Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2011 г. по делу № 3-60/2011

Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего - судьи областного суда Хакимовой О.В.
при секретаре П.
с участием прокурора Толмач А.В.
представителей Губернатора Оренбургской области Ивановой Н.С., действующей на основании доверенности от 15 августа 2011 г. № 01/22-819, У., действующей на основании доверенности от 14 января 2011 г. № 01/22-1164, К., действующей на основании доверенности от 14 ноября 2011 г. № 01/22-1165,
рассмотрев заявление прокурора Оренбургской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Оренбургской области, утвержденных указом Губернатора Оренбургской области от 26 ноября 2007 г. № 159-ук (в редакции от 16 августа 2011 г.),

установил:

Прокурор Оренбургской области обратился в Оренбургский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Оренбургской области, утвержденных указом Губернатора Оренбургской области от 26 ноября 2007 года № 159-ук (в редакции от 16 августа 2011 года), в части наличия в нем фраз: "и при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск" и "единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска"
Указ Губернатора Оренбургской области от 26 ноября 2007 г. № 159-ук "Об утверждении правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Оренбургской области опубликован в газете "Оренбуржье", № 187, 30 ноября 2007 г. Изменения, внесенные Указом Губернатора Оренбургской области от 16 августа 2011 г. № 613-ук, вступили в силу после официального опубликования в газете "Оренбуржье" - 23 августа 2011 г.
Этот Указ Губернатора Оренбургской издан в соответствии со статьей 46 Закона Оренбургской области от 30 декабря 2005 г. "О государственной гражданской службе Оренбургской области".
Как следует из подпункта "а" пункта 1 Приложения к Указу Губернатора Оренбургской области от 26 ноября 2007 г. № 159-ук, Правила определяют порядок исчисления денежного содержания государственного гражданского служащего Оренбургской области:
а) на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и при увольнении с государственной гражданской службы Оренбургской области;
б) на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения;
в) на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки;
г) на период нахождения в служебной командировке;
д) при увольнении с государственной гражданской службы Оренбургской области в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа Оренбургской области, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы Оренбургской области;
е) на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от замещаемой должности государственной гражданской службы Оренбургской области (недопущении к исполнению должностных обязанностей);
ж) на период проведения служебной проверки;
з) в случае прекращения служебного контракта в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 29 Закона Оренбургской области "О государственной гражданской службе Оренбургской области" (далее - областной Закон), если нарушение установленных обязательных правил заключения служебного контракта допущено не по его вине;
и) на период безвестного отсутствия до признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу.
Прокурором оспаривается абзац 1 пункта 4 Правил, согласно которому при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
По мнению прокурора, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска не должна учитываться при исчислении сохраняемого денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в оплачиваемом отпуске по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" принципами гражданской службы являются единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена и в пункте 2 статьи 3 Закона Оренбургской области "О государственной гражданской службе Оренбургской области".
На основании пункта 6 части 5 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется в том числе постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Исходя из изложенного, прокурор считает, что оспариваемая норма противоречит частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пункту 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, пункту 2 статьи 3, статье 4 Закона Оренбургской области от 30 декабря 2005 г. "О государственной гражданской службе Оренбургской области".
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Толмач А.В. заявление поддержал.
Представители Губернатора Оренбургской области И., У. К., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласились, полагая, что оспариваемая прокурором норма не противоречит федеральному законодательству.
Обсудив доводы прокурора, выслушав возражения представителей Губернатора Оренбургской области, проверив оспариваемые положения Указа Губернатора Оренбургской области на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В соответствии с пунктом "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба, а в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации и работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Состав денежного содержания гражданского служащего определен частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ. Денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам, согласно пункту 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Таким образом, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ относится к дополнительным выплатам денежного содержания государственного гражданского служащего.
Согласно части 7 статьи 51 этого же Федерального закона порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений данной статьи.
Исходя из приведенных положений федерального законодательства, следует вывод, что определение размеров и условий оплаты труда государственных служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом (пункт 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Вопросы организации государственной гражданской службы Оренбургской области регулируются Законом Оренбургской области "О государственной гражданской службе Оренбургской области".
Согласно части 1 статьи 42 Закона Оренбургской области "О государственной гражданской службе Оренбургской области" гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Части 2 и 4 статьи 46 вышеназванного Закона Оренбургской области определяют понятие денежного содержания государственного служащего Оренбургской области, которое так же как и денежное содержание федерального государственного служащего включает в себя месячный оклад с присвоенным ему классным чином гражданской службы и дополнительные выплаты, к которым в том числе относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (подпункт 6 пункта 4 статьи 46 Закона Оренбургской области "О государственной гражданской службе").
В судебном заседании установлено и прокурором не оспаривалось, что Оренбургская область дотационной не является, финансирование гражданской службы Оренбургской области осуществляется за счет средств областного бюджета.
На основании вышеназванных норм федерального законодательства и Закона Оренбургской области "О государственной гражданской службе" следует вывод, что Губернатор Оренбургской области был вправе утвердить Правила исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих и определить в этих Правилах, что при исчислении денежного содержания государственного гражданского служащего Оренбургской области на период нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске и при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск, дополнительно учитывается единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Следовательно, доводы прокурора о том, что оспариваемые положения Указа Губернатора Оренбургской области нарушают принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации являются ошибочными.
Ссылка прокурора на несоответствие оспариваемого Указа Губернатора Оренбургской области Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" является несостоятельной, поскольку это постановление регулирует порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и на государственных гражданских служащих субъекта Федерации не распространяется.
Согласно части 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Абзац 1 пункта 4 Указа Губернатора Оренбургской области от 26 ноября 2007 г. № 159-ук не содержит положений, которые вступают в противоречие с федеральным законодательством, поэтому у суда нет оснований для признания не соответствующими федеральному законодательству оспариваемой нормы.
На основании изложенного, требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Оренбургской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзаца 1 пункта 4 Правил исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Оренбургской области, утвержденных указом Губернатора Оренбургской области от 26 ноября 2007 г. № 159-ук (в редакции от 16 августа 2011 года) в части наличия в нем фраз: "и при исчислении компенсации за неиспользованный отпуск" и "единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.
Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2011 г.

Судья
Оренбургского
областного суда
О.В.ХАКИМОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru