РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ЗАКОН
ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
(в ред. Законов Республики Северная Осетия-Алания
от 22.05.2006 № 28-РЗ
, от 12.03.2013 № 9-РЗ
)
Принят постановлением
Парламента РСО - Алания
от 24.02.1999 № 138/12
Настоящий Закон разработан в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Трудовым кодексом
Российской Федерации, федеральным законодательством об охране труда, Конституцией
Республики Северная Осетия-Алания и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников.
(преамбула в ред. Закона
Республики Северная Осетия-Алания от 12.03.2013 № 9-РЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
(в ред. Закона
Республики Северная Осетия-Алания от 12.03.2013 № 9-РЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека;
безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;
рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;
требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;
государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда;
аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным законодательством;
стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда;
профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом
Российской Федерации, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным законодательством;
управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками в соответствии с законодательством Российской Федерации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статья 2. Законодательство об охране труда в Республике Северная Осетия - Алания и сфера его применения
1. Законодательство Республики Северная Осетия-Алания об охране труда основывается на
Конституции
Российской Федерации, Трудовом
кодексе
Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, состоит из
Конституции
Республики Северная Осетия-Алания, настоящего Закона, законов Республики Северная Осетия-Алания и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания.
(п. 1 в ред. Закона
Республики Северная Осетия-Алания от 12.03.2013 № 9-РЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
5. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 21. Ответственность организации за выпуск и поставки продукции, и соответствующей требованиям охраны труда
Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Ответственность за нарушение требований охраны труда
Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 23. Утратила силу. - Закон
Республики Северная Осетия-Алания от 12.03.2013 № 9-РЗ.
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 24. Утратила силу. - Закон
Республики Северная Осетия-Алания от 12.03.2013 № 9-РЗ.
(см. текст в предыдущей редакции
)
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. О приведении в соответствие с настоящим Законом правовых актов
Главе Республики Северная Осетия - Алания и Правительству Республики Северная Осетия - Алания привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
(в ред. Закона
Республики Северная Осетия - Алания от 22.05.2006 № 28-РЗ)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Северная Осетия - Алания
А.ДЗАСОХОВ
Владикавказ
15 марта 1999 года
№ 4-РЗ