Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 сентября 2012 г. по делу № А12-16386/2012

Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Пономаревой Елены Викторовны, судей Наумовой Марины Юрьевны, Стрельниковой Натальи Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко Ириной Васильевной,
при участии в судебном заседании:
от прокуратуры Волгоградской области - С., прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, удостоверение <...>;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению прокуратуры Волгоградской области к Совету депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании недействующим в части нормативного правового акта;

установил:

Прокуратура Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Совету депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании пункта 2 решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" (в редакции от 21.04.2009 № 149/41, от 01.11.2010 № 48/12) в части отсутствия слов: "признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации" недействующим как не соответствующим части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, о признании пункта 4 решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" (в редакции от 21.04.2009 № 149/41, от 01.11.2010 № 48/12) в части отсутствия слов: "в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет" недействующим как не соответствующим части 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, о признании подпункта 2 пункта 6 решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" (в редакции от 21.04.2009 № 149/41, от 01.11.2010 № 48/12) недействующим как не соответствующим части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании прокуратура Волгоградской области заявленные требования поддержала.
Совет депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы заявителя, суд считает, что требования прокуратуры Волгоградской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении Пленума от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Решением Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" определены налоговые ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога (в редакции от 21.04.2009 № 149/41, от 01.11.2010 № 48/12).
Данный нормативный правовой акт официально опубликован в газетах "Донской вестник" № 140 от 27.11.2007, "Вестник Большеивановского сельского поселения" № 4 от 29.04.2009, "Вестник Большеивановского сельского поселения" № 14 от 04.11.2010.
Установленный оспариваемым актом земельный налог затрагивает интересы неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, действует в течение определенного периода времени независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Таким образом, оспариваемый акт является нормативным правовым актом и рассмотрение настоящего спора относится к компетенции арбитражного суда.
Пунктом 2 решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" установлено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения в пределах границ Большеивановского сельского поселения.
Согласно части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Таким образом, отсутствие в пункте 2 оспариваемого решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения слов "признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации" нарушает права пользователей земельных участков, не отнесенных к объектам налогообложения в силу части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Таким образом, пунктом 4 оспариваемого нормативного акта фактически исключается возможность определения налоговой базы земельного участка, образованного в течение налогового периода, из учета его кадастровый стоимости на дату постановки на кадастровый учет, чем нарушаются права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставивших земельный участок на кадастровый учет после 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно положениям подпункта 2 пункта 6 решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения от 05.10.2007 № 86/24 размер ставки налога 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
При этом в соответствии с частью 2 статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения: земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Из содержания подпункта 2 пункта 6 решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения от 05.10.2007 № 86/24 следует, что налоговая ставка в размере 1,5 процента применяется в отношении прочих земельных участков, в том числе тех, которые не признаются объектами налогообложения.
Таким образом, в данной части решение Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" не соответствует нормам действующего федерального законодательства.
Решение Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" в оспариваемой части не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации, а также нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц - граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку каждый из названных субъектов имеет право на осуществление своих законных интересов в условиях соблюдения требований действующего законодательства третьими лицами, а также ограничивает права налогоплательщиков, установленные законодательством о налогах и сборах, изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Налоговом кодексе Российской Федерации.
С учетом изложенного заявленные прокуратурой требования подлежат удовлетворению.
Статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам в арбитражных судах, освобождаются от уплаты государственной пошлины как истцы и как ответчики. Поэтому вопрос о взыскании по данному делу государственной пошлины арбитражным судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать пункт 2 решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" (в редакции от 21.04.2009 № 149/41, от 01.11.2010 № 48/12) в части отсутствия слов: "признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации" не соответствующим части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации и недействующим.
Признать пункт 4 решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" (в редакции от 21.04.2009 № 149/41, от 01.11.2010 № 48/12) в части отсутствия слов: "в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет" не соответствующим части 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и недействующим.
Признать подпункт 2 пункта 6 решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" (в редакции от 21.04.2009 № 149/41, от 01.11.2010 № 48/12) не соответствующим части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и недействующим.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Волгоградской области в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.В.ПОНОМАРЕВА

Судьи
М.Ю.НАУМОВА
Н.В.СТРЕЛЬНИКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru