Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 июля 2012 г. по делу № А14-7197-2012

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 21 июня 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06 июля 2012 года.
Общество с ограниченной ответственностью "О" (далее - заявитель, ООО "О") обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области № 589 от 17.02.2012 продать в собственность земельные участки, находящихся под объектами недвижимости, принадлежащими ООО "О"; а также просит обязать Администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области продать по кадастровой стоимости в собственность земельные участки, находящихся под объектами недвижимости, принадлежащими ООО "О".
В судебном заседании 14.06.2012 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 21.06.2012.
Из материалов дела следует:
ООО "О" является собственником следующих объектов недвижимости, расположенных по адресу: Воронежская область, <...>: баня, общая площадь 214,7 кв. м, инв. № 13081, лит. 25А, 25а, 25б, кадастровый номер <...>; летнее кафе, общая площадь 307,3 кв. м, инв. № 13081, лит. 24А, кадастровый номер <...>; автопарковка, общая площадь 10 829 кв. м, инв. № 13081, лит. 28А, кадастровый номер <...>; лодочная станция общая площадь 41,2 кв. м, инв. № 13081, лит. 23А, кадастровый номер <...>; административное здание, общая площадь 327 кв. м, инв. № 13081, лит. 29А, 29Б, кадастровый номер <...>; асфальтовое покрытие, общая площадь 2 768,5 кв. м, инв. № 13786, лит. 3А, кадастровый номер <...>), право собственности, зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельства о государственной регистрации права от 27.10.2010, от 11.11.2010).
Объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 54 072 кв. м с кадастровым номером <...>, категория земель - земли поселений, разрешенное использование - для размещения объектов санатория и пляжа.
На основании постановления главы Администрации Айдаровского сельского поселения Рамонского муниципального района от 10.04.2006 № 113, договора аренды от 01.06.2006 указанный земельный участок был передан главой Администрации Айдаровского сельского поселения в аренду ООО "С" на срок 49 лет - для размещения объектов санатория и размещения пляжа, договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Тем же постановлением Администрации Айдаровского сельского поселения от 10.04.2006 № 113 на земельный участок площадью 1 244 кв. м для обеспечения прохода (проезда) через земельный участок площадью 54 072 кв. м, переданный в аренду ООО "С", установлен постоянный публичный сервитут.
Затем ООО "С" передал права и обязанности по договору аренды от 01.06.2006 индивидуальному предпринимателю А., заключив с ней 31.08.2006 договор о передаче прав и обязанностей (договор зарегистрирован в установленном законом порядке 26.10.2006), которая, в свою очередь, передала права и обязанности по договору аренды ООО "О" на основании договора о передаче прав и обязанностей от 02.02.2012.
20.01.2012 ООО "О" обратилось к главе Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области с заявлением о продаже в собственность земельных участков, находящихся под вышеперечисленными объектами недвижимости, принадлежащими заявителю.
17.02.2012 Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области сообщила ООО "О" об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков.
Полагая, что отказ Администрации противоречит действующему законодательству и нарушает его права как собственника объектов недвижимости, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Приобретение права на земельный участок осуществляется в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Последняя норма означает, что при формировании земельного участка его границы и размер определяются не по красным линиям и естественным границам, а лишь с учетом таковых. Руководствоваться же при этом следует нормами земельного и градостроительного законодательства.
При расчете предельной фактически используемой площади земельного участка, указанной в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимо учитывать, что в указанной норме речь идет о двух видах "площадей": во-первых, это непосредственно застроенная объектами недвижимости часть земельного участка (определяется по справкам БТИ и техническим паспортам); во-вторых, площадь, призванная обеспечить функционирование расположенных на участке объектов недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при приобретении права собственности на объекты недвижимости к лицу переходят права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в пункта 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Таким образом, площадь земельного участка, необходимая для использования недвижимости, может быть меньше общей площади земельного участка, выделенного юридическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности.
Как следует из материалов дела, объектами недвижимости на спорном земельном участке предприятием занято лишь 14 487,7 кв. м, при этом Общество обратилось к Администрации с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с приложением кадастрового паспорта на земельный участок площадью 54 072 кв. м с кадастровым номером <...>, не представив доказательств того, что для использования недвижимости необходим весь земельный участок в указанной площади.
Доказательств обращения Общества в порядке п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, ООО "О" суду не представлено.
Кроме того, частью 4 статьи 28 ЗК РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат приватизации земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Согласно генеральному плану Айдаровского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, который утвержден Решением Совета народных депутатов Айдаровского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 03.06.2011 № 77, земельный участок, расположенный по адресу: Воронежская область, <...> входит в зоны рекреационного озеленения с местами общественного купания. Данное Решение Совета народных депутатов Айдаровского сельского поселения опубликовано в газете "Голос Рамони" 10.06.2011.
Статья 25 Правил землепользования и застройки Айдаровского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, утвержденных Решением Совета народных депутатов Айдаровского сельского поселения от 07.12.2011 № 100, предусматривает, что в состав зон рекреационного назначения входит зона общественных пляжей в границах, которой находится земельный участок площадью 54 072 кв. м, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, <...>, кадастровый номер <...>.
Таким образом, предусмотренное статьей 36 ЗК РФ исключительное право собственника объекта недвижимости на земельном участке, относящемся к землям общего пользования, может быть реализовано, а установленная статьей 28 Закона о приватизации обязанность может быть исполнена только в форме получения указанного участка в аренду, но не путем приобретения его в собственность.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отказ Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области № 589 от 17.02.2012 продать в собственность земельные участки, находящихся под объектами недвижимости, принадлежащими ООО "О", соответствует действующему законодательству.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Воронежской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru