подлежат применению с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.07.2006 № 182-О, согласно которой суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Между тем в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О, прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, - утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений частей четвертой и пятой статьи 195 АПК РФ, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (статья 13 ГК РФ).
Поэтому суд, имея в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим фактом.
При таких обстоятельствах ходатайство ответчика о прекращении производства по делу судом отклоняется, дело подлежит рассмотрению по существу.
В судебном заседании заявитель поддержал требования в полном объеме согласно доводов, изложенных в заявлении и дополнениях к нему, представил дополнение к заявлению, которое приобщено к материалам дела.
Представители Комитета по тарифам и ценам Курской области возражали против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему.
Рассмотрев представленные материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее ОАО "МРСК Центра") является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии. В соответствии с Приказом ФСТ РФ от 31.03.2008 № 86-э "О включении (исключении) организации в (из) реестр(а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль", ОАО "МРСК Центра" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении ОАО "МРСК Центра" применяется государственное регулирование и контроль.
ОАО "МРСК Центра" осуществляет свою деятельность на территории одиннадцати субъектов Российской Федерации. На территории Курской области деятельность осуществляет структурное подразделение ОАО "МРСК Центра" - филиал "Курскэнерго".
28.11.2008 Комитетом по тарифам и ценам Курской области принято постановление № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год".
22.05.2009 Комитетом по тарифам и ценам Курской области принято Постановление № 43 "О внесении изменений в Постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год". Данным постановлением внесены изменения в ранее принятое постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 № 160. Указанное постановление опубликовано в областном общественно-деловом еженедельнике "Курск" № 21 от 27.05.2009.
В соответствии с указанным постановлением, на территории Курской области с 01.06.2009 по 31.12.2009 установлены одноставочные тарифы по оплате услуг по передаче электрической энергии.
По мнению заявителя, Постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 22.05.2009 № 43 "О внесении изменений в Постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год" (далее Постановление от 22.05.2009 № 43) не соответствует ч. 2 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Регламенту рассмотрения дел установления тарифов, утвержденному Приказом ФСТ России № 130-э от 08.04.2005, п. 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06 августа 2004 г. № 20-Э/2, препятствует соблюдению баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, исключает формирование конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования, и нарушает законные права и интересы заявителя.
Арбитражный суд полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Предмет исследования по делам об оспаривании нормативных правовых актов определен законодателем в ч. 4 ст. 194 АПК РФ и включает в себя проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на предмет соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверку полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Указанная проверка включает в себя как проверку наличия оснований для принятия оспариваемого нормативного акта, так и соблюдения процедуры его принятия, в том числе - соблюдения обязательных требований к порядку опубликования (обнародования) нормативного правового акта. Установление судом несоответствия оспариваемого акта требованиям имеющих большую юридическую силу нормативных правовых актов хотя бы по одному из указанных оснований влечет признание оспариваемого акта недействующим.
При этом в соответствии с ч. 5 ст. 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Постановлением Губернатора Курской области от 21.06.2005 г. № 458 "Вопросы комитета по тарифам и ценам Курской области" утверждено "Положение о комитете по тарифам и ценам Курской области" (далее - комитет по тарифам и ценам). В соответствии с п. 2 указанного Положения, Комитет является органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен), создается постановлением Губернатора Курской области в соответствии со структурой исполнительных органов государственной власти Курской области.
Таким образом, Комитет является органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на территории Курской области.
Статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" устанавливается, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятое им с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок определен Постановлением Правительства РФ от 03.03.2004 № 123. В соответствии с п. 2 указанного Постановления, Федеральная служба по тарифам является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов являются органами, уполномоченными отменять решения органов местного самоуправления, принятые с превышением переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию либо противоречащих законодательству Российской Федерации в области электроэнергетики.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определены ст. 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", где в частности закреплено право органов регулирования субъектов, устанавливать тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, Постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год" были утверждены:
- тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО "Курская энергосбытовая компания" согласно приложению № 1;
- тарифы на услугу по передаче электрической энергии распределительным сетям сетевых организаций для потребителей Курской области согласно приложению № 2.
Тарифы, установленные указанным постановлением, действовали с 01 января по 31 декабря 2009 года, одноставочных котловых тарифов на услугу по передаче электрической энергии на 2009 год указанным постановлением установлено не было.
Согласно пункту 6.5 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.2004 № 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по Тарифам" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации, от 12.04.2009 № 354) к полномочиям данной Федеральной службы отнесено направление органам исполнительной власти обязательных для исполнения предписаний в соответствии с требованиями законодательства о государственном регулировании тарифов, об электроэнергетике и о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен тарифов).


В адрес комитета поступило из Федеральной службы по тарифа Предписание от 7 мая 2009 года № 160-к "О прекращении нарушения Комитетом по тарифам и ценам Курской области законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" в части необходимости установления одноставочных котловых тарифов на услугу по передаче электрической энергии на 2009 год.
Во исполнение Предписания ФСТ России от 07 мая 2009 год № 160-к "О прекращении нарушения Комитетом по тарифам и ценам Курске области законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" комитет по тарифам и ценам Курской области произвел расчет одноставочных единых котловых тарифов на услугу по передач электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года № 20-Э/2.
Расчет указанного тарифа произведен на основе статей затрат и размера необходимой прибыли, предложенными экспертной группой комитета для расчета двухставочных тарифов, согласно экспертному заключению от 27.11.2008 и утвержденных постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 № 160 и протоколом от 28.11.2008 № 160.
На основании приведенных расчетов в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и во исполнение Предписания ФСТ России от 07 мая 2009 года № 160-к "О прекращении нарушения Комитетом по тарифам и ценам Курской области законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" Комитет по тарифам и ценам Курской области принял оспариваемое постановление № 43 от 22.05.2009 "О внесении изменений в постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 28 ноября 2008 года № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год".
На основании вышеизложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого Постановления области № 43 от 22.05.2009 "О внесении изменений в постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 28 ноября 2008 года № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год" Комитет по тарифам и ценам Курской области действовал в рамках полномочий, определенных действующим законодательством, что подтверждается материалами дела и не оспаривается самим заявителем.
Доводы заявителя по делу основаны на том, что 28.11.2008 Комитетом по тарифам и ценам Курской области принято постановление № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год" были установлены экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию. Далее оспариваемым Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области № 43 от 22.05.2009 "О внесении изменений в Постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год" внесены изменения в ранее принятое постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 № 160. В соответствии с указанным постановлением, на территории Курской области с 01.06.2009 по 31.12.2009 установлены новые одноставочные тарифы по оплате услуг по передаче электрической энергии.
Данное Постановление, считает заявитель, незаконно, так как тарифы на электрическую энергию в силу ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" и п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Однако, Комитетом по тарифам и ценам Курской области постановлением № 43 от 22.05.2009 внесены изменения в ранее принятое постановление от 28.11.2008 № 160, то есть новые одноставочные тарифы на услугу по передаче электрической энергии сетевых организаций Курской области установлены и введены в действие в период с 22.05.2009 по 31.12.2009. Таким образом, соответствующий тариф в нарушение ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ введен в действие не с начала очередного года и на срок менее одного года.
Помимо этого процедура установления тарифа включает в себя открытие дела об установлении тарифов, получение и истребование от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, обосновывающих ее затраты документов, анализ данной документации, назначение и проведение экспертизы экономической обоснованности затрат, принятие решения об установлении тарифов. Однако в нарушение Пункта 25 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э открытие дела об установлении тарифов принятию оспариваемого Постановления Комитетом по тарифам и ценам Курской области не предшествовало.
Кроме того, по мнению заявителя, при принятии оспариваемого Постановления ответчик проигнорировал основополагающий принцип государственного регулирования тарифов, установленный ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", состоящий в обеспечении экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. Согласно данному принципу, необходимые для обеспечения процесса энергоснабжения затраты должны учитываться при тарифном регулировании. При принятии оспариваемого Постановления ответчик уменьшил необходимую валовую выручку Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Курскэнерго", однако затраты остались на прежнем уровне. Таким образом, в нарушение ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" оспариваемое Постановление принято без исследования того факта, будут ли новые тарифы покрывать затраты Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Курскэнерго" на обеспечение процесса энергоснабжения.
Также заявитель считает, что в нарушение пункта 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06 августа 2004 г. № 20-Э/2 Комитетом по тарифам и ценам одноставочные тарифы определены путем "преобразования из двухставочного", в то время как в соответствии с формулами, содержащимися в п. 51 Методических указаний одноставочный тариф определяется как деление годовой суммы денежных средств от ставок на содержание электрических сетей и от ставок на потери электрических сетей соответствующего уровня напряжения на среднегодовое число часов использования заявленной (расчетной мощности одноставочных потребителей ("h"), получающих электроэнергию на соответствующем диапазоне напряжения, следовательно, при определении величины одноставочных тарифов должны быть использованы данные о количестве часов использования заявленной мощности только тех потребителей, которые рассчитываются по одноставочным тарифам.
Довод заявителя о том, что одноставочные тарифы на услугу по передаче электрической энергии сетевых организаций Курской области установлены и введены в действие не с начала очередного года и на срок менее одного года в нарушение ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ, судом отклонен как основанный на неверном толковании норм права в связи с нижеследующим.
Частью первой пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" определено: "Тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года".
Данная норма права соответствует части второй статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", которая гласит: "Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации".
Правительством Российской Федерации приняты специальные нормы, регламентирующие действие установленных тарифов во времени.
Так, часть вторая пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" устанавливает, что действие пункта 6 указанных Правил государственного регулирования не распространяется на решения регулирующие органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Комитет по тарифам и ценам Курской области принял постановление № 43 от 22.05.2009 в целях приведения ранее принятого решения об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации во исполнение Предписания ФСТ России от 07 мая 2009 года № 160-к "О прекращении нарушения Комитетом по тарифам и ценам Курской области законодательства Российской Федерации в области государственного регулирован тарифов", в связи с чем положения о сроке введения в действие и сроке действия менее года на данный нормативный акт не распространяются.
Федеральной службой по тарифам в Предписании от 7 мая 2009 года № 160-к о прекращении нарушения Комитетом по тарифам и ценам Курской области законодательства Российской Федерации в области государственного регулировав тарифов" предписывалось следующее: Комитету по тарифам и ценам Курской области привести постановление 28.11.2008 г. № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год" в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации с учетом установления одноставочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии в срок до 1 июня 2009 г.; Комитету по тарифам и ценам Курской области письменно сообщить в ФСТ России об исполнении настоящего предписания в срок до 5 июня 2009 г.
Таким образом, постановление комитета по тарифам и ценам Курской области № 43 от 22.05.2009 "О внесении изменений в постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 28 ноября 2008 года № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год" является решением, направленным на приведение ранее принятого решения об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации, в связи с чем исчисление срока его действия, не распространяются положения части первой пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Кроме того, пунктом 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" определено, что Решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Поэтому постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 22.05.2009 № 43 распространяет свое действие только на те правоотношения, которые возникли после введения его в действие, а именно с момента опубликования в газете "Курск" № 21, 27.05.2009.
Доводы заявителя о том, что Комитетом по тарифам и ценам Курской области нарушена процедура установления одноставочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленная Регламентом рассмотрения дел установления тарифов, утвержденного Приказом ФСТ № 130-э от 08.04.2005, поскольку ОАО "МРСК Центра" не было извещено о дате рассмотрения дела об установлении тарифа, с материалами не ознакомлено, дело рассмотрено в отсутствие представителей истца, а также о том, что при установлении одноставочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии Комитетом по тарифам и ценам Курской области нарушен пункт 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06 августа 2004 г. № 20-Э/2, судом отклоняются в связи со следующим.
Порядок установления тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности) определен Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2009 № 130-э (в редакции приказа Федеральной службы по тарифам от 06.04.2009 № 125).
Согласно пункту 1 данного Регламента рассмотрение дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), осуществляется, в том числе по инициативе регулирующего органа.
Пункт 25 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э, (далее - Регламент) предусматривает, что рассмотрение дела об установлении тарифов (цен) на правлении регулирующего органа осуществляется в присутствии полномочных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, которая за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии). Не позднее чем за один день до заседания правления регулирующего органа организация, осуществляющая регулируемую деятельность, должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.
Как указано ранее, Комитет принял постановления № 43 от 22.05.2009 по своей инициативе (не по заявлению организации), во исполнение предписания ФСТ России от 07.05.2009 г. № 160-к.
Исходя из положений, содержащихся в пунктах 10, 12, 19 Регламента, открытие дела об установлении тарифа, назначение уполномоченного по делу и, следовательно, порядок рассмотрения данного дела является обязательным при обращении с заявлениями об установлении тарифов и (или) их предельных уровней организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Регламент не содержит положений, обязывающих орган регулирования который принимает решение (Постановление) по собственной инициативе, направленное на приведение ранее принятого решения (Постановления) об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации, согласно предписания ФСТ России, принимать его в порядке, аналогичном порядку рассмотрения дел по инициативе организации.
Все необходимые экономические показатели были представлены и рассмотрены с участием филиала ОАО "МРСК Центра" "Курскэнерго" при принятии постановления комитета по тарифам и ценам Курской области от 28 ноября 2008 года № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год".
Комитет по тарифам и ценам Курской области, согласно п. 51 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 06 августа 2004 г. № 20-Э/2, и формулам 13, 13.1, 13.2, 13.3 указанного п. 51, для потребителей, рассчитывающихся по одноставочному тарифу, двухставочные котловые тарифы на услугу по передаче электрической энергии, установленные постановлением комитета по тарифам и ценам от 28.11.2008 г. № 160, преобразовал в одноставочные. Полученные таким образом одноставочные тарифы были введены в действие оспариваемым постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 22.05.2009 г. № 43.
Учитывая изложенное выше, и принимая во внимание, что расчет одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, организаций, оказывающих услугу по передаче электроэнергии, на 2009 год был произведен на основе затрат и размера необходимой прибыли, предложенной экспертной группой комитета для расчета двухставочных тарифов, утвержденных постановлением Комитета по тарифам и ценам от 28.11.2008 № 160, оснований для признания неправомерным порядка становления Комитетом рассматриваемого одноставочного тарифа судом не выявлено.
Довод ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго" о том, что в нарушение ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" оспариваемое Постановление принято без исследования того факта, будут ли новые тарифы покрывать затраты Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Курскэнерго" на обеспечение процесса энергоснабжения, отклоняется судом в связи со следующим.
При принятии комитетом постановления от 28 ноября 2008 года № 160 и постановления от 22.05.2009 № 43, создающего новую редакцию постановления от 28.11.2009 № 160, размер необходимой валовой выручки при расчете единых (котловых) тарифов на территории Курской области на 2009 год был принят на основании предложений сетевых организаций Курской области по величине их экономически обоснованных затрат в размере 4271465 тыс. руб., при полезном отпуске электроэнергии потребителям Курской области 5266,66 млн. кВт/ч и заявленной мощности 699,84 МВт.
Все необходимые экономические показатели были представлены и рассмотрены с участием филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" при принятии постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 28 ноября 2008 года № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год".
Комитет по тарифам и ценам Курской области, согласно п. 51 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. № 20-Э/2, и формулам 13, 13.1, 13.2, 13.3 указанного п. 51, для потребителей, рассчитывающихся по одноставочному тарифу, двухставочные котловые тарифы на услугу по передаче электрической энергии, установленные постановлением комитета по тарифам и ценам от 28.11.2008 г. № 160, преобразовал в одноставочные.
Полученные таким образом одноставочные тарифы были введены в действие оспариваемым постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 22.05.2009 № 43.
Никаких иных показателей при принятии постановления от 22.05.2009 № 43 комитет по тарифам и ценам Курской области не применял.
Таким образом, ссылка Общества на возникновение у него убытков не является самостоятельным основанием к признанию нормативного акта незаконным. Более того, пунктом 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, предусмотрено, что если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Взаиморасчеты ОАО "МРСК Центра" в лице филиала Курскэнерго и ОАО "Курская энергосбытовая компания", в том числе недополучение прибыли одним юридическим лицом и получение прибыли другим юридическим лицом, представляют собой гражданско-правовой спор хозяйствующих субъектов, который подлежит рассмотрению в установленном порядке и не может быть рассмотрен Арбитражным судом Курской области в рамках дела о признании нормативного правового акта недействующим.
Таким образом, оспариваемое Постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 22.05.2009 № 43 "О внесении изменений в Постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год" полностью соответствует указанным выше нормам действующего законодательства Российской Федерации в их совокупности.
Иные доводы сторон судом не принимаются в силу вышеизложенного.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на заявителя и не подлежат взысканию с последнего в связи с их уплатой при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 17, 167 - 170, 176, 180, 181, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать Постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 22.05.2009 № 43 "О внесении изменений в Постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 № 160 "О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Курская энергосбытовая компания" потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год" соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Регламенту рассмотрения дел установления тарифов, утвержденному Приказом ФСТ России № 130-э от 08.04.2005, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06 августа 2004 г. № 20-Э/2, имеющим большую юридическую силу. В удовлетворении заявленного требования о признании недействующим Постановления отказать.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Е.А.ВОЛКОВА

Судьи
М.Н.МОРОЗОВА
С.Ю.ОРЕШКО





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru