Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 октября 2012 г. по делу № 33-4262/2012

Судья Гороховцева Т.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Михальчик С.А.,
судей Быстровой М.А., Яковлева Н.А.,
при секретаре Елиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Неманского муниципального района Калининградской области на решение Неманского городского суда Калининградской области от 02 августа 2012 года, которым исковые требования Неманского городского прокурора удовлетворены.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление главы администрации Неманского муниципального района № 190 издано 11.03.2011, а не 11.11.2011.

Признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия п. 3.6 Положения "О порядке комплектования муниципальных и автономных дошкольных образовательных учреждений Неманского муниципального района", утвержденного постановлением № 190 от 11.11.2011 г. главы администрации Неманского муниципального района, действующим в редакции согласно постановлению № 679 от 07.06.2012 г. главы администрацию Неманского муниципального района с учетом изменения, внесенного постановлением № 823 от 05.07.2012 г. главы администрацию Неманского муниципального района.
Возложена обязанность на администрацию Неманского муниципального района привести в соответствие с действующим законодательством Положение "О порядке комплектования муниципальных и автономных дошкольных образовательных учреждений Неманского муниципального района", исключив из него п. 3.6, действующий в редакции согласно постановлению № 679 от 07.06.2012 г. главы администрацию Неманского муниципального района с учетом изменения, внесенного постановлением № 823 от 05.07.2012 г. главы администрации Неманского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги по оказанию содействия в устройстве детей в МДОУ, МАДОУ комиссией в исключительных случаях...".
Заслушав доклад судьи Быстровой М.А., пояснения прокурора Чернышовой К.И., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Неманский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая, что постановлением администрации Неманского муниципального района № 190 от 11.03.2011 г. утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных и автономных дошкольных образовательных учреждений Неманского муниципального района, п. п. 2, 3 которого предусмотрено, что оно вступает в силу с момента опубликования в газете "Неманские вести". 22.03.2011 г. данное постановление № 190 от 11.03.2011 г. "Об утверждении положения о порядке комплектования муниципальных и автономных дошкольных образовательных учреждений Неманского муниципального района" и Положение опубликованы в газете "Неманские вести". Затем, в указанное Положение внесены изменения Постановлением Администрации № 679 от 07.06.2012 г., пунктом 1.3 которого предусмотрено, что раздел 3 дополнен пунктом 3.6 следующего содержания: "Комиссия оказывает содействие в устройстве в МДОУ, МАДОУ детей работников муниципальных предприятий и учреждений, а также детям из неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации". Данное постановление 15.06.2012 г. опубликовано в газете "Неманские вести", в связи с чем, пункт 3.6 Положения с 15.06.2012 г. является действующим. Положение является муниципальным правовым актом, так как затрагивает права, свободы и обязанности неопределенного круга лиц, а именно, детей и их родителей (законных представителей) дошкольных образовательных учреждений Неманского муниципального района. Пункт 3.6 Положения противоречит действующему законодательству.
Правила приема граждан в дошкольные образовательные учреждения хотя и определяются учредителем, но только в соответствии с законодательством Российской Федерации, к которому муниципальные правовые акты не относятся. Органы местного самоуправления полномочиями в части установления отдельным категориям граждан государственных гарантий и льгот по внеочередному или первоочередному предоставлению мест в дошкольных образовательных учреждениях не наделены.
Пунктом 3.6 Положения предусмотрено, что комиссия оказывает содействие в устройстве в МДОУ, МАДОУ детей работников муниципальных предприятий и учреждений, а также детям из неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что не только противоречит требованиям действующего федерального законодательства, но и нарушает права других граждан. При наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях право на занятие такого места будет предоставляться, согласно пункту 3.6 Положения, детям работников муниципальных предприятий и учреждений, а также детям из неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а не детям граждан, которые поставлены в общую очередь намного раньше, или детям, которым предусмотрена льгота.
Вместе с тем перечень лиц, пользующихся правом внеочередного и первоочередного зачисления в дошкольные образовательные учреждения, строго определен нормами федерального законодательства, в соответствии с которым детям работников муниципальных предприятий и учреждений, а также детям из неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не предусмотрено право на первоочередное или внеочередное предоставление мест в дошкольное образовательное учреждение.
Незаконным установлением льгот детям работников муниципальных предприятий и учреждений, а также детям из неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть нарушены права отдельных категорий граждан, которым вышеуказанные льготы предоставлены законодательством Российской Федерации.
Нарушения требований законодательства, допущенные в оспариваемом Положении, указывают на наличие в нем коррупционных факторов, связанных с выборочным изменением объема прав, созданием возможности предоставления должностными лицами, уполномоченными на решение вопросов зачисления детей в дошкольные образовательные учреждения, необоснованных привилегий отдельным категориям граждан.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 17.07.2009 имеет номер 172-ФЗ, а не 17Э-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" в соответствии с Федеральным законом № 17Э-ФЗ от 17.07.2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Согласно п. 3 п.п. "в", "д" методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), а также принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
Выявленные факты свидетельствуют о принятии нормативного правового акта главой администрации Неманского муниципального района за пределами его компетенции, чем нарушается равенство прав и законных интересов неопределенного круга лиц при приеме детей, как стоящих в льготной очереди, так и общей очереди, в муниципальные дошкольные образовательные учреждения Неманского муниципального района, чем создаются условия для проявления коррупции.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление главы администрации Неманского муниципального района № 190 издано 11.03.2011, а не 11.11.2011.

Прокурор просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия п. 3.6 Положения "О порядке комплектования муниципальных и автономных дошкольных образовательных учреждений Неманского муниципального района", утвержденного постановлением № 190 от 11.11.2011 г. главы Администрации, действующим в редакции согласно постановлению № 679 от 07.06.2012 г. главы Администрацию Неманского муниципального района с учетом изменения, внесенного постановлением № 823 от 05.07.2012 г. главы Администрацию и обязать Администрацию привести в соответствие с действующим законодательством Положение "О порядке комплектования муниципальных и автономных дошкольных образовательных учреждений Неманского муниципального района", исключив из него п. 3.6, действующий в редакции согласно постановлению № 679 от 07.06.2012 г. главы Администрации Неманского муниципального района с учетом изменения, внесенного постановлением № 823 от 05.07.2012 г. главы Администрации Неманского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги по оказанию содействия в устройстве детей в МДОУ, МАДОУ комиссией в исключительных случаях...".
Суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Неманского муниципального района просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Неманского муниципального района № 190 от 11.03.2011 г. утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных и автономных дошкольных образовательных учреждений Неманского муниципального района (далее Положение). Указанное постановление вступило в силу с момента опубликования в газете "Неманские вести" - 22.03.2011 года.
Постановлением Администрации № 679 от 07.06.2012 г. в вышеназванное Положение внесены изменения, пунктом 1.3 которого предусмотрено, что раздел 3 дополнен пунктом 3.6 следующего содержания: "Комиссия оказывает содействие в устройстве в МДОУ, МАДОУ детей работников муниципальных предприятий и учреждений, а также детям из неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Постановлением администрации Неманского муниципального района № 823 от 05.07.2012 г. в пункт 1.3 постановления администрации Неманского муниципального района от 07 июня 2012 года № 679 внесены дополнения. Пункт 1.3 дополнен абзацем следующего содержания: "Содействие в устройстве детей в МДОУ, МАДОУ комиссией оказывается в исключительных случаях, учитывая жизненные обстоятельства семьи и при наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях с учетом возраста ребенка. Содействие оказывается только работникам муниципальных предприятий и учреждений, матерям-одиночкам, опекунам (попечителям) воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей. Постановление вступает в силу со дня опубликования в газете "Неманские вести".
В соответствии со статьями 2, 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования и не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании", общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Пунктом 1.1 данной статьи предусмотрено, что правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 31 названного Закона РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе организация общедоступного бесплатного дошкольного образования.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Устава муниципального образования "Неманский муниципальный район" к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
В статье 24 Устава муниципального образования "Неманский муниципальный район", утвержденного Решением окружной Совет депутатов Неманского городского округа от 17.07.2008 г. № 367, утверждена структура органов местного самоуправления муниципального района, в состав которой входят представительный орган (районный Совет депутатов Неманского муниципального района); глава муниципального образования (глава муниципального района); местная администрация (администрация муниципального района).
Пунктом 5 статьи 8 Устава предусмотрено, что глава администрации Неманского муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Калининградской области, Уставом Неманского муниципального района и решениями районного Совета депутатов, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных исполнительным органам местного самоуправления федеральными законами и законами Калининградской области.
В соответствие с п. 8 ст. 8 Устава, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу (Основному Закону) Калининградской области, иным законам и нормативным правовым актам Калининградской области, настоящему Уставу.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый пункт 3.6 Положения "О порядке комплектования муниципальных и автономных дошкольных образовательных учреждений Неманского муниципального района", фактически устанавливает дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством льготы, что нарушает права и законные интересы граждан, вставших на учет в общую и льготную очередь ранее, на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены правом на установление льгот отдельным категориям граждан.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательствах, которым суд дал в соответствии со ст. 67 ГПК РФ правильную оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Доводы жалобы при установленных судом обстоятельствах на существо решения не влияют и отмену его не влекут, они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене или изменению решения в апелляционном порядке по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Неманского городского суда Калининградской области от 02 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru